Page 1 of 3 123 LastLast
Results 1 to 7 of 17

Thread: Еврейская община в Армении

  1. #1
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    45

    Post Еврейская община в Армении

    Краткая историческая справка о евреях в Армении

    Отрывистые исторические документы указывают на то, что существование первых евреев в Армении относится к временам правления царя Ирода в Израиле и царя Тиграна II в Армении. Средневековый армянский историк Мовсес Хоренаци утверждает, что Тигран II поселил многих иудейских пленников (по некоторым источникам около 300000) в городах Армении. Евреями, в основном, были заселены территории, близ лежащие к озеру Ван. В последствии, эти территории были выкуплены купеческим родом Шимона Пократа, и стали местом бурного развития еврейской общины. В армянской художественной исторической литературе есть упоминания о проживании евреев в местности Вагаршапат (совр. название Эчмиадзин). Среди вассальных царей, назначенных римлянами, следует упомянуть представителей династии Ирода – Тиграна IV (ок. 6 в н.э.) и Тиграна V (60-61 н.э.) в Великой Армении и Аристобула (55-60 н.э.) в Малой Армении.

    Когда персидский шах Шапур II предпринял массовое насильственное выселение жителей армянских городов в Иран (360-370 н.э.), значительная часть городского населения (около 500000 семей) состояла из евреев. Талмудическая ученность была слабо развита в Великой Армении, хотя в Иерусалимском Талмуде (Гитин 6:7, 48а) указан ученный раввин Армении -Яков Армянин.

    В конце 19 века и, вплоть до начала 20 века, имеются фиксированные данные о проживании евреев в Эриваньской губернии. Евреи того периода были представлены двумя общинами: выходцами из Польши (ашкенази), и выходцами из Персии.

    Обе общины были представлены религиозными людьми, на что указывает наличие молельного дома (шул) у ашкеназов, и отдельно отстроенной синагоги персидских евреев, которая называлась «Шейх Мордехай».
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  2. #2
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    45

    Red face

    История Еврейской Религиозной Общины Армении


    Современная еврейская община на 99 % представлена евреями, приехавшими в Армению из разных республик бывшего СССР. Первые поселенцы приехали в середине 30-х годов, после чего, в годы Второй Мировой войны, в Армению эвакуировались евреи, в основном из Украины.

    В послевоенные годы община пополняется физиками, геологами, химиками, которые приезжали, либо были приглашены, для развития различных отраслей науки в Армении.
    Последующий массовый приезд евреев в Армению относится к началу семидесятых годов - времени “рефюзников” (отказников), которые, в дальнейшем, в середине 80-х годов уезжают в Израиль.
    Демократические изменения в Советском Союзе, и дальнейший его развал, стимулировали активизацию национального движения.

    - В конце 80-х годов создается фиксированная группа (И. Улановский, Г. Бурштейн, А. Стольберг, В. Вайнер, Б. Ланштейн) - учредителей организации “АРЕВ”- организация армяно-еврейских культурных связей. Именно эта группа в 1991 году учреждает еврейскую общину Армении (сопредседатель Г. Бурштейн и И. Улановский) и культурный центр “Тхия” (председатель А. Стольберг). В дальнейшем (в середине 1992 г.), «Тхия переименовывается в Еврейский Культурный Центр «Менора» (президент В.Вайнер).

    - В 1991 году была открыта первая в Армении национальная Воскресная Школа «Тора Ор», действующая по сегодняшний день.

    - В 1992 году, в Комитете по делам религий при президенте РА, регистрируется Еврейская Религиозная Община Армении - ЕРОА (председатель Г. Бурштейн).
    В начале 1993 года был создан объединительный Совет евреев Армении (председатель Г. Бурштейн, а в дальнейшем В. Вайнер).

    - В самые тяжелые годы экономической блокады Армении (с середины 1992 по 1994 г.г.), ЕРОА и ЕКЦ нарабатывают, и привлекают в Армению гуманитарную помощь, а также, совместно с Еврейским Агенством «СОХНУТ», помогали в вопросе выезда евреев в Израиль.

    - В 1995 году Г. Бурштейн возвращается в Армению в качестве Главного раввина Армении, посланника Любавичского Ребе, а также официального представителя Фонда помощи в возрождении еврейских общин на территории СНГ «Ор Авнер Хабад Любавич».

    В том же году, раввин Бурштейн приобретает, при спонсорской поддержке г-на Л. Ройтмана, здание под еврейский религиозный общинный Центр Армении «Мордехай Нави».

    - В декабре 1999 года ЕРОА явилась соучредителем, а в настоящее время действительным членом, Федерации Еврейских Общин стран СНГ.
    Главный раввин Армении Гершон Меир Бурштейн является:
    - членом Совета раввинов стран СНГ
    - членом Совета раввинов Европы
    - наблюдающим раввином от американского объединения по Кашруту “OU” на территории Армении.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  3. #3
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    45

    Thumbs down

    Еврейская община Армении занимает одно из центральных мест в еврейском мире - главный раввин Армении

    Еврейская община Армении занимает одно из центральных мест в еврейском мире, заявил в четверг журналистам в Ереване главный раввин Армении Гершон Меир Бурштейн.

    "Лет двадцать тому назад Армения была «белой картой» в плане знания о еврейской общине в республике. Сегодня же еврейская община Армении занимает одно из центральных мест в еврейском мире", - сказал Бурштейн.

    Он отметил также растущий интерес к Армении еврейского бизнеса.

    Товарооборот Армении с Израилем в 2006 году составил около $194,3 млн. или 6,1% от общего объема внешнего товарооборота. Экспорт из Армении в Израиль составил $106,6 млн., импорт-$87,8 млн.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  4. #4
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    45

    Thumbs down


    Как евреи попали в Армению

    В первом веке д.н.э. армянский царь Тигран Великий (95-55 д.н.э.) отправился штурмовать палестинский город Птолемаиду, чтоб отомстить Клеопатре за преступление ее сына Диониса против своего отца Арташеса Первого. В город царь Тигран, однако, так и не вошел, а вернвшись в Армению, захватил с собой пленных иудеев. Он поселил их в Армавире и в селении на реке Касах,передает "Hetq Online".

    Этот отрывок из «Истории Армении в трех частях» Мовсеса Хоренаци - первое упоминание о евреях в Армении. Второе массовое прибытие евреев, по утверждению средневекового армянского историка, произошло, когда из двух претедентов на иудейский престол – Антигона и Гиркана – армяне решили поддержать первого. Антигон победил, а иудеев, плененных во время кампании, Тигран приказал поселить в городе Шамирам (Ван).

    По некоторым источникам, их было около 300 000. Впоследствии, эти территории были выкуплены купеческим родом Шимона Пократа, и стали местом бурного развития еврейской общины. До сих пор иногда можно услышать мнение, что выходцы из Вана – потомки тех евреев. Мнение, впрочем ни на чем не обоснованное.

    Тот же Хоренаци рассказывает, что при мифическом царе Грачия в Армении жил иудейский купец по имени Шмбат. Хоренаци утверждает, что от Шмбата происходит род Багратуни.

    Это - отрывочные сведения о самых первых евреях, появившихся на армянской земле. Однако никакие старинные еврейские поселения не сохранились до наших времен. Хотя недавно в селе Ехегис в марзе Вайоц Дзор было обнаружено еврейское кладбище, а также мельница и утварь 11-13 веков. Ученые из Иерусалимского университета изучают находки: пока неивестно, каким образом евреи появились в этих краях, были ли они потомками иудеев, которых привел в Армению Тигран Великий или появились позже.

    С 1840 года в Эриванской губернии существовали две еврейские общины: выходцы из Европы (в основном, Польши) – ашкенази и из Персии – сефарды. Известно, что сефарды имели синагогу «Шейх Мордехай», которая простояла до 1924 года.

    В начале 30-ых годов этих евреев осталось всего несколько десятков.

    Подавляющее большинство проживающих сейчас в Армении евреев – ашкенази. В основном, это люди, приехавшие в Армению из разных республик бывшего СССР. Первые поселенцы приехали в середине 30-х годов, после чего, в годы Второй Мировой войны, в Армению эвакуировались евреи.

    Последующий массовый приезд евреев в Армению был в начале семидесятых годов, когда антисемитизм стал негласной политикой советского союза. Гонения против евреев проводились не в виде репрессии, а более «гуманными» методами: евреев не принимали на работу, для них были закрыты некоторые учебные заведения. Это приводило к тому, что многие пытались уехать на свою историческую родину, им не разрешали, а подав документы в ОВИР, они становились «отказниками».

    Вот многие из этих опальных и поддались в Армению. Почему в Армению? Да потому, утверждают члены еврейской общины в Армении, что к евреям тут относились хорошо и проблема антисемитизма не существовала.
    Во время «перестройки» большая часть этих людей - «семидесятников», как их называли, уехала в Израиль.

    Следующий массовый отток евреев и их армянских членов семьей был в 1992-93 годы, когда Армения вследствие Карабахского конфликта находилась в блокаде.

    Главный раввин евреев, живущих в Армении рассказывает, что большинство людей, уехавших тогда, в ординарных условиях и не подумало бы о выезде; они были обеспечены, среди них было большое количество врачей, инженеров, предпринимателей, людей, занятых в сфере компьютерных технологий.

  5. #5
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    45

    Thumbs down

    Еврейская Община

    Среди приезжих «отказников» были активные семьи, особенно, молодые, которые устраивали сборы соотечественников в своих домах. Затем несколько активистов в конце 80-ых создали общество армяно-еврейской дружбы «Арев» , чьей целью было собрать вокруг себя армяно-еврейскую интеллигенцию . Оно было «присказкой» к созданию еврейской общины, которая официально зарегистрировалась в 1991 году, под сопредседательством Герша Бурштейна и Игоря Улановского. В том же году была открыта первая в Армении национальная воскресная школа «Тора Ор».


    Так как общественным организациям в Армении запрещается заниматься религиозной деятельностью, через год была зарегистрирована Еврейская религиозная община, председателем которой стал Герш Бурштейн.

    Число евреев, живущих в Армении, колеблется между 800-900 человек. Евреи в основном сконцентрированы в Ереване, Ванадзоре, до землетрясения в Гюмри. В Севане есть община иудеев, русских по национальности. Их осталось совсем немного, в основном это пожилые люди.

    Еврейская община действует на пожертвования американских спонсоров и частных лиц.
    Организация «Джойнт» посредством Еврейской религиозной общины организует культурные программы, продовольственную и медицинскую помощь пожилым. «Сохнут» занимается делами желающих репатриироваться в Израиль.

    Живущее сегодня в Армении еврейство на 99% состоит в смешанных браках: в основном жены еврейки, мужья армяне.
    Председатель Общественной организации еврейской общины Армении Римма Варжапетянприехала в 70-ом году с Украины, где вышла замуж за армянина.

    Член общины Валерия Карлинская – Флджян из семьи польских евреев, переехавших в Грузию еще до револлюции. Ее дедушка основал в Тбилиси две фабрики: одна производила халву, другая – растительное масло. После револлюции их большой дом и фабрики национализировали. Хотя надпись «Карлинский» на фасаде двухэтажного дома сохранилась и поныне. Валерия вспоминает свой дом в Тбилиси, где рядом жили представители несколькох национальностей и ни о какой вражде между ними и слова не могло быть. После окончания института специалист французского языка Валерия Карлинская вышла замуж за армянина Дональда Флджяна и переехала в Ереван.

    Хотя у евреев и армян много общего, но многие традиции - прямо противоположные. Например, у армян национальность определяется по отцу, а у евреев – по матери. Интересно, как разбираются с национальной принадлежностью в еврейско-армянской семье?

    - У нас в семьях в этом смысле полный лад, - смеется член общины Аделина Лившиц, которая приехала в Армению с Одессы и замужем за армянина.- Мы считаем наших детей евреями, наши мужья считают их армянами.
    - А вообще, если серьезно, - говорит она, - пусть наши дети достигнут 18-летия и сами определятся. Вот моя дочка живет в Израиле, и чем дольше она живет там, тем больше чувствует себя армянкой.

  6. #6
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    45
    Память о трагедии нестираема



    Вчера члены еврейской общины Армении собрались у Памятника жертвам Холокоста и Геноцида, чтобы отметить День Памяти Катастрофы и Героизма.

    Как сообщает агентство еврейских новостей,мероприятие было организовано еврейскими организациями Армении.

    Дань уважения и скорби пришли отдать люди различных национальностей и религиозных конфессий. Среди них – раввин Бен Барбер из Нью-Йорка, епископ из США – Бишоп Виген Айвазян, представитель Республиканской партии Армении - депутат Национального Собрания РА Армен Ашотян, представители национальных диаспор, проживающих ныне в РА.

    Болью звучала в каждом выступлении тема гибели шести миллионов невинных жертв, погибших в застенках фашистских концлагерей. Нет оправдания этим нечеловеческим преступлениям. Их нельзя стереть из нашей памяти.

    "Я надеюсь, что с Б-жьей помощью мы прозреем до того, чтобы понять, что только лишь на основе мира, уважения и любви друг к другу мы сможем не только избежать новых трагедий, но также сможем привести мир к его цветущему будущему", - отметил в своем выступлении главный раввин Армении Герш Меир Бурштейн.

    Каждый из выступавших зажигал одну из шести поминальных свечей, установленных у подножия Памятника. Многие из присутствующих не сдерживали своих слез – таков был эмоциональный накал Йом а-Шоа в Ереване.

    В завершении церемонии главным раввином Армении Гершем Меиром Бурштейном и раввином Беном Барбером были прочитаны поминальные молитвы.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  7. #7
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    45
    Гость еврейской общины Армении



    Вчера еврейскую общину Армении посетил представитель "Сохнута" Борис Теплицкий, который является координатором программы “Еврейское самосознание и еврейская самоидентификация” по странам Закавказья и Центральной Азии,об этом передает агентство еврейских новостей Федерации еврейских общин России.

    Борис Теплицкий провел беседы по темам Исхода и 40-летия шестидневной войны, результатом которой стал объединенный Иерусалим.

    Для многих членов еврейской общины Армении тема Исхода, рассматриваемая с позиции изложения ее в Торе, явилась очень познавательной. Сам рассказ сопровождался показом диапозитивов.

    Члены общины долго не расходились и обсуждали услышанное. Многие выразили желание, чтобы такие встречи повторялись почаще.


    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Армянская община Ливана
    By Амиго in forum Diaspora
    Replies: 8
    Last Post: 14 Dec 07, 17:51
  2. Езидская община Армении
    By Амиго in forum Diaspora
    Replies: 18
    Last Post: 25 Sep 07, 20:49
  3. Ассирийская община Армении
    By Амиго in forum Diaspora
    Replies: 5
    Last Post: 01 Aug 07, 21:27
  4. Армянская Община Ирака
    By Амиго in forum Diaspora
    Replies: 14
    Last Post: 30 Jul 07, 19:02
  5. Еврейская Библия
    By Амиго in forum Religion
    Replies: 2
    Last Post: 12 Dec 06, 14:09

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •