Иисус Христос с точки зрения других религий
Иудаизм
В Талмуде упоминается проповедник по имени Иисус из Назарета, но он жил в середине 2 в. до н.э., поэтому сомнительно, относятся ли они к Иисусу христианства. Документирование исторического Иисуса в иудаизме отсутствует. Иногда Иисус отождествляется (вслед за античным философом Цельсом) с Йешу бен Пантира, сыном римского солдата Пантеры или Пандиры и парикмахерши (завивающей волосы женщинам (מגדלא נשיא — отражение прозвища „Магдалина“?) Мирьям ([3]). Современный французский историк Рожер Амбелен предполагает, что отцом Иисуса был вождь еврейских мятежников Иуда Галилеянин, но это не имеет явных обоснований.
В любом случае, иудаизм отрицает приписывание Иисусу статуса Мессии. С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (Танахе) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Мессии будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
И перекуют [все народы] мечи на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.
(Ис.2:4)
Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Мессии прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.
Поскольку этого ещё не произошло, иудаизм не признаёт Иисуса Мессией
С точки же зрения христианского богословия, окончание войн будет последствием второго пришествия Мессии, (т.е. при своём Втором пришествии Иисус выполнит еврейские пророчества о Мессии) в то время как после первого прихода должны быть войны, разрушение Иерусалима и Храма и утверждение нового завета (на основании Дан.9:26,27). Разрушение Иерусалима и Храма римлянами в 70 году, вскоре после распятия Иисуса римлянами, возникновение христианства как религии Нового Завета, рассматривается христианами как исполнение цепи пророчеств Даниила (Дан.9:25—27) о Мессии:
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя».
Иудаизм считает такое понимание Даниила (и особенно вписывание в текст Книги Даниила, жившего за пять столетий до н.э., имени "Христос") ложным.