Насколько я знаю, последний раз российская музыкальная общественность имела возможность познакомиться с современной армянской музыкой (классика не в счет) много лет тому назад, еще до развала СССР. После этого в России звучит лишь музыка в исполнении музыкантов с фамилиями на "-ян", но имеющих мало отношения к сегодняшней Армении, и следственно, не представляющих музыкальную культуру своей исторической родины. Или другой вариант - выступают лишь те артисты из Армении, которые имеют крепких друзей и крепкие связи в России, без учета их творческих заслуг и достижений. Ну, и наконец, третий вариант - артисты приезжают по приглашению армянской диаспоры, вкусы которой не сильно отображают то, что происходит в русле жанра.
Цель моей "презентации" - познакомить российского, и не только, любителя музыки с современным положением дел в армянском роке, джазе, эстраде и прочих популярных жанрах музыки.
Итак, начнем с попсы. В столице Армении, полуторамиллионом Ереване, как наверное, и везде, существуют ведущие "конюшни" по выращиванию и раскрутке попсовиков - Студия "Ардзаганк" и Государственный театр песни. Первый центр занимается легкой, массовой, чисто танцевальной попсой стиля Димы Билана и Глюкозы. Их артисты разъезжают по городам республики, поют во дворцах культуры, на дискотеках, сборных концертах, в ресторанах, записывают и продают свои альбомы пачками. Их поклонники и потребители - тинэйджеры, их слушают в машинах и на оптовых рынках, по радио. Наиболее раскрученные из них - Арман Бардумян, Арпине Бекджанян, Самвел Цовак.
Второй "производитель" ужасно гордится тем, что выращивает "серьезную попсу". Насколько она действительно серьезная, сказать трудно, но артисты этой группы выступают на телевизионных новогодних "огоньках", крупных концертах, на центральных сценах столицы и редко "опускаются" до дискотек и клубов. В массе своей они поют пафосные песни о трагической любви или патриотического содержания, своего руководителя и директора Театра композитора Артура Григоряна (Долго думал с кем бы их сравнить, но никого кроме типа и уровня Меладзе и Ветлицкой вспомнить не мог. А чтбы вы представили песни, то лучше всего вспомнить песню, которую сейчас на всех концертах поет Долина с Панайотовым). К именитым представителям этой когорты следует отнести Вардуи Варданян, Арсена Сафаряна, Ирину Малхасян, Анну Арменакян и других.
Излишне говорить, что руководство этих двух центров исподлобья глядит на соперника, а артисты в открытую презирают членов конкурирующей фирмы.
Есть и третья группа исполнителей, не принадлежащая, по крайней мере, официально, ни к одному из центров, и может быть поэтому наиболее интересны. Это Арамо (армянский вариант Эл Джерроу), которого любители музыки со стажем может быть вспомнят по фестивалю в Юрмале 20-летней давности, где он завоевал первую премию, Артур Испирян (сильно смахивает на Стиви Уандера), Айко (ну, этот, наверное, хотел бы, чтобы его сравнивали с Хулио Иглесиасом), молодой человек, выступающий в маске и, соответственно, под псевдонимом Мистер Х (в данном случае одним "прототипом" не отделаться: это и Синатра, и Иглесиас, вместе взятые. А если серьезно, то парень обладает уникальным голосом "а ля" Руссос и уже добился огромной популярности в Армении, США и Франции). Что касается женского вокала, то здесь безраздельно властвует Шушан Петросян с голосищем, позволяющим ей петь как негритянский спиричуэлз и оперные арии, так и качественную эстраду. После нее можно назвать нежную Кристине Пепелян, согласно опросам, являющуюся самой популярной певицей года и самую смелую (она первая из армянских певиц снялась для армянского же глянцевого журнала в весьма откровенном виде) поп-исполнительницу Армине Нагапетян. Вот, пожалуй и все на этом фронте.
Рок. Тут дело похуже будет. Дело в том, что тяжелый рок в Армении никогда не был особо популярен - конечно, его слушали, но почти не играли. Все старые группы - Ардзаганк, Тесилк, Ралли, Бамбир, Апостолы - старались играть свою собственную музыку, основанную на армянском мелосе, уделяли много внимания текстам песен, и поэтому больше были похожи на Машину времени, чем, на, скажем, Черный кофе. Кроме того, в Армении всегда больше ценилась песня, а поэтому выигрывали те коллективы, которые уделяли больше внимания мелодии, лирике, чем технике исполнения, электронным примочкам, запилам и всем прочим популистким атрибутам рокеров. Потом в жизни рока наступил перерыв и вот, лишь лет 10 тому назад в Ереване вновь стали появляться рокеры.
Сегодня, чтобы сосчитать рок-коллективы, достойные нашего с вами внимания, пальцев на руках будет более, чем достаточно. Это Сард, беспардонно работающий под Rammstein (кстати, ребята недавно гастролировали в России), Тесилк, играющих коммерческий рок (типа Bon Jovi и Europe), Бамбир-2, как и их отцы ("Бамбир") - серьезный коллектив, играющий оригинальный материал, с ярковыраженной армянской базой (группа была призанна лучшей рок-группой по итогам 2004 года), Минерал - очень талантливый коллектив с большим творческим потенциалом, собственным творческим лицом, но роковым в чистом виде не являющийся. Это, скорее, то, что раньше называлось вокально-инструментальным ансамблем. Ну, и наконец, группа Саквояж, играющая чисто армянскую музыку с активным использованием армянских народных инструментов, ритмов и гармоний. Наиболее молодая, но безусловно, наиболее интересная группа, явно достойная более пристального внимания.
Что касается электронной музыки, диджейского движения и всего такого прочего, то тут ловить нечего. Несколько доморощенных "спецов" в этой области погоды не делают. Конечно, они играют в трех-четырех крутых дискотеках - "Астрал", "StarTime", 'Relax', но всерьез говорить об этом не стоит. Больше похоже на баловство и самодеятельность: Приблизительно то же можно сказать и о рэпе.... Появилась, правда, одна команда - Hay Thek ("Армянские парни"), которые на что-то похожи, но мне кажется, что это разовый взлет.
Зато больших успехов и популярности добились армянские барды. Их много, они достигли хорошего уровня, их очень любят и уважают в республике. Для ориентира следует назвать "папу" бардовского общества Рубена Ахвердяна, не менее именитого Артура Месчяна и их более молодых, но, тем не менее, очень популярных коллег - Эдуарда Зорикяна и Армена Мовсисяна. Ну, и наверное, следует здесь же упомянуть и рокера-барда, певца, гитариста и композитора Ваана Арцруни, который внешне (не лицом, а саундом) напоминает Гребенщикова. На этом позвольте завершить вводный курс в мир сегодняшней армянской популярной музыки. Конечно, надо оговориться, что в таких узких рамках очень трудно охватить и описать всех заслуживающих внимания исполнителей и воздать им должное, - а кроме того, прошу не забывать, что это сугубо мое личное впечатление и мнение, поэтому служить оно может лишь для ориентира: в качестве своеобразного путеводителя, а не официальной энциклопедии.