Арест Жирайра Сефиляна и Вардана Малхасяна вызвал много комментариев. Как известно, руководитель организаций "В защиту освобожденных территорий" и "Объединение армянских добровольцев" подполковник запаса, герой Карабахской войны, кавалер Боевого Креста I степени Жирайр Сефилян и член политсовета партии "Родина и честь" Вардан Малхасян были арестованы сотрудниками Службы национальной безопасности 10 декабря. Против них возбуждено уголовное дело в соответствии с признаками 301-й статьи УК (публичные призывы к насильственному свержению конституционного порядка). По решению суда, мерой пресечения в их отношении выбран двухмесячный арест.
Согласно заявлению пресс-центра Службы национальной безопасности Армении, созданная Жирайром Сефиляном и рядом его сторонников организация "Объединение армянских добровольцев" планировала "своими скоординированными действиями подтолкнуть оппозицию к неповиновению и столкновениям, при этом планировалось также оказать давление на политические оппозиционные структуры для того, чтобы последние осуществили противоправные действия против властей Армении".
А на днях уже сама организация "В защиту освобожденных территорий" распространила тексты выступлений Жирайра Сефиляна и Вардана Малхасяна на конференции инициативы "Объединение армянских добровольцев" 2 декабря. Судя по выдержкам из этих выступлений, уже опубликованным в газетах, обвинение в призывах к насильственному свержению конституционного строя, выдвинутое Сефиляну и Малхасяну, действительно обоснованно.
Приведем и мы выдержку из выступления Вардана Малхасяна: "Видя реальность, видя положение в стране, должны приходить к выводу о том, что власть в стране передана врагам. Все выводы сводятся к тому, что они - замаскированные враги. Те, кто притесняет армянский народ, вынуждает людей уезжать на чужбину, ведет армяно-турецкие переговоры, чтобы открыть границу, ведет с врагами торг землями, освобожденными ценой жизни и крови тысяч ополченцев, - внутренние враги. Они - отбросы преступного мира и внутренние враги, поэтому спасение армянского народа в том, чтобы как можно скорее избавиться от них. Если цель чиста и благородна, носит патриотический характер, значит, не надо проявлять щепетильность в выборе средств. Используя любые средства - оружие, вооруженную борьбу, мятеж, надо как можно скорее избавиться от этих замаскированных турок, у которых только фамилии армянские. . . Продажа родины, которую осуществляют Серж и Кочарян. С ними надо бороться их же методами - кровью, огнем по врагу. . . Всеми средствами, всеми методами. Страну захватил враг. Нам надо освободить страну, всеми средствами".
Выступление Жирайра Сефиляна было более взвешенным, но. . . и в нем без особого труда можно найти определения, подводящие под уже упомянутую статью УК. Например, следующее: "Я уже имел повод заявить через прессу о том, что тому, кто осмелится уступить землю, мы голову разобьем, мы его взорвем. . . " Заметим, что подобные заявления Жирайр Сефилян делал далеко не в первый раз.
Как уже отмечали, выступления Малхасяна и Сефиляна вызвали много комментариев. Нам больше всего понравилась одна реплика газеты "Аравот", где, не оспаривая справедливость предъявленных Сефиляну и Малхасяну обвинений, отмечается, что подобные призывы, пусть в несколько ином изложении, не раз звучали и со стороны многих других оппозиционных деятелей. Газета вспоминает Ара Саакяна, который заявил: "Армении нужно новое движение, мятеж". На вопрос: какой мятеж он имеет в виду - в том числе и вооруженный? - г-н Саакян ответил: "Любой. Такую власть надо устранять, уничтожать". Газета вспоминает Виктора Даллакяна, который на митингах неоднократно говорил, что надо сломать хребет власти. Список "Аравот" можно без труда продолжить, вспомнить и Аршака Садояна, и Арама З. Саркисяна.
А вот, к примеру, заявление руководителя партии "Родина и честь" Гарника Маргаряна уже после арестов Сефиляна и Малхасяна: "Пусть услышат преступный президент, министр обороны - арестами не напугать наши ряды, они не возымеют психологического воздействия на нас. Комитеты защиты политзаключенных будут созданы во всех областях Армении. Та следственная группа, та волчья стая, которая попытается ночью, в нарушение закона ворваться в дома людей без оснований, получит ответный удар. Это решение организаций "Родина и честь", "Честь офицера". Только в одной области мы имеем 1150 человек, все они вооружены. Не надо играть с огнем". Так почему же Сефиляна с Малхасяном задержали, а Даллакяна с Саакяном - нет? У "Аравот" на этот счет мнение, что разница лишь в том, что заявления Даллакяна и Саакяна звучали не на закрытых встречах с участием главным образом ветеранов Карабахской войны.
Хотим несколько развить эту мысль. Давайте действительно согласимся с тем, что зачастую не так важно, что говорится, сколько то, кто именно говорит и с какой целью. Это гораздо важнее, и, представляется, в определенной степени Жирайр Сефилян и стал заложником своего имени.
Давайте согласимся, что если бы что-либо подобное словам Сефиляна было сказано нашими оппозиционными политиками, то еще большой вопрос, обратили бы на это внимание наши спецслужбы или нет. И даже если бы обратили, то отношение, вероятно, было бы примерно такое: "Плюнуть и растереть". Но все дело в том, что Жирайр Сефилян не политик в том смысле, в каком оно часто употребляется в Армении. То есть не болтун, у которого язык без костей.
Жирайр Сефилян - совсем другое дело. Его заслуги перед родиной неоспоримы. Его любят друзья и уважают недруги. В возглавляемом им объединении "В защиту освобожденных территорий" много истинных патриотов. Лично я почел бы за честь называть многих членов этого объединения своими друзьями. Но быть патриотом своей страны - вовсе не значит быть безошибочным и не освобождает от ответственности перед законом и государством.
Заметим также, что к мнению Жирайра Сефиляна прислушиваются с особым вниманием не только потому, что он один из тех людей, кто имеет право на свой голос, но и потому, что Сефилян из породы людей, которые привыкли принимать решения и привыкли держать слово. А значит, и спрос с него гораздо строже.
За прошедшие после ареста несколько дней имя Сефиляна уже объединяет в его защиту сторонников не только в Армении, но и за ее пределами. Как недавно сообщил один из сторонников Сефиляна Армен Агаян, помимо созданных в Ереване, Шираке и Арагацотне комитетов "В защиту Жирайра Сефиляна" аналогичные комитеты организованы и в армянской Диаспоре: в Бейруте, Монреале, Торонто и Лос-Анджелесе. Комитеты уже провели акции протеста перед Посольством Армении в Канаде и консульством в Лос-Анджелесе с требованием освободить Ж. Сефиляна и предоставить ему гражданство Армении.
Стоит ли удивляться, что заявления, в очередной раз озвученные Сефиляном и его соратниками во время закрытого для прессы собрания "Объединения армянских добровольцев", насторожили власти? Не говоря уже о том, что ответ на вопрос, были ли против Сефиляна другие улики, сегодня знает. . . только сама СНБ.
Честно говоря, мне кажется, что Жирайр Сефилян действительно мог в какой-то момент стать заложником своего имени, собственных заявлений и жизненного пути. И если сегодня его друзья искренне негодуют и сожалеют о произошедшем, полагаем, было бы гораздо хуже, если бы герой Карабахской войны Жирайр Сефилян вдруг оказался на скамье подсудимых по совершенно другим обвинениям. Как это в свое время, к несчастью, "вдруг" произошло с Самвелом Бабаяном.
P. S. Уважать Жирайра Сефиляна, конечно, не значит во всем с ним соглашаться. Известно, что главная причина оппозиционности Жирайра Сефиляна действующим властям заключается в вопросе будущей судьбы тех самых территорий, которые одни называют оккупированными, другие - буферными, а большинство из нас называют освобожденными.
Конечно, вопрос территорий - самый больной вопрос армянской дипломатии. На этот счет есть две принципиальные позиции. Одна заключается в том, что контролируемые территории - самоцель, сверхзадача и уступать контроль над ними нельзя ни в коем случае. Другая позиция заключается в том, что пресловутые территории - не цель, а средство. Средство построения не только сильного и независимого государства под названием Республика Армения, но и построения сильной, независимой и международно признанной государственности Арцаха. Какая из этих позиций в конечном итоге восторжествует - покажет время. Предстоит еще много дебатов по этой самой больной составляющей карабахской проблемы. Как недавно вновь заявил президент НКР Аркадий Гукасян, вопрос территорий должен быть решен только путем учета волеизъявления всего народа. Представляется, что это единственный возможный подход к проблеме. Когда настанет время.
Статья из обществнно-политической газеты "Голос Армении"