Для Св. Татеваци усопшие похожи на человека, который отправляется в дальние края, и где из-за долгов попадает в тюрьму. Будучи в тюрьме, он посылает письмо своим любимым, с надеждой, что они выплатят долги и освободят его...

Так и усопшие, отправляясь в «дальние края» имеют множество долгов – грехи множественные, и поскольку здесь не смогли искупить покаянием, то там и подавно не смогут, ибо там нету искупления и покаяния. Поэтому устами пророка взывают к нам: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня.» Иов 19:21.

А то, что говорит «рука Божия коснулась меня» не о наказании вечном речь, а о руке Божьей, что есть назидание, Который Своей рукою бьет и опечаливает должников, которые имеют надежду на милость Божью в день Суда. «Поэтому и вопиют к нам, ибо помощь живых польза для усопших, как и просьбы сестер Лазаря помогли брату».

Итак, очень важно своими молитвами помогать усопшим, ибо если не поможем им, то после нашей смерти не помогут нам другие, как и сказал Господь: «и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:2).

Но самое главное, это молиться за своих усопших родителей, поскольку мы в долгах пред ними. Они родили нас, кормили обували, доброму научились от них и многое имеем от них.
«Итак, - обращается к верующим Св. Татеваци, - не ленитесь в молитвах за них, ибо родители из-за любви к детям обленились в делах покаяния и занялись делами житейскими, говоря ложь и собирая вещи, множество грехов совершили; и поэтому надо, чтобы долги их были выплачены молитвами (их) детей».

На это Св. Татеваци приводит пример их Второзакония 25 главы:
«5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею,
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: ""деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне"";
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: ""не хочу взять ее"",
9 тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: ""так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]""».

Итак, предки наши взяли в жены епитимию и умерли бездетными, т.е. не совершили дел покаяния. И поэтому надо, чтобы их близкие взяли их епитимию и родили бы им детей, т.е. сотворили бы дела покаяния. Но многие берут наследство, оставленное родителями, а дел покаяния за них не свершают, поэтому на Суде пред Господом и Святыми жена сия – епитимия, будет обвинять их, мол взяли все наследство, а меня не взяли ради усопших, и тогда снимит она обувь, что есть их честь и плюнет на их лицо, т.е. опозорит на площади великого Суда Христова.

«Кроме всего этого, усопший более вызывает жалости, чем всякий другой, - считает Св. Татеваци, - ибо отошел в безнадежное, не говорит, не просит, не находит, а лишь пред тобою лежит распростершимся с жалким лицом». И потому усопшие более нуждаются в милостыне и в помощи, чем остальные нищие, ибо не имеют ничего. Не будет им пользы от расскаяния, исповеди, ибо время прошло; теперь не время сеять, а пожинать.

Не имеют никакого утешения, кроме того, как говорит Евангелие: «и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.», ибо души успоших питаются крошками Ангелов, Святых и добрых людей, живущих на Земле; и крошки сии суть: добродетели, литургия, молитва и милостыня. И поэтому усопшие более нуждаются в милостыни и помощи.

В подтверждение этих слов Св. Татеваци приводит один пример: «Ибо написано, что два священника служили литургию, один за грешников, которые пребывают в миру, а другой за усопших, которые уже отошли. И среди них произошел спор, что лучше, литургия за усопших или же за живых?». Тот, что молился за живых, приводил свои причины, мол, живые более нуждаются в молитве, ибо всегда пребывают в испытаниях и в искушениях, и если умрут нераскаянными, то сразу же отойдут в ад.

А вот усопшие, уже дошли до дверей милостыни Господней, а если и есть какие то грехи, то можно искупить простыми молитвами и делами милостыни. Но второй священник думал не так, для него все грешники есть нищие, которые нуждаются в милостыне. Живой нищий имеет глаза, чтобы видеть, имеет руки, чтобы работать и имеет ноги, чтобы ходить, значит, он может творить дела епитимии, может исповедоваться и творить милостыню. А усопший нищий ничего не имеет и не может никак искупить своих грехов, и поэтому он более нуждается в молитвах и литургии.

Рассмотрим, за каких усопших полезно молиться, а за каких нельзя. Молиться надо за человека, прожившего на земле святую жизнь, но случайно впавшего в малые прегрешения, будь то душою, словом или телом, и поэтому посредством священнической молитвы можно и искупить эти прегрешения.

Также надо молиться и за человека, который, прожив жизнь в грехах, совершенно раскаялся и исповедовался, но из-за смерти не успел свершить дел епитимии, поэтому для него молитвы священника и литургия даруют искупление грехов. И поскольку он уже не может искупить своих грехов, то «долги его искупает Св. Церковь», как по просьбам сестер Лазаря, Господь воскресил последнего.

А вот за усопших, но «нераскаянных, неверующих и некрещеных инородцев не подобает и молиться», ибо не получат пользы и даже наоборот, молитвы и литургия повредят им и будут мучительны. И если священник из-за среролюбия будет служить литургию и молиться за нераскаянных, то все равно его молитвы не будут услышаны.
Итак, как можно помочь усопшим?

Как человека, заключенного в темницу, можно освободить четырмя способами, так и усопшим можно помочь:
1. Родные заключенного могут сами непосредственно пойти к царю, и сами же попросить у него освобождения, так и мы можем сами в своих молитвах просить у Господа о милости к нашим усопшим. Св. Татеваци советует говорить молитву «Отче наш» или же сказать: «Господи помилуй», или же любую другую молитву, ибо все они полезны для усопших.

2. Можно дать взятку приблеженным и любимцам царя, чтобы те сами попросили бы его. Так и мы можем дать «взятку» приближенным и любимцам Господа – бедным и бездомным, чтобы они молились за наших усопших, ибо «призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их» (Псал. 101: 18 ).

3. Можно нанять ходотаев, чтобы те просили, так и мы можем «нанять» священников, чтобы те молились за наших усопших и служили бы литургию.

4. Далее, можно заплатить в царскую казну, тем самым выкупить заключенного. Так и мы, можем за душу усопшего пожертвовать на Храм Божий - Церковь, как поступил Иуда Маккавеев, который пожертвовал Храму золото, чтобы молилсь за души усопших погибших на войне.

А вот кто не милует усопших, то есть не покрывает их долги, когда сам умрет, то все те молитвы и добрые дела, которые сотворят для его души, не помогут ему, а пойдут тому, кому он был должен.

Далее надо знать, что есть люди, похожие на хищных зверей, которые расскапывают могилы и съедают тела умерших, так и эти люди настолько немилосердны, что ни только не молятся за усопших, но злобно, своей хулою, в могиле воротят кости усопшего. Хулить усопших более грешнее, чем хулить живых, ибо против самой природы мстить усопшим. Так и воин, который пронзил копьем ребро Христа, поступил более зверственней, чем те, которые распяли.

Поэтому очень важно миловать усопшим, будь то духовно или телесно, чтобы Милостивый Бог помиловал их, простил все их прегрешения, а ныне упокоил их в свете и на месте упокоения. А в следующее пришествие Христа Бога нашего и Спасителя, вместе со всеми Святыми и любимыми имени Его, поставил бы их наследниками Царства Небесного. Аминь!

иеромонах Гевонд
Иерусалим