Булгаков Сергей Николаевич (1871--1944) -- философ, геолог, экономист; приверженец религиозно-идеалистической метафизики всеединства. За сравнительно непродолжительный отрезок времени прошел путь от атеиста до священнослужителя, от либерального экономиста до православного теолога. В юности -- "легальный марксист". Основное содержание ранних работ -- аграрные проблемы политэкономии. Профессор политэкономии в Киеве (1901--1906) и Москве (1906--1918). Член II Государственной думы (1907) от партии кадетов. В 1918 году профессор Булгаков принимает сан священника и становится о. Сергием. После свершения Февральской революции активный сторонник церковных преобразований, член Высшего церковного совета, непосредственно участвующий в работе по восстановлению патриаршества в России. В 1923 году эмигрировал. Жил в Праге, затем в Париже, где занимал пост профессора догматического богословия в Русском богословском институте. Вот наиболее значительные из принадлежащих его перу работ: "Капитализм и земледелие" (т. 1--2, 1900), "Два града. Исследование о природе общественных идеалов" (1911), "Свет невечерний" (1917), "Тихие думы" (1918), "Купина неопалимая" (1927), "О Богочеловечестве" (т. 1--3, 1933--1945), "Философия имени" (1953).
* * *
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871, г. Ливны Орловской губ. - 1944, Париж) - философ, экономист, богослов. Род. в семье священника. В 1881-1884 учился в Ливенском духовном уч-ще, в 1885-1888 - в Орловской духовной семинарии. Здесь Б. пережил религиозный кризис, закончившийся, по его словам, "утратой религиозной веры на долгие, долгие годы". В 1888 Б. поступил в 7-й класс Елецкой гимназии, по окончании к-рой стал студентом юридического ф-та Моск. ун-та, где изучал политэкономию и познакомился с марксизмом. В 1894 Б. был оставлен в ун-те для подготовки к профессорскому званию. В 1896 он опубликовал первую кн. "О рынках при капиталистическом производстве", написанную с марксистских позиций. В 1898 Б., находясь в научной командировке в Германии, познакомился с крупнейшими представителями социал-демократии - К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером и др. Однако беседы с Л.Н. Толстым, влияние Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева и воскресшая религиозная вера заставили его пересмотреть свое мировоззрение: "Вся моя умственная эволюция и все мои искания руководились стремлением упрочить и обосновать идеалы, от которых я ни на йоту не отказывался. Причина моего перехода от марксизма к идеализму заключается в искании того фундамента, на котором можно было бы утвердить эти идеалы". В 1901 Б. получил профессуру в Киеве, читал курс политэкономии. В 1903 издал новую кн. "От марксизма к идеализму" и стал вместе с Н.А. Бердяевым редактировать журн. "Новый путь".. В 1905 Б. основал в Москве Религиозно-философское общество памяти B.C. Соловьева. В это же время он получил известность как ведущий публицист. В 1907 был избран депутатом во II Гос. думу от Орловской губ., но активности не проявил. Он писал: "Становилось очевидно, что революция губит и погубит россию. Но не менее ясно было для меня тогда, что ее не менее верно губит и самоубийца на престоле, первый деятель революции Николай II". Участвовал в сб.: "Вехи", "Проблемы социализма", "Из глубины", т.е. во всех программных заявлениях либерализма. В 1910 вместе с Бердяевым и др. Б. организовал книгоиздательство "Путь", в к-ром вышли его основные работы "Два града" и "Философия хозяйства", а также читал лекции в Моск. коммерческом ин-те. Известие о начале первой мировой войны Б. воспринял с патриотическим энтузиазмом, но рев. принять не мог. Б. писал в "Автобиографических заметках": "Революцию я пережил трагически, как гибель того, что было для меня самым дорогим, сладким, радостным в русской жизни, как гибель любви". В 1918 Б. принял сан священника и был избран членом Высшего церковного совета. В 1919 Б. отправился в Крым за семьей, но вернуться в Москву не сумел. В Симферополе он стал профессором политэкономии и богословия в ун-те. Здесь им были написаны работы: "На пиру богов", "У стен Херсонеса", "Трагедия философии", "Философия имени". В 1920, когда красные взяли Крым, Б. не захотел эмигрировать, но "по причине священства" его исключили из числа профессоров, а в 1922 арестовали и выслали за границу. Из Константинополя он в 1923 переехал в Прагу, а в 1925 - в Париж. Был профессором богословия и деканом Православного богословского ин-та. В 1925- 1938 он совершил поездки по странам Европы и Америки. Много работал как богослов и пришел к выводу, что "единственно правильная верность своей родине - это жизнь в церкви". Богословские сочинения Б. (по мнению одного из исследователей, "верующего вольнодумца") повлекли за собой обвинения в ереси со стороны Моск. патриархии и зарубежной православной церкви. Как писал Б., "Чужой среди своих, свой среди чужих, а в сущности нигде не свой". С 1939 тяжело болел. Похоронен на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа около Парижа.