Художник как-то спросил Молдаванова:
- А надо ли жить долго?
Певец задумался. "В самом деле? - говорил его отрешенный взгляд. - Нужна ли человеку жизнь долгая? Не обернется ли она под конец тоской и мукой?.. Ведь жизнь хороша, когда человек здоров и полон сил, когда он способен приносить пользу другим".
Вечером к ним зашел профессор, и они задали ему тот же вопрос. Петр Ильич в раздумье присел на стул, вспомнил примерно такой же разговор с одной своей больной. Профессор, назначив ей лекарства, сказал: "Надо делать вот так, это продлит вашу жизнь". А женщина ему в ответ: "Да зачем же ее продлевать? И эту-то жизнь не знаешь, как прожить, а тут ее еще продлевать".
Великий русский писатель Л. Толстой в возрасте 82 лет писал в своей записной книжке: "В глубокой старости думают, что доживают свой век, а напротив, тут-то и идет самая драгоценная и нужная работа жизни и для себя и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна квадратам расстояния от смерти".
В самом деле, хорошо известно, когда люди в глубокой старости показывали пример вдохновенного труда, доставлявшего огромную радость и счастье и самим творцам, и окружавшим их людям. Так, Гёте в 82 года завершил своего "Фауста", Верди в 79 лет создал одну из своих лучших опер - "Фальстаф", а в 81 год - "Короля Лира", И. Павлов в 85-летнем возрасте выполнил ряд замечательных работ по высшей нервной деятельности и до конца дней продолжал работать руководителем одного из крупнейших коллективов ученых и своих учеников. Бернард Шоу в 90 лет писал блистательные статьи.
Следовательно, старость не обязательно означает немощность и беспомощность. Многое зависит от самого человека, от его интеллекта, от его желания и умения сохранить свои жизненные силы, не растратить их впустую на излишествах и в беспутной жизни; а с другой стороны, от культуры и гуманности общества, которое проявляет заботу о тех, кто в свое время работал для общества, часто самозабвенно, не считаясь ни с чем, отдавая людям свои силы и знания.
По тому, какой заботой окружены в стране пожилые люди, можно судить об интеллектуальном и нравственном потенциале самого общества, народа. Борьба за долголетие человека, за сохранение его полноценной жизни является не только проявлением гуманизма, но и высшего человеческого разума.
Современный человек, если он хочет сделать что-то для общества, должен долго и упорно учиться. Учеба в средней и высшей школе занимает пятнадцать-шестнадцать лет. Три года молодой человек отрабатывает как молодой специалист. Он может поступить в аспирантуру, через три-пять лет защитить кандидатскую диссертацию; затем вместе с практической работой лет десять у него уходит на докторскую диссертацию.
Эти годы он продолжает учиться и становится сформировавшимся специалистом в среднем в сорок - сорок пять лет, более тридцати лет затратив на учебу. По здравому смыслу он должен и других учить не меньше, чем тридцать -тридцать пять лет. А ведь очень часто докторскую диссертацию защищают в пятьдесят и даже позже. Успеют ли эти люди сполна отдать народу за свою многолетнюю учебу?! Если мы не можем старость обратить в молодость, то надо попытаться отодвинуть приближение старости, а саму старость сделать приятной, полезной. И главное - активной.
http://700mb.ru