Может ли несоблюдение условий Договора об обычных вооружённых силах в Европе привести к новым конфликтам на Кавказе?
Международное сообщество обеспокоено наращиванием военных бюджетов и милитаризацией стран Южного Кавказа – Армении, Азербайджана и Грузии, где темпы роста военных расходов на сегодняшний день уже в 20-40 раз превышают темпы роста ВВП.
На каждый миллион жителей Южного Кавказа приходится 75 танков и 85 артиллерийских установок. Примечательно, что у «больших» соседей региона - Турции, Ирана и России – на фиксированное число населения приходится гораздо меньше военной техники и вооружений. Если же учесть и вооружения, наличествующие в трех непризнанных республиках региона – Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе, эти показатели вырастают приблизительно на треть.
Однако милитаризацию региона следует рассматривать в более широком – глобальном – контексте. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, мировые расходы на военные нужды в прошлом году составили 1,2 триллиона долларов США, что на 3,5 процента превышает показатель года предыдущего.
Исходя из этого, напрашивается вывод: несмотря на завершение «холодной войны» и попытки обеспечить функционирование международно-правовой системы безопасности, большинство государств по-прежнему считают, что залогом их безопасности является прежде всего эффективная армия.
Военные расходы Армении 2007 года установлены на уровне чуть больше 271 миллиона долларов США, что соответствует 3,5 процента от ВВП страны. Бюджет определяется с учетом усматриваемых здесь военных угроз: реальной угрозы, исходящей со стороны Азербайджана, и потенциальной – со стороны Турции.
Армения отрицает утверждения о том, что она превышает квоты на вооружения, установленные для нее Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). (В частности, Азербайджан обвиняет Армению в содержании на территории Нагорного Карабаха не предусмотренных Договором вооружений. См. следующую статью).
Как заявляют местные чиновники, свои лимиты Армения соблюдает неуклонно, чем, по их мнению, способствует предотвращению новой гонки вооружений на Кавказе.
Однако многие эксперты именно Армению обвиняют в способствовании милитаризации региона. Поводом для таких утверждений стал перевод российского военного имущества с теперь уже несуществующей 62-ой военной базы в Ахалкалаки на российскую военную базу в Гюмри (север Армении).
В ответ представители армянских официальных структур заявляют, что основная часть ввезенного в Армению военного имущества состоит из транспортных средств и боеприпасов, а вся военная техника на базе в Гюмри является собственностью вооруженных сил России, а не Армении. По их словам, процесс перевода был абсолютно прозрачен и проходил при согласовании с грузинским руководством и в полном соответствии с квотами ДОВСЕ.
Наблюдая за тем, как Азербайджан год от году продолжает интенсивно наращивать свои расходы на оборону, Ереван заявляет, что это его сосед нарушает Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
Так, к началу 2006 года Азербайджан задекларировал 217 танков, а в течение минувшего года закупил в Украине и Беларуси 41 танк, таким образом превысив квоту ДОВСЕ на 38 танков.
«Насколько ОБСЕ и НАТО сумеют заставить Баку следовать установленным ДОВСЕ квотам, пока неясно, - сказал бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. - . В сложившейся ситуации очевидно, что Азербайджан должен либо выйти из ДОВСЕ, либо соблюдать его.
В Армении считают, что Азербайджан будет пытаться использовать свой увеличенный оборонный бюджет, укрепляемый за счет доходов от продажи нефти, для того, чтобы добиться односторонних уступок от армянской стороны на переговорах по мирному урегулированию конфликта из-за Нагорного Карабаха.
Однако, говорят здесь, большой военный бюджет при всей его значимости вовсе не является гарантией успеха в случае возобновления боевых действий.
Как бы то ни было, неправильно считать все военные расходы Азербайджана направленными против Нагорного Карабаха или Армении.
Значительную часть оборонного бюджета Азербайджан использует для финансирования своих военно-морских сил - огромный, богатый запасами энергоресурсов каспийский бассейн, часть которого принадлежит Азербайджану, уже сегодня является предметом межгосударственных споров, которые в будущем могут вылиться в серьезный конфликт. Часть своих войск Баку вынужден – также с целью отражения потенциальных угроз – держать на других территориях страны, как, например, на ее южной границе.
«В ответ на закупки Азербайджаном дорогостоящего наступательного вооружения армянская сторона отдает предпочтение более дешевым контрсистемам или оборонительным вооружениям, которые достаточно эффективны», - сказал военный эксперт, заместитель директора Кавказского института СМИ Сергей Минасян.
«[Армения] также разумно использует свое членство в Договоре о коллективной безопасности СНГ и союз с Россией. К примеру, в конце 2006 года Баку закупил у Украины дорогостоящие и современные истребители МиГ-29. Почти одновременно было объявлено о том, что российско-армянская группировка ПВО на территории Армении была оснащена новой системой, уже поставленной на боевое дежурство».
Свой вклад в поддержание высокого уровня милитаризации на Южном Кавказе вносят НАТО и Россия. Хотя в качестве оправдания этому можно сказать, что у обеих организаций - НАТО и Организации договора о коллективной безопасности СНГ – есть свое место в регионе, и отношения их носят характер скорее состязательной борьбы, нежели противостояния. В Армении к деятельности Альянса в регионе относятся с пониманием. Неоднократно на ее территории проводились военные учения НАТО.
Однако до сих пор относительная стабильность в регионе сохранялась во многом благодаря существующему военному балансу, краеугольным камнем которого является ДОВСЕ. В случае несоблюдения условий ДОВСЕ, система баланса будет нарушена, что приведет к дестабилизации и эскалации напряжения на Южном Кавказе, с сопутствующей угрозой возобновления боевых действий в зонах неурегулированных конфликтов.
Давид Петросян, политический обозреватель информационного агентства Ноян Топан, Ереван.