История древней и знаменитой армянской династии Орбели, давшей миру выдающихся ученых - академиков Левона (Леон) Абгаровича Орбели, Овсепа (Иосиф) Абгаровича Орбели и профессора Рубена Абгаровича Орбели - занимает особое место в истории отечественной культуры и науки XX века,передает газета «Голос Армении».
Исполняется 125 лет со дня рождения крупнейшего физиолога, генерал-полковника медицинской службы Л. А. Орбели. Он известен как выдающийся ученый и патриот, талантливый ученик И. П. Павлова, блестящий педагог, создатель крупнейшей отечественной физиологической школы.
Л. А. Орбели родился 7 июля 1882 года в селе Дарачичак (ныне г. Цахкадзор). После окончания Тифлисской классической гимназии с золотой медалью в 1899г. поступает, а в 1904 году оканчивает Петербургскую Военно-медицинскую академию и назначается врачом в Кронштадтский морской госпиталь.
По рекомендации И. П. Павлова Военно-медицинская академия посылает Левона Орбели в заграничную научную командировку. В Германии, Англии, Франции и Италии он выполняет ряд оригинальных исследований. В 1920 году Левон Орбели избирается профессором Первого Ленинградского медицинского института. И. П. Павлов передает своему талантливому ученику кафедру физиологии Военно-медицинской академии, бессменным начальником которой он был в 1943-1950 годы.
С именем Левона Орбели связаны установление новых закономерностей деятельности головного мозга и его регуляторных воздействий, фундаментальные открытия в области физиологии вегетативной нервной системы, дальнейшее творческое развитие учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности привело к созданию нового направления - эволюционной физиологии. Закономерности, установленные в его исследованиях, вошли в золотой фонд мировой биологической науки.
Результаты многолетних исследований Левон Орбели обобщил в фундаментальной книге "Лекции по физиологии нервной системы", которая была удостоена Государственной премии. Избранные труды Левона Орбели, изданные в пяти томах, охватывают почти все основные направления физиологии нервной системы и раскрывают перед читателями глубину и яркость мысли ученого.
Огромную роль сыграл Левон Орбели в развитии физиологической науки в Армении. Его научную школу прошли десятки физиологов-армян. Под его руководством был основан Институт физиологии Академии наук республики, и в настоящее время успешно развивающий научные идеи Левона Орбели. Наряду с научной работой Левон Орбели вел колоссальную научно-организационную работу. Оставаясь на посту академика-секретаря отделения биологических наук, он избирается вице-президентом Академии наук СССР и Академии наук Армянской ССР. Ему присваивается высшее военно-медицинское звание генерал-полковника медицинской службы.
Деятельность Левона Орбели проходила в трудные годы борьбы в биологической науке. Его ученики и коллеги хорошо помнят, с какой стойкостью он перенес 40-е годы, когда его авторитет был подвергнут сомнению. Но даже в этих условиях он не отступился от своих принципов и оставил непорочным имя настоящего ученого.
Но Левон Орбели был не только большим ученым, он был и великодушным, добрым и смелым человеком. Левон Орбели глубоко любил людей. Все, кому приходилось хоть изредка общаться с ним, независимо от своего общественного положения и значения, испытали его чуткое и гуманное отношение.
Не перечесть людей, которым он помог в жизни, которым облегчил существование. Он был готов помочь каждому и помогал в пределах своих сил и возможностей. Об этом свидетельствуют материалы, хранящиеся в Доме-музее братьев Орбели в Цахкадзоре.
"С чувством безграничной благодарности за отеческую доброту" Рассказ доктора.
С 1943г. я обучался в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. В 1946 году я перенес травму, осложнившуюся ампутацией ноги. Это влекло за собой необходимость решения вопроса о моем дальнейшем пребывании в академии и демобилизации из армии.
Так как в то время начальником военно-медицинской академии был л. А. Орбели, я обратился к нему с просьбой ставить меня в академии для окончания полного курса обучения. Л. А. Орбели лично принял меня, подробно расспросил обо всем и, узнав о том, что мне вскоре предстоит в Москве заказать новую модель протеза ноги, сказал:
- Напишите рапорт о необходимости поездки в Москву; когда Вы будете в Москве, я сообщу Вам, нужно ли будет Ваше присутствие в Военно-медицинском управлении Советской Армии, где будет решаться вопрос о Вашем дальнейшем обучении в Академии. Это было 9/IX-1947 года.
Л. А. Орбели дал мне свой адрес и телефон, по которым я смогу его найти в Москве. Прибыв в Москву, я созвонился и он мне назначил встречу в гостинице для ученых Академии наук СССР.
- Могу Вас обрадовать: мое ходатайство об оставлении Вас в Академии Военно-медицинским управлением удовлетворено, - сказал он. - Когда Вы закончите учебу, мы Вас оставим на службе или отпустим на все четыре стороны.
Можно представить, какие чувства переполняли меня, когда я расставался с Л. А. Орбели, - чувства безграничной благодарности за отеческую доброту.
По окончании обучения в Военно-медицинской академии мне выдали на память мой рапорт от 9/IX-1947 года с резолюцией Л. А. Орбели: на вид простая бумага, а сколько за ней скрыто смысла! Ученый с мировым именем, загруженный колоссальной научной работой, Л. А. Орбели нашел возможность заняться моей судьбой, хотя формально для этого не было никаких поводов.
Разве это - не доказательство сочетания в Леоне Абгаровиче Орбели мудрости ученого и отеческой доброты, этих качеств, которые еще и еще раз подтверждают величие Л. А. Орбели - корифея отечественной науки, мыслителя, человека.
Доктор Попилевский Н. А.
". . . Если тебе придется встретить человека по имени Орбели. . . "