Влад III, также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Ţepeş — Влад Колосажатель) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea — может переводиться как «сын дракона» или «сын дьявола»; ноябрь или декабрь 1431 — декабрь 1476) — господарь Валахии в 1448, 1456—1462 и 1476. Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă, [ця́пэ] — кол) получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол. Ветеран войн против Турции. Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште.
Биография
Родился в Сигишоаре, маленьком городке в Трансильвании, сын валашского воеводы Влада II по прозвищу Дракул (Дракон). В возрасте 13 лет был взят турками в заложники и удерживался в Турции на протяжении 4 лет. Вероятно, именно этот факт испортил психику Влада III. В дальнейшем о нём отзывались как о крайне неуравновешенном человеке со множеством странных идей и привычек. Прозвище Дракула (сын дракона),Влад получил по причине членства его отца (с 1431 г) [1] в элитном рыцарском ордене Дракона созданным императором Сигизмундом Люксембургом(в 1408). Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Вёл борьбу с боярами за централизацию государственной власти. Вооружил свободных крестьян и горожан для борьбы с внутренней и внешней опасностью. В 1461 отказался платить дань турецкому султану. В 1462 заставил отступить вторгнувшуюся в княжество турецкую армию во главе с султаном Мехмедом II. Вследствие предательства бояр был вынужден в 1462 бежать в Венгрию. Cнова став господарем в 1476, был убит боярами. По другой версии - XV века, Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем «скорбящие» соотечественники, отрубив голову мертвому господарю, послали ее султану, законсервировав в мёде? Из уважения к его воинским доблестям? Из желания угодить? Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной в «цивилизованной» державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».
Тирания Дракулы
Влад III Дракула прежде всего прославился своей необычайной жестокостью, державшей в страхе всю его страну и приводившей в смущение европейских монархов, вынужденных вступать с ним в военные союзы. Влад Дракула мог приказать подвергнуть человека страшным пыткам по малейшему поводу, а то и без повода. Не гнушался он даже убийством младенцев. Многие подданные в страхе бежали из Валахии во время правления Дракулы. Бежавшие многократно обращались к правителям соседних стран с просьбой вступить в войну и свергнуть тирана. Но Дракула был важным союзником в борьбе с Турцией, поэтому подданные были вынуждены продолжать терпеть его зверства.
Любимой пыткой Дракулы было посажение на кол, но также практиковалось четвертование и сожжение заживо. Известен случай, когда Влад приказал сжечь заживо целую семью в их собственном доме. Описан также случай, когда Дракула приказал гвоздями прибить турецким послам головные уборы к головам из-за отказа снять их перед ним [2]. Одна из особенно странных привычек Дракулы заключалась в том, что он любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также легенда о том, будто бы чаша у фонтана в столице Валахии была сделана из золота; но никто не осмеливался украсть её из-за боязни быть зверски казнённым. Именование в литературе господаря графом весьма произвольно, а по поводу причин приписывания Владу III свойств вампира есть несколько гипотез. Первая - и наиболее понятная - это страсть Влада к пролитию крови, в частности, и к убийствам вообще. Вторая гипотеза несколько сложнее.
У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации": переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие - привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ "компенсации" выбирается по дьявольской подсказке