По-моему эта группа заслуживает отдельного внимания....
Когда нам говорят "армянская музыка", мы сразу отвечаем - "дудук". В этом, безусловно, есть правда жизни. Но не вся. И доказательством тому служат гастроли большого авант-фолкового ансамбля из Еревана, собранного в 1999 году турецко-американским перкуссионистом, певцом и композитором с трудновыговариваемым именем Арто Тунчбояджан (Arto Tuncboyacian). Это уже вторые гастроли ANB в Москве - первые прошли в феврале этого года и оказались настолько успешными, что на сей раз оркестр приезжает не на один, а на два концерта - большим и малым составом.
На первый взгляд, название Armenian Navy Band, то есть, буквально, "Армянский военно-морской оркестр" кажется проявлением здоровой самоиронии. Ведь у Армении, как известно, с незапамятных времен нет выхода к морю. Но кое-каким реалиям такое название все-таки соответствует. Армения, - страна с одной из самых больших диаспор в мире. Неудивительно, что ANB, войдя в этом году в шорт-лист престижной премии BBC Awards for world music по двум номинациям, победил в "народной" - приз зрительских симпатий (Audience Award). Армяне разбросаны по всему миру - от Австралии и Колумбии (где даже есть город Армения) до, естественно, Турции - ближайшего соседа и непосредственного участника армянской истории.
Именно там, в Анатолии, и родился в 1957 году Арто Тунчбояджан. С 11 лет он принимал участие в гастролях своего старшего брата Онно, одного из создателей современной "вестернизированной" турецкой эстрады. В 1981 году Арто уехал в США, рассудив, что там у него больше возможностей реализоваться как джазовому барабанщику. И действительно: со временем он стал востребованным "сайдмэном", записывавшимся и выступавшим со многими джазменами первой величины: Полом Уинтером, Элом ди Меолой, а главное - стал единственным постоянным участником "Синдиката" знаменитого джаз-рокового клавишника Джо Завинула (The Zawinul Syndicate). Но Арто всегда интересовала и музыка, очень далекая от джаза. В его послужном списке - участие в создании звуковой дорожки мрачнейшего фильма "Арарат" Атома Эгояна (2002) и развеселый альбом SerArt (2003), записанный на пару с Сержем Танкяном (Serj Tankian) - вокалистом System of a Down, который был поражен, услышав, как Арто стучит на кастрюлях и извлекает стройные звуки из бутылок из под кока-колы (на которых он играет как на эоловой арфе). Жанр этого альбома определить очень сложно, - да и какой это может быть жанр, когда ню-металлист запирается в студии с этно-джазменом, оба они - активные борцы за права человека и за экологию Земли, да при этом еще и оба - армяне? Однако хорошо заметно, что похожий на древнего царя Тиграна харизматический лидер страшных лос-анджелесских металлистов-интеллектуалов на сей раз явно следовал Тунчбояджан с его взрывными полиритмическими перкуссиями и речевками.
Все эти подробности важны, потому что, как известно, стиль музыканта в первую очередь определяется его бэкграундом. А по своей выучке ANB - ансамбль, конечно, джазовый. Более того: это практически Armenian all jazz stars band. Самые яркие его звезды - монументальный альт-саксофонист Армен Уснунц, худрук государственного джазового оркестра Армении и создатель собственного джазового секстета Time Report, ударник Арман Джалалян, единственный на все Закавказье официальный Yamaha artist, и наконец, лучший джаз-роковый клавишник Армении Ваагн (Vahagn) Айрапетян, который лучится весельем, восседая за древним аналоговым синтезатором. Он является бэнд-лидером этно-джазового септета Катунер ("Коты"), который можно также назвать "малым составом" ANB. Этот септет будет выступать 9 сентября в культурном центре "Дом" на Новокузнецкой. Группа играет оригинальные композиции, в которых сплавляется джаз-рок 70-х, M-Base 80-х, World Fusion 90-х, мелос и ритмика армянской музыки.
Концерт же большого состава ANB пройдет на следующий день в "Новой Опере" на Каретном ряду. В основу программы, с который ANB приезжает в Москву после большого турне по Европе, положен их диск 2004 года "Sound of Our Life. Part I - Natural Seeds", - многочастная сюита, сплавленная из джаз-рока, нью-эйджа, фьюжн, авангарда и, конечно, армянской народной музыки. Из-под звука медных выныривают дудук, зурна, кеманча и мощный джазовый свинг превращается в терпкое, ни на что не похожее этно, основанное на одной из древнейших музыкальных традиций мира. А сам Тунчбояджан не только ведет свою команду, но поет и берет на себя роль шоумена - начинает играть на кастрюлях и бутылках, перешучиваться с залом и подначивать музыкантов на головокружительные виртуозные дуэли. Впрочем, Тунчбояджан не столько музыкант в европейском смысле слова (недаром, будучи мультиинструменталистом, он выбрал самые естественные инструменты, которые всегда под рукой - перкуссию и свой собственный голос), сколько проповeдник, - такой же, как чернокожие баптистские preacher'ы или, еще точнее, ямайские растаманы. Музыка для него - только средство донести до большого количества людей свои простые и солнечные мысли о мире и месте человека в нем.