Армянское профессиональное музыкальное искусство берет начало из глубины веков (XII в. до н.э.). В IV-III вв. до н.э. кристаллизовалась его самобытность, сформировался монодический характер. Во II в. до н.э., в период 200-летнего правления династии Арташесидов, переживают подъем военные и обрядовые песни. Музыкальное искусство эллинистической Армении представляли випасаны (певцы-сказители), гусаны и вардзаки (музыканты-поэты и актеры-скоморохи).
В IV-X веках, с принятием христианства (301 г.), зарождалось духовное певческое творчество. После изобретения письменности М.Маштоц и С.Партев перевели Библию и Патарагаматуйц (Литургарий), упорядочили музыкальную сторону арменизированных обрядов и ритуалов, став патриархами армянской духовной песни. Они укоренили стиль возвышенной духовной песни, который в VII веке был доведен до совершенства Комитасом Ахцеци, Барсегом Чоном, А.Ширакаци и С.Дзорапореци. В VIII в. услилиями С.Сюнеци (второго) был принят восточно-христианский жанр сочинения 8- и 9-одных канонов. Возникла система хазовых знаков нотации, был сделан заметный шаг в армянской гимнодии (VII-VIII вв.), систематизированы Маштоц (Требник), Тонацуйц (Святцы) и Айсмавурк (Четьи-Минеи) (IX-X вв.).
В X-XIV веках пережил расцвет жанр тагов, начал развиваться монументально-декоративный стиль, блестящим представителем которого явился Григор Нарекаци (X век). Одним из светил культуры Киликийской Армении был Нерсес Шнорали (XII век). Развивалась хазовая система. В XV веке завершился 1000-летний путь развития шараканов (армянских оригинальных духовных песен). В XVI-XVII вв., в лице Саят-Новы, получило развитие ашугское искусство, выступили песнопевцы Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир, Петрос Капанци, были предприняты первые попытки создания (Г.Гапасакалян), вместо переживающего кризис хазового нотирования, иной системы письменной фиксации музыки, которая в свою очередь способствовала созданию А.Лимончяном новой армянской нотописи.
В XIX веке сформировалась композиторская школа, утвердилась национальная школа ашугского творчества (Ширин, Дживани). В 1868 г. Тигран Чухачян написал первую армянскую оперу ("Аршак II"), симфонические и камерные произведения. В 1880-е гг. Х.Кара-Мурза, М.Екмалян и Комитас приступили к полифонированию армянских монодических песен. Творчество Комитаса является одной из вершин армянской музыки: основатель национальной композиторской школы довел до совершенства искусство полифонического многоголосия, стал начинателем и непревзойденным представителем музыкальной этнографии. На рубеже XIX-XX веков творили Н.Тигранян, основоположник романса Р.Меликян, автор первой в Восточной Армении национальной оперы ("Ануш") А.Тигранян, основатель симфонической школы Ал.Спендиарян и др.
После установления Советской власти в Армении (1920 г.) в Ереване была создана Консерватория, Симфонический оркестр, Государственная капелла, Театр оперы и балета (1933 г.), Театр музыкальной комедии, Армфилармония, Квартет им. Комитаса, Ансамбль народных инструментов, Ансамбль народной песни и пляски, Эстрадный оркестр, Государственный камерный оркестр. Был организован Союз композиторов Армении (1932 г.), на сцену вышло новое поколение талантливых композиторов: А.Хачатурян, А.Степанян, А.Сатян, В.Тальян, А.Айвазян. Крупным явлением в мировой музыке явилось искусство А.Хачатуряна, имевшее переломное значение: им был создан первый национальный балет ("Гаянэ"), симфония, инструментальные концерты и т.д. С высокохудожественными произведениями оперного, симфонического, вокально-симфонического, хорового, камерного, камерно-инструментального жанров выступили А.Бабаджанян, С.Баласанян, А.Арутюнян, Эд. Мирзоян, Э.Ованнисян, Л.Сарьян, Э.Багдасарян, Г.Арменян, А.Тертерян, А.Аджемян, Т.Мансурян, К.Орбелян, Дж. Тер-Татевосян, Р.Амирханян, Х.Аветисян, Г.Чтчян, Г.Ахинян, Э.Аристакесян, М.Вардазарян, М.Мависакалян, А.Худоян, Г.Овунц, В.Котоян, М.Исраелян, С.Шакарян, Е.Ерканян, Р.Алтунян, В.Балян, В.Бабаян, А.Сатунц, Л.Чаушян и др.
XВажной и неотъемлемой частью армянского музыкального искусства XX века является музыка армян диаспоры - Н.Галандеряна, А.Перперяна, А.Хованесса, Г.Алемшаха, Т.Карваренца, Ш.Азнавура, Л.Чкнаворяна и др.