а ну как напомни
а ну как напомни
Родная земля одного НАРОДА не может стать постоянной родиной другого!
*
асивадза - группа приемов, осуществляемых ногами
*
аюми-аси нормальная походка
*
бутсукари - тренировочные упражнения без броска соперника
*
йадза - прием
*
гокионовадза - пять основных технических принципов, используемых при подготовке дзюдоистов в Кодокане
*
дан - степень мастерства дзюдоиста
*
дзарей - приветствие на коленях
*
дэигохонтаи - основное защитное положение
*
дзикан - команда судьи для остановки встречи
*
дэнпокаитэнукэми - падение кувырком вперед
*
дзенпоукэми - падение вперед
*
дзюдоги - костюм участника
*
дзюдока - опытный дзюдоист
*
дзюнбиундо - простые упражнения, разминка
*
дзюнингаке - встреча "одного против десяти"
*
дзюноката - упражнения по договору
*
джосеки - почетное место для самого уважаемого дзюдоиста
*
дожо - физкультурный зал
*
дэрупон - достижение очка с момента начала борьбы
*
иппон - чистая победа
*
иппонсобу - встреча на достижение одного очка
*
итамивакэ - ничья вследствие травмы одного из участников борьбы
*
какари-гэико - вид обусловленной борьбы
*
какэ - выполнение
*
кан-гэико - . форма упражнений в заранее известных условиях
*
катагурума - "мельница"
*
катамэкоката - упражнения по договору, изображают принципы борьбы лежа
*
катамэвадза - техника борьбы лежа
*
каэсн - предупреждение атаки
*
киу - дзюдоист, не достигший степени
*
ковадза - маленькие захваты, требующие небольшого дви
*
жения телом
*
кодаиса - дзюдоист, имеющий степень технической зрелости с 5-го дана и выше
*
консетцувадза - приемы в борьбе лежа
*
косивадза - группа приемов, осуществляемых преимущественно боками или талией
*
комиконоката - упражнения по договору, также называются и "старые формы"
*
кохай - младший
*
кудзуси - выведение из равновесия
*
кумнката - способ захвата
*
маитта - сигнал о сдаче
*
нагэвадза - приемы в борьбе в стойке
*
нагэками - повторяющиеся броски при постоянной смене партнеров
*
нагэноката - упражнения по договору, которые осуществляются с обеих сторон,
*
изображают принципы бросков
*
нин-гакэ - борьба одного против пяти и более спортсменов
*
нихонсобу - встреча, рассчитанная на два броска
*
ногарэката - способ уклонения от приема соперника
*
нэвадза - приемы нагэвадза и катамэвадза, осуществляемые лежа
*
оби - пояс дзюдоиста
*
овадза - схватка, требующая большого удержания .
*
осаэкоми - удержание
*
рандори - свободная тренировка
*
рицурэй - приветствие стоя
*
рэнзоку - повторная атака
*
рэнракухэкавадза - комбинации приемов
*
рэнсю - упражнения
*
семпай - старший
*
сизей - стойка
*
сизенхонтаи - основная стойка
*
симэеадза - удушающие приемы
*
синтай - передвижения
*
сотаирэнсю - упражнения с партнером
*
сутэгэико - форма упражнений в стойке
*
таисо - подготовительные упражнения
*
тайсабаки - повороты и подвороты
*
таидоиу-ренину - упражнения без соперника
*
татами - соломенный мат стандартного размера, несколько - больше 1,5 кв.м
*
тативадза - броски
*
тонуивадза - излюбленный прием дзюдоиста
*
тори - атакующий
*
тзвадза - броски, производимые руками
*
укэ - атакуемый
*
укэми - самостраховка в падении
*
учмкоми - многократное повторное выполнение одного и того же приема, броска
*
хаириката - способ подготовки броска, удержания, удушения, болевых приемов или удара
*
хандонокудзуси - выведение соперника из равновесия
*
хансокумакэ - дисквалификация, нарушение правил
*
хантэи - решение
*
хапонокудзуси - восемь направлений выведения из равновесия
*
хикинвакэ - ничья
*
цугиаси - способ походки
*
цукури - подготовка броска
*
цурикоми - передвижение
*
якусоку-гэнко - свободные или оговоренные упражнения
Родная земля одного НАРОДА не может стать постоянной родиной другого!
В 1900 году, школа Кодокан Дзюдо перенесла сокрушительное поражение в соревнованиях против Фусэн Рю дзю-дзюцу. Эта школа специализировалась в НЭ ВАЗА или методах поединка лежа, и благодаря отточенной технике и тактике этого раздела бойцы стиля Фусэн Рю дзю-дзюцу убедительно доказали свое превосходство перед борцами дзюдо, выиграв почти все поединки болевыми и удушающими приемами.
Сам Кано всегда предпочитал бросковую технику. Он понимал значение и необходимость борьбы лежа, но его персональным предпочтением были более зрелищные и амплитудные приемы, которые он заимствовал и переработал из Кито Рю дзю-дзюцу. Свидетельством этого является ранняя программа Кодокан Дзюдо, систематизированная Кано в 1895 году. Среди технических действий Гокю но Ваза не было ни одного приема борьбы лежа, и вся программа обучения содержала только броски. Отсутствие навыка борьбы лежа и привело к поражению борцов Кодокан в соревнованиях.
Немаловажную роль в этом сыграло и то, что за Кодокан уже не выступали мастера других стилей дзю-дзюцу, как это было в раннее время в известной битве Дзюдо против Тоцука-ха Йошин Рю, когда Кодокан выставил в качестве своих учеников представителей Ошикиучи (Дайто Рю айки дзю-дзюцу) и еще нескольких школ традиционного дзю-дзюцу.
После этого поражения, Кано попросил главу Фусэн Рю дзю-дзюцу мастера Матаемона Танабэ показать ему базовые элементы программы и основные методы этой школы, и, вскорости, обнаружив подобные разработки также в Дзикишин Рю дзю-дзюцу он включил их в программу обучения Кодокан Дзюдо. Считается, что с этого момента Кодокан начал склоняться к борьбе лежа.
В 1914, Всеяпонский чемпионат высших школ, начался в Киото в Имперском Университете. Он стал первым шагом к созданию КОСЭН ДЗЮДО или методам борьбы лежа. Эта форма дзюдо стала настолько популярной и развитой, что в 1925 году, Кано заметил постепенный отход опытными дзюдоками от бросковых техник. Тенденция к акценту на борьбу лежа возникла как у новых студентов, так и у уже опытных мастеров дзюдо, т.к. эффективность этой техники, и, главное простота ее применения против борцов, превосходящих в весе, была очевидной, по сравнению с техникой броска.
В связи с этим правила соревновательного Дзюдо были переработаны и в них были введены особые требования, чтобы все поединки начинались из позиции в стойке, удобной для выполнения бросковой техники. Согласно новым правилам, если один участник соревнований пытался перевести противника в положение лежа просто потянув или повиснув на нем без попытки проведения броска или активного сбивания, его противник автоматически объявлялся победителем.
Несмотря на явное предпочтение бросковой техники, Кано понимал необходимость повышать квалификацию учеников в Косэн Дзюдо, и ощущал острую нужду в специалистах, которые будут серьезно заниматься разработкой этого раздела.
Для этого, Турнир Семи Университетов, который регулярно проводится в Японии по сей день, был освобожден от этих новых правил Кодокан. Студенты Косэн Дзюдо представляли собой элиту борцов, и в поединках, проводимых ими, считалось позорным подать сигнал о сдаче хлопком или голосом. Удушения и травмы суставов при выполнении болевых приемов были неизбежным концом множества схваток. Конечно, такие жесткие тренировки привели к быстрому росту опыта и мастерства и появлению настоящих профессионалов в борьбе лежа.
После создания Международной Федерации Дзюдо в 1951 году, популярность этого вида борьбы стала быстро возрастать.
В это время руководство Бразильской школы, известной позже под названием Грейси Дзю-Дзюцу решило, что пришло время воспользоваться преимуществом волны популярности Дзюдо для развития собственного направления.
Существующая в Бразилии с начала первого десятилетия 20-го века школа японской борьбы начала свою историю с момента приезда Мицуо Маэда, мастера 4-го дана Кодокан Дзюдо, который к тому времени выиграл более 1000 поединков в странах Америки. Пользуясь поддержкой влиятельного политика Грейси, Маэда стал обучать дзюдо его сыновей, делая акцент на использовании Косэн Дзюдо в качестве основного метода боя.
К 1951 году, они завоевали репутацию сильнейших борцов в Бразилии и стали называть свой стиль «Дзю-Дзюцу семьи Грейси». Это название подчеркивало применение идей мягкости и гибкости в поединке и, в общем, не противоречило концепциям Кодокан, воспринятым ими у Маэды. Также, Грейси заимствовали из дзюдо систему рангов, изменив аттестационную программу по своему усмотрению.
По сути же, их стиль был классическим Косэн дзюдо, в том самом виде, в котором они получили его у Маэды за сравнительно недолгое время обучения. Маэда успел передать только базовые элементы и некоторые продвинутые техники перед своим возвращением в Японию, однако это не помешало сменить название, включив имя своей семьи и присвоить себе и ученикам мастерские степени.
Для завоевания мировой известности, в 1951 году, лучший боец школы Хелио Грейси отправил в Японию официальный вызов на поединок любому представителю Кодокан Дзюдо.
В скорости после получения вызова, Масахико Кимура, чемпион Всеяпонского Чемпионата по Дзюдо 1949 года был послан в Бразилию для проведения этого поединка.
Кимура имел в мире дзюдо устрашающую репутацию одного из сильнейших бойцов. Приехав в Бразилию, он предложил Грейси сразиться со своим младшим ассистентом, проинформировав общественность, что, если Грейси не победит в поединке, он просто не потрудится с ним бороться. После того, как Хелио Грейси выиграл этот матч у юного борца, Кимура официально признал вызов и согласился на бой.
Более 20 тысяч бразильцев, включая президента и вице-президента страны приветствовали Кимуру и Грейси, стоящих друг перед другом. Для того чтобы подчеркнуть значение этого события, семья Грейси провела мощную рекламную компанию, через средства массовой информации сообщив о предстоящем поединке в Европу и Америку.
Как только поединок начался, Кимура мгновенно захватил инициативу, и, не дав Хелио Грейси провести ни одного технического действия мгновенно бросил его на мат. Кимура не стал продолжать преследование и переходить в борьбу лежа, а позволил противнику встать, чтобы провести еще целый каскад эффективных бросков, каждый из которых буквально вбивал того в татами.
Интересно, что, заранее зная о том, что «визитной карточкой» соревновательных поединков Кимуры являются мощные броски, организаторы поединка из семьи Грейси установили необычайно мягкие маты, которые сводили на нет эффективность подобной техники. (Однако вероятно представителям Бразилии было неизвестно, что Масахико Кимура также специализировался в Косэн дзюдо и был великолепным специалистом в разделе борьбы лежа).
Поняв, что из-за этого, Грейси не будет травмирован бросковой техникой так быстро, как ему бы хотелось, Кимура, после очередного броска, поглощенного мягким покрытием последовал за противником на мат и провел удержание. Когда Грейси попытался уйти от удержания, Кимура, воспользовавшись этим движением, захватил его руку в замок и чисто провел болевой прием на локтевой сустав. После небольшой паузы, когда Хелио Грейси отказался сдаться, и попытался продолжать поединок, Кимура вынужден был сломать ему руку, что он и сделал.
Даже после этого, Грейси отказался признать поражение, и тогда Кимура произвел болевой захват головы и шеи. Кровь хлынула из ушей бразильского борца и Кимура, наклонившись к его голове, громко спросил «с вами все в порядке?». Грейси ответил «да», и тогда Кимура по словам очевидцев «стал крушить ему голову, как перезрелый арбуз». После этого, представители семейства Грейси выбросили полотенце, признав позорное поражение.
Поединок длился около 13 минут.
Слава семьи Грейси утихла, и представители этой школы ждали еще 35 лет пока не сделали еще одну попытку завоевать мировое признание для своего стиля дзюдо.
Нужно отметить, что Хелио Грейси отказался признать поражение и выступил с обвинениями против своего брата, выбросившего полотенце. В одном из сайтов есть версия, что представитель Грейси выбросил полотенце после проведения болевого приема на руку, еще до травмы.
Родная земля одного НАРОДА не может стать постоянной родиной другого!
Поединки в дзюдо проходят на матовых ковриках из прессованной соломы или полимерных материалов, называемых татами
Рабочая зона, где проходит поединок, имеет размер 10х10 метров. При этом основная борьба ведется в квадрате размером 8х8 метров. Остальная зона, имеющая красный цвет, называется опасной зоной. Площадка за опасной зоной имеет ширину 3 метра и называется зоной безопасности, так как должна предохранять соперников от травм.
В центре рабочей зоны на расстоянии 4 метров друг от друга белой и синей липкой лентой длиной около 50 см и шириной около 10 см делаются две отметки, откуда борцы должны начинать поединок.
Формой борца является дзюдоги белого либо синего цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса. Раньше оба борца носили белую униформу, при этом один из них должен был дополнительно надевать повязку красного цвета, другой – белого. С 2000 года для удобства зрителей в правила были внесены изменения, и костюмы стали разноцветными. .
Дзюдоги должны быть изготовлены из хлопка или подобного ему материала. Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища, запахиваться левой полой на правую не менее чем на 20 см на уровне нижней части грудной клетки.
Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум до точки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавом и курткой должно быть пространство 10 - 15 см. Брюки должны быть достаточно длинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава или минимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюками должно быть пространство 10 - 15 см по всей длине штанины. Прочный пояс шириной 4-5 см, должен быть завязан на уровне талии плоским узлом, плотно фиксируя куртку, не давая ей возможности свободно выходить из-под него. Длина пояса должна быть такой, чтобы после двух оборотов вокруг талии и завязывания узла оставались концы длиной 20 - 30 см.
Схватка обязательно начинается и заканчивается поклоном. Всего борец должен продемонстрировать свое уважение сопернику 7 раз. Первый поклон нужно совершить перед тем, как вступить в зону безопасности, второй – перед тем, как пересечь «красную зону», третий – перед самым началом поединка. Четвертый поклон следует сразу после оглашения результата поединка.
Пятый поклон нужно сделать перед тем, как начать движение с татами, шестой – после пересечения «красной зоны», седьмой – после выхода из зоны безопасности.
Продолжительность одного поклона составляет около 4 секунд, сгиб в талии – 30 градусов. Во время поклона ладони, сначала прижатые по швам, естественным образом касаются колен. Ступни ног образуют угол в 60 градусов. Рот закрыт, а голова держится прямо.
Поединок обслуживает главный судья (арбитр), работающий на татами, и 2 боковых судьи-ассистента.
Время поединка лимитировано: 5 минут для мужчин и 4 минуты для женщин.
До недавнего времени применялась следующая система оценок.
оценки наказания
Кока Сидо (шидо)
Юко Тюи (чуй)
Вадза-ари Кэйкоку
Иппон Хансоку-макэ
Высшая оценка – «иппон» – приводит к немедленной победе применившего прием борца. Эта оценка присуждается в случае, если соперник акцентировано коснулся татами большей частью спины после броска со значительной амплитудой, силой и быстротой или если проведено удержание в течение 25 секунд. «Иппон» засчитывается также в том случае, когда результат болевого или удушающего приема очевиден или если соперник самостоятельно признает свое поражение. Для этого он должен произнести: «Майтта!» («Сдаюсь!»), либо дважды постучать рукой по татами или какой-то части своего тела.
Оценка «вадза-ари» считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «ваза-ари», также досрочно объявляется победителем схватки. «Вадза-ари» присуждается после 20 секунд удержания или в случае, если противник касается татами спиной, однако недостаточная сила либо быстрота броска не позволяет судьям присудить «иппон».
Третьей оценкой является «юко». Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании.
Четвертой, самой низкой оценкой является «кока». Она присуждается, когда борец, бросает противника быстро и сильно на одно плечо или бедро (бедра) или ягодицы. «Кока» присуждается также при 10-секундном удержании.
«Юко» и «кока», вне зависимости от их количества, не приводят к досрочному окончанию схватки.
Победителем схватки объявляется участник, получивший более высокие, по сравнению с соперником, оценки. Таким образом, одна «вадза-ари», например, оценивается выше любого количества «юко», а одна «юко» - выше любого количества «кока».
Борец может зарабатывать очки и из-за предупреждений противнику. Среди основных нарушений, вызывающих замечания: пассивная борьба, намеренный уход за пределы татами, болевые приемы на все суставы, кроме локтевого, поднятие лежащего спиной на татами противника и повторный бросок его на спину. За эти нарушения борец может получить замечание - "сидо".
Раньше замечания имели 4 уровня: "сидо", "тюи", "кэйкоку" и "хансоку". Недавно правила были несколько упрощены.
Сохранились только оценки "сидо" и "хансоку".
Первый «сидо» автоматически приводит к тому, что противнику дается оценка «кока». Второй "сидо" приносит сопернику «юко», третий "сидо" - «вадза-ари».
Четвертое нарушение приводит к автоматическому окончанию поединка в пользу противника ("хансоку"). Участнику, который совершил очень серьезное нарушение, также объявляется «хансоку-макэ», что автоматически приводит к дисквалификации.
Соревнования по дзюдо проводятся в весовых категориях. В настоящее время мужчины соревнуются в весе до 60, 66, 73, 81, 90, 100 и свыше 100 кг., женщины – до 48, 52, 57, 63, 70, 78 и свыше 78 кг. Кроме того, проводятся турниры в абсолютной категории, где могут участвовать спортсмены любого веса. Правда, в олимпийскую программу такие соревнования не входят.
Родная земля одного НАРОДА не может стать постоянной родиной другого!
Экипировка (костюм) дзюдоиста
Борцовская одежда – это не просто одежда, она включает в себя традиции, стиль, а некоторые ее элементы даже являются предметами гордости. Поэтому, выбирая предметы своей экипировки, спортсмены относятся к этому очень серьезно.
Профессиональное кимоно дзюдоистов называется «юдоги», и изготавливается оно в синем и белом цветах из плотного хлопкового материала.
Для обычных тренировок и официальных соревнований, как правило, используются разные модели: тренировочное кимоно менее плотное и, чтобы оно прослужило дольше, места, подверженные наибольшему воздействию, укрепляются дополнительными вставками, а внутренние швы обшивают тесьмой.
Плотность куртки профессионального кимоно может достигать 1000 г/м., что в несколько раз превышает плотность многих мебельных тканей.
Длина брюк и куртки на соревнованиях строго регламентирована. Куртка обязательно должна покрывать бедра и достигать кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища. По всей длине рукава между курткой и телом должно оставаться пространство в 10–15 сантиметров.
Брюки (дзубон) должны доставать до точки, расположенной на 5 сантиметров выше голеностопного сустава. Европейские спортсмены предпочитают модели подлиннее, а восточные – покороче.
Пояс (оби) также входит в комплект кимоно. Он бывает различных цветов, все зависит от ранга спортсмена.
Ширина пояса составляет 4-5 см. Он завязывается на уровне талии плоским узлом, плотно фиксируя куртку, длина должна быть такой, чтобы после двух оборотов вокруг талии и завязывания узла оставались концы длиной в 20–30 см.
Во время соревнований женщины имеют право надевать под кимоно белую футболку, а мужчины обязаны носить его на голое тело.
На тренировках борцы часто надевают обычные спортивные штаны и футболки, но многие предпочитают юдоги любой другой спортивной
одежде.
Родная земля одного НАРОДА не может стать постоянной родиной другого!
Инвентарь для дзюдо
Спортивный зал (дожо) и площадка для самой борьбы (татами) обязательно должны соответствовать гигиеническим требованиям, то есть постоянно проветриваться и убираться. Упражнения, носящие общий характер, подготовительные упражнения, тренировка на развитие силы мышц могут проводиться практически везде. А специальная подготовка и непосредственно соревнования просто невозможны без соответствующего татами.
Оригинальное японское татами представляет собой мат из рисовой соломы стандартного размера, немногим более 1,5 квадратных метров, и достаточно плотный. Современные виды татами изготавливаются из искусственных материалов, они более гибкие и плотные. Достаточно долгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединения покрывают специальной тканью, наиболее известным производителем татами считается предприятие Силесия в японском городе Опава.
Размер площадки для борьбы определяется в зависимости от величины зала. Минимальный размер татами составляет 5х5 метров, подобные татами в основном используются для тренировок и детских соревнований. На соревнованиях должно быть квадратное татами. Однако, если начинающая секция не имеет в распоряжении татами, можно начинать тренировки в импровизированных условиях, можно использовать обычные гимнастические маты. Некоторые подготовительные упражнения можно отрабатывать и на полу.
Родная земля одного НАРОДА не может стать постоянной родиной другого!
Первая помощь при травмах в дзюдо
Еще при самом становлении борьбы дзюдоистам, достигшим уровня Черного пояса, вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания "первой помощи" при травмах. Эти способы имеют мало общего с традиционной европейской медициной. Они полностью основаны на теории акупунктуры, а вернее сказать, акупрессуры, заимствованной на континенте наставниками старых школ джиу-джитсу. В стране восходящего солнца различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название каппо.
К примеру, в дзюдо довольно распространенная такая травма, как шок при удушении в результате временного перекрытия кровеносных сосудов, вызывающего их анемию и соответственно изменение давления в области головного мозга, а также нарушение доступа кислорода в кровь при сжатии сонной артерии и трахеи. В подобных ситуациях применяется нажатие на определенные участки груди и живота, что помогает восстановить нормальное дыхание. В наше время достоянием общественности стало более десяти способов каппо, в том числе воздействие на точку сосредоточения ки-тандэн-кацу в нижней части живота, на почки - дзиндзо-кацу, на легкие - дэ-киси-кацу и многие другие.
В далеком прошлом все без исключения способы каппо держались в строжайшем секрете и передавались из уст в уста от главы школы лучшим ученикам. Происходило это потому, что человек, усвоивший меридиональную систему китайской медицины и получивший представление об уязвимых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения.
Освоение каппо постоянно шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо, то есть поражения точек, влияющих на жизненные центры, которые в наше время в спортивной борьбе не применяющейся. Этим риском и объясняется требование создателя дзюдо приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, которые достигли заметных успехов в области духовного самосовершенствования, и свято соблюдающих моральные заповеди старых мастеров.
В наши дни спортсмены также изучают азы первой помощи, однако эти обязанности возложены на плечи профессиональных врачей. Так, ни одно соревнование просто не может проводиться без присутствия медиков.
Родная земля одного НАРОДА не может стать постоянной родиной другого!
There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)