Сочи принимает "российский Канн"
В этом году кинофестиваль "Кинотавр" проводится в 18-й раз
В черноморском городе-курорте Сочи стартовал 18-й открытый российский кинофестиваль "Кинотавр-2007".
Региональный кинфестиваль - необходимый атрибут здоровой национальной киноиндустрии. Чем мощнее индустрия и выше статус кинематографа в стране, тем больше в ней проходит престижных и представительных фестивалей.
"В Германии, к примеру, существует региональное соперничество: фестиваль в Хофе считается традиционным ежегодным слетом семьи немецких кинематографистов, однако Берлин, Мюнхен, Гамбург и Маннгейм тоже претендуют на внимание людей, интересующихся современным немецким художественным кино, - рассказал в интервью BBCRussian.com Мартин Блейни, обозреватель журнала Screen International.- Короткий метр и документалистика отдельно представлены на многих региональных фестивалях".
По словам Блейни, образцовыми национальными фестивалями в центральной Европе считаются Diagonale в австрийском Граце и Finale в чешском Пльзене - размеры территорий и масштабы киноиндустрии этих стран позволяют "упаковать" годичное производство в недельный фестивальный марафон.
"Что же касается России, организовать успешный национальный кинофорум в стране такого размера - задача очень непростая," - считает Мартин Блейни.
"Российский Канн"
В последние годы Россия переживает феерический рост киноиндустрии - в кризисном 2003 году было выпущено 43 художественных фильма, а к 2006 году объем производства утроился и сегодня продолжает увеличиваться.
Художественный директор фестиваля сравнивает "Кинотавр" с Каннским кинофорумом
Индустриальный бум и развитие прокатной сети позволили национальному фестивалю "Кинотавр" в Сочи, придуманному в начале 90-х бизнесменом Марком Рудинштейном как благотворительная акция "Фестиваль некупленного кино", претендовать на звание "всероссийского Канна".
"Здесь, действительно, возникает ощущение каннского "красного ковра": когда все ведущие актеры и режиссеры собираются на гала-церемониях открытия и закрытия, и когда наблюдаешь реакцию публики на площади", - соглашается делегат фестиваля Мартин Блейни.
Художественный директор "Кинотавра" Ситора Алиева тоже проводит аналогию с фестивалем на Лазурном берегу: "Дело в том, что "Кинотавр" становится все более индустриальным: сегодня профессионалы составляют большую часть нашей аудитории, и мы становимся таким, извините за сравнение, Канном".
По словам художественного директора, на участие в главных конкурсах в этом году претендовали 104 полнометражных и 230 короткометражных фильмов, а число аккредитованных на фестивале гостей превышает три тысячи.
Параллельно с фестивалем в Сочи работает кинорынок, где представлено 600 продюсерских, дистрибуторских и кинотеатральных компаний из всех регионов России. Иностранные бизнесмены и дистрибуторы в рынке пока не участвуют, но приезжают на специальную программу "Showcase" - смотреть конкурсные фильмы и фестивальные хиты с синхронным переводом.
"В основном к нам приезжают дистрибуторы артхаусного кино из центральной и восточной Европы. Я знаю, что картины прошлогодней программы "Кинотавра" были проданы также в Западную Европу и даже в Латинскую Америку", - рассказывает Ситора Алиева.
По мнению Блейни, "Кинотавр" стал сегодня единственной площадкой, открывающей западным профессионалам доступ к новому российскому кино.
"Поскольку в России нет организации типа французской UNIFRANCE, занимающейся продвижением отечественных фильмов в зарубежный прокат и работой с фестивальными отборщиками, эту роль взял на себя "Кинотавр", - считает Блейни.
Он приводит примеры из прошлогодней программы: "Эйфория" Ивана Вырыпаева и "Свободное плавание" Бориса Хлебникова отправились с "Кинотавра" в Венецию, фильм "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова победил на первом Римском фестивале, "Человек безвозвратный" Екатерины Гроховской участвовал в конкурсе в Роттердаме, а "Перегон" Александра Рогожкина был приглашен в Карловы Вары.
2007-й - урожайный киногод
В этом году на "звездной дорожке" сочинского Зимнего театра ждут целую команду российских кинематографистов, только что сошедших с каннского красного ковра.
Фестиваль открылся фильмом Андрея Кончаловского "Глянец" с Юлией Высоцкой
Андрей Кончаловский, участник каннского альманаха "Каждому свое кино", открыл "Кинотавр" фильмом "Глянец", а Андрей Звягинцев и актер Константин Лавроненко, получивший на Круазетте приз за лучшую мужскую роль, представят "Изгнание" как фильм закрытия фестиваля.
"Специальным событием" заявлена российская премьера фильма "Александра" Александра Сокурова. После участия в главном конкурсе в Канне картины Звягинцева и Сокурова уже проданы в большинство европейских стран, но в России их еще никто не видел.
Накануне открытия фестиваля Ситора Алиева дипломатично отказалась подтвердить приезд самого Сокурова в Сочи, но намекнула, что шансы на появление на черноморской Ривьере мэтра, не приехавшего по состоянию здоровья в Канн, очень велики.
"Нам просто повезло в этом сезоне! Так получилось, что главные режиссеры России сняли в этом году по фильму", - комментирует Алиева программу "Кинотавра-2007".
В списке - 14 российских и международных премьер полнометражного конкурса, жюри которого возглавляет режиссер Вадим Абдрашитов: фильм "Два в одном" Киры Муратовой, только что вернувшийся с мировой премьеры на нью-йоркском фестивале Трайбека, "Тиски" Валерия Тодоровского, "Груз 200" Алексея Балабанова.
Балабанов, enfant terrible постсоветского артхауса, обещает в своем одиннадцатом фильме "рассказать о смерти тоталитаризма в одной отдельно взятой стране" и "объяснить все про себя, про страну, про ее героев".
Среди молодых режиссеров, претендующих на главный приз "Кинотавара" - Валерия Гай-Германика с полнометражным дебютом "День рождения инфанты", Анна Меликян с фильмом "Русалка".
"Для меня этот фильм важен, - говорит о "Русалке" Ситора Алиева, - потому что он рассказывает очень современную, очень энергичную, очень тонкую и реалистичную историю с совсем юной героиней. Сегодня кино молодых дает абсолютно новый и необычный взгляд на поколение двадцатилетних, о котором мы ничего еще не знаем".
Гламур, пинг-понг и кинобизнес
Всего на фестивале с бюджетом в 3 миллиона долларов будет представлено девять программ: от ретроспективы советской классики до актуальной документалистики и малобюджетной киноальтернативы из коллекции "Кинотеатра ДОК".
В конкурсном фильме Киры Муратовой "Два в одном" снялись Рената Литвинова и Богдан Ступка
Для жителей города Сочи и курортников на площади перед Зимним театром по ночам будут бесплатно показывать российские блокбастеры. Нынешние владельцы "Кинотавра" продюсеры и телемагнаты Александр Роднянский и Игорь Толстунов намерены расширить деловую часть программы.
Делегатам фестиваля-2007 предлагают не только званые ужины, гламурные вечеринки и турнир по настольному теннису, но и серию бизнес-семинаров, презентаций проектов и круглый стол "Есть ли в России актуальное кино?", модератором которого станет президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов. "Меня в этом году особенно интересуют семинары по кинорекламе и международному имиджу российского кино. Что же касается конкурсных фильмов, то я никогда заранее не читаю аннотаций в каталоге и хожу на просмотры без всяких предубеждений или завышенных ожиданий", - говорит Мартин Блейни в ответ на вопрос, что больше всего привлекает его в программе предстоящего фестиваля. И, подумав, добавляет: "Я бы только посоветовал организаторам раскошелиться и заменить синхронный перевод в наушники лазерными субтитрами. Ведь качество перевода иногда может убить фильм".
Мария Бейкер
для BBCRussian.com