Неизмеримый моральный урон нанесен не только народу, перенесшему трагедию, и не только народу, от имени которого творились бесчинства, но и всему советскому обществу. "После сталинских зверств, - писали московские ученые в своем "Открытом письме к друзьям в Армении", - в нашей стране не происходило ничего, что отбрасывало бы нас так далеко назад - от цивилизации к дикости". Сумгаит сделал неприкрытыми и непримиримыми врагами двух соседей - армян и азербайджанцев и повлек за собой исключительно тяжкие последствия в их взаимоотношениях. Сумгаит впервые показал, что в многонациональном государстве, где дружба между народами считалась вечной святыней, людей могут убивать только за то, что они другой национальности.
Сумгаитский геноцид был организован в связи с карабахской проблемой. Это чудовищная реакция на подчеркнуто мирное и демократическое по форме волеизъявление армянского народа о воссоединении Нагорно-Карабахской автономной области с Армянской ССР. Цель преступления - блокировать возможное решение проблемы, запугать армян перспективой новых кровавых акций и заставить их отказаться от движения за Карабах.
Проблема Нагорного Карабаха - небольшого, исконно армянского и населенного преимущественно армянами края, в 1921 году в качестве автономной области насильно включенного в состав Азербайджанской ССР, - поднималась не раз: и в 20-ые, и в 40-ые, и с особой силой в середине 60-х годов. С начала 1988 года стремление двух оторванных друг от друга частей единой нации жить общей государственной жизнью приняло характер всенародной конституционной борьбы. Народ поверил в демократические возможности объявленной в стране перестройки. В середине февраля в областном центре Карабаха - Степанакерте, районных центрах и селах стали проходить митинги и собрания с требованием рассмотреть вопрос о воссоединении НКАО с Армянской ССР и дать ему положительное решение. В адрес руководства страны тысячами отправлялись телеграммы, письма, об-ращения трудовых коллективов. В них подчеркивалось, что речь идет о конституционном праве нации на самоопределение, об исправлении исторической ошибки, о том, что карабахцы ничего не имеют против азербайджанского народа. 20-го февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО XX созыва приняла решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Одновременно сессия ходатайствовала перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса. В этот же день, 20-го февраля, митинги начались и в Ереване.