По своему геополитическому значению, по составу заинтересованных сторон и государств, по практике рассмотрения и обсуждения, по влиянию на политические процессы карабахская проблема, несомненно, является международной.
В последние годы, в 2004 – 2006 годах, карабахская проблема стала предметом более активного обсуждения на международной арене, что можно объяснить усилением внимания Западного сообщества в региону Южного Кавказа и Каспийского моря, а также к Восточной Европе в целом.
Вместе с тем, карабахская проблема, как и аналогичные проблемы в Южном Кавказе и в других регионах Восточной Европы, рассматриваются в зависимости от более масштабных геополитических и политических задач. В связи с этим, рассмотрение карабахской проблемы как международной требует соблюдения определенного баланса понятий и категорий, то есть на определенном уровне актуальности и значимости.
Основным критерием рассмотрения карабахской проблемы, как и других аналогичных проблем, заинтересованными государствами и международными организациями является безопасность (региональная или межрегиональная).
До настоящего времени рассмотрение карабахской проблемы осуществлялось в рамках прогнозируемой безопасности.
Принципы соблюдения территориальной целостности, демократии, толерантности и другие принимались во внимание только при принятии во внимание условий обеспечения безопасности.
В регионе Южного Кавказа последовательно складывается иерархия условий и факторов безопасности, которые приоритетно ориентированы на успешную добычу и транспортировку энергетических ресурсов.
Для США и Великобритании, которые декларируют различные цели и задачи в Южном Кавказе, их актуальная политика в Южном Кавказе подчинена исключительно интересам энерго-коммуникационных проектов, реализация которых является генеральной целью, а приоритетами являются безопасность и стабильность в регионе.
Параллельно этим основополагающим условиям происходит сочетание конкретных задач «чистой» геополитики и геоэкономики, которые, в зависимости от возникающих ситуаций, рассматриваются как первоочередные или вторичные. Сочетание политических и экономических интересов приводит к дезориентации не только общества, но и актуального политического класса.
Великобритания в последние годы стала выполнять ведущую роль в разработке планов и схем по урегулированию карабахской проблемы, наряду с усилением ее участия в политических процессах, происходящих в Южном и на Северном Кавказе.
Великобритания пытается проводить системную политику участия и влияния в регионе, осуществляя проекты, направленные на решение проблем, связанных с глобальными энерго-коммуникационными задачами. В связи с этим, необходимо более предметно рассматривать британскую политику в регионе - как целостный «британский кавказский проект».
Данные условия и факторы обусловливают политическую ситуации в Южном Кавказе во многом как игровую, что требует принятия определенных концептуальных установок, на основе которых могут выстраиваться ситуационные анализы и версии.
Источник: http://www.hayinfo.ru