Page 1 of 5 12345 LastLast
Results 1 to 7 of 30

Thread: История психологии в вопросах и ответах

  1. #1
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18

    История психологии в вопросах и ответах

    ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Каковы представления о психике в первобытном сознании?

    Первые представления о душе и природе человека зародились уже в первобытном обществе. Они возникали в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве - поэзии, сказках. Эти донаучные и вненаучные представления предшествовали первым научным взглядам на природу и поэтому очень своеобразны. Они отличались от научных представлений о душе тем, что имели иное назначение, способ получения, а также форму воплощения в жизни. Душа рассматривалась здесь как что-то неземное, таинственное и непознанноe, сверхъестественное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, в то время как смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. Иными словами, человек жив и активен, только если в его теле есть душа, в то время как смерть является отсутствием души. Древние верили, что предохраниться от смерти, т. е. обрести вечную земную жизнь, можно двумя способами: либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добиться ее возвращения. Древние верили, что для осуществления одного из этих способов необходимо соблюдение различных запретов и табу.
    В общественном сознании веками царило мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги. При этом боги наделялись определенными стилями поведения, такими как коварство и мудрость, мстительность и зависть, и иными качествами, познанными первобытным человеком-язычником в земной практике своего общения с ближними. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя как части окружающего мира - части мира, созданного богами.

  2. #2
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Каковы основные представления о психическом в античности?
    Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека. Таким образом, мы можем считать, что начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли такие великие древнегреческие мыслители и философы, как Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.
    Одним из первых мифологических учений о душе в античной философии был анимизм (от лат. anima - душа). Это направление рассматривало психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Анимизм представлял душу как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под «Я» (или «сознание», или «душа»), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
    В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
    Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считались изначально живыми, границы между живым, неживым и психическим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

  3. #3
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Как Гераклит представлял душу и природу человека?

    Гераклит (конец VI-начало V в. до н.э., род. ок. 544г. до н.э. – умер ок.483г. до н.э.) представлял душу («психею») в образе «искорки», космоса, который определялся им как «вечно живой огонь». Гераклит считал, что все окружающее человека (и сам человек в том числе) подвержено вечному изменению. Единым и для души, и для космоса Гераклит признавал закон не сам по себе, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть неотвратимый результат соударения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают. Другой важной мыслью философа было утверждение о том, что необходимо познать самого себя. Но у Гераклита было свое понимание процесса познания себя, который означал не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, но предполагал познание закона Логоса, по которому явления переходят друг в друга, и микрокосм, Т. е. малый мир отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка следовательно, постигать себя (свою «психею») - значит, углубляться в закон (логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию.

  4. #4
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Как Демокрит представлял душу и психические процессы?

    Демокрит (родился ок. 471 г. или ок. 460 г. до н. э. - умер в глубокой старости) был древнегреческим философом, представителем атомистического материализма. Для него все сущее состояло из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Так, душа представлялась ему материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Демокрит считал, что душа движет телом посредством движения мелких атомов огня и принадлежит даже мертвому телу, но только в малых количествах. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают. Таким образом, Демокрит утверждал, что душа так же смертна, как и тело.
    Учение Демокрита о психических процессах также связано с его толкованием всего сущего как соединения определенных атомов друг с другом. Так, человеческое восприятие он описывает как взаимодействие атомов предметов, которые мы воспринимаем, и наших органов чувств. От предмета исходят определенные атомы, тончайшие пленки, копии, или, как называл их сам Демокрит, «эйдолы», которые по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы, или эйдолы, от предметов. Таким образом получается отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения же мы видим вследствие вхождения в нас образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств.

  5. #5
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Каковы представления Сократа о природе человека?

    Сократ (469-399 гг. до н. э.) был древнегреческим и самым знаменитым (наряду с его учениками Платоном и Аристотелем) философом. В своем понимании человека Сократ стремился к познанию его природы не через «внешнее», а через «внутреннее», т. е. через самого человека, поэтому формула Гераклита «познай самого себя» означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное сушество. Целью философских учений Сократа, по его словам, было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса» совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Вероятно, Сократа можно считать первым психотерапевтом, так как основным методом его работы стало слово, с помощью которого он Стремился обнажить то, что недоступно для сиюминутного и постоянного осознания.

    Что такое сократический метод?

    Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность его знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.
    Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычно м течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в ХХ в. основой экспериментальной психологии мышления.

  6. #6
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    В чем суть представлений Платона о душе и ее функциях?

    После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. В нем существовали такие особые субстанции, которые не принадлежали физической природе, и именно изучение этих нефизических форм и стало основной линией в философии ученика Сократа Платона (427--347 гг. до н. э.). Наиболее известно учение Платона об идеях, с которым неразрывно связано его понимание души. По Платону, есть две реалии - мир идей и мир вещей. Безусловно, первичен, истинен мир идей, которые являют собой истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, они незримы и существуют независимо от чувственных вещей. А вещи, материя это небытие, бесформенное, незримое, приходящее и смертное. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа же, по Платону, выступает в качестве начала, связующего звена между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом. Именно поэтому природа души сродни природе идей. Индивидуальная душа- образ и истечение универсальной мировой души. Душа по своей природе выше тела и потому может властвовать над ним. Телесное же само по себе пассивно. Таким образом, Платоново понимание души возводит ее в ранг бессмертной субстанции в отличие от представлений Демокрита, другого древнегреческого философа, который считал, что душа смертна.
    Платону принадлежит разделение души на три части: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях. Таким образом, древнегреческий философ Платон дал основу фрейдистского понимания личности, которая содержит в себе также три постоянно борющихся между собой составляющих: ид, эго и суперэго.

    Как Платон понимал процессы познания человека?


    Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность. мышления и общения (диалога), Платон сделал следующий шаг. Он под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получающий выражения в Сократовом, внешнем диалоге. В этом случае, по мнению Платона, его сменяет диалог внутренний: «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая». Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). У самого Платона нет этих терминов; тем не менее перед нами теория, прочно вошедшая в современное научное знание об умственном устройстве человека.
    Всякое знание согласно Платону есть воспоминание. Душа вспоминает те идеи, которые она познала во время пребывания в мире идей до того, как соединилась с телом. Интенсивность и сила этих воспоминаний целиком зависят от того, насколько душе удалось отстраниться от своей телесности. Таким образом, процесс познания, называемый припоминанием, или анамнезисом, есть процесс чисто логический. Этим же термином Платон описывает и механизм работы памяти - механизм ассоциаций. Таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание. Платон отделял чувственное познание от рационального и считал, что чувства только мешают достижению подлинного знания. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает мир не подлинный, называемый миром идей, но кажущийся, т. е. мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

  7. #7
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Какова роль Аристотеля в формировании представлений о психике?

    Аристотель (384/383-322/321 гг. до н.э.) был величайшим философом Древней Греции. Его перу принадлежит известнейшее во все века сочинение «О душе» - первый курс общей психологии, где впервые систематизированы все знания о природе человека: изложена история вопроса, мнения предшественников, объяснение отношения к ним и, наконец, предложены свои решения и точки зрения на предмет через использование достижений и просчетов своих предшественников.
    Важным для формирования взглядов на психику является и новое понимание Аристотелем души, главная функция которой реализация биологического существования организма. Именно такое представление о психике как об одном из важнейших факторов эволюции животного организма стало впоследствии основой естественно-научного подхода к изучению природы человека. Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания: для него интерес представляли не физические тела или бестелесные субстанции идеи, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, - говорил Аристотель, - кому представляется, что ,душа не может существовать без тела и не является телом» Психологическое учение Аристотеля строил ось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности), развития и причинности.
    Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но так называемых «чистых фактов» в науке нет. Любой факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную сравнительно с предшественниками картину устройства, функций и развития души. В своей философии он преобразовал ключевые объяснительные психологические принципы: системности (организации), развития, детерминизма.

    Как Аристотель понимал душу и ее способности?

    Аристотель в отличие от философов-идеалистов не отрыва. душу от телесной оболочки и не определял ее как некое вещество. Он считал единым целым материю (тело) и душу, которая как уже говорил ось, обеспечивала биологическое существование тела. «Энтелехия» - сложный термин, который Аристотель использовал для определения природы души. Это некая философская категория, значение которой можно перевести как «существование чего-либо». То есть душа - это энтелехия тела, с ее помощью тело существует, так же как, например, зрение является энтелехией глаза как физического органа.
    По Аристотелю, все живые существа наделены душой, так как в той или иной мере обладают качествами или способностями души. Он выделял ряд способностей, присущих душе, через определение уровней души. На первом - вегетативном уровне находятся способности к движению в смысле питания, роста и упадка, наличие этого уровня характерно для растений. Второй -. чувственный уровень - преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения. Третий, высший уровень называется разумным и присущ лишь человеку, так как основными способностями этого уровня Аристотель называет способности к размышлению, умозрению и стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а не в основывающейся на разуме - желание и страсть. Аристотель считал, что мы познаем благодаря знанию и душе. Знание есть способность к познанию. Веществом души Аристотель считал пневну, вырабатывающуюся в крови, а ее органом - сердце.
    Аристотель признавал двоякость души: с одной стороны, это энтелехия, и она неразрывно связана с телом, когда организм жив, однако она возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения .

    В чем суть представлений Аристотеля о познавательных процессах человека?

    Восприятие. По Аристотелю, познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия, которое является первичным источником познания. Также они не существуют отдельно друг от друга. Осязание (его орган - душа) является главнейшим ощущением, необходимым для жизни. Остальные ощущения нужны для удовольствия. Однако Аристотель отмечал, что чувственное познание дает человеку представление о единичном, индивидуальном, в то время как постижение общего является задачей разума.
    Память. Память как еще одна способность души дает сохранение и воспроизведение ощущений. Различаются три вида памяти: низшая - сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память - процесс воспоминания, В котором участвует суждение.
    Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусство и наука. .
    Воображение. Еще одна познавательная способность, по Аристотелю, - это воображение, определяемое им как образование представления. Представление - это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель тесно связывал понятие воображения и мышления, так как считал, что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет. мышление.
    Мышление. Мышление как познавательная способность по Аристотелю, характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее, так как постигнуть чувствами общее невозможно. Он различал низшее и высшее мышления. Низшее мышление - это мнение или предположение, оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос «почему?». Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки. ( существует три вида высшего мышления: 1) рассуждающее, логическое 2) интуитивное - умение находить посылки; 3) мудрость, которую Аристотель считал наивысшим типом мышления. В зависимости от того, на что направлено мышление, им различался ум теоретический, которые был направлен на сущее, и практический, имеющий направленность на деятельность.
    Познание. Очень важным для дальнейшего развития представлений о познавательных способностях человека является пониманием Аристотелем процесса познания, который он мыслил как развивающийся процесс. Им выделялись несколько ступеней познания: ощущение выступало как самая низшая ступень, далее шло представление, затем опыт, усиленный памятью, искусство и, наконец, наука, которая являлась вершиной всего процесса. Именно научное познание Аристотель определял как общее, осуществляемое разумом познание. Аристотель совершенно верно обозначил тот факт, что лишь на основе познания единичного, а не при помощи вспоминания и созерцания мы можем познать общее, и что мышление тесно связано с практической деятельностью, В дальнейшем именно такое понимание процесса познания стало основополагающим в изучении познавательных способностей человеческой психики.

  8. One user like this post

    Амиго (14 May 07)

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 7 users browsing this thread. (0 members and 7 guests)

Similar Threads

  1. История пиратства
    By Сержик in forum History
    Replies: 24
    Last Post: 23 Oct 08, 14:18
  2. История моды
    By Весна in forum Fashion and Style
    Replies: 2
    Last Post: 16 Oct 07, 17:05
  3. Replies: 4
    Last Post: 24 Jul 07, 20:11
  4. История Еревана
    By KODAK in forum History
    Replies: 6
    Last Post: 11 Jun 07, 18:14
  5. Древнейшая история
    By Мукик in forum History
    Replies: 3
    Last Post: 17 Mar 07, 18:30

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •