Как понимали душу и психику человека философы Средневековья Аврелий Августин и Фома Аквинский?
Аврелий Августин. Крупнейшим христианским мыслителем того времени был Аврелий Августин (354-430). Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона, который признавал различие духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), делал упор на иррациональные факторы духовной жизни. Христианская основа философии Августина заключается в признании им принципа первичности Бога и вытекающем отсюда превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. В области исследования познания Аврелий Августин придерживался теологических установок, утверждая, что наиважнейшим предметом познания является Бог и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду.
Понимание души у Аврелия Августина свелось к определению ее как самостоятельной субстанции, которая не является ни телесным свойством ни видом тела. Содержанием души, по мнению философа, не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Так как душа имеет превосходство над телом, а тело препятствует познанию, человеку должно заботиться о душе, подавляя свои чувственные, т.е. телесные, наслаждения.
Аврелий Августин считал, что человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Таким образом основой духовной жизни, по Августину, является
, воля, а не разум. Более того, познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т.е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.
Фома Аквинский. В период Средневековья, называемый схоластическим (от слова «схоластика»), ведущей философской концепцией являлась концепция Фомы Аквинского (1225/26 -1274), который был первым схоластическим учителем церкви. Рассуждения Фомы Аквинского о душе, чувствах, памяти, способностях души базируются на Аристотелевом понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Аквинский наделяет душу формирующим принципом, дающим основу всей человеческой жизни Душа - чистый субъект, не обладающий ничем, кроме способности сознавать.
Типологию души Аквинский строит на основе типов, выдвинутых Аристотелем. Различаются три типа души: вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, стремлениями и свободными, произвольными движениями; и разумная душа, которая присуща только человеку, имеет в себе разум, т.е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души.
В отличие от Аврелия Августина Фома Аквинский разум ставит выше воли. Так же как и Аристотель, Аквинский считает источником познания не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания происходит из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.