Page 2 of 5 FirstFirst 12345 LastLast
Results 8 to 14 of 30

Thread: История психологии в вопросах и ответах

  1. #8
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Каково практическое значение учения Аристотеля о действии и поступке?


    Аристотель считал поступок основным способом формирования характера человека, т. е. человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности. Этот наиважнейший принцип становления личности впоследствии нашел свое отражение в работах советских ученых А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, предложивших деятельностный подход к пониманию развития человека.
    Важным в учении Аристотеля о деятельности и поступке стало и то, что он разграничивал действие на произвольное и непроизвольное (поступки, совершаемые по неведению) в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Произвольное у Аристотеля не равно волевому. Волевыми называл только действия по разумному стремлению (намерению). Намерение, в свою очередь, он считал результатом взвешивания мотивов. Волевое действие является свободным и ответственным и всегда направлено на будущую цель, о которой может рассуждать только ум, поэтому где нет разума - нет воли (например, у животных и детей).
    Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности Аристотель выделил особую целевую причину или «то, ради чего совершается действие», ибо согласно Аристотелю «природа ничего не делает напрасно» и конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Аристотель утверждал, что психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и от неизбежного будущего, иными словами, то, что должно произойти в будущем, определяется происходящим сейчас.

    Как рассматривалась проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики)?


    Проблема аффектов активно изучалась уже в эпоху античности. Так, одна из концепций аффектов принадлежала Аристотелю, который считал, что чувства сопровождают любую деятельность и являются ее источником. При этом он отмечал, что чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффектами он называет влечения, гнев, страх, т.е. все то, чему сопутствует удовольствие или страдание. Аристотель определял аффект как страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными изменениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения.
    Другая теория аффекта принадлежит стоикам. Школа стоиков возникла в IVв. до н. э. и получила свое название по имени того места в Афинах «стоя» - портик храма), где ее основатель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение.
    Понятие аффекта они определяли через стремления и чувствования человека и считали их чрезмерными, противоразумными и противоестественными движениями души, связанными с неправильными представлениями о вещах.
    Всего в теории стоиков насчитывалось 26 разновидностей аффектов. Основными являлись разновидности аффектов удовольствия и неудовольствия, которые они считали ложными суждениями о настоящем, и человеческие желания и страхи, определяемые ими как ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.
    Стоики изучали процесс протекания аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания аффектов:
    1) первая стадия включает в себя нарастание физиологических изменений под влиянием внешних воздействий;
    2) на второй стадии происходит непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции;
    3) третья стадия характеризуется вмешательством разума, которое может привести как к избеганию аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего), так и к впаданию в сам аффект. То есть именно разум ответствен за возникновение аффекта.
    Интересна разработанная стоиками практическая методика борьбы с аффектами. Они считали, что в первую очередь необходимо не давать аффектам внешнего выражения, а также не преувеличивать их воображением и отвлечься на воспоминания другого рода.

  2. #9
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Как Эпикур понимал процесс восприятия и каково значение его взглядов на природу человека?


    Эпикур (341- 270гг. до н. э.) в Греции развил учение Демокрита о природе человека, в частности его взгляды на восприятие, но полагал, что только чувственное познание является подлинным и непосредственным. Ошибки познания, по мнению Эпикура, возникают из-за вмешательства разума. Но мышление дает в отличие от ощущения знание общего в виде понятий, общих представлений - в этом его преимущество, в то время как ощущение дает лишь знание единичного. Эпикур указывал на целостную природу восприятия: чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. В дальнейшем этот принцип восприятия был широко освещен и развит теоретиками школы гештальтпсихологии М. Вертгеймером и В. Келлером, основанной после открытого кризиса в психологии в начале ХХ в. Эпикур полагал, что чувства не являются помехой для удовлетворенного состояния.
    Эпикур одним из первых античных философов отрицал жесткую причинность в мировых событиях и душе человека, допуская самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер. Запечатлев ощущение непредсказуемости того, что может произойти с человеком в потоке событий, делающих существование непрочным, эпикурейцы закладывали в природу вещей возможность самопроизвольных отклонений и тем самым непредсказуемость поступков, свободу выбора. Он подчеркивал индивидуализацию личности как величины, способной действовать самостоятельно, избавившись от страха перед уготованным свыше.
    Эпикур провозгласил, что цель жизни - удовольствие, понимаемое как свобода от телесных страданий и душевных тревог. Главные препятствия на пути к удовольствию -страх смерти и страх перед богами. Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Душу, по его мнению, имеют только те существа, которые могут ощущать. Также он считал, что каждый человек не только находится под воздействием внешних сил, но и сам наделен элементом свободы воли. Это положение Эпикура о свободе выбора и спонтанности впоследствии нашло свое отражение в таких известнейших в ХХ в. психологических теориях, как теории А. Маслоу, К. Роджерса, и во многом повлияло на становление экзистенциальной психологии и психотерапии.
    Ծիծաղը դեմքի վարդն է:

  3. #10
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Какова роль Гиппократа в современной психологии?

    Гиппократ (род. ок. 460 г. до н. э. - умер ок. 377 г. до н. э.) был знаменитым древнегреческим медиком, изучавшим устройство человеческого организма и исследовавшим причины болезней. Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. Гиппократом были выделены четыре типа темперамента, названия которых сохранились до наших дней: сангвинический, в котором преобладает кровь, холерический, основой которого является желтая желчь, меланхолический, где преобладает черная желчь, и флегматический, с преобладанием слизи. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип при всей его наивности имел очень важное значение. Во-первых на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во- вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма, а не опирался на божественные провидения и прочие древние идеалистические представления о сущности человека; душевные качества ставились в зависимость от телесных.
    Если взглянуть на теорию Гиппократа о типах темперамента , с общетеоретических позиций, то можно заметить ее слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): организм рассматривался как смесь - в неких пропорциях различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.
    Ծիծաղը դեմքի վարդն է:

  4. #11
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Какие вопросы психологии разрабатывались в учениях античных врачей?

    Необходимо отметить, что в античности основными источниками практических знаний для врачей являлись наблюдения за больными, ранеными, вскрытие животных, эксперименты над ними, а вскрывать человеческие трупы было запрещено. Тем не менее многие предположения относительно природы, строения и функций человеческого организма на удивление точны и совпадают с полученными впоследствии объективными знаниями .
    Основной идеей античных врачей являлось представление о медицине как об одной из форм практики, предполагающей лечение тела через врачевание души. В то время существовало несколько медицинских школ.

    Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) выдвинул предположение о локализации мыслей в головном мозгу.

    Гиппократ придерживался линии Демокрита, он считал органом мышления человека мозг. Знаменито его учение о типах темперамента, и этой типологии придерживаются и по сей день. Гиппократ пытался объяснить болезни естественными причинами, т.е. рассматривал заболевание как следствие нарушений мозга или мозговой деятельности.
    Герофил, врач из Александрии, впервые установил связь между сухожилиями, связками и нервами, описал мозговые оболочки, желудочки мозга, дал описание устройства глаза.
    Эразистрат описал части головного мозга и связал богатство извилин полушарий с превосходством человека над животными.
    Гален(II в. до н. э.), римский врач, автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, сделал ряд открытий, касающихся строения и функций спинного и головного мозга, определил, что мозг - не аристотелевский «холодильник крови», а орган интеллекта и чувств.
    Гален развивал учение Гиппократа о темпераментах. Он выделил 13 темпераментов, из которых лишь один признавал нормальным. Также он утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме «кипение крови», а субъективные, душевные переживания (например, гнев) - вторичны.
    Галена считают основателем научной медицины. Его сочинения вплоть до ХVI в. являлись основой для практически большинства медиков. В качестве основы жизни Гален признавал пневму, которую подразделял на животную и психическую. Источник животной пневмы находится в сердце, и ее главной функцией является управление вегетативной не и физиологическими процессами человеческого организма. Местом локализации психологической пневмы Гален считал мозг, способом передвижения по организму - нервы, а ее главнейшую функцию определял как формирование и ответственность за переживания, произвольные движения, что передается по нервам.
    Гален с помощью проводимых опытов по перерезанию нервов описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Он установил, что нервы, идущие от органов чувств, обеспечивают наличие у человека таких познавательных процессов, как ощущение и восприятие; нервы, идущие от мышц, ответственны за произвольные движения, а остальные нервы иннервируют другие (внутренние) органы. Особое значение Гален придавал спинному мозгу. В нем он различал чувствительные и двигательные нервы. Также он описал передние и задние корешки нервов.
    Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные исследования в медико-биологических областях знания.
    Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат благодаря разрешенным им вскрытиям человеческих трупов установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу, и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.
    Ծիծաղը դեմքի վարդն է:

  5. #12
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Какие направления можно выделить в развитии античной психологии?

    В трудах древнегреческих мыслителей мы находим попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души можно обнаружить три основных направления.

    Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. (Вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих пор остается стержневым в психологической теории.)

    Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самим - и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, Открывшим своеобразие ее объектов.

    Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу. Исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

    Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно: от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

    Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно- мифологических образов.
    Ծիծաղը դեմքի վարդն է:

  6. #13
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    Какие этапы прошла психология в своем развитии в период от античности до Нового времени?

    В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
    В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной, и естественной одновременно, изучающей и внутренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.
    Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период неоднороден, и на протяжении более чем двадцати веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

    На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности так как по мнению первых ученых-психологов тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.
    Постепенно к функциям души добавилось познание, и таким образом к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.
    В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).
    Ծիծաղը դեմքի վարդն է:

  7. #14
    Important Person VIP Club Армине's Avatar
    Join Date
    Dec 2006
    Location
    Այստեղ, այլուր....
    Posts
    456
    Thanks
    123
    Interesting posts: 142
    Posts signed 204 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18
    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


    Как развивалась психология в Европе в эпоху Средневековья?


    Начало эпохи Средневековья, когда наука была поставлена на служение церкви, связывается с падением в V в. Римской империи, однако элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. К началу этого нелегкого периода ситуация в научном мире была следующей: победившее в Европе христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем «языческим» знаниям. В IV в. был уничтожен научный центр в Александрии, в начале V в. закрылась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Таким образом, естественно-научное исследование природы приостановилось, а в интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика. Окончанием этого нелегкого для всех наук и в том числе науки психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.
    Так как средневековая философия была очень тесно связана с христианской религией, эта связь позволяла развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Именно рациональное обоснование христианского вероучения отличает науку и философию Средневековья от античной философии и впоследствии - от философских концепций и доктрин периода Ренессанса. Таким образом, основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.
    Что же касается развития в этот период психологии, то оно было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной наукой - богословием. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии. Эти взаимоотношения и обусловили характер представлений. В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода.
    После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию.
    Необходимость выделиться из богословия, не получив при этом статуса гонимой науки, привела к появлению в психологии теории двух истин, которая была сформулирована в IX-X вв. арабским ученым Ибн Синой (имеющим в европейских кругах имя Авиценна) и вскоре получила широкое распространение в Европе. В этой теории утверждалось, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Несколько позже, в ХII-XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название «деизм», которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.
    Расширение прав науки привело к тому, что к ХII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме - теории, разработанной известным богословом Фомой Аквинским, - была призвана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они действительно имеют две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.
    Ծիծաղը դեմքի վարդն է:

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 5 users browsing this thread. (0 members and 5 guests)

Similar Threads

  1. История пиратства
    By Сержик in forum History
    Replies: 24
    Last Post: 23 Oct 08, 14:18
  2. История моды
    By Весна in forum Fashion and Style
    Replies: 2
    Last Post: 16 Oct 07, 17:05
  3. Replies: 4
    Last Post: 24 Jul 07, 20:11
  4. История Еревана
    By KODAK in forum History
    Replies: 6
    Last Post: 11 Jun 07, 18:14
  5. Древнейшая история
    By Мукик in forum History
    Replies: 3
    Last Post: 17 Mar 07, 18:30

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •