ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Как развивалась психология в Европе в эпоху Средневековья?
Начало эпохи Средневековья, когда наука была поставлена на служение церкви, связывается с падением в V в. Римской империи, однако элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. К началу этого нелегкого периода ситуация в научном мире была следующей: победившее в Европе христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем «языческим» знаниям. В IV в. был уничтожен научный центр в Александрии, в начале V в. закрылась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Таким образом, естественно-научное исследование природы приостановилось, а в интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика. Окончанием этого нелегкого для всех наук и в том числе науки психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.
Так как средневековая философия была очень тесно связана с христианской религией, эта связь позволяла развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Именно рациональное обоснование христианского вероучения отличает науку и философию Средневековья от античной философии и впоследствии - от философских концепций и доктрин периода Ренессанса. Таким образом, основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.
Что же касается развития в этот период психологии, то оно было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной наукой - богословием. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии. Эти взаимоотношения и обусловили характер представлений. В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода.
После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию.
Необходимость выделиться из богословия, не получив при этом статуса гонимой науки, привела к появлению в психологии теории двух истин, которая была сформулирована в IX-X вв. арабским ученым Ибн Синой (имеющим в европейских кругах имя Авиценна) и вскоре получила широкое распространение в Европе. В этой теории утверждалось, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Несколько позже, в ХII-XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название «деизм», которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.
Расширение прав науки привело к тому, что к ХII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме - теории, разработанной известным богословом Фомой Аквинским, - была призвана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они действительно имеют две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.