[ 1(13).12. 1873, Москва, — 9.10.1924, там же ]
Русский писатель. Родился в зажиточной купеческой семье. Внук поэта-баснописца И. Я. Бакулина и бывшего крепостного, откупившегося на волю и открывшего в Москве торговое дело. Родился в д. 14 по Милютинскому переулку. В 1878-1910 жил в д. 22 на Цветном бульваре. В 1885-89 учился в частной классической гимназии Ф.И. Креймана (Петровка, 25), в 1890-93 — в гимназии Л.И. Поливанова (Пречистенский бульвар, 32), в 1893-99 — на историко-филологическом факультете Московского университета. Свой литературный дебют — три сборника «Русские символисты» (1894-95) Брюсов рассматривал как «сознательный подбор» образцов западной поэзии (стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др.). Во второй половине 1890-х гг. Брюсов вошёл в круг наиболее известных поэтов-символистов, сблизился с К.Д. Бальмонтом. В последних книгах «Chefs d'Oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1897) уже намечаются мотивы зрелой поэзии Брюсова — урбанизм, интерес к науке и истории. После окончания университета Брюсов, проработав некоторое время в журнале П.И. Бартенева «Русский архив», стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 С.А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства», главным организатором альманаха «Северные цветы» (1901-03, 1905, 1911) и журнала «Весы» (1904—09; здание гостиницы «Метрополь» на Театральной площади, 1) — ведущего органа русского символизма, где Брюсов был и основным автором, и редактором и где печатались Андрей Белый, Бальмонт, Вяч. Иванов, М.А. Волошин и др. Брюсов был тесно связан также с Литературно-художественным кружком, директором которого с 1908 он был. Книга «Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900) знаменует начало творческой зрелости. В ней, как и в последней книге «Urbi et Orbi» («Городу и миру», 1903), отчётливо видны характерные черты поэзии Брюсова — скульптурная выпуклость и завершённость образов, чёткость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидит неизбежность революции, угадывает её движущую силу — пролетариат (поэма «Замкнутые», 1900-01, стихотворения «Ночь», 1902, «Каменщик», 1901). С начала 20 в. Брюсов становится лидером символизма, ведёт большую организаторскую работу, руководит издательством «Скорпион», редактирует журнал «Весы». Но философско-общественные позиции Брюсова, его рационалистическая поэтика противоречили неоплатонической теории и художественной практике русского символизма. Книга стихов «StejanoV» («Венок», 1906) — вершина дооктябрьской поэзии Брюсова. Высокий взлёт романтической лирики, великолепные историко-мифологические циклы сочетаются в ней с образцами революционной поэзии (цикл «Современность»). Он клеймит либералов, ликующих по поводу Манифеста 17 октября («Довольным», 18 октября 1905), славит революцию («Знакомая песнь», август 1905, «Кинжал», 1904), верит в торжество идеалов свободы, равенства и братства («К счастливым», 1904-05). Но задачей революции он считал лишь беспощадное уничтожение старого («Грядущие гунны», 1905, «Лик Медузы», октябрь 1905) и с этих максималистских позиций критикует большевиков (в стихотворении «Близким», 30 июля 1905). В. И. Ленин, процитировав строку из этого стихотворения: «Ломать я буду с вами, строить — нет!», назвал Брюсова «поэтом-анархистом». Брюсов полемизировал также со статьей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905), утверждая, что субъективно честный художник может быть независимым от буржуазного общества.
В годы реакции он продолжает верить в конечное торжество революции, прославляет творческий разум и отвагу человека. Но в книгах стихов «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912), а также «Семь цветов радуги» (1916) наряду с жизнеутверждающими мотивами всё чаще звучат ноты усталости, встречаются перепевы прежнего, самоцельные формальные поиски. В этот же период опубликованы исторические романы «Огненный ангел» (1908) и «Алтарь победы» (1913), сборники рассказов и драматических сцен «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913), сборник статей «Далёкие и близкие» (1912). Во время 1-й мировой войны Брюсов сотрудничает с М. Горьким. Изучает историю и литературу Армении, переводит стихи армянских поэтов (впоследствии Брюсову было присвоено звание народного поэта Армении).
Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. После революции Брюсов был одним из наиболее активных литературных и издательских деятелей столицы: в 1917-19 возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 Московское отделение Российской книжной палаты); в 1918-19 заведующий Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в январе 1919 - феврале 1921 председатель Президиума Всероссийского союза поэтов; с 1919 работал в Государственном издательстве; с 1921 заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, членом Государственного учёного совета, профессором 1-го МГУ; с конца 1922 заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра; в 1921 организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором. В 1920 он вступил в ряды Коммунистической партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вёл ряд курсов в Московском университете и в организованном им в 1921 Высшем литературно-художественном институте (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова). Опубликовал книги стихов «Последние мечты» (1920), «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали» (1922), «Меа!» («Спеши!", 1924). Вошедшие в них стихи о революции, стихи на смерть В. И. Ленина позволяют видеть в Брюсова одного из первых советских поэтов. В двух последних книгах есть интересные образцы научной поэзии. Но в целом послеоктябрьская поэзия Брюсова представляет собой упорные и далеко не во всём удачные поиски новых форм для выражения нового содержания.
Поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед, Брюсов сыграл важную роль в развитии русской поэзии. Вместе с А. Блоком он подготовил почву для поэтической деятельности многих советских поэтов.