Page 1 of 4 1234 LastLast
Results 1 to 7 of 24

Thread: Саят-Нова. Sayat Nova. Սայաթ-Նովա

  1. #1
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Саят-Нова. Sayat Nova. Սայաթ-Նովա



    [псевдоним Арутюна Саядяна, 1719—1795] — народный поэт (ашуг) Закавказья. Писал и распевал свои песни на армянском, грузинском и тюркском языках. Р. в Тифлисе, в семье бедного переселенца из Турецкой Армении. Состоял придворным поэтом и певцом грузинского царя Ираклия II. В преклонном возрасте принял духовный сан. Всю свою жизнь С.-Н. провел в Грузии. Стихи С.-Н. дошли до нас на армянском яз. в количестве 60, на грузинском — 34, на тюркском — 115 (последние пока не опубликованы и хранятся в Азиатском музее в Ленинграде). С.-Н. был открыт любителем армянской лит-ры и собирателем народных песен П. Ахвердовым, издавшим первый сборник его стихотворений в Москве в 1852. Позднее вышли в свет «Избранные стихотворения» в Баку в 1914, «Полное собрание стихотворений», на армянском языке — в 1932 в г. Эривани.

    Основной мотив поэзии С.-Н. — любовь, воспетая им в ярких красках. Неудовлетворенное чувство отвергнутой любви у поэта-ашуга проникнуто глубоким пессимизмом.

    В образах, эпитетах и сравнениях, к к-рым прибегал поэт в своей интимной лирике, сказывались традиции влияния феодально-придворной среды:

    «Я сяду, ты мне бросишь тень, в пустыне — стан ты для меня.
    Узнав мой грех, меня убей: Султан и хан ты для меня.
    Как шаха, я тебя молю; молчишь, не отвечая, ты» («Я на чужбине соловей...»)

    Период интимной лирики продолжался однако недолго. Разочарование в любви, изгнание из дворца в результате придворных интриг, уход в монастырь породили в нем пессимистические настроения, принявшие религиозную окраску. Эти настроения нашли свое выражение в ряде нравоучительных песен, проникнутых реакционной христианской моралью.

    Художественные достоинства поэта проявлялись гл. обр. в его песнях любви. В противовес замкнутой угасавшей поэзии средних веков песни любви С.-Н. получили распространение среди демократических слоев и пользовались большой популярностью. По мастерству С.-Н. является непревзойденным талантливейшим представителем поэзии ашугов XVIII в.
    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  2. #2
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32
    * * *

    Разве голоден был и едой подкрепиться пришел я?
    Слышать голос твой жаждал, беседой упиться пришел я.
    Мне денницы дождаться б! Затем, что не спится, пришел я,
    Сам не помню, зачем, бестолковый тупица, пришел я?

    Ты венец государя. Бесценно твое покрывало,
    А моя голова украшений таких не знавала.
    Ты – оконница из хрусталя и резного сандала
    Ради ночи бессонной к тебе, златолицей, пришел я!

    Ты – узорный клинок, драгоценный товар хорасанский,
    Ты – цветистый атлас, ты – парча, каламкар индостанский.
    Я – купец из далеких земель, ты – базар мой марандский
    Денег нет у меня на парчу, ради ситца пришел я!

    Верь мне в долг, свет очей! – голова моя будет залогом,
    А лихвою – хвала, славословье, – клянусь моим слогом!
    Я тебе предаюсь, я стою перед этим порогом,
    Не спастись – так погибнуть сегодня, царица, пришел я!

    Целый мир не воздал бы тебе по достоинству дани.
    Равных нет в Индостане, таких не найти в Прангистане.
    "Бедный Саят-Нова, – говорят, – вне себя от страданий!"
    Я Алеппо прошел, и в Ассирию мнится, пришел я!



    * * *

    Заветных тайн своих врагу не доверяй,
    Когда-нибудь за грош продаст их негодяй.
    Не будь завистником, чужого не желай
    Отплатят этим же в недобрый час тебе.

    Верь другу честному, люби его, как брат,
    Не слушай клеветы, пусть за спиной шипят,
    Не тронь змею ногой – ужалит, пустит яд
    И пламенную кровь отравит в раз тебе.


    Ты безумное сердце мне внемли:
    Скромность возлюби, совесть возлюби!
    Мир на что тебе? Бога возлюби,
    Душу возлюби, деву возлюби!

    Божий глас внемли и твори добро,
    В житиях святых слово серебро!
    Святых цели три: возлюби перо,
    Возлюби письмо, книги возлюби.

    Сердце, пусть тебя скорби не гнетут!
    Знай, что хлеб и соль люди чести чтут!
    Но не будь смешным, возлюби свой труд,
    Мудрость возлюби, правду возлюби!

    Так Саят-Нова, мудрость жить велит.
    Что нам эта жизнь? Страшный суд грозит!
    Душу сбереги: возлюби и скит,
    Келью возлюби, камни возлюби!



    * * *

    Я в жизни вздоха не издам, доколе джан ты для меня!
    Наполненный живой водой, злотой пинджан ты для меня!
    Я сяду, ты мне бросишь тень, в пустыне – стан ты для меня!
    Узнав мой грех, меня убей: султан и хан ты для меня

    Ты вся – чинарный кипарис: твое лицо – пранги атлас;
    Язык твой – сахар, мед уста, а зубы – жемчуг и алмаз!
    Твой взор – эмалевый сосуд, где жемчуг изумруд, топаз.
    Ты бриллиант! Бесценный лал индийских стран ты для меня!

    Как мне печаль перенести? Иль сердце стало как утес?
    Ах, я рассудок потерял! В кровь обратились токи слез!
    Ты новый сад, и в этом саду, за тыном из роскошных роз,
    Позволь мне над тобой порхать: краса полян ты для меня!

    Любовью опьянен, не сплю, но сердце спит, тобой полно:
    Всем миром пусть пресыщен мир, но алчет лишь для тебя оно!
    С чем милая сравню тебя? Все, все исчерпано давно.
    Конь – Раш из огненных зыбей, степная лань ты для меня!

    Поговори со мной хоть миг, будь милая Саят-Новы!
    Ты блеском озаряешь мир, ты солнцу – щит средь синевы!
    Ты лилия долин, и ты цветок багряный средь травы:
    Гвоздика, роза, сусамбар и майоран ты для меня!


    По честному трудись, достоинство блюди,
    На путь извилистый с прямого не сойди,
    Сынок, коль зло увидишь впереди
    Иди своим путем – Зло не указ, иди!



    * * *

    Твой волос смоченный рехан, или шелка нить, или струна.
    Обводит золото черты, а бровь пером обведена.
    В устах – и жемчуг, и рубин. Твоя завидна белизна.
    Пусть я умру, будь ты жива. Мне страсть на гибель суждена.
    О прекрати свою игру, меня насмерть убьет она!

    Не полюбившего сильней, пусть упадут напасти все.
    Уже два года протекли, как я тоскую о красе.
    _________________________________________________
    Пусть я умру, будь ты жива. Мне страсть на гибель суждена.
    О прекрати свою игру, меня насмерть убьет она!

    Саят-Нова сказал: Залум! Кровь вытекает со слезой,
    Адама нечестивый сын, вовек проклятье над тобой!
    Где твой обет на тридцать лет? Обет ты нарушаешь свой.
    Пусть я умру, будь ты жива! Мне страсть на гибель суждена.
    О прекрати свою игру, меня насмерть убьет она!
    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  3. #3
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32
    * * *

    Դուն է՛ն գըլխեն իմաստուն իս, խիլքտ հիմարին բաբ մի՛ անի,
    էրազումըն տեսածի հիդ միզի մե հեսաբ մի անի,
    Յիս խոմ էն գըլխեն էրած իմ, նուրմեկանց քաբաբ մի' անի,
    Թե վուր գիդիմ բեզարիլ իս, ուրիշին սաբաբ մի՛ անի

    Չը կա քիզ պես հուքմի-հեքիմ՝ դուն Րոստոմի Զալ, թաքավուր.
    Ասկըտ ասկերումըն գոված՝ հա'մդ ունիս, գոզալ թաքավուր.
    Թե էսանց էլ սուչ ունենամ՝ գլուխս արա տալ, թաքավուր,
    Մըտիկ արա քու Ստեղծողին՝ նահախ տիղ ղազաբ մի՛ անի

    Յարալուն հեքիմն էնդուր գուզե՝ դի'ղ տալու է, ցա'վ տալու չէ.
    Քանի գուզե արբաբ ըլի՝ ղուլըն աղին դավ տալու չէ.
    Դու քու սիրտըն իստակ պահե, յագի խոսկըն ավտալու չէ.
    Աստծու սերըն կանչողի պես դըռնեմետ ջուղաբ մի՛ անի

    Ամեն մարթ չի՛ կանա խըմի՝ իմ ջուրըն ուրիշ ջըրեն է.
    Ամեն մարթ չի կանա կարթա՝ իմ գիրըն ուրիշ գըրեն է
    Բունիաթըս ավաղ չիմանաս՝ քարափ է, քարուկըրեն է՝
    Սելավի պես, առանց ցամքիլ, դուն շուտով խարաբ մի՛ անի

    Քանի գուզե քամին տանե՝ ծովեմեն ավազ չի պակսի.
    Թեգուզ ըլիմ, թեգուզ չըլիմ՝ մեջլիսներուն սազ չի պակսի.
    Թե կու պակսիմ, քիզ կու պակսիմ՝ աշխարիս մե մազ չի պակսի.
    Սայաթ-Նովու գերեզմանըն Հինդ, Հաբաշ, Արաբ մի՛ անի

    (1753)


    * * *

    Մեջլումհ պես կորավ յարըս,
    Լե'յլի ջան, ման իմ գալի յանա-յանա,
    էրվեցավ խունի ջիգհարըս,
    Արնի պես աչկս է լալի յանա-յանա, յանա-յանա

    Բլբուլի նման լացիլ իմ,
    Աչկիրըս արնով թացիլ իմ,
    էշխեմետ հիվանդացիլ իմ,
    Պառկած իմ դըժար հալի յանա-յանա, յանա-յանա

    Էշխեմետ դառիլ իմ յիզիդ,
    Հալվեցա, մաշվեցա քիզիդ,
    Ռա'հմ արա, մե խոսի միզիդ՝
    Բե'մուրվաթ, ձեն իմ տալի յանա-յանա, յանա-յանա:

    էրվում իմ, կանչում իմ ա~ման.
    Ծուցըտ բաղ, ունքիրըտ քաման.
    Աշխարիս մեչըն քիզ նըման
    Չիմ տեսած, ման իմ գալի յանա-յանա, յանա -յանա:

    Մանուշակ բաց արած հովին,
    Կարմիր վարթ, ծաղիկ հուտովին,
    Շատ մի լացնի Սայաթ-Նովին,
    Ա'չկի լուս, կսկծալի՝ յանա-յանա, յանա-յանա

    (1757)


    * * *

    Արթար դատե, չէ՞ վուր թաքավուր իս դուն,
    Վրաստանում տեր ու զորավուր իս ղուն.
    Մեկն ինձ կոսե՝ «գընա մաշված շուր իս դուն»,
    Մեկն էլ կոսե՝ «մե հոտած ջըրհուր իս դուն...»

    Վուչ հարսնախոս ունիմ, վուչ էլ կողակից,
    Մեջլիսումն էլ նուր խաղք արին, ծաղրեցին.
    Յիս ռամիկ իմ, ինձի վուխչ-վուխչ թաղեցին.
    Ո՞ւմ առաջ էլ սրտիս ցավը մաղեցի,
    Վուխչն ինձ ասին՝ «մե անպատիվ հուր իս դուն»:

    Սազը քոքած, ձեռիս բռնած, հազըրված,
    Թաքավուրի մոդ գընացի զարթըրված.
    Ինձ յիդ տըվին, վունցոր փուշըս կոտըրված.
    էրնեկ լիզուն չիմանայի յիս նըրանց.
    Ասին՝ «գընա, էրեսըտ սիվ մուր իս դուն»

    Աստծու կամոք մարթըս օղորմած պիտի.
    Սարն էլ սարին կու հանդիպի, ով գիտի,
    Է'րնեկ մենակ ինձ ծեծելով խըրատիր,
    Կամ քու ձիռով ինձ յիդ տայիր, անպատվիր,
    Իմ հոքևուր մինձ ծնուղքը վուր իս դուն

    Թեգուզ չարթին, ջանըս փետով վեր հատին,
    Շունչըս բիրնիս յիս ինձ քիզնից չիմ զատի.
    Ծովը կընգնիմ, թե վուր Քուռն ինձ ազատի...
    Սայաթ-Նովա, քու լիզվովըն ցավ դատի,
    Հալբաթ դարդ ու ցավի մե ախպուր իս դուն


    * * *

    Առանց քիզ ի՞նչ կոնիմ սոյբաթն ու սազըն
    Ձիռնեմես վեր կոծիմ չանգիրըն մեմեկ.
    Չունքի ուշկ ու միտկըս իրար շաղեցիր՝
    Փահմես կու հիռացնիմ հանգիրըն մեմեկ

    Մե դուգունըն էրկու դաղին ի՞նչ անե,
    Մե նոքարըն Էրկու աղին ի՞նչ անե,
    Մե բաղմանչին էրկու բաղին ի՞նչ անե,
    Փեյվանդ գուզե թազա տընգիրըն մեմեկ

    Ղուրթ ին ասի փիր ուստաքար ղադիրըն.
    «Բաղ շինեցի, վարթըն քաղից վադիրըն».
    Ջափեն յիս քաշեցի, սափեն յադիրըն.
    Րաղիփն էկավ միզ, էս րանգիրըն մեմեկ

    Առանց քիզ ի՞նչ կոնիմ աշխարիս մալըն.
    Չի'մ անի քալագըն, չի'մ անի ղալըն,
    Կու հաքնիմ մազեղեն, կու հաքնիմ շալըն,
    Կերթամ ու ման գու քամ վանքիրըն մեմեկ

    Բըլքամ մե մարթ ռաստ գա, վուր ինձ խըրատե,
    Գո'զալ, քու էշխեմեն սիրտըս ազատե.
    Կանց յոթըն իմասնասիրացըն շատ է
    էս քու Սայաթ-Նովու բանքիրըն մեմեկ
    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  4. #4
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Ответ: САЯТ-НОВА

    Саят-Нова



    “Великий сын армянского народа, мощью своего гения превратил ремесло народного певца в высокое призвание поэта. Саят-Нова — это избранник провидения, кладущий благословение на свой век и на свою родину, его талант - великий дар неба, посылаемый не всем и не часто.” (В. Брюсов)


    САЯТ-НОВА (Арутюн Саядян) (1712 - 95)- армянский поэт, ашуг, мастер любовной лирики. Писал песни на армянском, грузинском и татарском (азербайджанском) языках. Состоял придворным поэтом и певцом грузинского царя Ираклия II. До нас дошли стихи более чем 230 призведений Саят Новы, из которых на армянском языке - 66, на грузинском — 36, на татарском (азербайджанском) — 125 песен. Основной мотив поэзии Саят Новы — любовь, воспетая им в ярких красках.

    Саят-Нова родился и вырос в Тифлисе. "Из Индии? Нет, отец мой из дальних стран жил в Алеппо, а мать - авлабарка, мне дан свет в Тифлисе - свою в нем нашел я судьбу..." Так писал Саят-Нова о своем происхождении. К несчастью эти строки и еще несколько фактов - подростком Арутюн поступил в Тбилиси на службу к ткачу, а в дальнейшем, когда проявились его исключительные способности певца и музыканта, был приглашен во дворец грузинского царя Ираклия в качестве придворного певца; но здесь обнаружилось противоречие между взглядами Саят-Новы и придворно-аристократическими понятиями, что и стало причиной его отдаления от двора; Саят-Нова уходит в народ, сочиняет стихи, близкие народу, поет задушевные любовные песни, потом становится священником и с 1768 живет в Ахпатском монастыре - единственные достоверные сведения о великом ашуге из сказочной страны Сакартавело, и только художественное воображение позволяет создать версию его биографии…

    “Шел 1712-й год… Карапет – паломник из святых мест -оказался в Тифлисе и женился на местной красавице Сарре. Спустя время у них родился сын. Арутюн Саядян - так записал в книге регистрации о новорожденных местный священник тер-Согамон и тут же окрестил его.

    Шли годы. Мальчик подрастал и ничто не омрачало его раннее детство. Он тогда еще не знал, что является сыном бедняков, не знал отчего так часто вздыхает отец. "Карапет, не горюй! Господь велик и всемилостив, поможет. Вон какой богатырь подрастает у тебя. Отдашь его в ученики к ткачу, подработает, заживете лучше, чем когда-либо" - советовали и подбадривали такие же бедные и обездоленные соседи, как и он сам. Но Махтеси Карапет и думать не хотел об этом. Он давно заметил, что у маленького Арутюна ох, какая страсть к музыке и слогу, песне и стиху. А годы все шли и шли. Вечная забота о семье, недоедание и изнурительный труд сгорбили Карапета, он стал слаб и немощен. Подросток Арутюн, пожалев родителей, тайно от отца обратился к устабаши (главному мастеру) с просьбой научить его ткацкому делу. Через некоторое время лучезарный юноша овладел этим трудным ремеслом, приобрел сноровку, смастерил себе новый станок и стал работать в закрытом помещении. "Горе мне, сынок! Вместо школы и учебы - изнурительный труд. Чтоб ослепла твоя мать и не видела тебя несчастным" - причитала Сарра, каждый день отправляя сына на работу. Несмотря на занятость у станка, Арутюну все же удается научиться читать и писать. Но где, когда и у кого - этого не знает никто.

    Поэтический дар у Саят-Новы обнаруживается еще в раннем детстве. В свободное от работы время он пишет свои первые стихи, учится играть на восточных инструментах - кяманче и сазе, сам же сочиняет мелодии на собственные стихи. Потом приходит первое признание.
    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  5. #5
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Ответ: САЯТ-НОВА

    О его поэтическом и певческом даре пока знают только соседи и люди из близлежащих районов Ортачалы и Харпухи, Сололаки и Авлабара. "Маш алла! Шени чириме! Ис ки цави танем!” – это разноязычные возгласы восхищения тифлисцев, пришедших на Майдан послушать молодого ашуга, красавца-юношу, гордо сидевшего на высоком камне с сазом в руках. "Но кто он, этот новоявленный ашуг? Ни татарин, ни перс, ни грузин. Откуда он взялся?" - вопрошал старец,- с Шейтан базара, то ли бедуин, то ли сам ашуг?

    "Я - Саят-Нова!" - звонко воскликнул поэт и толпа, подхватив его псевдоним, что означает - царь песнопений, оповестила мир о новом чуде в ашугском искусстве.

    Молва о растущей популярности молодого барда эхом отозвалась в покоях грузинского царя Ираклия Второго. "Этот юноша достоин внимания. Дворец - ему место, а не Сираджхана!" -- заключил великий царь и сделал Саят-Нову своим придворным певцом. Полюбил "владыка мира и солнце Востока" пиита своего, куда б не шел Саят-Нова с ним, везде и всюду. Со временем завязалась тесная дружба Льва и Соловья. А двор ревновал, а двор негодовал. …Но отчего так грустен поэт, о ком плачет его каманча, какая грусть камнем легла на его душу? Кругом поползли слухи: "Саят-Нова влюблен!.. В кого, в кого?". А поэт молчит - предмет его любви так недосягаем, где-то вблизи, совсем-совсем рядом и где-то вдали. Озлобленным вельможам царя все же удается разнюхать тайну поэта. "Как? В родную сестру самого царя?" А Арутюн Саядян, царь песнопений, вздыхал и угасал, совершенно безучастный к миру и клеветникам. "Я в жизни вздоха не издам, доколе джан ты для меня! Наполненный живой водой, златой пинджан ты для меня!.." - Так жалостно страдает его душа, так печально льется ее мелодия...

    Дворцовые интриги коварных вельмож достигли цели. Поэт, весь охваченный величайшим чувством любви, был выдворен из дворца.


    …Тифлис объят тревогой - персидский кровожадный правитель Ага Мухамед-хан собирается напасть на Грузию. Воздух был насыщен гарью войны. Царь Ираклий Второй в раздумьях - как предотвратить предстоящее кровопролитие... Он задумывает объединить силы трех основных народов Закавказья - грузин, армян и азербайджанцев в единый фронт против свирепого врага, но для претворения этой мудрой задумки нужен человек, любимец этих народов, авторитет, проникновенное слово которого сплотит их против общего ненавистного врага... Во чтобы то ни стало, надо срочно вернуть во дворец Саят-Нову... Желание царя осуществлено - Саят-Нова опять во дворце. Он счастлив и благодарен царю за подаренную ему возможность еще раз увидеть свою возлюбленную-яр, свою заветную мечту Анну Батонишвили. Обезумев от счастья, поэт восклицает: "Разве голоден был и едой подкрепиться пришел я? Слышать голос твой жаждал, беседой упиться пришел я, сам не помню, зачем, бестолковый тупица, пришел я?.."

    Но райское счастье Саят-Новы длилось недолго. Придворные царя злоумышляют новые козни и добиваются своей черной цели. Ираклий Второй, и на этот раз удачно попав на удочку дворцовых интриг, разгневан, да так, что даже не позволяет Саят-Нове оправдаться. Он непоколебим. Поэт выдворяется из дворца раз и навсегда.

    Саят-Нова в полном отчаянии. Тоска по Анне Батонишвили гложет его чувствительное сердце...
    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  6. #6
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Ответ: САЯТ-НОВА

    Он еще не знает, что коварная судьба преподнесет ему новые боли и муки, одна круче другой - высылку в далекую Персию, неожиданное кратковременное возвращение на родину для острижения в монахи и долгое служение священником в глухой провинции вдали от близких и дорогих ему людей, неожиданную смерть жены Мармар, подарившей ему сыновей Огана и Меликсета, а также дочерей - Сарру и Мариам, в сане вардапета вторую и последнюю высылку в Ахпатский монастырь.

    А Тифлис тем временем все еще в тревожном ожидании предстоящей, никак неотвратимой войны. Весть о нависшем ужасе достигает и до стен Ахпата. Заботливый отец четырех детей спешит в Тифлис, чтобы спасти их от верной и неминуемой гибели. Он спешно их отправляет в Моздок, но вернуться в Ахпатский монастырь не успевает. Вторгшийся в город враг перерезает ему путь. Великий ашуг запирается в церкви. Взломав железные ворота святилища, кровожадные головорезы Мухамеда-хана настигают поэта, молящегося у алтаря, требуют выйти и отречься от своей веры. "Я христианин и армянин, христианином и армянином же умру" -- произносит он и начинает петь одну из своих песен. Саят-Нова поет, как никогда, с чувством негодования и собственного достоинства, поет с гордо поднятой седой головой: "Не всем мой ключ гремучий пить, особый вкус ручьев моих! Всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих! Не верь: меня легко свалить! Гранитна твердь основ моих!.."

    Следует резкий удар меча. Потом второй, третий... А поэт все еще поет, не умолкая. Еще удар! Еще, еще, еще... Потом наступает необъяснимо тяжелая тишина и все замирает вокруг. Замолкает поэт, еле слышен последний шепот Гения: "Боже праведный, я раб твой навеки веков, прими грешную душу мою! Аминь!"

    Это произойдет в один из теплых и ласковых сентябрьских дней 1795 года”- так представлял себе жизненный путь Саят-Новы заслуженный деятель искусств Грузии Михаил Григорян.


    Рассказывают, что знаменитый ашуг Персии Шаади приходит как-то в Гюрджистан (Грузию) померяться силами с Саят-Новой в ашугском искусстве. Первым выступает Шаади. Он задает Саят-Нове тридцать вопросов, и на все тридцать вопросов Саят-Нова отвечает правильно, после чего начинает задавать вопросы сам. На двадцать пять его вопросов Шаади дает верные ответы, а на двадцать шестом начинает запинаться, путаться. А условие состязания такое: что кто не ответит на три вопроса, тот, значит, потерпел поражение. Саят-Нова задает следующие свои два вопроса. И не сумев ответить на них, Шаади признает себя побежденным и кладет свой саз на землю перед Саят-Новой - Никто не сравнится с Саят-Новой! А Саят-Нова подходит к нему, кладет ему на плечо руку и говорит: "Честь ашуга в его сазе, я не могу лишить тебя твоего инструмента - держи свой саз и знай: мы братья разной веры". Шаади тут же слагает песню и поет:

    Много стран я обошел,
    Много людей я видел,
    Много ашугов я победил,
    Никто не сравнится
    с Саят-Новой!

    Вот уже 85 лет, с 15 мая 1914 года, согласно прекрасной традиции, заложенной Ованесом Туманяном, каждый год, в последнее воскресенье мая, у могилы Саят-Новы, что у центрального входа собора Сурб Геворк, собираются люди на Праздник роз в честь гениального ашуга, царя песнопений. Участники торжества приходят с алой розой на груди и чествование Саят-Новы обращают в вечный праздник высокой поэзии.

    Каждый из них, взяв слово, отмечает, что Саят-Нова не был обычным ашугом, обычным певцом, а настоящим философом и мудрым пророком, гениальнейшим поэтом и златоустым певцом, а также Учителем и заботливым наставником, глашатаем братства и дружбы между народами, непревзойденным влюбленным, для которого понятие Любовь являлась высшим земным и небесным даром, вечным праздником, который всегда с тобой.
    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

  7. #7
    Я слежу за вами ... VIP Ultra Club Мукик's Avatar
    Join Date
    Mar 2007
    Location
    Много будете знать скоро состаритесь...
    Posts
    14,868
    Blog Entries
    10
    Thanks
    4,980
    Interesting posts: 3,308
    Posts signed 5,421 times as interesting
    Groans
    2
    groaned 44 Times in 28 Posts
    Rep Power
    32

    Ответ: САЯТ-НОВА

    Саят-Нову похоронили на месте его гибели - под северной стеной церкви Сурб Геворг. У армянской церкви, где погиб поэт, поставлен памятник, на котором высечены его стихи:

    Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих!
    Не верь: меня легко свалить! Гранита твердь основ моих!
    Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!

    Младший сын Саят-Новы Меликсет Саядян, переезжая в Кизляр, захватил с собой «Давтар» - знаменитую армянскую тетрадь отца, а спустя полвека ее привез обратно в Тифлис внук поэта Срапион Саядян. По счастливой случайности в 40-е гг ХIХ в. рукописный «Песенник» Саят-Новы попал в руки армениста Г. Ахвердяна, который при поддержке видного ученого Мкртыча Эмина издал в Москве первый сборник великого поэта на армянском языке. Провидению было угодно сохранить еще один рукописный сборник поэта - грузинский. Как бесценную реликвию хранил внук царя Ираклия II тетрадь, на первой странице которой начертано: «Эта книга принадлежит внуку царя Грузии Теймуразу. Эти стихи переписал сын Саят-Новы Ованнес в память о своем отце». В начале ХХ в. известные композитор и певец Мушег Агаян и Шара Талян начинают записывать его песни - то, что от них осталось.

    В 1969г. С.И. Параджанов снял фильм о Саят-Нове, который назвал "Цвет граната", к тому же была открыта «ЕРЕВАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМИЛЕТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ САЯТ-НОВЫ», и многие из выпускников школы, получив профессиональное музыкальное образование, преподают в разных музыкальных учебных заведениях, часть же из них - это концертные исполнители, артисты оркестров, музыковеды, композиторы.

    Ашуг Саят-Нова был одновременно поэтом, композитором, певцом и аккомпаниатором в одном лице. Он на ходу брал слова не только из известных языков, но и придумывал новые, понятные для современников и ставшие загадкой для потомков. Саят-Нова, по единодушному свидетельству современников, был несравненным музыкантом и певцом с чарующим голосом. По мнению поэта Паруйра Севака, получившего сразу докторскую степень за кандидатскую диссертацию «Саят-Нова», его талантов хватило бы на шестерых - композитора, музыканта, певца и трех поэтов. Он виртуозно играл практически на всех известных тогда инструментах. Саят-Нова всегда был вместе с народом, служил ему своими песнями и всегда пел на понятном для слушателей языке.

    Саят-Нова - Великий сын армянского народа - мощью своего гения превратил ремесло народного певца в высокое призвание поэта.
    Люблю людей, которые рисуют улыбку на моем лице...

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •