Page 9 of 21 FirstFirst ... 567891011121319 ... LastLast
Results 57 to 63 of 146

Thread: =Армяне Грузии=

  1. #57
    Persona grata VIP Club Хачатур's Avatar
    Join Date
    Apr 2008
    Posts
    52
    Thanks
    0
    1 Interesting Post
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    17

    Re: Պատասխանը: =Армяне Грузии=

    Documentary about the ARS social, medial, youth & other activities in Javakhk.



    http://wms6.streamhoster.com/haireni...In_Javakhk.wmv

    Знать, что Христос умер - это история.
    Верить, что Он умер за меня - это спасение.

  2. #58
    Persona grata VIP Club Хачатур's Avatar
    Join Date
    Apr 2008
    Posts
    52
    Thanks
    0
    1 Interesting Post
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    17

    Re: Պատասխանը: =Армяне Грузии=

    Самцхе-Джавахк-Цалка в период становления независимости Грузии.

    Ваэ Саркисян, Аналитический центр «Митк» (16.06.08г.)

    В последнее десятилетие XX века СССР вошел с серьезно углубившемся кризисном состоянии. Различные глобальные разногласия внутри страны заставили первого и последнего президента СССР М.С.Горбачева в конце ноября 1990 года всем республиканским верховным советам, верховным советам автономных республик, советам народных депутатов всех автономных краев и округов разослать проект нового союзного договора. Согласно проекту бывший СССР должен был стать государством нового типа: Союзом Суверенных Советских Республик (1).

    Каждая из 15 союзных республик откликнулась на этот проект по-своему. Спустя два дня, 27-го ноября, президент СССР получил заявление Верховного Совета Грузии, в котором отмечалось, что ставшая на путь независимости Грузия отказывается даже рассматривать проект нового союзного договора, так как, как было сказано в заявлении, «его любая форма неприемлема для Грузии, которая находится лишь в начале переходного периода на пути к полной государственной независимости» (2). «Вместе с этим, - сказано в документе, - данный подход не означает, что Грузия отказывается от принятия обязательств в экономической, научно-технической, культурной областях в отношениях с другими странами (имеются ввиду другие союзные республики – В.С.), с которыми она и сегодня плодотворно сотрудничает. Исходя из этого, Верховный Совет республики готов установить партнерские отношения в предусматривающих полное равноправие и взаимную выгоду в новых политических условиях на качественно новой правовой основе» (3).

    А до этого, 14-го ноября 1990 года – в день первого заседания Верховного Совета Грузии, сформированного по многопартийному принципу, председателем Верховного Совета был избран лидер блока «Круглый Стол – Свободная Грузия» Звиад Гамсахурдиа (4) (232 депутата проголосовали «за», 5 – «против», 1 воздержался). Этим должна была открыться новая, самая бурная, полная взлетов и падений, страница истории Грузии. Решением парламента утвердилось новое название государства – Республика Грузия. Поменялся флаг. Прозвучал новый гимн Республики Грузия (5).

    Придя к власти, З.Гамсахурдиа и его сторонники создали новую атмосферу общественного мнения, в которой очень ярко отразились все стороны политики, проводимой по отношению к проживающим в стране национальным меньшинствам. Интересно, что З.Гамсахурдиа в своих выступлениях признавал НКАО частью Армении, но в то же время с первых же дней уничтожил Южно-Осетинский автономный округ, определив его (понятие «Южная Осетия») как большевистское понятие и заявив, что «… никакой Южной Осетии в Грузии нет. Есть осетинские деревни, а осетины пришлые, переселенцы» (6). Надо отметить, что армяно-грузинские отношения в этот период еще не вошли в нормальное русло, одной из причин которого З.Гамсахурдиа считал деятельность в армянских кругах организации «Джавахк» (7).

    29-го января 1991 года на своем очередном заседании Верховный Совет Грузии принял закон о местном самоуправлении. Согласно этому закону в городах и районах республиканского подчинения лицом, осуществляющим управление, теперь будет префект (8). Этот факт отмечаем специально, так как, как увидим в дальнейшем, будущее развитие этого процесса в большей степени отразится на внутриполитической жизни Джавахка. Префект должен был воплощать в жизнь решения вышестоящих органов. Он назначался сроком на 4 года, по представлению председателя Верховного Совета, освобождался с должности президиумом Верховного Совета и был подотчетен Верховному Совету, его президиуму и Совету Министров. Префект назначал и освобождал с работы как руководителей подразделений префектуры, так и руководителей предприятий, являющихся местной собственностью. Он имел право устранять те акты органов местных властей - собраний, которые не соответствовали законодательству Республики Грузия, давал разрешения на экономическую деятельность, имел ряд других полномочий(9). Как видим, этот чиновник имел ряд серьезных прав, осуществляя которые он мог воздействовать как на экономическую, так и на внутриполитическую жизнь данного района (10). До того, как рассматривать все это, отметим, что референдум о сохранении СССР (которым, как отмечалось выше, СССР становился федерацией нового типа) на всей советской территории был назначен на 17-ое марта. Грузия, как видим, с самого начала отказалась оставаться в составе СССР ни в каком виде. Решение о непроведении на своей территории 17-го марта 1991 года референдума по сохранению СССР принял также Верховный Совет Республики Армения (11). Интересно также то, что народные движения «Джавахк» и «Парвана» также обратились к населению Джавахка не участвовать во всенародном референдуме по сохранению СССР 17-го марта 1991 года, считая его (участие) ошибкой: «…Так как СССР – это та империя, существование которой само по себе антидемократично, она ведет политику всевластия, душит любое национально-демократическое движение» (12). Тем не менее, в результате выборов 17-го марта в референдуме участвовало 148.574.606 человек из 185.647.355, имеющих право голоса, или 80%, из которых «Да» сказало 76,4 %, «Нет» – 21,7 % (13). В Грузии, Литве, Латвии, Эстонии, Молдове, Армении центральные республиканские комиссии по референдуму не были созданы (фактически, эти страны вышли из состава СССР).

    Несколько дней спустя, 31-го марта, население Республики Грузия проголосовало за восстановление независимой государственности Грузии. В референдуме участвовало 90,3% всего населения, из которых 98,9% сказали «Да» независимости (14). В Ахалкалаке в референдуме участвовало 90% населения, из которых «за» проголосовало 95%, в Богдановке участвовало 90%, из которых «за» проголосовало 92% (15). Во время пресс-конференции 1-го апреля первый заместитель председателя Верховного Совета Акакий Асатиани поблагодарил армянское население Грузии (16).

    9-го апреля, спустя два года после трагических событий в Тбилиси, состоялось чрезвычайное заседание первой сессии Верховного Совета Республики Грузия первого созыва. На заседании выступил председатель Верховного Совета Республики Грузия З.Гамсахурдиа и в 12.00 объявил о восстановлении независимости Грузии на основе акта о независимости от 26-го мая 1918 года (17). «На референдуме 31-го марта народы Грузии открыто выразили желание жить в независимой стране», - отметил З.Гамсахурдиа и выразил благодарность негрузинскому населению страны за оказанную поддержку (18). Было сказано, что Абхазии гарантируется автономность, а вопрос автономии Аджарии решит население этой республики посредством референдума. З.Гамсахурдиа прочитал акт о восстановлении независимости, который был принят единогласно, с незначительными изменениями и дополнениями.

    Исходя из этого, нужно отметить тот факт, что в период существования первой республики Грузии в 1918 году Самцхе-Джавахк-Цалка не входил в состав независимой Грузии. В эти месяцы край, при деятельном участии грузин и из-за вторжения туда турецких банд, стал жертвой огня и меча, из-за чего погибло 60 000 человек. А грузины захватили край без ведома Армении 5-го декабря, лишь после ухода турок по Мудросскому перемирию от 30-го октября (в этот день войска под предводительством генерала Макаева (Магашвили) вошли в Джавахк). Этот факт (как и факт захвата Лори) спустя несколько дней стал причиной армяно-грузинской войны. Следовательно, когда новая независимая Грузия объявила себя правопреемником Грузии 1918 года (а не Советской Грузии, в составе которой юридически находился Самцхе-Джавахк-Трехк), к вопросу об оставлении Самцхе-Джавахка-Трехка (Цалки) в своем составе она с правовой точки зрения должна была подходить с некоторыми оговорками. Эта логика становится еще более обоснованной, если посмотрим на декларацию от 21-го декабря 1991 года, подписанную в Алма-Ате странами, входящими в состав бывшего СССР, согласно которой 11 бывших союзных республик, объединяясь, создают структуру нового типа – Содружество Независимых Государств (СНГ) (19). В свою очередь, в декларации отмечалось: «Страны-участники содружества, в соответствии со своими конституционными порядками гарантируют исполнение международных обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений бывшего СССР» (20). Грузия (также и три Прибалтийские республики) отказались даже присоединиться к этому договору, этим фактически отрицая все, что было связано с бывшей Советской Грузией, и все, что осталось от нее в наследство. Более того, отметим еще более сильный аргумент в пользу этой логики: еще 9-го марта 1990 года, в условиях постепенно разрастающегося хаоса, под давлением лидеров народно-освободительных движений, было принято решение Верховного Совета Грузинской ССР «О гарантиях охраны суверенитета Грузии», в котором вход Красной Армии в Грузию в 1921 году был назван аннексией и оккупацией (21). По сути это решение означало выход Грузии из-под юрисдикции СССР. Добавим также следующий шаг Грузии, сделанный в этом направлении: 20-го июня 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР по призыву студентов Тбилисского Университета признал недействительными (незаконными) все те государственные договора, которые были подписаны после «оккупации Грузии» и все созданные после этого структуры (22). Этим был объявлен потерявшим силу договор 1922 года о создании СССР (23). Этим были признаны недействительными все юридические основания существования трех автономных республик в Грузии, исходя из того, что фактически они стали автономными республиками и краями после советизации Грузии. Этим законом Грузия юридически (де юре) не признавала автономных республик на своей территории. Все это в итоге привело к обострению обстановки в Абхазии и Южной Осетии. Осетины поднялись на борьбу с оружием в руках. Благодаря этой борьбе они получили если не юридическую, то хотя бы полную фактическую независимость от Грузии.

    В этих процессах довольно-таки интересным было положение Аджарии. Этому краю, имеющую территорию 3000км2, статус автономии был дан 16-го июня 1921 года (24). Грузия, отказавшаяся от всех договоров, подписанных в период Советской Грузии, естественно, должна была ликвидировать этот статус, если бы не одна важная причина: Батумская область с широким автономным положением вошла в состав Грузии согласно Московскому русско-турецкому договору от 16-го марта 1921 года и Карскому турецко-закавказскому договору от 13-го октября того же года. Следовательно, если Грузия ликвидировала бы этот статус, то она должна была объявить недействительными эти договора (25). Это стало бы юридическим основанием для того, чтобы Батумская область (Аджария) перешла к Турции. Следовательно, наверно осознавая эту опасность, Грузия «с полпути дала задний ход» и Аджарскую автономию оставила в том же положении (26).

    Исходя из этих фактов, можно с уверенностью заключить, что новая Грузия этим принимала лишь существование созданной в 1918 году республики и безоговорочно считала себя ее правопреемницей (положение Азербайджана и Армении было немного другим. Хотя Азербайджан считал себя правопреемником созданного в 1918 году государства, он, как и Армения, подписал Алма-атинский договор. Этим они и отличаются от Грузии). А на территории такого государства вопрос о принадлежности Грузии края Самцхе-Джавахк-Трехка должен был быть поднят и получить свое решение за столом переговоров, где Армения и Грузия имели бы равное участие. Во время переговоров вопрос о принадлежности края должен был обсуждаться только лишь на основе выраженного народом желания (курса), (то есть здесь должен был действовать принцип права на национальное самоопределение). Местом переговоров должны были быть и Тбилиси и Ереван, или стороны взаимным согласием могли выбрать другое (третье, нейтральное) место. Обсуждения должны были проходить в присутствии наблюдателей от влиятельных международных организаций (ООН, ОБСЕ, Евросовет и др.) и средств массовой информации.

    Однако Армения, исходя из сложившейся сложной ситуации, в условиях угрожающей стране полной блокады, вскоре (в конце апреля 1991 года), в результате осуществленной советскими войсками в Нагорном Карабахе печально известной операции «Кольцо», должна была закрыть глаза (и до сих пор закрывает) на вопрос о Джавахке. Этим Армения попыталась оставить открытым свое последнее средство связи с внешним миром – транзитный коридор через Грузию (примечательно, что исходя из вышеназванных причин в эти дни Верховных Совет Республики Армения (12-го апреля) направил телеграмму председателю Верховного Совета Республики Грузия З. Гамсахурдиа, в которой просил пропустить поезда, проходящие по территории Грузии в Армению, и восстановить железнодорожное сообщение между странами) (27).

    Возвращаясь к провозглашению независимости Грузии, отметим, что в связи с этим Верховный Совет Грузии принял решение, обращенное к народам мира и президенту СССР М.С.Горбачеву.

    В первом было сказано: «Не допустить применения силы по отношению к народу, который борется за идеалы свободы, демократии и справедливости, способствовать признанию Республики Грузия и ее утверждению в сообществе демократических государств» (28). А во втором депутаты выражали надежду, что президент будет до конца верен демократическим принципам и признает Грузию как независимое, самостоятельное государство. Было принято еще одно очень важное решение – о введении должности президента Республики Грузия (29). Забегая вперед скажем, что вскоре (26-го мая, День независимости Грузинской республики 1918 года) в Грузии были проведены президентские выборы. На выборах в качестве кандидатов участвовали 6 человек от разных блоков.

    Из результатов видно, что, как во всей Грузии, так и на территории Самцхе-Джавахка большинство избирателей отдали свои голоса лидеру блока «Круглый Стол – Свободная Грузия» З.Гамсахурдиа (30).

    На втором месте был лидер созданного бывшими коммунистами блока «Союз национальное согласие», руководитель Института народного хозяйства Валериан Адвадзе. Официальный кандидат от коммунистов Джемал Микеладзе и другие набрали незначительное число голосов.

    За это время правительство Грузии создало основу армии в виде Национальной гвардии, численность которой согласно грузинским источникам составляло 15 000 человек. К осени это количество предполагалось увеличить до 60 000 (31).

    Итак, пройдя через все перечисленные этапы, через горнило выборов, Грузия встала на путь независимости.

    К власти пришел режим ярко выраженного национализма. Из-за срыва их политического курса страна была втянута в межнациональные войны. Девиз З. Гамсахурдиа «Грузия для грузин» был принят в штыки в районах, населенных этническими меньшинствами. Вопреки заявлениям правящих кругов о том, что «живущие в Грузии национальные меньшинства должны иметь культурную автономию, развивать театр, кино и т.д.» (32) – были введены в действие ряд программ, приняты различные законы, которые открыто противоречили содержанию таких заявлений. Некоторые области, в прошлом имеющие статус автономий (Абхазия, Южная Осетия) с помощью войны встали на путь независимости. Ни правовым, ни военным путем Грузии не удалось (и до сих пор не удается) подчинить себе эти области. Абхазия не согласилась остаться в составе Грузии, даже при условии получения широкой политической самостоятельности.

    В другом, населенном национальными меньшинствами крае – в Самцхе-Джавахке, ситуация также была нестабильна. Однако здесь речь шла не столько о требованиях политической автономии, сколько о борьбе против принятых Грузией противоправных, антидемократических и антиармянских законов.

    В этот период обострение обстановки в крае было связанно с назначением в районах префектов. После образования института префектуры назначение префектом Джавахка грека по национальности Мацукатова вызвало сильное волнение среди армян, которое, в конце концов, могло иметь непредсказуемые последствия. Несмотря на то обстоятельство, что назначение префектов со стороны Верховного Совета само по себе противоречило принципу избрания, население Джавахка с самого начала надеялось, что префектами районов будут хотя бы те люди, которые пользуются хоть каким-то авторитетом среди армянского населения. Однако эти назначения означали уже совсем другое. До референдума 31-го марта, не принимая власти префектуры, 17-го марта в Ахалкалаке на совместном заседании руководителей хозяйств и представителей общественных организаций (где было решено не участвовать в референдуме 17-го марта по сохранению СССР) было решено созвать заседание полномочных представителей, которое бы управляло районом до создания новых демократических властей; было решено создать оргкомитет, который должен был проводить собрания на местах для выбора представителей. На этом собрании было сделано обращение к населению бойкотировать предстоящие 31-го марта выборы местных властей, потому что мандаты были распределены недемократическими принципами (33). В конце было сделано обращение к политическим, общественным, хозяйственным организациям, а также к населению подчиняться решениям собраний представителей (34). Фактически, это было своеобразным «временным правительством» под названием Совет Народных полномочных, который фактически стал органом районной власти, выражающим волю народа. В состав Совета входило 26 человек, председателем был Самвел Петросян (35). Неизвестно почему, продолжающиеся в Джавахке по этому поводу волнения грузинский министр иностранных дел Г.Хоштария считал «делом, сфабрикованным Горбачевым» и всю вину сваливал на Москву (36).

    До референдума 31-го марта, после ухода с должности Мацукатова, ситуация в районе продолжала оставаться напряженной, так как вместо него, опять против воли народа, префектом Ахалкалакского района был назначен грузин, член бюро райсовета В.М.Алелишвили (37).

    Накануне президентских выборов, в частности для получения доверия среди армян и с целью уменьшения волнений, 25-го мая З.Гамсахурдия перевел В.М.Алелишвили (38) на другую работу. Однако для армян большим разочарованием стало то, что спустя короткое время, 15-го июля префектом Ахалкалака снова был назначен грузин – начальник Ахалкалакского района, бывший председатель Комитета безопасности В.Н.Инасаридзе (39) – который в последние годы занимал ту же должность в Заводском районе города Тбилиси (40).

    Еще в 1991г. в Джавахке начались волнения, акции протеста. Большой митинг состоялся 12-го февраля по инициативе организации «Национальное движение Джавахк», к которому присоединились также «Зартонк» («Пробуждение»), «Союз демократов» и другие общественные организации.

    В митинге участвовало около 5.000 человек. А в резолюции, принятой на состоявшемся 20-го февраля митинге и обращенной к Верховному Совету Грузии, говорилось: «Решением Верховного Совета Республики Грузия префектом Ахалкалака был назначен человек, который не был избран большинством голосов населения, что и вызвало законное возмущение у всего населения. Участники многотысячного митинга, выражая волю населения района, требуют у руководства Республики Грузия пересмотреть свое решение, связанное с выбором префекта Ахалкалакского района. Участники митинга единогласно приняли резолюцию: «Если власти Республики Грузия не учтут вышеперечисленные требования народа, то вся ответственность за дальнейшие события ляжет на руководство Республики Грузия. Одновременно просим назначить префектом Ахалкалакского района Петросяна Самвела Георгиевича. 20.02.1991г. (рус.)».

    По этому поводу 12-го марта в Ахалкалак прибыла делегация Верховного Совета Грузии, которая встретилась с руководителями, полномочными представителями национального движения «Джавахк», общественной организации Богдановки «Парвана» (41), других общественных организаций, хозяйств, а также с руководителями районов Аспиндза, Ахалцха, Адигена (42).

    На встрече были подняты имеющие широкое звучание вопросы, в том числе вопрос назначения префекта. Местными армянами категорически были отвергнуты назначенные Грузией префекты, а взамен были предложены свои кандидатуры. Были подняты вопросы, связанные с законом о языке Грузии (об этом более подробно поговорим далее).

    В Джавахке одно за другим продолжали появляться заявления, жалобы, призывы, письма, обращенные З.Гамсахурдия и населению района, в которых от первого требовалось «быть хозяином своих слов» и назначить в районе префектом человека, выражающего волю народа, а народу делался призыв «…соблюдать бдительность по отношению ко всякого рода интригам и не отступать с позиций нашей справедливой борьбы, так как это имеет для нас опасные последствия» (из содержания одного призыва (43)). Эти противоречащие друг другу шаги к З.Гамсахурдия еще больше подчеркивали, если процитировать его ответ на вопрос одного журналиста во время конференции 2-го февраля о том, как он оценивает институт префекта и его назначение: «Неправильно, что многие воспринимают префекта как внедрение диктатуры. Это очень демократично. Префект будет назначаться согласно рейтингу, который он имеем среди населения района» (44).

    Отметим, что в таком же положении был соседний район – Богдановка. Интересно, что грузинские власти здесь применили наиболее «мягкий» режим: здесь первым заместителем префекта был назначен армянин, с помощью которого пытались осуществлять антиармянские программы. Надо отметить, что население Богдановки не приняло и этого заместителя префекта (45). Возвращаясь к создавшейся в Богдановке ситуации, З.Гамсахурдия сказал, что они не могут удовлетворить требования армян. В связи в этим он обратился также к председателю Верховного Совета Армении Л.Тер-Петросяну с просьбой вмешаться в данный вопрос (46). Добавим, что префектом Богдановского района был некий Заза Ардзеванишвили, который, как впоследствии с сожалением отмечала местная пресса, абсолютно не был знаком с местностью, народом, его укладом жизни и обычаями, основными задачами, даже не понимал язык этого народа (47) (хотя решением правительства Грузии одинаковое знание грузинского и армянского языков было обязательным условием для префекта Джавахка) (48).

    В остальных районах области уже, естественно, были префекты – грузины (например, в Ахалцихском районе 17 августа 1991г. был назначен префектом грузин З.И.Харисчаришвили) (49). А до этого в Ахалцихском районе префектом был представитель духовенства, некто отец Теодор (в миру Тамаз Амброладзе), который считал себя одним из ярых противников коммунистов (50).

    20-го июня 1991г. в очередном заявлении на имя Президента Республики Грузия З.Гамсахурдия, председателя Верховного Совета А.Асатиани и премьер-министра Т.Сигуа, отправленном из города Ахалкалак, требовалось в течение одной недели решить вопрос формирования префектуры, «…иначе затягивание еще более усложнит и обострит ситуацию» (51). Под этим письмом-заявлением подписались руководители шести организаций: Совет народных полномочных (председатель С.Петросян), Общественный районный отдел Руставели (председатель С.Тетвадзе), Комитет «Джавахк» (председатель А.Манукян), Инициативная группа общественной организации «Джавахети» (председатель В.Ананиашвили), Общественно-политическая организация «Союз демократов» (председатель А.Григорян), Районный союз писателей (председатель Я.Мовсесян) (52).

    Спустя месяц, 20-го июля, в Ахалкалаке состоялась совместная встреча представителей правительства Грузии, приглашенного для этого из Армении Д. Варданяна и нового префекта В.Инасаридзе, которая прошла за закрытыми дверями53. Встреча, как и ожидалось, прошла «бесплодно», окончательное решение вопроса опять отложилось на будущее. О сложившейся в то время в Джавахке ситуации довольно обширные сведения сохранились в призыве Совета народных полномочных от 17-го июля, который был расклеен на стенах города в день этой встречи. Считаем необходимым процитировать весь призыв:

    «Соотечественники, в этот судьбоносный для нашего народа момент, когда перед нашей нацией встал вопрос быть или не быть нам на нашей земле, в наших рядах есть такие люди, которые или исходя из корыстных целей, или не понимая всю серьезность вопроса, хотят искусственно разделить единство нашего народа, и этим помешать справедливому решению наших вопросов.

    Необходимо, чтобы сегодня каждый армянин, который понимает и осознает логику наших действий, нашел в себе силы и непрерывно объяснял бы колеблющейся части нашего народа, какие последствия будет иметь наше отступление с точки зрения справедливого решения наших вопросов, продиктованных нашим народом.

    Если мы сегодня уступим давлению реакционных сил, то постепенно потеряем все то, что нас делает армянами, что держит нас как нацию на своей исторической земле.

    Соотечественники, наши противники не жалеют сил, чтобы всеми средствами осуждать наше движение, но справедливость требует, чтобы наш народ сам решил, кто его настоящий враг, а кто его опора в бедах и заботах. Нас обвиняют в том, что мы требуем обязательно префекта-армянина, и притом одного. Это совершенная ложь. Верховному Совету Грузии мы представили три кандидатуры, но несмотря на то, что господин Гамсахурдиа честно обещал нам, что назначит нашего кандидата на пост префекта, этого не произошло. Фактически получается, что господин Гамсахурдиа ввел нас в заблуждение, а мы обманули наш народ.

    Несмотря на все это, мы и сейчас стоим на наших позициях и продолжаем борьбу за полное осуществление наших справедливых требований, среди которых вопрос префекта – это частный вопрос.

    Друзья, сейчас мы перечислим те основные задачи, которые имеют жизненное значение в деле сохранения Джавахка армянским.

    1. Законы о судопроизводстве, судоустройстве, языке, принятые Верховным Советом Грузии, сильно противоречат интересам армянского населения Джавахка.

    2. Принятые бывшим Верховным Советом Грузии законы о делопроизводстве, языке также не вытекают из интересов армянской нации.

    3. Несмотря на множество требований широких народных масс и на решение заседания народных депутатов района, до сих пор не решен вопрос о преподавании истории армянского народа в армянских школах.

    4. Сомнительные и до конца не поясненные пункты в законе о гражданстве держат наш народ в неопределенности.

    5.Со стороны грузинских властей подготавливаются акты, которые запретят деятельность политических и общественных организаций, движений.

    6. Власти Грузии, имея у себя в руках монополию на средства массовой информации, систематически нападают на организации, действующие в Джавахке, чем постоянно держат в заблуждении все население республики.

    7. В течение последних нескольких месяцев были осуществлены незаконные действия (пикеты, блокада дорог, подтасовки, кражи и даже убийства) в отношении армянского населения. На жалобы народа власти Грузии не реагируют.

    8. Справедливый гнев народа вызвало решение правительства Грузии о превращении Ниноцминдского района в место ссылки, что противоречит всем нормам, предусмотренным международными законами.

    9. Распоряжением Министерства юстиции в Ахалкалакском и Богдановском районах запрещена купля-продажа домов, кроме фонда «Коставы».

    10. До сих пор не решен вопрос о предоставлении земли для жилищного строительства как в райцентрах, так и в деревнях.

    11. В течение нескольких лет, так и сейчас на принимается никаких действенных мер для улучшения социально-экономического положения района. Пострадавшее от землетрясений 1986 и последующих годов население не получило соответствующее возмещение или материальную поддержку. Например:

    а) не действует железная дорога,
    б) дорожно-строительные работы находятся в плачевном состоянии,
    в) не решается обещанный несколько лет назад вопрос о проведении газа в район,
    г) на государственном уровне не выделяются средства для жилищного строительства,
    д) по необъясненным причинам запрещена работа расположенных в районе производств по переработке камня.

    Соотечественники, вот те основные задачи, которые нужно решить в нашем районе. В противном случае у нас не будет того доверия, чтобы процветать на нашей земле.

    Мы призываем наш народ единодушно, объединившись в кулак, решительно бороться за выполнение наших справедливых требований.

    Совет Народных Полномочных

    г.Ахалкалак, 17-ое июня 1991 года» (54).

    Забегая вперед, скажем, что все это в конце концов дало свои результаты: 11 ноября 1991г. З.Гамсахурдия подписал указ о назначении С.Петросяна префектом Ахалкалака (55). По этому поводу полномочный представитель президента Грузии О.Григорашвили и прибывшие с ним другие официальные лица на встрече с руководителями предприятий, хозяйств, учебных заведений, представителями общественных организаций Ахалкалакского района, состоявшейся 18-го ноября, представили нового префекта Ахалкалакского района С.Петросяна (56).

    Тем не менее не ослабевало внутреннее недовольство из-за неразрешенности некоторых вопросов.

    Задачи, о которых поговорим далее, также относились к принятым Грузией законам, которые грубо нарушали права национальных меньшинств и противоречили их национальным интересам. Первым из является закон о языке, в 13-ой статье которого говорится, что судопроизводство должно вестись на грузинском языке (57). Население края написало множество жалоб против этого «незаконного» закона, заявляя, что большая часть населения не владеет грузинским языком. В жалобах требовалось, чтобы в школьную программу были введены армянский язык и история Армении (58).

    Население Ахалкалака и Ниноцминды было сильно возмущено закрытием бухгалтерского факультета с обучением на армянском языке Ахалцихского сельскохозяйственного техникума. В обращенном к З.Гамсахурдия заявлении представители Исполкома райсовета жаловались, «…армянская молодежь Джавахка этим фактически лишается возможности учиться в Ахалцхе…» (59).

    Верховным Советом Грузии все исковые заявления армянского населения этого района были удовлетворены «частично»: решением Верховного Совета Грузии от 25-го июля 1991 года было внесено «разъяснение» в пункт статьи 75-ой Конституции Грузии. Решением «объяснялось», «… что согласно статье 74-ой Конституции Грузии государственным языком на всей территории Грузии является грузинский язык. В связи с этим в государственных, общественных органах, образовательных, культурных и просветительских учреждениях как государственный язык используется грузинский. Вместе с этим вышеназванные организации согласно пункту 3 статьи 75-ой могут свободно использовать те языки, которыми пользуется местное население. На основании этого пункта Конституции в государственных, общественных, культурно-просветительских организациях и других местах наравне грузинским могут использоваться русский и армянский языки» (60).

    Направленное на обострение ситуации в Джавахке следующее антиармянское решение Грузии относилось к превращению Ниноцминдского района в место ссылки. По этому поводу премьер-министр Т.Сигуа 23-го мая 1991г. спустил распоряжение N419, которым предусматривалось:

    1. Определить Ниноцминдский район как место основной и долгосрочной ссылки в республике.

    2. Префектура Ниноцминдского района должна обеспечить благосостояние определенного числа переведенных людей и создать для них рабочие места.

    3. Министерству Внутренних Дел Грузии:

    а) обеспечить исполнение наказаний по отношению к переведенным в Ниноцминдский район людям (группам), учитывая размер соответствующего контроля над ними,
    б) прекратить попытки перемещения осужденных за пределы Грузии (61).

    Решение, конечно, было не случайным. Во-первых, населенный армянами район вскоре поменял бы свою этно-демографическую картину, во-вторых, создаваемая в будущем не армянонаселенная территория станет буферной, переходной зоной между Джавахком и Республикой Армения, что осложнило бы связь джавахкских армян с родиной (об этом будет сказано позднее в связи с вопросами русских духоборов). И в-третьих, само присутствие преступников (их групп) будет представлять опасность для района, что станет причиной дополнительных конфликтов и ускорит процесс эмиграции населения. Несмотря на то, что префект Ниноцминдского района З.Ардзеванишвили заявил о несбыточности этого решения (в этом случае законы Грузии принимались формально?), население Джавахка обратилось с жалобами по этому поводу к высшим грузинским инстанциям, в которых требовалось отменить решение о создании в Ниноцминдском районе зоны ссылки, что «…создало бы искусственные этнические препятствия по линии общения с Арменией» (62).

    Добавим также, что в начале 1991г. бывшая Богдановка (без учета мнения местных жителей) была переименована в Ниноцминду (63). Согласно «Истории грузинских царей, праотцов и родов» грузинского историка XI века Леонтия Мровели Святая Нино распространила христианство в Грузии, по источникам именно из этого района. Однако оставим красивые исторические предания и сказания. Отметим только, что Грузия этим законом «осквернила» считавшую для себя святой территорию, и до сих пор неизвестно, был ли этот закон отозван официально или нет.

    Следующий законодательный шаг, направленный на осуществление лозунга «Грузия – грузинам», относился к созданию временного чрезвычайного штаба в Самцхе-Джавахке. Это было связано с произошедшим 29–го апреля 1991г. в Восточной Грузии разрушительным землетрясением, в результате которого на 90% были разрушены жилые дома и несколько тысяч людей остались без крова. З.Гамсахурдия своим указом от 26-го июля 1991г., создавая вышеназванный штаб, еще раз посредством переселения попытался изменить демографическую картину региона в пользу грузин. И действительно, создание Временного Чрезвычайного штаба (далее ВЧШ) было особым «чрезвычайным» режимом для районов Самцхе-Джавахка. Согласно принятому закону местные жители были лишены права купли-продажи домов (также, как и год назад (указом N05/02 от 27.08.1990г.) населению запрещалось заниматься куплей-продажей собственных домов, предоставив это право только фонду М.Коставы). «Куплю домов в Самцхе-Джавахке должен был осуществлять только Временный Чрезвычайный Штаб. Бюро (районным-В.С.) запрещалось проводить техническую инвентаризацию, а нотариальным конторам – оформлять и узаконивать купленные другими организациями и лицами дома в этом регионе. …Руководителям хозяйств и колхозов Ниноцминдского, Ахалкалакского, Аспиндзского, Адигенского и Ахалцихского районов - обеспечить работой представленные ВЧШ-ом семьи. Отделам внутренних дел вышеуказанных районов: немедленно урегулировать вопросы прописки представленных ВЧШ-ом семей и обеспечить контроль по обеспечению их безопасности» - отмечено в указе (64).

    Правительству Грузии подробно указывалось обеспечить ВЧШ средствами для приобретения домов. Временный Чрезвычайный Штаб Самцхе-Джавахка подчинялся только президенту республики (65). Спустя один месяц, 21-го августа, вышел новый указ президента З.Гамсахурдия о назначении с 26-го июля 1991г. начальником Временного Чрезвычайного Штаба Киаза Георгиевича Меладзе (старшего научного сотрудника Института органической и физической химии, кандидата химических наук, заместителя председателя ассоциации «Джавахети») (66).

    В тот же день президент подписал новый указ «О проведении мероприятий, обеспечивающих работу Временного Чрезвычайного Штаба», согласно которому для ВЧШ выделялись рабочие места: в Ниноцминдском районе (деревня Гореловка), в Ахалкалакском районе (одна комната в здании Ахалкалакского райсовета – для штаба по оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Аджарии), в Ахалцхе (одна комната в здании райсовета) (67). Указом требовалось от Комитета нефтепромышленности, Министерства юстиции, отделов связи Ниноцминды, Ахалкалака и Ахалцха, Правительства Грузии, Ахалцихского отделения Банка (от каждого в соответствии с родом их деятельности) немедленно принять меры для содействия ВЧШ. От правительства Грузии требовалось также освободить ВЧШ от уплаты государственной пошлины во время приобретения домов (68).

    Как видим, за этот период Грузия основательно подготовила переселение грузин и аджарцев в Самцхе-Джавахк. Как и ожидалось, эта весть на местах не особенно «приветствовалась». Последовали жалобы, направленные в высшие инстанции Грузии (69). В них требовалось «признать потерявшим силу указ президента от 26-го мая (должно быть июля–В.С.) 1991г.» и справедливо отмечалось то обстоятельство, что в этом крае в 1986г. также было землетрясение, многие потеряли свои дома, но правительство по этому поводу еще ничего не предприняло (70). Добавим к этому, что в июле 1991г. в Джавахке произошло большое наводнение (ущерб от которого составил почти 4 млн. рублей), которое также было оставлено без внимания (71).

    Согласно утверждению российской информационной программы «Вести» в Грузии указом президента создан демографический фонд, который будет заниматься скупкой домов и квартир граждан, покинувших Грузию. Частным лицам запрещалось их покупать. В сообщении отмечалось также, что на негосударственном уровне в Грузии уже применяется политика передачи освобождающихся домов в основном грузинам, чтобы ограничить въезд в республику представителей других национальностей (72).

    Примечательно, что против принятого 26-го июля 1991 года З.Гамсахурдиа закона, акции протеста подняли также представители общесоюзной организации турок-месхетинцев «Ватан», считая земли Самцхе-Джавахка своими. «Эти земли (речь идет о районах Самцхе-Джавахка – В.С.) принадлежат туркам, и грузины не имеют права занимать эти территории», - отмечали участники митинга 1-го августа 1991 года, организованного перед постоянным представительством Грузии в Москве, требуя вернуть им «утерянную историческую родину» (73).

    В Самцхе-Джавахкском крае не были урегулированы (или были урегулированы неправильно) вопросы пользования лесными хозяйствами и землей. Конкретно, в первом случае, когда Ахалкалакский район в 1988г. имел межхозяйственное лесное хозяйство, большая часть лесов района (площадью около 5.000 га) находилась в распоряжении Аспиндзского лесного хозяйства. Это, в первую очередь, усложняло правильное управление этими лесными массивами (из-за отдаленности); с другой стороны, у населения возникали серьезные сложности с оформлением необходимых документов для использования этих лесов (74).

    Во втором случае, когда речь идет о вопросах землепользования жителями района, со стороны правительства Грузии искусственно создавались сложности в процессе раздела земель. Населению не выделялось законных земельных наделов для приусадебных участков, а также для проведения строительных работ. В связи со всем этим агропромышленное объединение Ахалкалакского района направило письмо в Главное управление по делам землепользования и землестроения при правительстве Грузии, в полученном ответе которого отмечалось, что «Согласно решению правительства Грузии, распределение земель временно прекращено, до принятия нового закона, и здесь не является исключением и приусадебный участок. В то же время, согласно 79-ой статье действующего устава дирекции хозяйств и общие собрания колхозов семьям рабочих, учителей, врачей и других специалистов, проживающих и работающих в деревне, могут предоставить огородный участок во временное пользование» (75). Срок же, в свою очередь, был очень коротким – полгода (до осени), при этом запрещалось на этих маленьких участках проводить строительные работы, сажать многолетние растения, ограждать их и т.д. (76).

    Пока этот исторический край противостоял различным антиармянским законам, принятым высшими органами Грузии, в различных межгосударственных отношениях Армении-Грузии намечались первые шаги, направленные на их улучшение. В этом смысле крупным шагом, направленным на установление и укрепление межгосударственных, дипломатических отношений, был визит председателя Верховного Совета Л.Тер-Петросяна в Тбилиси. Встреча на таком уровне руководителей двух стран, ставших на путь независимости, происходила в первый раз.

    Во время визита был подписан состоящий из семи статей большой договор «Об основный принципах межгосударственных отношений между Республикой Армения и Республикой Грузия». Этим договором «Высокие договаривающиеся стороны признают суверенитет и территориальную целостность друг друга, принцип невмешательства во внутренние дела» (статья 1) (77). Следующие статьи договора относились к другим сферам общественных отношений. Важной была 3-ья статья договора, согласно которой «Высокие договаривающиеся стороны в соответствии с международной практикой объявляют об обмене дипломатическими представительствами. Порядок обмена и статус представителей будет уточнен специальным соглашением» (78). Предусматривалось установить дипломатические отношения на уровне послов (79). На встрече, возвращаясь к вопросам о культурной автономии грузинских армян, З.Гамсахурдиа отметил: «Армянский народ, как и народы, проживающие в Грузии, имеют культурную автономию, и это должно еще более углубиться и получить законное основание. Ни один армянин, проживающий в Грузии, не может сказать, что он не может говорить по-армянски, не имеет газеты, школы, театра. В Грузии живут и работают представители армянской интеллигенции, писатели, и если есть какие-то проблемы, то мы верим, что они решатся» (80). Возвращаясь к территориальным претензиям Армении к Грузии, а также к вопросу о военных формированиях в Ахалкалаке, председатель Верховного Совета Республики Армения Л.Тер-Петросян объявил официальное отношение Армении: «Проживающие в Грузии армяне полностью равноправные граждане, которые должны внести свой вклад в дело создания грузинского государства, жить заботами и интересами Грузии. Армянство Грузии не имеет каких-либо национальных или политических проблем, но грузинские армяне, как и все граждане Грузии, имеют социальные, относящиеся к гражданским правам, задачи. Подобные проблемы есть и в Ахалкалаке, и в других районах, населенных армянами, и я уверен, что эти проблемы должны решиться в рамках Конституции и законов Грузии, посредством переговоров между грузинскими властями и армянским населением, путем взаимных уступок (81).

    Как видим, в сложных условиях энергетического кризиса и блокады, когда связь с внешним миром была практически только через Грузию, руководителя делегации Армении заставляли закрывать глаза на множество национальных и политических (вместе с социально-экономическими) задач, стоящих перед грузинскими армянами и, в частности, перед армянами Самцхе-Джавахка, которые возникли исключительно в результате внутренней политики Грузии.

    Как бы то ни было, вскоре было опубликовано решение Верховного Совета Республики Армения о ратификации договора об основных принципах межгосударственных отношений между Республикой Армения и Республикой Грузия (82). На следующий день, 13-го сентября, парламент Республики Армения единогласно принял решение о признании независимости соседней Грузии (а также Прибалтийских стран) (83).

    В связи с предстоящим 21-го сентября референдумом о независимости Армении армяне Джавахка обратились с призывом к народу Армении, в котором, в частности, говорилось: «Соотечественники, мы очень сожалеем от осознания того факта, что лишены возможности участвовать вместе с вами в референдуме о независимости Армении в этот решающий момент для всего армянства. …Армянское население Джавахка связывает с вашим самосознанием большие надежды и призывает вас единодушно участвовать в референдуме 21-го сентября и однозначно сказать ДА независимости Армении» (84).

    Одновременно в Джавахке продолжало развивать свою деятельность народное движение «Джавахк», которое уже имело значительное число последователей и организационных структур в некоторых деревнях. Оно пыталось установить тесные отношения с руководством российской 62-ой военной базы, расположенной в Ахалкалаке, пытаясь совместными силами установить и укрепить стабильность в районе (85). Лидеры движения обращались с призывом к широким слоям населения объединиться вокруг движения, совместно бороться за решение существующих проблем (86).

    Тем не менее, в связи с рядом объективных и субъективных причин, движение было еще далеко от общенационального, оно активизировалось время от времени, в зависимости от сложности ситуации.

    В конце 1991 года после подготовительных работ, движение «Джавахк» созвало свою вторую конференцию, выбрав новый состав совета с новым президиумом. Председателем был избран С.Акопян, заместителем Н.Карапетян, секретарем А.Камалян (87). На конференции большое место было отведено составлению программ, относящихся помощи Арцаху, которые должны были быть осуществлены в ближайшие месяцы.

    Возвращаясь к сложившейся в Грузии ситуации и армяно-грузинским отношениям, отметим, что в этот период активизировались также межэкономические связи. Они вскоре были укреплены новым соглашением, которое было подписано 13-го декабря 1991 года между Арменией и Грузией, когда с однодневным рабочим визитом в Грузии находилась делегация Республики Армения во главе с вице-президентом, премьер-министром Г. Арутюняном (88). В рамках визита два премьер-министра подписали состоящее из 17 статей большое соглашение «Об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве в 1992-1995 годах между правительствами Республики Армения и Республики Грузия» (89). 20-го декабря 1991 года (в преддверии распада СССР) независимость Грузии признали Литва и Казахстан (90), а несколько дней спустя, 26-го декабря, независимость Грузии признали также США, хотя, как заявлял Джордж Буш, США еще не собираются (как и с другими новыми государствами) устанавливать с Грузией тесные дипломатические отношения (91).

    21-го декабря 1991 года в Алма-Ате состоялось принятие декларации о Содружестве независимых государств с участием 11 бывших союзных республик (92). К договору не присоединились три Прибалтийские республики и Грузия.

    А в это время Грузия оказалась в каком-то «бесформенном хаосе». З. Гамсахурдиа, который «молился человечеству за свой народ» (93), из-за своей неправильной кадровой политики оказался в сложной ситуации. Еще 15-го сентября по каким-то причинам в отставку подал Т.Сигуа (94), который перешел в ряды оппозиции. Серьезное противоборство началось между президентом и руководителем Национальной гвардии Т.Китовани. Последний 24-го августа был освобожден от должности президентом (так как З.Гамсахурдиа желал Национальную гвардию подчинить непосредственно себе), началась война против него, создав в стране вооруженные столкновения. В стране сформировалась серьезная оппозиция, лидерами которой стали Т.Китовани (бывший руководитель Национальной гвардии), Т.Сигуа (бывший премьер-министр) и Г.Хоштариа (бывший министр иностранных дел), Георгий Чантурия (руководитель - лидер Национально-демократической партии и Национального конгресса, фактический руководитель радикальной непримиримой оппозиции), который З.Гамсахурдиа и сторонников возглавляемого им блока «Круглый Стол – Свободная Грузия» называл «необольшевиками» (95).

    В рядах оппозиции были Национально-демократическая партия, Народный фронт, Христианско-демократический союз, сообщество Руставели, «Мхедриони» (дословно «Когорта всадников», которая была создана 24-го ноября 1989 году Джабой Иоселиани и которую считали скелетом будущей армии свободной Грузии. Организация «боевое крещение» получила в Южной Осетии. Весной 1990 года от «Мхедриони» отделилась и преобразовалась в новую организацию «Тетри Гиорги (Белый Георгий)», в своем роде став личной гвардией З.Гамсахурдиа. В сентябре 1990 года «Мхедриони» узаконилась как «Корпус спасателей») (96), Молодежный национальный конгресс, часть депутатов, в том числе коммунисты. По утверждению З.Гамсахурдиа, эти действия руководились извне, хунтой Э.Шеварднадзе (97).

    Примечательно, что в стране сформировалась партия монархистов, целью которой было создание монархической Грузии. Она боролась за создание в Грузии конституционной монархии. Они приводили в пример Англию, Испанию, Швецию, Япония. У них был также претендент – наследник на грузинский трон, князь Георгий Багратиони, который жил в Испании (98).

    Во внутриполитической жизни страны постепенно возрастала роль бывшего министра иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе, который после отставки с поста министра стал чаще делать различные заявления о внутриполитической жизни страны. В частности, З.Гамсахурдиа его (как и Яковлева, и Горбачева) обвинял в поддержке оппозиции, провокаторов (99).

    В этих условиях в конце 1991 года оппозиционные силы Грузии создали Военный совет, который сверг президента и его режим, приостановил действие Конституции, распустил парламент, ввел в столице военное положение и сформировал временное правительство (100). Председателем правительства стал Т. Сигуа (101).

    Согласно обращениям противоборствующих лидеров официальных властей и оппозиции от 1-го и 2-го января, делегация армянского правительства с миротворческой миссией 2-3 января в Тбилиси встречалась с противоборствующими сторонами. Вскоре оппозиция позволила З. Гамсахурдиа покинуть Грузию и по территории Азербайджана попасть в Армению. 9-го января З.Гамсахурдиа официально обратился к президенту Республики Армения с просьбой, чтобы ему, членам его семьи и телохранителям было предоставлено временное убежище. Выставив определенные требования (то, что З.Гамсахурдиа не должен использовать территорию Армении в политических целях) правительство Армении в конце концов приняло изгнанного грузинского президента (102).

    По-разному отнеслись к вышеназванным событиям в Грузии различные круги в мире, Армении и Грузии. Отдельные представители армянской оппозиции, в частности, Паруйр Айрикян, который в те дни был в Тбилиси, поздравил грузинскую оппозицию с победой. Примечательна также телеграмма, посланная в Грузию до этого: «Дорогие друзья, не отправляйте к нам З.Гамсахурдиа. У нас свой есть (имелся ввиду Л.Тер-Петросян - В.С.)» (103).

    Бывший министр иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе из США (где он тогда находился) поздравил оппозицию со случившимся и фонду поддержки республики от себя подарил 100 тысяч долларов (которые, по его словам, он собрал, читая лекции в различных университетах США и издавая книги) (104).

    Премьер-министр Временного правительства в своем интервью отметил, что Военный совет контролирует ситуацию по всей территории Грузии, кроме Зугдиди, Поти и Сухума (105). А по утверждению генерального прокурора Вахтанга Размадзе 4-го января в отношении З.Гамсахурдии было возбуждено уголовное дело по статьям 75-ой (разжигание межнациональной розни), 95-ой (хищение государственного имущества в крупных размерах), 186-ой (злоупотребление должностным положением), 257-ой (уничтожение культурных и архитектурных памятников) Уголовного кодекса Грузии (106).

    Вскоре было опубликовано обращение Временного правительства Грузии к ООН и правительствам стран мира, в котором подробно разоблачалась сущность бывшего режима и были уверения в том, что Грузия вскоре встанет на путь полной демократии (107).

    Забегая вперед представим судьбу президента Грузии, «лишенного трона» и его конец. Как уже отмечалось, 6-го января З.Гамсахурдиа со своим личными телохранителями прибыл в Армению и обосновался в Иджеване (108). Пробыв в Армении около 10-и дней президент Грузии покинул страну на самолете (по некоторым данным, поехал в Грозный) (109). Добавим также, что З.Гамсахурдиа из Армении в Грузию переехал по территории Самцхе-Джавахка. Примечательно, что во время этого перехода местные армяне поймали и обезоружили всех его вооруженных телохранителей: в Джавахке с самого начала принималось в штыки присутствие вооруженных грузин (это показали события августа 1998 года), даже по отношению к «законному» президенту. Вскоре распространились слухи о том, что он снова прибыл на территорию Грузии, в Зугдидский район, где большое число составляли его сторонники. В данном здесь интервью З.Гамсахурдиа юридически все еще считал себя президентом: «Неправда, что я подал в отставку. Я избран народом. …Не собираюсь покидать Грузию» (110).

    В конце концов, З.Гамсахурдиа и его семья нашли убежище в Чечне. 20-го февраля 1992 года состоялась встреча президента Чечни Джохара Дудаева и З.Гамсахурдиа (111). 15-го августа 1992 года из Грозного З.Гамсахурдиа распространил одно интересное сообщение, в котором умолял грузинский народ, народы Кавказа, народы мира, всех людей доброй воли спасти от геноцида малочисленный многострадальный абхазский народ (112). Интересно, что за день до получения этого сообщения, 13-го августа в ночь на 14-ое началась абхазо-грузинская война (113).

    По сведениям, президент Чечни Дж. Дудаев предоставил З.Гамсахурдиа очень комфортабельный дом в центре Грозного, где президент Грузии жил с женой Мананой и детьми, под строгим контролем (114). Другие ссыльные представители грузинской власти - премьер-министр и председатель парламента – были размещены в гостинице «Кавказ», которая также контролировалась военными.

    Из интервью, данному З.Гамсахурдиа «Независимой газете» 26-го марта 1992 года было видно, что он очень скучает по Тбилиси и считает себя «вечным президентом». Последние дни своей бурной жизни он провел в Чечне. Он покончил с собой ночью 31-го декабря 1993 года, так и не подав в отставку со своего поста президента. По некоторым данным тело З.Гамсахурдиа было предано земле в Восточной Грузии близ деревни Джихашкари недалеко от города Зугдиди, где еще оставалось большое число его вооруженных сторонников (115). Спустя месяц, 25-го февраля 1994 года, его прах нашел свое последнее пристанище в той части Чечни, где он провел последние два года жизни. На похоронах присутствовал президент Чечни Дж.Дудаев (116).



    __________________________________________________ ___________

    1. «Айастани Анрапетутюн», 25.11.1990г.
    2. В том же месте, 27.11.1990г.
    3. В том же месте.
    4. В том же месте, 15.11.1990г.
    5. В том же месте.
    6. В том же месте, 02.03.1990г.
    7. В том же месте.
    8. В том же месте, 31.01.1991г.
    9. В том же месте.
    10. Этот институт был устранен вместе со свержением режима З.Гамсахурдиа, когда префекта заменил председатель районного управления.
    11. «Айастани Анрапетутюн», 05.03.1991г.
    12. См. Содержание призыва.
    13. «Айастани Анрапетутюн», 30.03.1991г.
    14. В том же месте, 03.04.1991г.
    15. В том же месте.
    16. Важно отметить, что из автономных районов Грузии Абхазия и Южная Осетия в этом вопросе не присоединились к Грузии. Тот же сценарий был и в Молдавской республике. Один из напряженных очагов - правобережный анклав Приднестровского района - Бендеровский район - 98,9% голосов отдал за сохранение СССР. Это в том случае, когда сама Молдова бойкотировала референдум. Согласно некоторым авторам, они проголосовали не за сохранение СССР, а за то, чтоб остаться в составе России. См. Мяло К.Г., Россия и последние войны XX века (1989-2000), К истории падения сверхдержавы, М., 2002г., стр. 110, 189. Этот факт также говорит о том, что с самого начала в Самцхе-Джавахке-Цалке не было сепаратистских настроений.
    17. «Айастани Анрапетутюн», 10.04.1991г.
    18. В том же месте.
    19. В том же месте, 24.10.1991г.
    20. Текст декларации см. «Айастани Анрапетутюн», 24.10.1991г.
    21. Скаков А.Ю., Внутриполитическая жизнь в Грузии, /Грузия: Проблемы и перспективы…/, РИСИ, стр.261.
    22. В том же месте.
    23. Мяло К.Г., Россия и последние войны XX века (1989-2000), К истории падения сверхдержавы, М., 2002г., стр. 109.
    24. «Азатамарт», номер 29, август, 1993г. Сравн. Эвоян С., Аджарский узел, Родной Джавахк, Бейрут-Ливан, 2002г., стр. 389.
    25. Степанян Х., Автономия Джавахка как предварительное условие его развития (Джавахк на пороге XXI века. Сборник заседаний комиссии), Ереван, 2006г., стр. 25.
    26. Фактический руководитель Аджарской Автономной Республики, с 1991г. официально председатель Верховного Совета Аслан Абашидзе по этому поводу тоже выступил с заявлением: «согласно Московскому и Карскому договорам, Аджария является подчиненным (субъектом) международного права, а международные договора выше Конституции» (См. Эвоян С., Аджарский узел, «Родной Джавахк», стр. 393). Основанное на достоверных исторических фактах и международных правовых нормах заявление А.Абашидзе в очередной раз напомнило Грузии о том, что в разработанной ею политической стратегии (а также в процессе принятия главы Конституции о структуре государства) необходимо было считаться со всем этим.
    27. «Айастани Анрапетутюн», 16.04.1991г.
    28. В том же месте, 11.04.1991г.
    29. В том же месте.
    30. Родился в 1939г. Его отец, Костантинэ Гамсахурдиа, был большим армянофилом и одним из классиков грузинской литературы. З.Гамсахурдиа несколько лет своей жизни провел в лагерях. После освобождения возглавил общественную организацию «Илия Благочестивый», а также вместе со своим неразлучным другом Мерабом Коставой был основателем Хельсинкской группы. См. в том же месте.
    31. «Свободная Грузия», N 117, 02.07.1991г.
    32. В том же месте.
    33. «Айастани Анрапетутюн», 16.03.1991г.
    34. В том же месте.
    35. «Азг», 30.03.1991г.
    36. В том же месте.
    37. См. Обращение населения Ахалкалакского района президенту Республики Грузия господину Звиаду Гамсахурдиа, г.Ахалкалак, Сравн. «Азатамарт», 02.05.1991г.
    38. Мать В.М.Алелишвили армянка по национальности, сестра генерал-полковника Гургена Далибалтаяна. См. «Еркир», 1-7 февраля 2002г.
    39. «Свободная Грузия», N 128, 16.07.1991г.
    40. «Азатамарт», N 21, 25.07.1991г.
    41. Общественная организация «Парвана» была созданна в Богдановке в 1989г., в период возрождения у населения чувства национального самосознания, в хаосе митингов. Организация активно противостояла домогательствам сначала коммунистических, затем звиадистских властей. Сотрудничая с народным движением «Джавахк» и получая его содействие, «Парвана» в Богдановском районе (в Гореловке около 7 десятков, в Ефремовке-3 десятка, в деревнях Орловка, Спасовка, Калинино-по одному десятку) приобрела дома для нуждающихся армянских семей, для пострадавших от землетрясения в Гюмри и др. Это было в то время, когда фонд «М.Костава» также начал подобный процесс (дома освобождались от русских духоборов из-за их переселения). Из-за возникших разногласий между членами этой организации, так и из-за внешнего (властного) давления организация в середине 1990-х годов фактически перестала существовать. В этот период один из членов этой организации основал имеющую более или менее весомую роль организацию «Одан». Организацией «Парвана» в 1991г. была основана газета «Парвана» и было выпущено 4 номера. См. «Джавахк», апрель 1995г., N 3(9), срав. Богдановский район. Справочник, стр. 99
    42. «Айастани Анрапетутюн», 16.03.1991г.
    43. Призыв, как и некоторые другие документы, не имел дат.
    44. В том же месте, 28.02.1991г.
    45. «Азатамарт», 02.05.1991г.
    46. «Айастани Анрапетутюн», 13.03.1991г.
    47. «Аспнджак», N 9, 10.08.1991г.
    48. В том же месте.
    49. «Свободная Грузия», N 160, 28.08.1991г.
    50. «Аспнджак», N 4, 15.04.1991г.
    51. werili, saqarTvelos respublikis prezidents baton zviad gamsaxurdias..., 17 ivnisi, 1991 weli, q., axalqalaqi...։
    52. В том же месте.
    53. «Азатамарт», N 21, 25.07.1991г.
    54 «Азатамарт», N 21, 25.07.1991г.
    55. http://www.abkhaziainfo.f2o.оrg/anal...FHxsDHо.shtml, Срав. «Аспанджак», N 12, 04.12.1991г.
    56. «Азатамарт», N 38, 20.11.1991г.
    57. См. Обращение населения Ахалкалакского и Ниноцминдского районов Республики Грузия ко всем демократическим силам Грузии.
    58. См. Обращение населения Ахалкалакского района президенту Республики Грузия гос.Звиаду Гамсахурдиа.
    59. Обращение президенту Республики Грузия гос. Звиаду Гамсахурдиа.
    60. См. Постановление Верховного Совета Республики Грузия, 25.07.1991г., г. Тбилиси.
    61. saqarTvelos respublikis mTavroba, gankaruleba N 419 g, 1991 wlis, 23 maisi, q., Tbilisi. Срав. «Аспанджак», N 9, 10.08.1991г.
    62. Обращение населения Ахалкалакского и Ниноцминдкого районов Республики Грузия ко всем демократическим силам Грузии։
    63. «Аспанджак», N 1, 25.03.1991г. (в переводе) означает «Святая Нино».
    64. «Свободная Грузия», 27.07.1991г.
    65. В том же месте.
    66. В том же месте, 22.08.1991г.
    67. В том же месте.
    68. В том же месте.
    69. Обращение населения Ахалкалакского и Ниноцминдкого районов Республики Грузия ко всем демократическим силам Грузии։
    70. Обращение президенту Республики Грузия гос. Звиаду Гамсахурдиа.
    71. Решение общего собрания руководителей предприятий, учреждений, организаций, хозяйств, общественно-политических организаций, новоизбранных депутатов Сакребуло, президиум собрания – Д. Рстакян, М. Гарибян, С. Петросян, А. Иорданян, 31.07.1991г., г. Ахалкалак:
    72. «Азатамарт», 21.07.1991г.
    73. «Свободная Грузия», 03.08.1991г.
    74. См. Обращение первому зам. председателя правительства Республики Грузия гос. М. Оманидзе (председатель совета уполномоченных - Сетросян):
    75. saqarTvelos respublikis ministra sabWoTan arsebuli miwaTsargeblobisa da miwaTSowyobis mTavari sammarTvilo «saqmTavarmiwaTsargebloba», axalqalaqis raionis agrosamrewvelo gaerTianebas, N 321, 12.04.1991 w., q. Tbilisi.
    76. В том же месте.
    77. «Свободная Грузия», 30.07.1991г., Сравн. «Айастани Анрапетутюн», 30.07.1991г.
    78. В том же месте.
    79. В том же месте.
    80. «Азг», 31.07.1991г.
    81. В том же месте.
    82. «Свободная Грузия», 14.09.1991г., Сравн. «Айастани Анрапетутюн», 13.09.1991г.
    83. «Свободаня Грузия». 14.09.1991г.
    84. См. Заявление от армян Ахалкалакского района народу Армении, 09.09.1991г., г.Ахалкалак.
    85. См. Справка – Для укрепления дальнейших связей народного движения «Джавахк» с руководством контингента Российских войск Ахалкалака.
    86. См. Обращение народного движения Джавакх направленное всему трудовому народу, руководителям хозяйств и организаций, директорам школ, рабочим и колхозника, всем представителям интеллигенции, 1991г., г.Ахалкалак.
    87. Смоян Г., отм. Труд, стр. 42.
    88. «Свободная Грузия», 14.12.1991г.
    89. «Айастани Анрапетутюн», N 271, 17.12.1991г.
    90. «Свободная Грузия», 21.12.1991г.
    91. «Айастани Анрапетутюн», 17.12.1991г.
    92. В том же месте, 24.12.1991г.
    93. «Свободная Грузия», N 117, 02.07.1991г.
    94. В том же месте, N 175, 18.08.1991г.
    95. «Айастани Анрапетутюн», 18.09.1991г.
    96 Скаков А.Ю., Внутриполитическая ситуация в Грузии, / Грузия: Проблемы и перспективы…/РИСИ, с.261։
    97. В том же месте, стр. 264.
    98. «Айастани Анрапетутюн», 11.01.0э1992г.
    99. «Свободная Грузия», 19.08.1991г.
    100. В том же месте.
    101. Действительно, как говорил об этом сам З.Гамсахурдиа, в деле смены власти в Грузии большую роль имела Россия. Она, боясь нежелательных для себя последствий в результате сплочения треугольника З.Гамсахурдиа-В.Ардзинба-Дж.Дудаев, подготовила сценарий действий для смены власти в Грузии.
    102. В том же месте.
    103. В том же месте, 10.01.1991г.
    104. В том же месте.
    105. В том же месте, 16.01.1992г.
    106. В том же месте.
    107. В том же месте.
    108. «Азг», 08.01.1992г.
    109. «Айастани Анрапетутюн», 17.01.1992г.
    110. В том же месте, 01.02.1992г.
    111. В том же месте, 20.02.1992г.
    112. «Свободная Грузия», 01.01.1993г.
    113. Скаков А.Ю., Внутриполитическая ситуация в Грузии, / Грузия: Проблемы и перспективы…/РИСИ, с.267։
    114. «Азг» 23.10.1992г.
    115. «Айастани Анрапетутюн», 14.01.1994г.
    116. В том же месте, 26.02.1994г.
    Знать, что Христос умер - это история.
    Верить, что Он умер за меня - это спасение.

  3. #59
    Persona grata VIP Club Хачатур's Avatar
    Join Date
    Apr 2008
    Posts
    52
    Thanks
    0
    1 Interesting Post
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    17

    Re: Պատասխանը: =Армяне Грузии=


    Ջավախքի թեմը .
    Diocense in Javakhk.
    Епархия в Джавахке.





    Знать, что Христос умер - это история.
    Верить, что Он умер за меня - это спасение.

  4. #60
    Persona grata VIP Club Хачатур's Avatar
    Join Date
    Apr 2008
    Posts
    52
    Thanks
    0
    1 Interesting Post
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    17

    Re: Պատասխանը: =Армяне Грузии=

    Это фрагмент из фильма “От Аракса до Куры”.



    Знать, что Христос умер - это история.
    Верить, что Он умер за меня - это спасение.

  5. #61
    Persona grata VIP Club Хачатур's Avatar
    Join Date
    Apr 2008
    Posts
    52
    Thanks
    0
    1 Interesting Post
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    17

    Re: Պատասխանը: =Армяне Грузии=

    ПРОВОКАЦИЯ В АХАЛКАЛАКЕ.

    Грузинский спецназ вошел в город.


    Поступают тревожные сигналы из Джавахка.


    В Ахалкалаке подвергнуты приводу в полицию около двух десяток людей, после того как прогремел безпоследственный взрыв недалеко от дома главы полиции. Под этим же самым предлогом в армянский район было переведено огромное количество грузинских спецназовцев. Часть арестованных освобождены.

    Полицейские напали также на дом Гургена Шириняна, которому удалось прибегнуть к бегству. Во время сопротивления погиб один полицейский. Стало известно, что ищущим Гургена грузинским спецназовцам отдан приказ убить его.

    Напомним, что молодой деятель организации «Единый Джавахк» Гурген Ширинян, в месте с одним из руководителей данной организации Ваагном Чахаляном, 2006г. был подвергнут нападению на окраине Еревана, получил ножевые ранения и был прооперирован. И вместо того, чтобы искать преступников, якобы за незаконное пересечение границы СНБ РА арестовала, засудила, а потом депортировала мишень преступников - Ваагна Чахаляна. Это обосновало сомнения, что преступники действовали сообща с СНБ РА. После этого Ваагн Чахалян, Гурген Ширинян и многие их единомышленники подверглись различным преследованиям со стороны полиции Грузии, цель которого была дезорганизовать национальное движение Джавахка, которая в последние годы достигла некоторых успехов в вопросе защиты прав, оказавшегося на территории грузинского государства, коренного населения армянского региона.

    Очевидно, что нынешний взрыв, это очередная провокация, окончательная цель которого, сделать армянский регион более контролируемым со стороны грузинских сил, а основная задача - уничтожить национальный элемент в Джавахке. Это обстоятельство особенно значимо в контексте обеспечения безопасности пантюркского проекта Баку-Джейхан и Карс-Ахалкалак. Известно, что организующий в Ахалкалаке и в соседних районах многотысячные митинги «Единый Джавахк» был действующим, самым влиятельным политическим элементом и единственной силой, которая была в состоянии организовать сопротивление народа грузинизации Джавахка и упомянутым пантюркским проектам.

    Все это происходит в условиях молчаливого согласия и делового содействия властей Армении. А местные власти Ахалкалака, и особенно, органы полиции давно превратились в слепых инструментов в руках властей Грузии.


    18.07.2008г.
    Офис Совета Джавахк.
    Знать, что Христос умер - это история.
    Верить, что Он умер за меня - это спасение.

  6. #62
    Persona grata VIP Club Хачатур's Avatar
    Join Date
    Apr 2008
    Posts
    52
    Thanks
    0
    1 Interesting Post
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    17

    Re: Պատասխանը: =Армяне Грузии=

    Грузины хотят убить члена Альянса «Единый Джавахк» Гургена Шириняна.


    ЗАЯВЛЕНИЕ
    Демократического альянса «Единый Джавахк»
    в связи с последними событиями в Ахалкалаке.


    17 июля 2008 года возле дома главы полиции Ахалкалака Самвел Петросяна прогремел взрыв, в результате которого не было зарегистрировано каких либо человеческих жертв, а также не было нанесено никакого ущерба имуществу ни начальника полиции, ни лиц проживающих по соседству.

    Используя происшедшее как повод, силовые структуры начали травлю против определенных членов демократического союза «Единый Джавахк». Таким образом, 10 членов Альянса были насильно подвергнуты приводу в полицию, сотрудники полиции два раза вторглись в здание Молодежного радио, которое принадлежит Альянсу, а второй раз поздно ночью взломали входные и офисные двери, и причинили иные разрушения.

    В конце концов, 17 июля, в 20:00, сотрудники полиции, а также неизвестные лица в гражданской одежде, с численностью от 40 да 50 человек, все вооруженные, ворвались в родительский дом члена Альянса Гургена Шириняна и начали производить обыск.

    В процессе обыска, который к стати не был санкционирован каким либо документом, в неизвестных нам обстоятельствах был убит один из сотрудников полиции. Вина за произошедшее была возложена на Гургена Шириняна. Позднее было сообщено, что Гурген Ширинян подался в бега.

    Ныне в район введен спецназ, арестованы отец и тетя Гургена Шириняна, в городе царит атмосфера страха и террора, идут обыски как в домах единомышленников Альянса, так и у других лиц.

    Демократический Альянс «Единый Джавахк» располагает достоверной информацией о том, что спецназу отдан приказ при обнаружении Гурген Шириняна без предупреждения открыть огонь на повал и убить его. Это дает нам основание предположить, что этим поставлена цель уничтожить свидетеля, который может в процессе предварительного следствия пролить свет на произошедшее.

    Демократический Альянс «Единый Джавахк» оценивает произошедшее, как провокацию, направленную на ликвидацию нашей организации. Цель данной провокации - насколько возможно ослабить ту силу, которая не смирилась с фальсификациями на выборах в 2006г. в органы местного самоуправления и подняла ноту протеста против этого.

    Демократический Альянс «Единый Джавахк» требует исключить какое либо угрозу в отношении жизни Гургена Шириняна и заявляет, что в противном случае вся ответственность за случившееся падет исключительно на власти.

    Демократический Альянс «Единый Джавахк» требует беспристрастного и профессионального предварительного следствия, в ходе которого станут известны истинные виновники происшедшего.

    «Единый Джавахк» считает, что независимо от будущих результатов предварительного следствия, происшедшее уже имеет безвозвратные последствия для армянства Джавахка. В результате ввода спецназа, воцарившееся в городе атмосфера страха и террора еще более углубит в среде жителей Джавахка чувство безнадежности и неизвестности пребывания на своей родине, что будет способствовать усилению темпов эмиграции и изгнание армянского населения из региона.


    Демократический Альянс «Единый Джавахк».
    Город Ахалкалак, 18.07.2008г.
    Знать, что Христос умер - это история.
    Верить, что Он умер за меня - это спасение.

  7. #63
    Механик
    Guest

    Re: =Армяне Грузии=

    Прошла инфо что погибшый (убитый) полицейский армянин.Это верно?

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Replies: 7
    Last Post: 24 Sep 08, 22:46
  2. Replies: 14
    Last Post: 16 Jul 08, 03:54
  3. Replies: 0
    Last Post: 25 May 07, 23:38
  4. Replies: 2
    Last Post: 13 Apr 07, 21:29
  5. Армяне Грузии
    By KODAK in forum Literature and Culture
    Replies: 0
    Last Post: 19 Mar 07, 17:27

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •