Российская пресса о турецких варварах

Национально-освободительная борьба балканских народов в 1912-1913 годах против Османской Турции привела к освобождению и обретению независимости многими христианскими народами Восточной и Южной Европы. Это вдохновило западных армян – вселило надежду, что пробил и их час освобождения. Однако ситуация для армянского народа оказалась весьма неоднозначной, а Европа после балканских событий медленно, но верно сползала к мировому пожару…
Военные действия фактически велись на территории Западной Армении. Сообщения с Кавказского фронта в 1915-1916 гг. были приятны не только для русского слуха – армяне с воодушевлением и надеждой следили за успешным продвижением русских войск и армянских добровольческих дружин в глубь территории противника. Уже заняты Ван, Эрзерум, Битлис, Эрзинджан… Казалось, свобода так близка! Но… наступления чередуются с непонятными отступлениями русских войск, а ликующее армянское население вмиг превращается в беженцев.
Нетрудно понять, что победы русского оружия еще более ожесточали турок, прекрасно знавших о прорусских настроениях западноармянского населения Турции. Об этом знали и в Европе – один из министров кайзеровской Германии позднее, в 20-х годах, писал: «Одной из самых черных страниц в долговой книге Европы является, бесспорно, армянский вопрос. Почти при всяком конфликте, который происходил у Турции с любой державой, страдали армяне. Россия настойчиво преследовала цель объединения всех армян под своим политическим и религиозным владычеством. Турецкое правительство постоянно относилось к армянам с недоверием…».



Армяне у турок – что кость в горле: народ-«бунтовщик», вечно «косящийся» в сторону России. Один из лидеров младотурок, доктор Назым, прямо заявлял: «Армянский народ надо уничтожить, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само имя его! Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство других стран и протест газет не будут иметь никаких последствий, так как чистки станут свершившимся фактом и тем самым вопрос будет разрешен… резня необходима».
Младотурецкое правительство начало осуществление своей программы с уничтожения призванных в армию мужчин от 20 до 45 лет – здесь их разоружали, сводили в рабочие батальоны, а затем под разными предлогами уничтожали… В провинции же оставшихся мужчин от 15 до 70 лет турецкие власти выводили за город или за селение и расстреливали… Таким образом, в большинстве мест армянские женщины, дети и старики оставались на растерзание погромщикам-фанатикам.
24 апреля, как известно, была депортирована и умерщвлена большая часть выдающихся представителей армянской интеллигенции – нация была таким образом обезглавлена…
Трагедия Западной Армении взбудоражила мировую общественность и в первую очередь печать. Российская передовая интеллигенция также подняла голос протеста, оказала моральную поддержку своим христианским собратьям. Пресса периодически давала информацию о событиях на Кавказском фронте и о вовлеченных в кровавую мясорубку армянах. С газетных и журнальных полос вставала жуткая реальность распятого на Кресте народа.
Разумеется, там, где это было возможно, армянское население оказывало сопротивление туркам. Так, российский журнал «Заря» отмечал в то время: «…Народ борется против турецких и курдских полчищ, с надеждой увидеть в скором времени над собой мощную сень двуглавого орла. Ванские повстанцы до прибытия наших войск дрались с неописуемой храбростью. С той же храбростью армяне сейчас борются в Муше, Сасуне и во всех областях Зейтуна. Взятие Вана для армян имеет большое значение, потому что Ван является главным центром всех турецких армян. Ван и вообще вся Васпураканская область и в древние, и средние века играли большую роль в политической жизни Армении».
Однако ни успехи русских на фронте, ни поддержка российской интеллигенции, увы, не могли помешать страшной по сути реальности – полному очищению Западной Армении от армян! Даже сами турки в своих дневниках и устных рассказах признавали жестокое, бесчеловечное отношение к армянам.
Российская газета «День» 6 сентября 1915 г. публикует отрывки из дневника турецкого врача, который записал у себя, что, не доходя до Битлиса, в лесу он увидел группу недавно зарезанных мужчин и возле них трех женщин, «совершенно голых, повешенных за ноги». «Около одной из женщин ползал годовалый ребенок и тянулся ручонками к матери, - пишет газета со слов турка, - а мать с налитым кровью лицом, еще живая, протягивала руки к ребенку, но они не могли дотянуться друг до друга. Немного подальше лежали три окровавленных женских трупа, и младенец, облитый материнской кровью, копошился на груди одной из них».


Далее «День» комментирует: «Это небывалое по размерам уничтожение Турецкой Армении, удостоверенное очевидцами, лицами официальными, возведенное в систему за последнее время турецким правительством, происходит параллельно с системой «коротких ударов», иначе говоря, внезапных натисков турецкой армии на наш фронт. Не так вредоносные со стратегической точки зрения, эти натиски, как видно из изложенного, крайне гибельны для армянского народа: они имеют целью стереть его с лица земли…»
Невольно задаешься вопросом: за что же был обречен на этот кошмар мирный аборигенный народ Армянского нагорья? «Нижегородский листок» в марте 1916 г., давая экскурс в исторические судьбы армянского народа и отмечая, что этот «несчастный народ подвергался нашествиям полудиких народов, старавшихся смести его с лица земли», констатировал: «Поскольку это способное культурное племя всегда было противником турецкого режима, притом завладело невольно, благодаря своему развитию и общности, торговлей и ремеслами, то оно было преследуемо и властью, и населением». До гениальности простое объяснение антагонизма! «Турецкое правительство, - замечает российская газета, - обвиняется если не в организации, то в попустительстве избиений. Несомненно, что в этих избиениях участвовали власти, даже губернаторы – и не понесли за это наказание. Главными истребителями армян являются полудикие курды, но, к чести человечества, нужно сказать, что, как обнаружилось при занятии теперь Армении нашими войсками, многие курды прятали армян в своих селениях и спасли их от избиения и выселения».
Разумеется, в то время российская, тем более провинциальная, печать не могла знать того, что турецкое правительство не только обвиняется «в попустительстве», но и является самым прямым организатором преступления против армянского народа, ныне квалифицируемого как геноцид нации…
Российская пресса не обходила молчанием и пагубную роль своих противников в войне - немцев в судьбе армян. «Южный край» в 1916 г. писал о том, что творимые в Турции с «беззащитными армянами» ужасы заставили «задрожать каменные души немцев». Газета уверена, что гибель армян была «хладнокровно» санкционирована Берлином, выработавшим «во всех деталях план истребления армян и только предоставившим туркам исполнение этого плана под своим контролем». Однако одного не предусмотрел Берлин, не без сарказма замечает «Южный край»: «Он думал, что турки просто истребят армян, а турки оказались людьми с необузданной творческой фантазией. Истребление сотен тысяч армян они обратили в приятное развлечение, в грандиозное кровавое зрелище. Как истинные любители драматического искусства, они, насколько возможно, растягивали наслаждение щекотавшим их нервы зрелищем мучительнейшей агонии армянского племени…»
Итак, из вышеизложенного видно, что российская печать давала довольно широкую и объективную картину геноцида армянского народа. Общая тональность материалов сводилась к мысли, которую выразило «Новое время» в номере от 11 мая 1916 года: «…Армянский народ заслуживает наших симпатий не только в силу своих страданий, но и вследствие тех чувств, которые он проявляет по отношению к русским войскам, борющимся за освобождение Армении…»
В это же время, в мае 1916 г., газета «Приазовский край», трезво оценивая реалии российской переменчивой общественно-политической жизни, призывала армян «направить все усилия к более солидному укреплению своих позиций» - «на себя, на свои моральные силы, на решительное и неуклонное стремление к заветной цели» армянский народ должен возлагать свои «главные надежды»…
Мысль, актуальная, увы, и в наши сложные дни...

Роберт Багдасарян,
доктор филологических наук


Источник: Ноев Ковчег.