Минеральное давление на Ереван
«Джермук» долгое время был в Армении синонимом минеральной воды. «Что у вас есть из «джермуков» – «Арзни»? «Бжни»?» – вполне можно было услышать в магазине. В самом начале независимости некоторые экономисты начинали планировать армянскую экономику, построенную на минеральной воде. Это, конечно, слишком, но то, что эта вода сопровождает армянский быт и является серьезным элементом образа жизни – несомненно.
Первые письменные источники о минеральных водах Джермука относятся к XIII веку. «Джерм» означает «теплый» – видимо, термальные воды и дали название местности. Люди, проживающие в этом регионе, по наблюдениям историков, «отличаются отменным здоровьем и долголетием». В списке армянских сел, плативших налоги монастырям, село Джермук выделяется большими податями – было богатым, потому и платило много. Не так, как сейчас – чем меньше платишь, тем круче живешь.
Известный германский врач и журналист И.Визианос конкретизирует причину джермукского здоровья: «Я много думал о причине долгожительства людей. По-моему, минеральные воды Джермука способствуют этому в первую очередь».
У некоторых минеральных источников сохранились остатки старинных бассейнов – предки наши знали толк в минеральной воде.
Научное описание минеральных вод Джермука началось после присоединения Армении к России и принадлежит перу инженера – геолога Воскобойникова, опубликовавшего свои наблюдения в «Горном журнале» за 1831 г. Он описывает бассейн, выложенный обтесанным базальтовым камнем, со дна которого «выходит минеральная вода тремя ключами, производя бесчисленное количество пузырей». Далее господин Воскобойников затыкает сливное отверстие бассейна и приходит к выводу, что дебит минерального ключа составляет «51 куб.фут и 18 куб.дюймов в час». 18 куб. дюймов – это чуть больше четверти литра, так что можно быть уверенным, что свои расчеты г-н Воскобойников производил с немецкой точностью.
В 1855 г. в «Кавказском календаре» появляется запись о Джермуке: «...изобилующий водою, лесом, словом, всеми удобствами для благосостояния жителей, достоин обратить на себя внимание правительства». «Целебность сей воды славится между туземцами, и каждый год, во время кочевья, многие ею пользуются от ревматизма, кожной сыпи и других болезней».
Однако тогдашняя знать предпочитала ездить на воды в Европу. Потом – на Кавказ. Курорт Джермук начал развиваться в 30-х годах прошлого века, а до того продолжал функционировать под открытым небом, куда в летние месяцы приезжали люди за здоровьем. За ними в тридцатых последовала медицина, давшая заключение, что народ, в общем-то, не зря веками приезжал сюда лечиться. Были пробурены скважины, и к имеющимся естественным выходам минеральных вод добавились новые мощные фонтаны. В семидесятых курорт Джермук обрел мощь всесоюзной здравницы, в которую очень сложно было раздобыть путевку. А лечебно–столовая минеральная вода «Джермук» стала всесоюзным брендом. Правда, о серьезном экспорте в «дальнее зарубежье» речь тогда еще не шла – приличные бутылки в стране практически не производились, а стабильный состав и чистота розлива, соответствующие мировым требованиям, казались недостижимыми.
После развала Союза производство «Джермука» встало перед серьезными проблемами. И в первую очередь – конкурентоспособности продукта, куда входит и качество воды, и бутилирование, и упаковка. Словом, вещи, о которых во времена СССР можно было не задумываться. Мало иметь уникальную воду – надо еще донести ее до потребителя.
Как она образуется? Атмосферные воды просачиваются через трещины в глубину, в горную вулканическую породу - кварцевые диориты. На глубине вода нагревается, обогащается углекислым газом, который повышает растворимость минералов, и далее, уже слабоминерализованная за счет кварцевых диоритов, вытекает на поверхность земли через трещины или буровые скважины. Если грубо не нарушить этот природный процесс, то запасы минеральной воды кажутся неисчерпаемыми.
Минеральную воду ЗАО «Джермук групп» набирает в цистерны из скважины, с глубины в 49 метров. Со временем выяснилось, что лучше построить новый завод, чем бесконечно модернизировать старый, и этот завод был построен рядом с питающей его скважиной.
Выходя на поверхность, из-за сброса давления вода дегазируется, производя, согласно г-ну Воскобойникову: «бесчисленное количество пузырей». Это – углекислый газ, который улавливается, сжижается и возвращается в воду уже при бутилировании. Дегазированную воду закачивают в 50-тонные цистерны и дают отстояться в течение четырех часов. Из-за потери углекислоты вода ощелачивается, и неустойчивые соединения выпадают в осадок. По завершении процесса вода прокачивается через фильтры, углекислоту под давлением возвращают в бутылки, и в результате на выходе получается тот соответствующий источнику ионный и микроэлементный состав, который и составляет название уникальной воды с целебными свойствами и мягким, приятным вкусом.
Каждая пятая бутылка мутного стекла, в которые «Джермук» разливался раньше, разрывалась при обогащении воды углекислотой - отсутствие эстетики и качества чаще всего соседствуют. Два года назад началось производство бутылок на новом заводе с современным оборудованием. Новая витая бутылка приятного зеленого цвета – для минеральных вод этот цвет стекла самый распространенный – почти вдвое легче старой, и с ее появлением продукция «Джермук групп» приобрела завершенный облик – и в Армении, и в СНГ люди предпочитают пластику стекло. Сегодня минеральная вода поставляется в 20 стран мира, среди них США, страны ЕС, Ближнего Востока. Но более всего воды поставляется в Россию – там эту воду знают, и потребление ее растет. Рост потребления воды в России стимулирует и сегодняшнее отсутствие на российском рынке «Боржоми», но лишь отчасти – и до запрета на ее ввоз поставки «Джермука» в Россию росли. Конечно же, в запрете на ввоз «Боржоми» сказались политические мотивы, но большое количество фальсификаций под известную на рынке марку приходится иметь в виду любому серьезному производителю. «Джермук групп» защищается как бутылками – и на стеклянной, и на пластиковой выдавлено название предприятия, так и этикетками с защитой. Пока этого хватает. Но что касается недобросовестной конкуренции – от этого не застрахован никто, и время от времени любому серьезному производителю приходится защищать свое доброе имя. В частности, не так давно в США на сайте Федерального агентства по контролю за медикаментами и пищевыми продуктами появилось сообщение, что «Джермук» опасен для здоровья, поскольку обнаруженное в нем содержание мышьяка превышает допустимые нормы. Именно тогда, когда в США круг потребителей «Джермука» начал расширяться, из «диаспоральной» минеральной воды она стала превращаться в общенациональную, и «Джермук групп» начали предлагать серьезную раскрутку бренда в США.
Потом текст стал эволюционировать – жесткая его версия сменилась более мягкой. Но самое главное – в сообщении говорилось не о воздействии минеральной воды на организм человека, а о воздействии мышьяка, который присутствует в минеральной воде в количестве 200 микрограммов на литр и в этих количествах является уникальным природным компонентом, действующим в балансе с другими компонентами воды, улучшающим кроветворение и способствующим лечению ряда болезней. На территории СНГ допустимая норма – 700 микрограммов на литр. В Европе тоже микроэлемент препятствием для регистрации «Джермука» не послужил. Ни при регистрации его в США, ни при поставках проблем не возникало. Но на этот раз почему-то к минеральной воде были применены нормативы питьевой. В ней по американским нормам содержание мышьяка не должно превышать, начиная с 2006 г., 10 микрограммов на литр (раньше было 50). К лечебно –столовым водам с малой минерализацией, к которым относится «Джермук», это ограничение не относится, но именно к ней оно и было применено. И хотя после необходимых объяснений скандал завершился, «Джермук групп» собирается судиться с FDA. Судиться в Америке с государством – не самое легкое дело, тем более не исключены геополитические мотивы, связанные с российской ориентацией Армении, но после консультаций c международными юридическими организациями компания убедилась в том, что шансы ее высоки. О том, что это был «информационный укол», направленный на вытеснение конкурента с рынка, говорит и то, что после заявления со стороны FDA не последовало никаких действий, а самое интересное – что и после заявления продолжают поступать заявки на поставку «Джермука» в Америку. В принципе, чувствительные к проблемам здоровья американцы должны были как-то среагировать. Но, видимо, последовавшие за «информационным уколом» разъяснения сумели их убедить.
Кстати, для природной питьевой воды «Бюрег» - в переводе «Кристалл», тоже производимой «Джермук групп», выдерживается именно американский норматив мышьяка – 10 микрограммов на литр. Вода эта тоже уникальна – она проходит сквозь толщу базальтов, являющихся лучшим природным фильтром, потом, уже в производстве, проходит через мембранные фильтры и попадает в цех розлива, который по параметрам чистоты вплотную подходит к «чистой комнате» в производстве микросхем. Все это для того, чтобы, очистив воду, сохранить незамутненной ее природную микробиологию.
Расширяющаяся мировая торговля «Джермуком» ставит перед компанией необходимость инвестиций именно в торговлю – раскрутку бренда, дистрибьюторскую сеть и теперь уже готовность защитить имидж торговой марки. Впрочем, ЗАО «Джермук групп» это не смущает. Президент ЗАО Ашот Арсенян полагает, что самое главное – это иметь продукт мирового качества. В случае с «Джермуком» - еще и уникальный продукт. А эта задача уже выполнена. Остальное – дело времени.
Арен Вардапетян
Источник: Ноев Ковчег