Геноцид армян и современность
24 апреля во всем мире отмечается День памяти жертв геноцида армян – первого крупномасштабного преступления такого рода. Дата эта условная: в этот день в 1915 году Турция, начав с уничтожения армянской интеллигенции, перешла от одной стадии геноцида к другой, от «частичного» геноцида к холокосту – поголовному уничтожению армян на их исторической родине.
История «убийства целого народа»
Геноцид армян в классической форме, т.е. в полном соответствии с составом преступления, как он был определен в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, совершался на протяжении полувека с 1878 по 1922 год. До 1-й мировой войны разрушение армянской национальной группы как таковой осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств и пауперизации в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство. В Сасуне, Зейтуне, Урфе, Ване, Эгине, ряде других мест в 1894-96 гг. было убито 300 тыс. армян, в 1909 г. в Адане было убито 30 тыс. чел. Сотни тысяч армян уже тогда вынуждены были покинуть свою родину.
С 1878 г. обеспечение безопасности армянского народа в пределах Османской империи стало вопросом международной политики и международного права: сначала в Сан-Стефанском прелиминарном мирном договоре, потом в трактате, принятом в том же году на Берлинском конгрессе.
Не считаясь с международными обязательствами, Турция продолжала изо дня в день на глазах всей Европы методично разрушать армянскую нацию. Опасаясь, что ограничение власти Османской империи в Армении, а тем более ее полное освобождение нарушит шаткий баланс в их борьбе за месторождения нефти и дележ колониальных владений, державы «цивилизованной Европы» защищали целостность геноцидной турецкой империи, сводя гуманитарную интервенцию к выработке «реформ» в Армении. Они боялись принятия действенных мер, связанных с ликвидацией турецкого суверенитета над Арменией или хотя бы с его реальным ограничением. Великие державы хотя и понимали необходимость срочной гуманитарной интервенции, но раздиравшие их острейшие противоречия не позволяли им организовать совместную акцию: все попытки остановить геноцид армян проваливались. Закономерным результатом «гарантии» великими державами безопасности армян в границах турецкой империи был переход от начальной, подготовительной стадии к окончательному решению. Воспользовавшись условиями мировой войны, исключавшими возможность противодействия международного сообщества, турецкое правительство в 1915 году приступило к реализации тщательно подготовленного плана полного и повсеместного уничтожения армянского народа на его исторической родине. В этот период было убито 1,52 млн. армян. Спасшиеся от резни рассеялись по всем странам мира. Лишившись 9/10 своей национальной территории, армяне превратились в «народ без родины», в «народ-изгнанник».
Уже тогда, когда совершалось это преступление, действия турецкого государства в отношении армянского народа определялись как «убийство целого народа». Отмечая «преднамеренное, методичное и настойчивое уничтожение одной человеческой расы армян», всемирно известный французский историк Альбер Вандаль еще в 1897 году определил это как «убийство целого народа». Позднее, в связи с начатыми в 1915 году действиями турецкого правительства, такую квалификацию совершившемуся преступлению дал английский дипломат и будущий корифей исторической науки Арнольд Тойнби. Это определение действий турецкого правительства было принято официальными властями государств мира и получило соответствующую оценку в доктрине международного права.
Подвести черту под прошлым
История определила армянам жить рядом с турками и азербайджанцами. Армению урезали, армян разбросали по всему миру, но выселить всю нацию в Австралию, как к тому призывал Исмет Иненю на Лозаннской конференции, не удалось.
Чтобы сосуществовать, строить новые добрососедские отношения, основанные на уважении права и справедливости, нужно подвести цивилизованную черту под прошлым, устранить последствия геноцида и сделать невозможным его повторение. Новые отношения не могут строиться на освящении кровавого прошлого, на узаконении грабежей, насилия, геноцида.
До сих пор Турция стремилась добиться «добровольного» отказа самой Армении от своих прав по международному праву, отказа от политической и международно-правовой оценки геноцида армян. Несмотря на кажущуюся простоту этого метода, он оказался не очень практичным: с изменением баланса сил политический маятник, отведенный в одну сторону, уходил в другую.
Не дают результатов и все попытки умолчать или отрицать сам факт геноцида. Известная история со сменой специального докладчика по исследованию геноцида в ООН говорит сама за себя: новый докладчик еще более четко и определенно подтвердил совершение преступления. Есть факты, и есть их международно-правовая оценка. Как его ни насилуют, есть и международное право с его неприменением срока давности к таким преступлениям, как геноцид. Покончить с прошлым можно только при честном отношении к историческим и юридическим фактам и искреннем желании начать новые отношения с должным учетом прав и интересов народов, оказавшихся в этом порочном круге.
Пока ни Турция, ни Азербайджан не осуждают и даже не выражают простого сожаления по поводу совершенных преступлений. Напротив, в Турции геноцид армян оправдывают, организаторов преступления Талаата, Энвера и других превращают в национальных героев, подтверждая тем самым преемственность их антиармянской политики. В Азербайджане на государственном уровне разрабатывается идеологическая основа дальнейшей территориальной экспансии и геноцида армян на территории нынешней Армянской республики, официально объявленной «Западным Азербайджаном». Сегодня, как и в прошлом, Турция проводит активную антиармянскую политику, оказывая Азербайджану военную, политическую и дипломатическую поддержку в его колониальной войне против армянского Карабаха. Присвоив себе функции Совета Безопасности, Турция совместно с Азербайджаном объявила Армении блокаду. Продолжение этой политики чем дальше, тем в большей мере приходит в противоречие с их долгосрочными интересами, наносит серьезный ущерб их положению в мировом сообществе.
Тем не менее, есть политические, правовые и моральные императивы, с которыми Турция не может не считаться. Она не может вечно жить с клеймом «убийцы народов», с синдромом возмездия за совершенные преступления. Азербайджан и Армения не могут игнорировать то непреложное обстоятельство, что не только экономическое развитие, но и само их политическое существование в качестве независимых государств зависят от мира и добрососедства между ними.
Сегодня речь должна идти не о признании или непризнании геноцида армян. Он был уже признан международным сообществом и получил соответствующую международно-правовую оценку. Сегодня речь должна идти о желании или нежелании отказаться от прошлого и начать строительство новых отношений. Сегодня речь должна идти о поиске таких путей из сложившейся ситуации, которые учитывали бы существующие этнические и геополитические реалии, в то же время максимально бы смягчали последствия геноцида и исключали бы возможность его повторения в отношении народа, ставшего жертвой этого преступления.
Турция могла бы по собственной инициативе выступить с предложением о возмещении материального и морального ущерба жертвам геноцида или армянскому народу в целом. Турция могла бы в качестве меры доверия сделать символический жест доброй воли, чувствительный для армян и политически безопасный для нее: принять под эгидой ЮНЕСКО программу, направленную против дальнейшего разрушения разбросанных на ее территории памятников армянской архитектуры. Она могла бы выделить в качестве заповедника или передать Армении примыкающий к самой границе небольшой участок с развалинами Ани – средневековой столицы Армении.
К сожалению, для армян геноцид связан не только с прошлым. Большая часть армянского народа, лишенная своей исторической родины, обречена на потерю своей национальной идентичности. Турция могла бы пересмотреть свое отношение к идее армянского национального очага. Она могла бы, действуя в духе требования международных пактов о правах человека, отменить свои законы, лишающие армян права на возвращение на земли, где веками жили их предки.
Ключевым вопросом в строительстве новых отношений с Азербайджаном и Турцией является справедливое и срочное урегулирование карабахского вопроса. Проблема отвращения геноцида, висящего над армянским народом Нагорного Карабаха, является определяющим фактором в решении проблемы статуса этой армянской территории при мирном урегулировании с Азербайджаном. Урегулирование отношений геноцидного государства с народом, прошедшим через геноцид, должно полностью исключить возможность повторения преступления в любой его форме – резни, погромов или выдавливания. Обеспечение безопасности, права на само существование народа, ставшего жертвой политики геноцида, возможно только путем раздельного существования.
Турция должна была бы занять в этом вопросе взвешенную позицию с учетом всего комплекса отношений между армянами и турко-азербайджанцами. Если хотят, чтобы армяне признали этнические реалии, сложившиеся в результате геноцида в Западной Армении и на территориях Карской области, отнятых ею в 1921 г., на территории переданных тогда же Азербайджану Нахичевана и Шарура, то надо самим уважать хотя бы существующую тысячелетиями этническую принадлежность Нагорного Карабаха армянам.
История оставила нам чрезвычайно сложную задачу. Ее нужно решать во имя человечности, для человечества.
Юрий Барсегов,
доктор юридических наук,
профессор международного права
Источник : Ноев Ковчег.