Свидетельства очевидцев погромов в Сумгаите
Даниелян Виталий Николаевич, 1972 года рождения, проживал по адресу: Сумгаит, 3 микрорайон, дом 4/2, кв. 25:
" Нас вывели во двор, все соседи стояли на балконах и ждали, что будет дальше. Толпа окружила нас. Сначала ударили меня, я потерял сознание, когда приходил в себя, меня били опять, я часто терял сознание... Родителей я не видел и не слышал, потому что первые удары достались мне, я потерял сознание. Когда пришел в себя, я попытался их поднять, они лежали рядом со мной. Толпы ухе не было, только с балкона смотрели люди. И все. Попытался их поднять, но не смог, у меня была разбита левая рука... Тела родителей еще не были холодными".
Источник: "Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев"
Ереван, 1989
МЕЛКУМЯН ИРИНА ГУРГЕНОВНА 1960 года рождения, проживала по адресу: Сумгаит, 41а квартал, д. 2 б, кв. 21
"Позвонила в милицию. По-русски говорю: "В 41 А квартале нападают, убивают". Ответили: "Ждите, сейчас приедем". Через десять минут я опять позвонила и на этот раз по-азербайджански говорю. А они: "Что? Вы же только что звонили". Я говорю: "Ну почему вы не приезжаете?" Опять говорят: "Сейчас приедем". Ну, в общем, я раза три еще звонила, они говорят: "Вы нам уже надоели, больше не звоните". Я еще один раз позвонила, но уже никто не брал трубку. Так что милиция не подъехала, даже не проехала, чтобы хотя бы попугать их...Свекровь пржде всего раздели, пожилую женщину, 52 года, раздели ее и потащили вниз, потащили, спустили к подвалу, в подъезде били, били ее, бросили, уже при смерти она лежала, они думали - уже умерла. А двенадцати - тринадцатилетние пацаны взяли палки, начали ее добивать, били, били... Били ее, потом бросили в подвал. Эдика, мужа моего, избили палками, лопатами. У них были топоры, специальные какие-то заказные лопатки, ножи какие-то, все у них было самодельное, заказное. Его сожгли так, что даже не могли потом узнать... Иру сожгли. Ее тоже раздели... ее живьем жгли!.. Ее раздели, облили бензином, сожгли у фонарного столба... Свекра нашли за нашим домом. Игорь лежал во дворе, но в стороне от Эдика и Иры. Весь избитый, ноги наполовину сожженные, и лицо в жженых пятнах, лицо его, видносигаретами прижигали. Дядю Мишу оттеснили к дороге... И вот вся эта толпа, все люди, соседи побежали смотреть на него. В него бросали камни, а он сел и руками закрывался, чтобы не по голове. А их много, подбежали, у одного лопатка была такая необычная, не закругленная, а какая-то квадратная, заточенная. И вот он этой лопатой - его по голове. Дядю Мишу тоже сожгли заживо. В квартире остались семь человек, шестерых убили. Спаслась только Марина, дочь дяди Миши и Жасмен".
Источник: "Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев"
Ереван, 1989
Петросян Марина Михайловна, 1962 года рождения, проживала по адресу: Сумгаит, 4 квартал, дом 24 а, кв. 2:
"Девушку, что в гости приехала, изнасиловали, пырнули ножом, задев почки, пятки срезали, серьги выдернули с мясом. На глазах отца изнасиловали. А отца не убили, сказали: "Этого ему хватит". То, что сотворили с его дочерью, - этого, мол, достаточно ему, пусть так мучается... Эту девушку тоже ввели в автобус. Я ей говорю: "Садись". Она говорит: "Я не могу сесть". У нее пятки были срезаны, она прямо на цыпочках стояла, кровь текла..."
Источник: "Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев"
Ереван, 1989
Бедян Бармен Акопович, 1935 года рождения, проживал по адресу: Сумгаит, улица Мира, дом 5/7, кв. 8:
" Я посмотрел - там машина, но уже не разберешь, "Жигули" или что. И внутри пять человек, черные-черные, сожженные... Семьей, видимо, они хотели убежать. Их где-то перехватили и сожгли. Это я своими глазами видел. Машина была абсолютно черная... ни номеров, ни стекол, ни колес - ничего... Я не знаю, каким образом очутилась там эта машина... И пять трупов... Кости все видать их... Черепа видать..."
Источник: "Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев"
Ереван, 1989
Добжанской Валентины Борисовны. Она, а также ее сын, не были включены в список лиц, подлежащих вызову в судебные заседания.
"В ночь с 28 на 29 февраля, когда мы проходили через III микрорайон, я увидела, что там на улице жгут вещи. Был 1 час ночи. По кварталу бегали толпы подростков и парней. Опершись рукой на железный ящик, стоял парень лет 22-25. Он был одет в черный приталенный плащ итальянского покроя на пуговицах. Карманы были оттопыренными. Видимо, много разных вещей натаскал в карманы.
Парень был низкого роста, худой. Были ли усы, не помню, но мне запомнился, и опознать смогу. Я заметила, что плащ у него был в крови и руки тоже. Он вытирал руки об плащ, затем вытащил носовой платок и им стал вытирать руки. Платок сразу вымазался в крови. В руке этого парня я видела большой блестящий кинжал. Вернее, широкий клин с закругленным лезвием. Таким ножом на кухне пользуются для рубки овощей, мяса. Мы с сыном стояли около мужчины постарше, лет 35-38. По национальности мужчина точно был похож на азербайджанца. Были ли у него усы, не помню. Одет в потертую дубленку коричневого цвета... смогу опознать.
Миша Айвазян (журналист из Баку): - Я работал в Баку, в газете "Коммунист" фотожурналистом, и был в курсе многих событий в политической жизни республики. Я не побоюсь сказать, что условия жизни в этой республике для армян просто невыносимы. События, которые произошли там, не поддаются описанию. В марте прошлого года в Баку приехал Яшин - ответственный работник ЦК КПСС, "курирующий" в отделе пропаганды Армению и Азербайджан.
В те дни я был в Сумгаите дважды. Нам предстала страшная картина. Как же нам хотел представить все происшедшее товарищ Яшин? В начале марта в Издательстве ЦК КП Азербайджана прошла пресс-конференция, на которой он хотел обелить весь азербайджанский народ, мол, что все это сказки. Там сидели и представители ЦК Компартии республики. Когда мы начали рассказывать, что видели там, буквально через несколько минут люди не выдерживали, теряли сознание.
Аудитория была из людей русской, еврейской, армянской национальностей. Азербайджанцы ходили по коридору и посмеивались над тем, что происходило в зале. Яшин и представители республиканского ЦК позорно оставили аудиторию и буквально сбежали. То, что в Сумгаите было все заранее организованно, это не должно вызывать ни у кого сомнения и вот почему. Числа 20 февраля я был на заводе "Бакинский рабочий" и слышу кто-то мне говорит: "Брат, ты армянин?". Я удивился и ответил: "Да, а что?". Тот же голос мне отвечает: "А мы скоро всех армян резать будем". Это было до начала событий, заметьте. Я вернулся возмущенный в редакцию и рассказал коллегам. Нас стали преследовать. Позже меня выгнали с работы, отняли фотоаппаратуру, вызвали в ЦК, в партийно-правительственную комиссию. Там я видел товарищей из КГБ.
Считаем необходимым сказать еще о двух важных деталях.
Первое - это отключение телефонов у армян. У нас имеются сотни показаний беженцев, которые подтверждают, что в дни сумгаитских погромов телефоны у них были отключены. Многие из них отметили, что телефоны у соседей неармянской национальности работали. Часть из них, в основном пострадавшие, отметила, что телефоны у них отключили сразу после того, как они позвонили в горком партии или в милицию и просили помощи. Обычно ответами на эти звонки были: "Сидите дома и ждите, посылаем помощь", "Мы ничего не можем сделать, позвоните в "скорую", "Позвоните в милицию" (этот совет дали уже из "скорой помощи"). Обычно через 10-15 минут после совета "сидите дома" следовало нападение на эту квартиру (если до этого еще ничего не было).
Напомним, что и Виктор Лошак говорил об этом в статье "Сумгаит. Эпилог трагедии" в газете "Московские новости" от 22 мая 1988 г.: "Еще предстоит выяснить, как получилось, что 28 и 29 февраля многие телефоны в городе отключились, кто ответит за успокаивающие советы: "Сидите дома", в то время как людей нужно было срочно эвакуировать". По подтверждению многих пострадавших, да и не только их, в дни погрома по местному радио сообщили три номера телефонов, по которым нужно позвонить при необходимости и советовали "сидите дома".
Как нам известно из судебного заседания Верховного Суда СССР, состоявшегося в октябре-ноябре в Москве по уголовному делу по обвинению Ахмедова и др., именно после такого совета Тахмазова (управдом ЖЭКа № 12) были нападения на квартиры семьи Мелкумянов, где были убиты 6 человек, и семьи Гукасянов.
Еще одна важная деталь: в дни погромов все дороги в г. Сумгаит были перекрыты вооруженными группами.
Вот пример из "Комсомолки" от 27.03. 88 г.: "Приблизительно в 20.00 с экскурсии возвращался в город автобус с комсомольцами объединения "Химпром". О том, что творится, никто ничего не знал. Рассказывает секретарь комитета комсомола Эльшад Ахмедов: "В черте города нас задержала толпа, вооруженная ножами. Начали бить и угрожать. С нами была Вика Акопян, оператор ЭВМ. Мне ножи приставили к груди. Кто-то из девушек потерял сознание. Бандиты залезали на крышу автобуса, орали, что сожгут, если не выдадим кого-нибудь..."
Вот так были встречены вооруженными бандами все въехавшие в город машины. Если при проверке оказывались в них армяне, то их на месте избивали и убивали. Вот пример: 29 февраля Г. Мартиросов из Баку поехал в Сумгаит за семьей. "29. 02. 88 г. период с 15.30 часов до 16.30 часов в этом же районе (на улице Мира в районе железнодорожного переезда - У. Г.) из микроавтобуса марки "РАФ" или "УАЗ" был выведен группой лиц гр. Мартиросов Гарри Артемович, 1954 г. рождения, избит, а затем сожжен.
Примерно в это же время и на данном месте из автобуса марки "Икарус" была выведена и избита 22-летняя гражданка Ш." (Из "обращения", подписанного следователями С. Е. Павловским и А. Н. Козленко).
Таким образом, организаторы погромов создали ловушку, в которую попадали все приехавшие в те дни в город армяне.
Показания Селимханова Аскяра (т. 7, л. д. 146—147).
"... Я встретил Исмаилова Ильгама. В то время мимо нас шла какая-то женщина лет 40-45, высокая, полная... Ильгам на азербайджанском языке спросил ее: "Тетя, покажите, где живут армяне. Я хочу их убивать". Женщина ответила, что если бы она сама увидела армян, она бы у них кровь высосала."
Показания 17-летнего Рзаева Заура (т. 7, л. д. 51—53).
"Когда мужчину убили, на него бросили палас, а мегафонщик вытер тесак от крови об этот палас. На мужчину налили бензин и кто-то поджег."
"Полностью была уничтожена семья Мелкумянов - Мелкумян Согомон Маркович - 57 лет, причина смерти: ожог тела, открытая проникающая черепно-мозговая травма. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, на трупе С. Мелкумяна, в теменно-затылочной и правой височной части головы имелось 13 ран (т. 2, л. д. 102—112), труп подожжен, дата гибели - 29 февраля 1988 г., место гибели - г. Сумгаит.
Мелкумян Раиса Арсеновна - 54 года, мать троих детей, убитых одновременно с родителями; причина смерти: острая кровопотеря, раны головы, внутреннею свода черепа, дата гибели - 29 февраля 1988 г., место гибели - г. Сумгаит.