Кто разрушает Грузию изнутри?
/HAYINFO-Армения/
Армяне Джавахка уверены, что это делает "тварь Ван Байбурт" и его компания.
Не так давно политолог, член Республиканской партии Грузии Паата Закареишвили заявил журналистам: "Я и мои сторонники не видим ничего угрожающего в предоставлении автономий, в том числе Джавахетии: понятие "автономия" предполагает самоуправление". Какие могут быть возражения? Но грузинское общество страдает фобией в отношении автономий, что вполне объяснимо с учетом фактически отделившихся от Грузии автономий Абхазии и Южной Осетии.
В газете "Ахали Таоба" журналистка Теа Мархвадзе (14 апреля 2007г.) вещает: ". . . "Джавахк" и "Вирк" требуют статус автономии для Джавахетии. Эти организации руководятся из Москвы. Об этом открыто говорит армянский депутат (имеет в виду В. Байбурта - А. Ш.). Кто финансирует армянский сепаратизм в Грузии?"
"Армянский сепаратизм в Грузии" - выдумка автора, не соответствующая действительности. В решениях форумов политических и общественных организаций Джавахка последних лет речь идет лишь о предоставлении Самцхе-Джавахетскому краю более высокого статуса и объявлении армянского языка региональным.
В Джавахке члена парламента Грузии Вана Байбурта, редактора газеты "Врастан" знают как подлую тварь, выдающую себя за защитника грузинского государства, а на самом деле, как сформулировал покойный профессор Гурам Шарадзе, он и его армянские коллеги по парламенту разрушают Грузию изнутри.
Члены Союза интеллигенции Джавахка, общественная организация "Джавахк", Народное движение "Джавахк", молодежные организации, незарегистрированная политическая партия "Вирк" вот уже сколько лет следят за его комментариями мирных, законных требований общественности Джавахка. В своем интервью в газете "Джорджиан таймс" (26 апреля-3 мая 2007г.) он утверждает, что заявление Пааты Закарешвили о представлении Джавахетии автономии - попытка обострить грузино-армянские отношения.
Во-первых, П. Закарешвили под понятием "автономия" предполагает самоуправление, т. е. то, что дано Джавахку законом Грузии о местном самоуправлении, эти органы ныне сформированы и действуют. Выходит, что сам закон о местном самоуправлении обостряет армяно-грузинские взаимоотношения.
В Джавахке все армянские политические и общественные организации, войдя в правовое поле, поднимают вопрос о повышении политического статуса Джавахка, ибо новый закон о местном самоуправлении почти ничем не отличается от старого, кроме высоких зарплат чиновников.
Если же будет повышен политический статус Джавахка под условным названием: "высокогорный регион", "земля" или "Джавахк", он будет издавать и контролировать исполнение местных законов, вытекающих из неполноценной Конституции Грузии, в которой даже не определена модель государства.
Население Джавахка полностью поддерживает позиции своих политических и общественных организаций, которые хорошо знают, что джавахкские крестьяне - это не французские или американские армяне, а коренные, к которым в 1828-30гг. присоединились эмигранты из Западной Армении (Карс, Эрзерум и т. д.). Всем известно, что Джавахк до XIV века входил в состав Гугаркского марза Армении, затем 200 лет находился под влиянием Турции, следующие 200 лет - под влиянием Грузии, а последние 200 лет входил в состав России и в 1921 году при поддержке Сталина был узурпирован со стороны компартии Грузии.
Но в течение этих 600 лет джавахкские армяне не только не утратили свою самобытность, язык, историю и культурные ценности, но и дали цивилизованному миру многих выдающихся людей. Население Джавахка своим потом и трудом превратило этот заброшенный властями край в один из цветущих регионов Грузии. Здесь были заложены основы культурного животноводства, растениеводства, высокодоходных отраслей - картофелеводства и пчеловодства.
Население края постоянно посредством налогов, платежей пополняло государственный бюджет Грузии, взамен получая гроши. Политологи Грузии и подлая тварь В. Байбурт никак не могут освободиться от устаревших догм: ". . . Думаю, - заявляет он, - что в Грузии иметь автономию вообще излишне, тем более сегодня. У Грузии и без того две тяжелые раны из-за автономии. Кстати скажу также, что придет время - и в той стране, где есть 30 автономий (в России) , эти самые автономии взорвутся. Это будет требованием времени".
В последнее время жесткой критике подвергается со стороны историков и политологов книга, изданная в Италии армянским историком П. Кучукяном "Грузия и Джавахк - третья Армения". Историк утверждает, что Джавахк до Рождества Христова входил в состав Хайасы, в V-VII веках его захватили персы, затем - арабы.
В X веке Джавахк входил в состав армянского царства Баградидов, а в XII веке перешел к роду Закарянов. С 1587 года здесь господствовали османы, а в 1828 году край был присоединен к России. С 1930 года армяне из исторической Армении находят приют в Джавахке и тем самым восстанавливают армянскую основу региона.
В этой связи корр. "Квимрис кроника" (N15, 23-29 апреля 2007 года) Ирина Гогосашвили с возмущением пишет: "Очень интересно, почему при чтении подобного исторического исследования молчит профессура нашего университета. . . вместо того, чтобы вставить пробку в рот Пиетро Кучукяну и ему подобным".
Союз интеллигенции Джавахка пригласил к участию в дискуссии по проблемам прошлого, настоящего и будущего Джавахка историков академий наук Грузии и Армении. Армянские академики обосновали свою точку зрения в отношении Джавахка, но академия Грузии молчит по сей день. На наш взгляд, в Грузии нет издания, где было бы разъяснено, что такое Джавахк и почему это не территория Армении.
Ответ на этот вопрос грузинского историка Сосо Хвилситани не выдерживает критики, он не обратился к греческим, арабским, армяно-грузинским источникам по вопросам Джавахка и заявляет, будто в свое время генерал Паскевич привез несколько десятков армянских беженцев, которые затем, воспользовавшись ослаблением Грузии, умножились, упрочили свои позиции, и в конце концов тбилисские и телавские армяне в этих и других городах скупили все что могли.
Как следует из высказываний историка, он попросту забыл Андрианопольский договор (1829 года) между Россией и Турцией, в соответствии с 13-й статьей которого армяне были размещены на территории Закавказья, принадлежащей России. Всего было переселено 14044 семей, в том числе из Эрзрумского вилайета 7298 семей, из Карсского вилайета - 2468 семей, Баязетского вилайета - 4215, из Ардагана - 64 семьи, а не "несколько семей", как утверждает С. Хвилстиани.
Армяне ничего не скупали, а сами своим умом и талантом построили города и села, развивали промышленность и ремесла, оживили торговлю. Хотелось бы спросить историка С. Хвисиани, куда же подевалось армянское население этих городов? Ответ особых усилий не требует: в результате шовинистической национальной политики руководящей элиты Грузии армян вынудили заменить фамилии и, таким образом, практически "очистили" Телави от армян, а в Тбилиси и других городах сократили их численность на несколько десятков тысяч человек. Эту же политику руководящая элита Грузии проводит в отношении населения Джавахка и в наши дни.
Еще один значимый вопрос, вокруг которого политологи, историки и журналисты подняли шум, - это вопрос предоставления армянскому языку в Джавахке регионального статуса.
Та же тварь по имени Байбурт вот уже сколько лет выступает против требования общественных и политических организаций о предоставлении армянскому языку государственного или регионального статуса. В своем интервью газете "Джорджиан таймс" (26 апреля-3 мая 2007г.) он говорит: "Если будет разрешен, скажем, региональный язык, я убежден, что это затянет интеграцию еще на 25-30 лет, а это не исходит из наших интересов. . . Я убежден, что эта идея - идея антиармянская. Поэтому считаю, что она достойна пренебрежения".
Именно поэтому руководство Грузии вот уже сколько лет с пренебрежением относится к требованию общественных организаций о предоставлении армянскому языку регионального статуса, которое исходит из Рамочной конвенции Евросоюза, ратифицированной парламентом Грузии.
В. Байбурт, Фридон Дарчия, Гурами Шарадзе, Вахтанг Немсадзе и другие должны хорошо знать, что из 200 государств мира в 50 государствах имеются два государственных языка, а в 100 государствах - от 3 до 7 региональных языков. Принуждение джавахкцев изучать грузинский язык в ущерб родному языку - это есть воинствующий национализм. Ведь в соответствии с государственной программой все армяне Джавахка знают грузинский язык на предлагаемом уровне.
Грузинским языком отлично владеют очень многие армяне, проживающие по всей территории государства. Спрашивается, почему они не занимают государственные должности в исполнительной власти? Чем объяснить тот факт, что в течение недели освобождаются от занимаемых должностей армяне, работающие в загсах, паспортной службе, электрокомпании, в райсуде, и одним махом назначаются на эти должности не местные грузины, а прибывшие из других регионов? Эти факты джавахкцы воспринимают болезненно, поскольку видят в них основания для конфликта.
Словом, уже 15 лет армяне Джавахка стремятся в правовом поле решить накопившиеся социально-экономические и политико-этнические проблемы, однако по необоснованным причинам представители власти это стремление игнорируют, вынуждая армян Джавахка искать другие формы борьбы за отстаивание своих конституционных прав, прав национальных меньшинств, предоставленных международным законодательством,передае газета «Голос Армении».