Индо-иранские этнические группы в Армении
(Этно-политическая перспектива)
Расположенная на перекрестке Востока и Запада, Севера и Юга, Армения повидала на своей территории немало народов, часть которых приходила сюда с завоевательскими целями, другие же оказывались здесь по воле истории - вследствие мирной миграции. Армяне имели тесные связи, с одной стороны, с кавказским, а с другой - с переднеазиатским мирами. Особенно ярко выражены контакты Армении с иранскими народами и племенами, например, с такими, как мидийцы, персы, парфяне, скифы, саки, аланы, талыши, заза и курды. Во временном отношении эти связи охватывают почти все периоды истории армян и иранцев. При всей самобытности армян, иранский мир оставил в их языке, культуре, психологии, религии и мировоззрении такой неизгладимый след, что в научной литературе армян часто называют “иранизированным народом”, не говоря уже о том, что вплоть до последних десятилетий XIX века армяне считались иранским народом. В свою очередь, армянская культура, язык, религиозные представления оставили ощутимый след на иранских народах, и прежде всего на таких, как курды, заза, аланы (предки нынешних осетин), таты, талыши и др. Не следует забывать также, какой ощутимый вклад внес армянский толк христианства и возникшие в Армении различные сектантские христианские движения в окончательное формирование ряда суфийских (мусульманско-мистических) течений в Западном Иране и в Северной Месопотамии.
С индийским миром армяне никогда не имели тесных взаимоотношений. Это обусловлено в первую очередь географической отдаленностью Индийского субконтинента от Армении. Однако в средневековой армянской историографии есть свидетельства об экономических и культурных контактах армян с Индией. Вследствие этих связей в позднем средневековье и в новое время в Индии образовалась колония армянской диаспоры. Из индо-арийских народов только цыгане обосновались в Армении. Одна из ветвей цыган и поныне живет здесь. В Армении цыганские таборы, впервые познакомившись с христианской религией, заимствовали у армян ряд слов, касающихся христианских реалий, и около полусотни других слов, которые вошли в основной словарный запас всех западных цыган.
Традиционно Армению принято считать моноэтнической страной. Однако, несмотря на абсолютное численное преобладание армян, в этой стране проживают многие самобытные национальные меньшинства. Один из них принадлежит в языковом и культурном отношении к семитам (айсоры, евреи), другие - к индоевропейцам (греки, русские, украинцы, курды, езиды). Кроме национальных меньшинств, в Армении имеются также две уникальнейшие этнографические группы - это армянские цыгане (боша) и таты-армяне. Учитывая тематику данной статьи, мы здесь коснемся лишь проблемы армянских цыган, армян-татов, езидов и частично - курдов.
Армянские цыгане (боша)
Судя по последним исследованиям в области ромологии, цыганские группы впервые появились на территории Армении в 11-12 вв. вследствие почти трехвековой миграции из северо-западных и центральных частей Индийского полуострова через Иранское плоскогорье. Одна ветвь цыган, оторвавшись от основной массы своих соплеменников, осталась в Армении и в Малой Азии и впоследствии, приняв христианство армянского толка, положило начало формированию самобытной этнографической группы - армянских цыган - боша. В конце прошлого и начале нынешнего века на территории Западной и Восточной Армении насчитывалось более 50.000 боша, проживавших в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада, Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, Басена, Ахалкалака, Ахалцыха, Олты, Сарыкамыша и т.д. Есть также свидетельства о том, что многочисленная колония боша проживала в Ереване, в районе Конд. После геноцида 1915 года основная масса уцелевших от резни боша переместилась в Восточную Армению и Грузию. В настоящее время на территории Армении они проживают в Ереване (в районах Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе Боши-Майла), в поселке Харберд (в основном репатрианты 1947-48 гг. из Греции). На территории Грузии боша обитают в городах Ахалкалака и Ахалцыха, а также в Шаумянском районе, Шулавере и Марнеули. Общая численность боша, по нашим наблюдениям, приближается к 10-12 тыс., из которых около 8-9 тыс. - в Армении. Есть свидетельства о том, что на территории Турции и поныне проживают принявшие ислам армянские цыгане боша, общая численность которых достигает 12 тыс. (по данным на 1987 г.).
Самоназвание армянских цыган - лом (от санскрит. думба - названия одной из низших каст, ср. евр. цыган. ром, азиат. цыган. дом). Языком общения является исключительно армянский (западные диалекты), однако и по сей день бытует тайный язык - ломаврен, который использует словарный фонд индо-арийского происхождения и грамматику армянского языка. Указанный язык используется при тайных разговорах, когда боша не хотят, чтобы окружающие поняли, о чем идет речь. Хотя христианство наложило большой отпечаток на психологию и мировоззрение боша, однако традиционные занятия и образ жизни, оказавшись более живучими, сохранились и поныне. Все армянские цыгане считают себя армянами, хотя на уровне бытового сознания чувствуют некоторую отчужденность. Поскольку боша занимают низкое положение в социальной иерархии, они подчас скрывают свою принадлежность к данной этнографической группе. Так или иначе, боша оказались в парадоксальном положении - зная, что они не “чистые” армяне, боша всячески стараются доказать свое армянское происхождение. Например, среди боша почти полностью отсутствуют чужеродные (европейские, русские) имена, столь популярные у так называемых “чистых” армян. Каждый этнос стремится к самосохранению, армянские цыгане, однако, стараются ускорить процесс ассимиляции. Вследствие этого, возможно, уже в ближайшем будущем эта группа полностью исчезнет.
Армяне-таты
Другой весьма интересной этнографической группой являются армяне-таты – представители одного из так называемых прикаспийских иранских народов. Термин тат имеет тюркское происхождение. Первоначально этноним тат было социально-уничижительным обозначением для всех ираноязычных групп (кроме талышей) на территории Атурпатакана (Иранский Азербайджан), Аррана и Ширвана (нынешняя Республика Азербайджана) и, по всей вероятности, имел значение “не знающий тюрских наречий, не тюрк, земледелец”. Под названием тат в Закавказье подразумеваются носители юго-западного диалекта иранского языка. Этот диалект очень близок к персидскому, тогда как “татские” диалекты Ирана - это в основном северо-западные диалекты (близко стояшие к талышскому, древнему языку азари, семнанскому).
Татов Кавказа по вероисповеданию принято разделять на три группы: 1) таты-иудеи, 2) таты-мусульмане, 3) армяне-таты (последователи армянской церкви). Таты-армяне до хорошо известных карабахских событий проживали в двух деревнях Азербайджана - Мадраса и Кильвар. Впрочем, есть свидетельства, что еще в середине и в конце прошлого века армяне-таты обитали также приблизительно в десятке других деревень на территории нынешнего Азербайджана. До 1988 года селения Мадраса и Кильвар в совокупности имели около 550 хозяйств армян-татов, часть которых (в основном жители Мадрасы) переселившись в 1990-91 гг. в Армению, основали деревню Дпреван или Новую Мадрасу в Арагацотнской области Армении. Остальной же массив армян-татов ныне проживает на Северном Кавказе.
Армяне-таты сейчас в основном монолингвы, хотя старшее поколение до сих пор внутри общины пользуется языком, который они сами называют парсерен, т.е. персидский. Эта этнографическая группа, имеющая иранские корни, приняв христианство армянского толка, потеряла все свои этнические атрибуты, частично сохранив лишь реликтовый язык своих предков. Тем самым у армян-татов - армянское самосознание, личные имена, бытовые традиции и т. п. Основываясь на некоторых исторических данных, а также исходя из анализа языка армян-татов, можно утверждать, что они – переселенцы из Центрального Ирана. Возможно, они мигрировали в Армению во времена афганской смуты. В течение совместной жизни армян и иранцев произошли многочисленные этнические взаимослияния, и армяне почти всегда (исключая отдельные случаи) оказывались в роли ассимилированных. В этом отношении становление армян-татов в качестве одного из компонентов армянского народа - явление уникальное, хотя до сих пор мало изученное.
Езиды
Езиды – самый большой по численности (50-55 тыс.) иранский народ в Армении, одновременно являющийся самым большим национальным меньшинством этой страны. Езиды говорят на северо-курдских диалектах. Свой язык, они называют курманджи или эздыки - езидский язык. По вероисповеданию езиды - приверженцы уникальнейшего религиозного течения - езидизма, являющегося контаминацией переднеазиатских культовых элементов с христианскими и мусульманскими (в основном в суфийском оформлении) элементами. Езидские общины на нынешней территории Армении появились из Западной Армении в результате русско-турецких войн XIX в. В академических и политических кругах часты споры о национальной идентификации езидов: являются ли они отдельным народом, или же их надо считать частью курдского этноса? Сторонники последней точки зрения аргументируют свою позицию тем, что куоды-езиды и курды мусульмане имеют общий язык и традиции. Но они одновременно констатируют существование конфессиональных различий между ними. На наш взгляд, чисто научно езидов можно охарактеризовать как этно-конфессиональную единицу. Под этим имеется в виду, что определенная этническая единица в силу мощного влияния того или иного религиозного течения по своему мировоззрению, нравам, обычаям, социальной структуре и другим этническим параметрам так далеко отходит от своего основного этнического массива, что даже при наличии общего языка очень трудно причислять ее к этому основному этническому массиву. Этно-конфессиональные единицы, в силу исторических и географических условий, могут перерасти в отдельные народы. Кроме религиозного фактора, большую роль в отчуждении езидов от курдского этнического массива сыграла также исторически кровная вражда между ними, которая частично продолжается и по сей день в северных районах Ирака, а также в Турции.
С точки зрения же общественного подхода, каждый человек свободен в выборе принадлежности к тому или иному народу, и каждый езид вправе решать, является ли он езидом или же курдом - приверженцем езидизма. В этой связи немаловажен также тот факт, что, согласно езидской религиозной доктрине, нельзя стать езидом, езидом можно только родиться.
Могут ли три вышеназванные индо-иранские этнические единицы стать серьезным фактором во внутри- и внешнеполитической жизни Армении? Относительно армянских цыган-боша и армян-татов можно с полной уверенностью утверждать, что активная этническая, лингвистическая и культурная ассимиляция-арменизация в недалеком будущем приведет к полному слиянию их с армянами. И боша, и армяне-таты лишены возможности сыграть какую-либо значительную роль в политическом развитии страны.
Езиды же, несмотря на большое культурное влияние армян на них, до сих пор сохраняют свою самобытность. С учетом этого, а также принимая во внимание их сравнительно большую численность, отдельные зарубежные круги часто пытаются вовлечь их в политические игры. Некоторые влиятельные курдские политические партии, путем проведения активной пропагандической кампании, а время от времени даже путем обмана пытаются привлечь на свою сторону езидов Армении. Это в конечном счете может привести к межобщинному расколу. Интересен, однако, тот факт, что даже езиды-приверженцы курдских националистических организаций называют себя не “чистыми” курдами, а езидами-курдами. Пристальное внимание к езидской общине Армении проявляют некоторые западные круги, которые хотят приобщить Армению к числу стран с так называемым “курдским фактором” (Турция, Иран, Ирак, Сирия). Безусловно, теоретически даже поголовная курдизация 50-55 тыс. езидов Армении и вовлечение их в курдское движение с точки зрения численности не даст ничего ощутимого курдам (в конце-то концов они граждане Армении), однако, это будет дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Армении.
Немаловажен тот факт, что даже страны, имеющие стабильную государственность, такие как Сирия и Греция, были вынуждены сдать свои позиции под нажимом и угрозами Турции. Вовлечение экономически и политически слабой Армении в орбиту курдского вопроса не только не соответствует нынешним стратегическим интересам Армении, но и может поставить под угрозу само существование в этой стране такой уникальной общины, каковой является езидская. Сказанное отнюдь не означает, что Армения должна уклоняться от обсуждения курдского вопроса; более того, на уровне различных общественных и благотворительных организаций необходимо оказывать моральную поддержку курдам, что позволит Армении в дальнейшем сохранить активную позицию в политических процессах, касающихся курдского вопроса в регионе.
--------------------------------------------------------------------------------
Вардан Восканян, научный сотрудник Кавказского центра иранистики. Ереван