Results 1 to 3 of 3

Thread: Армянская культура

  1. #1
    VIP Lord VIP Ultra Club KODAK's Avatar
    Join Date
    Jan 2007
    Location
    Nederland
    Age
    39
    Posts
    2,542
    Thanks
    681
    Interesting posts: 490
    Posts signed 997 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18

    Армянская культура

    Армянская культура

    Единство армянской культуры, которое бросается в глаза даже впервые соприкоснувшемуся с ней человеку, всегда отмечалось исследователями. Оно покоится на нескольких основах.
    Первая из этих объединяющих основ - сама природа Армении: «Айастан - карастан» (Армения - страна камня). В этом народном определении вся страна: и природа, и люди, и творения их рук.
    Ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощными кристаллами, тяжело, монументально, навязывая и зрителю и самому пейзажу ощущение преодоленной твердости камня, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих горных гряд и тесаный, собранный в точные объемы камень архитектурных памятников сливаются в единый образ.
    Другой основой единства послужила историческая судьба страны. Армения, расположенная на скрещении путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Вопреки всем, противостоя каждому из мощных пришельцев, народ сохранял верность своей культуре. Наряду с языком, письменностью и верой искусство было одним из столпов, опираясь на которые, можно было выстоять.
    «Духовная жизнь армянского народа претерпевала большие переломы и подвергалась таким неожиданностям, что порой точно обрывалась, утеряв связь со всем предыдущим.., - писал историк Н. Адонц, - но как только утихали политические бури, миновали острые периоды невзгод и жизнь укладывалась в обычные нормы, пробуждался интерес к прошлому, начиналось изучение уцелевших от тревожных времен памятников с целью постичь связь со стариной, связать настоящее с прошлым».
    Верность сложившимся образцам искусства была верностью национальным святыням и становилась стержнем духовной жизни народа.
    Несомненно, третья причина единства армянского искусства на протяжении веков таилась в тех эмоционально-образных качествах, которые были заложены в нем самом. Принципы, постепенно складывающиеся в планах и объемных композициях армянских церквей и монастырских комплексов, с их исполненными логики и энергии переходами форм, красотой и выразительностью гладких плоскостей стен, находили отклик во всех видах декоративного и изобразительного искусства.Скульптурные рельефы на зданиях, надгробные памятники и хачкары, керамика, резьба по дереву, металл - во всем обнаруживается родство с зодчеством, произведения всех искусств сохраняют стилистическое единство во внешнем и внутреннем архитектурном пространстве.
    Не только архитектура служила основой для сложения ведущих черт художественного языка, не только постоянное обращение к сложившимся в каждом виде искусства традициям формообразования, к уже найденным в прошлом классическим решениям было своеобразной школой грамоты для каждого нового поколения строителей, художников, мастеров-ремесленников. Традиция не лишалась творческого начала по одной чрезвычайно важной причине: какие бы опустошения ни происходили на земле Армении, как ни складывалась бы историческая судьба и ни менялась бы карта самого географического понятия «Армения», был вид художественной активности, который никогда не исчезал - искусство создания и украшения предметов быта. Развиваясь постоянно, оно передавало навыки, скопленные предками, из поколения в поколение. В поливной керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ народного миросозерцания. Они объединяли искусство Армении, составляя для него постоянный питательный источник. Профессиональное искусство всегда учитывало широкий фон народного искусства, в нем таилась возможность возрождения национальной художественной традиции после десятилетий, а иногда и столетий перерыва. Здесь можно было черпать и твердо определившиеся в качестве родных формы, и зрительное богатство, и цветовое разнообразие, увидеть новые варианты привычных форм, научиться умению включать в традиционные схемы новые жизненные впечатления.
    Армению называют «музеем под открытым небом», и это так: архитектурные памятники и мемориальные сооружения, связанный с ними декоративный скульптурный рельеф, сохранившиеся образцы стенной живописи делают землю республики своего рода хранилищем и экспозицией шедевров культуры прошлого. Но, кроме того, в Армении есть коллекции, совокупность которых дает полную картину развития пластических искусств в разные периоды средневековья. Это Государственный музей истории Армении, хранящий результаты многолетних археологических экспедиций, скрупулезного собирания и изучения, Музей-ризница Эчмиадзинского кафедрального собора и новый Музей Эчмиадзинской патриархии, владеющие уникальными собраниями художественных предметов, используемых в богослужениях, наконец - Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца (Матенадаран), в котором вместе с самими украшенными миниатюрами рукописями хранятся и их оклады, металлические и кожаные, и образцы древних тканей-набоек, сохранившиеся благодаря тому, что они использовались при переплетении рукописей. К названным коллекциям можно присоединить Государственный музей этнографии Армении в Сардарапате.

  2. #2
    VIP Lord VIP Ultra Club KODAK's Avatar
    Join Date
    Jan 2007
    Location
    Nederland
    Age
    39
    Posts
    2,542
    Thanks
    681
    Interesting posts: 490
    Posts signed 997 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18

    С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживанию армянского народа. Начиная с 17 в. устанавливаются контакты с Италией, затем с Францией и несколько позднее с Россией, через которую также проникали западные идеи. Например, известный армянский писатель и общественный деятель Микаэл Налбандян был соратником таких российских «западников», как Герцен и Огарев. Позднее завязались культурные связи Армении с США.
    Образование. Проводниками народного просвещения до середины 19 в. оставались христианские монастыри. Кроме того, развитию культуры в значительной степени способствовало создание армянских школ в Османской империи армянскими католическими монахами из ордена мхитаристов (учрежденного в начале 18 в. в Константинополе Мхитаром Себастаци для сохранения памятников древней армянской письменности), а также деятельность американских миссионеров-конгрегационалистов в 1830-е годы. Организации армянских школ в местах компактного проживания армян помогали армянская церковь и просвещенные армяне, получившие образование в университетах Западной Европы и США. Большую роль в культурной жизни армян Российской империи сыграли армянские школы, основанные в 1820– 1830-е годы в Ереване, Эчмиадзине, Тифлисе и Александрополе (совр. Гюмри). Многие представители армянского народа в 19–20 вв. получали образование в России, особенно после создания в 1815 Иоакимом Лазаряном в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 в Лазаревский институт восточных языков. Из его стен вышли многие армянские поэты, писатели, государственные деятели, в том числе граф М.Лорис-Меликов, проявивший себя на театре военных действий на Кавказе (1877–1878) и как министр внутренних дел России (1880–1881). Знаменитый художник-маринист И.К.Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств.

    Система образования в Армении была создана в годы советской власти по образцу российской. С 1998 происходит ее реформирование в соответствии с программой Всемирного банка, на реализацию которой выделено 15 млн. долл. Пересматриваются программы школьного обучения, печатаются сотни новых учебников. В Армении функционируют неполные средние школы, полные средние школы, гимназии, лицеи и высшие учебные заведения (колледжи, университеты и институты), в том числе 18 государственных вузов и 7 колледжей, в которых обучаются 26 тыс. студентов, и 40 негосударственных вузов с 14 тыс. студентов. До 70% учащихся средних специальных учебных заведений получают образование на коммерческой основе. Большинство вузов находится в Ереване. Наиболее престижными вузами являются Ереванский государственный университет (основан в 1920), Государственный инженерный университет Армении, Ереванский государственный народно-хозяйственный институт, Армянская сельскохозяйственная академия, Ереванский государственный лингвистический институт им. В.Я.Брюсова, Ереванский государственный медицинский университет, Армянский государственный педагогический университет, Ереванский государственный архитектурный университет, Ереванский государственный университет архитектуры и строительства, Ереванский государственный институт театрального искусства и кинематографии, Ереванская государственная художественная академия, Ереванская государственная консерватория. Высшие учебные заведения, в том числе филиалы некоторых ереванских университетов и институтов, имеются в таких городах, как Гюмри, Ванадзор, Дилижан, Иджеван, Горис, Капан, Гавар. В 1991 при поддержке Калифорнийского университета в Ереване был основан Американский университет Армении. В 1999 в Ереване был открыт Российско-Армянский (Славянский) университет, в котором обучаются ок. 800 студентов, преимущественно армяне (90%).
    Ведущий научный центр – основанная в 1943 Академия наук Армении с несколькими десятками научно-исследовательских институтов. Мировой известностью пользуется Бюраканская астрофизическая обсерватория (основана в 1946). В 1990 на территории Армении функционировало более 100 научно-исследовательских институтов (включая академические и другой ведомственной принадлежности). За период с 1990 по 1995 число научных работников сократилось почти в 4 раза (с 20 тыс. до 5,5 тыс.). В настоящее время государство финансирует только приоритетные научные направления.

    Литература и искусство. Наиболее ранние дошедшие до нас литературные памятники на армянском языке относятся к 5–6 вв. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци (История Армении), Корюна (Жития Маштоца), а также переводы на армянский язык богословских книг. В раннем Средневековье (11 в.) творил Григор Магистр (Пахлавуни), автор трактата Письма, в котором поднимаются философские, политические, богословские и научные вопросы. Кроме того, известны его переводы на армянский язык диалогов Платона Тимей и Федон и Геометрии Евклида.
    До нас дошли имена авторов исторических сочинений – Ованеса (Иоаннеса) Драсханакертци (История Армении и Хронологии армянских католикосов, конец 9 – начало 10 в.), Товма Арцруни (960–1030), Стефаноса Орбельяна (13 в.) и др. Национальный эпос Сасунци Давид (Давид Сасунский), в котором отображена борьба армянского народа за освобождение, складывался на протяжении 7–10 вв. Образцы наиболее ранней лирической, нравоучительной и философской армянской поэзии мы находим в творчестве Григора Нарекаци (951–1003), Нерсеса Шнорали (Нерсес IV Благодатный, 1112–1173), Ованеса Тлкуранци (14–15 вв.), Фрика (13–14 вв.) и др. В 12–13 вв. творили такие армянские баснописцы, как Мхитар Гош и Вартан Айгекци.
    Театральное искусство Армении имеет очень древние корни. Известно, что армянский царь Тигран II Великий (1 в. до н.э.) построил в столице Тигранакерте амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении (1 в. н.э.). Там показывали также Вакханок Эврипида.
    В средневековой Армении развивалась архитектура, существовала церковная музыка. Книги часто иллюстрировались миниатюрами, имеющими самостоятельную художественную ценность.
    В 19 в. культура Армении развивались под влиянием русской и западноевропейской литературы и искусства. К этому времени относятся исторические повествования Гевонда Алишана, романы Хачатура Абовяна, Раффи, Мурацана (Григор Тер-Ованесян), Александра Ширванзаде, поэмы и стихотворения Петроса Дуряна, Сиаманто (Атом Ярджанян), Даниела Варужана, Ваана Терьяна, Ованеса Туманяна, драмы (Габриэла Сундукяна, Александра Ширванзаде, Акопа Пароняна). Армянские композиторы и фольклористы (Комитас и Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертных выступлений. Наиболее известны такие армянские композиторы, как Тигран Чухаджян (1837–1898, автор первых армянских опер, оперетт, симфонических и камерных произведений), Александр Спендиаров (Спендиарян, 1871–1928) и Армен Тигранян (1879–1950).
    В Армении творили такие поэты, как Ваан Миракян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарьян. Популярна музыка армянских композиторов Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна. Среди армянских живописцев выделяются Вардгес Суреньянц, Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян.
    В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов – Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцы Павел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян.

    Источник www.panasia.ru

  3. #3
    VIP Lord VIP Ultra Club KODAK's Avatar
    Join Date
    Jan 2007
    Location
    Nederland
    Age
    39
    Posts
    2,542
    Thanks
    681
    Interesting posts: 490
    Posts signed 997 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 0 Times in 0 Posts
    Rep Power
    18


    Денежная единица Армении 1919 года
    0
    0
    Денежная единица Армении 1993 года

    0
    0
    Денежная единица Армении 1998 года

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Replies: 15
    Last Post: 08 May 08, 12:16
  2. Replies: 1
    Last Post: 07 May 08, 13:11
  3. Replies: 0
    Last Post: 13 Mar 07, 00:45
  4. Replies: 29
    Last Post: 09 Mar 07, 00:21
  5. Культура Армении
    By Амиго in forum Literature and Culture
    Replies: 8
    Last Post: 31 Jan 07, 21:02

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •