«целомудрие есть то же, что
и святость»/Св. Татеваци/.
Целомудрие в себе имеет воздержание, скромность и трезвость, которые ставят препятствие желаниям чувств и наслаждениям плоти. Поэтому для Св. Татеваци «целомудрие есть то же, что и святость». Для достижения которой необходимо: 1. Помыслы держать чистыми; 2. укрощать злые взгляды глаз; 3. хранить язык и уши; 4. рот же хранить от объедения. А почему надо хранить эти чувства узнаем, рассмотрев каждую часть в отдельности.
О хранении помыслов.Грехи сатана сначала сеет в помыслах, после чего взращает во плоти. К греху, укрепленному в помыслах, человек более привязан и любит, пока не свершит, чем к греху, укрепленному в плоти. Ибо грех плоти явный и ведет к покаянию, а грех помыслов не явен. Если помыслы чисты, то все добрые дела и молитвы приятны и угодны Богу. Поэтому и надо помыслы держать чистыми.
О хранении глаз.Когда человек смотрит со страстью – это его приводит ко многим грехам. И даже если без страсти смотрит, то все равно не надо смотреть, ибо сатана к видению примешивает страсть, как это случилось с Евой: «и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт.3:6). Если Давид не увидел бы Вирсавию, то не пожелал бы ее. Так же, как Иуда – Тамару. И поэтому не надо смотреть на возможный объект искушения, тем более со страстью.
О хранении языка и ушей. Язык бесстыден и не виден людям, и поэтому говорит очень многое, что исходит из сердца. Св. Татеваци, приводя слова Св. Апостола: «ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.2:7-8), язык сравнивает со злым зверем, привязанным цепью и запертым в клетке. Так и для языка дверьми служат зубы и губы, а если и они не помогут, то язык надо привязать цепью, которая есть страх Божий. Ибо только и страх Божий может обуздать его. Вот поэтому и пророк Давид обращается к Господу: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым»(Пс.140:3,4). Говоря же о многословии Св. Татеваци считает, что «многословие изъязвляет целомудрие». Для этого и надо говорить мало, со скромностью, с благоразумием и застенчиво, то есть с мерою, спокойно, неспешно и не превышая голоса.
А вот уши надо хранить от слышания мирских и непристойных песней, тем более, если поет женщина. Не надо также слушать злых людей, чтобы не научиться их постыдным делам. Когда хвалят, тогда тем более не надо слушать.
Хранить себя от объедения. «Чревоугодие есть уста и дверь для всех грехов». Именно эту дверь и пожелал открыть сатана, когда искушал Еву, что и стало причиной изгнания человека из Рая. Далее, обильная пища, а также, если досыта упиваться и досыта наедаться, разжигают блудную страсть, которую может угасить изнурение плоти, пост, голод и жажда.
Но поверх всего этого еще и надо иметь память смертную, страх Божий и воспоминания о Боге. «Мудрый муж, если желает свою жизнь проводить в добре, чтобы не погибнуть в море житейском и в искушениях клеветника, всегда должен иметь память смертную». Ибо истребление из мыслей памяти смертной и заставляет грешить человека, как и Адам, который, не вспомнив смерть, согрешил против заповеди Божией.
А вот страх Божий есть начало всех добродетелей. Грешников приводит к покаянию, праведников же утверждает на узком пути спасения. А когда вспоминаем Бога, то увеличивается любовь к Нему и человек привязывается к Нему. «Воспоминание о Боге для нас есть оружие и крепкая стена, ибо, когда вспоминаем Бога, то оттуда убегают и исчезают бесы, и мы избегаем их искушений». Далее, все дела, духовные и телесные, при воспоминании проходят успешно, а также, наши печали преобразуются в радость.
Неотъемлемой частью целомудрия является также и хранение девства, которое для Св. Татеваци бывает трех видов:
1. «душой и телом, то есть всеми помыслами и всеми чувствами, и это всесовершеннее, как Илия и Иоанн, и др.».
2. Несмотря на то, что находятся в супружестве, «но душою девственны и целомудренны, как Авраам, Исаак, Иаков, и др. святые, которые супружеством угодили Богу». И этот путь совершенен, но не как первый.
3. А тот, который сохраняет девство плоти, но не души, останется вне Царствия, «как глупые девы, которые были девами по плоти, но не душою».
Итак, если девы хотят жить целомудренно и пребывать в совершенстве, то должны хранить свои чувства и язык, быть трезвыми в принятии пищи и пития, которые бывают причиной страстей. Далее, должны пребывать в трудах и подвигах, и носить скромную одежду. И самое главное, надо избегать причин греха.
А вдовствующие, которые также хотят хранить целомудрие, должны пребывать дома или же молиться в храме, как и Анна. Ибо вдовиц, ходящих по домам, осуждает и Св. Павел (1Тим. 5:13). Они также должны воздерживаться в пище и питие, и носить скромную одежду. Для Св. Татеваци вдовство, как и девство, бывает трех видов:
1. «всесовершенное, которое день и ночь постом и молитвой служит Богу».
2. Которое заботится о домашних, но оно не превосходно, как первое.
3. Которое заботится о кушаньях и живет сластолюбиво, и такой путь ведет к вечной погибели.
Вдовам много вреда приносит и вино, вкусив которое, многие пожелали мужчин. И, поэтому, Св. Татеваци считает: «тогда только целомудренна вдова, когда воздерживается от вина». И какой хвале достойна вдова, которая пребывает верной почившему супругу? А какая награда ей, если не Царство Небесное? О чем и говорит наш Господь: «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного»(Матф.19:12).
Целомудренно должны жить также и пребывающие в браке, ибо брак дан, чтобы избегать блуда и для деторождения, а не для наслаждения похоти. Для Св. Татеваци союз брака бывает двойственным:
1. союз сердец,
2. плотской союз, который бывает слиянием полов. И, чтобы этот союз был целомудренным, супруги должны подходить друг к другу воздержанно, скромно и не часто. Например, если принимать вино в малом количестве, то это не грешно, а в большом количестве – пьянство и есть большой грех, так же и в браке. Для супругов важно и время, ибо нельзя подходить друг к другу в дни, не разрешенные Церковью, то есть в постные, в воскресные, в праздничные дни и т.д. А самое главное, они не должны изменять друг другу, то есть осквернять ложе и разрушать союз брака, о чем и говорит Св. Павел: «брак у всех да будет честен, и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). Супруги должны быть единодушными, одинаково мыслить в духовных и плотских вопросах. В противном случае «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф.12:25). Жена должна быть благочестивой и пребывать в страхе, а муж добрым и верным супругом, чтобы они жили в мире, любви и согласии, а в будущем наследовали бы жизнь вечную. Вот это и есть добрый, верный и целомудренный брак. Далее, муж есть глава, а жена тело и они соединены в одну плоть любовью и благословением венчания. И как тело без головы и голова без тела негодны и безжизненны, так и муж без жены и жена без мужа негодны, ибо не имеют жизни. И как это тело вместе с другой головой не может быть одним телом, а голова вместе с другим телом, так и муж не может быть главой другой жене и не жена телом для другого мужа. А если муж или жена расстроят связь любви и благословения и соединятся с чужим, то сами отпадут от благословения венца. И мудрая жена должна иметь глаза, постоянно направленными к своему мужу, и жить по воле его. «И она не должна обращать свою любовь от мужа, и не допускать, чтоб муж отошел от ее любви».
Итак, «свяжем чувства наши узами целомудрия, чтобы око не видело мерзостей, ухо не слышало блудных песней, и язык не говорил скверных слов, и руки не вмешивались в постыдные дела, и мысль не познавала зла. И это все ради Христа и ради нас; ради Христа, чтобы быть соучастником Ему, и ради нас, чтобы от грехов очистить души наши».