Как всё начиналось!
Fab 5 Freddy предпринял путешествие в Бразилию, чтобы разузнать, как обстоят дела на стремительно растущей рэп-сцене пользующихся дурной славой трущобных пригородов Рио-де-Жанейро. Именно в этих бидонвилях (поселках из бараков и времянок), разрушающихся от бедности, насилия и смерти, он понял, насколько необходимой и революционной может быть эта музыка.
Слово Fab'у
Когда речь заходит о Бразилии, сразу вспоминается сумасбродный бесконечный праздник карнавалов, футбола, самбы и танцующих экзотических красоток. Однако во время моей поездки мне показалось, что Бразилия – бомба замедленного действия, особенно это заметно в двух крупнейших ее городах: Сан-Паулу, где есть район Бруклин, и Рио-де-Жанейро, прекрасном курорте, где сейчас властвуют наркотики, оружие и жестокие полицейские.
Я слышал, что хип-хоп буквально взорвал беднейшие трущобы, где живут нищие и цветные, и хотел в этом убедиться. Направление, в котором там развивался так называемый рэп, меня, мягко выражаясь, смущает. Я был там, когда рэп только зарождался, и даже принимал в этом процессе определенное участие. Однако в последнее время почему-то все акценты сместились на блеск и мишуру этих “рэпперов” - сверкая своими бриллиантами, они буквально давятся в очереди к телекамерам: “Эй, представьте себе, все, что они могут купить, мы можем им предложить!”
На самом деле рэп в Бразилии, особенно в ее трущобах и бидонвилях, находится весьма в плачевном состоянии, буквально на грани между жизнью и смертью. Об этом я узнал, что называется, из первых рук, когда общался с наиболее известным бразильским рэппером MV Bill. Нельзя сказать, что на родине его ценят: правительство страны пыталось запретить (к счастью, безуспешно!) трансляцию его хита и клипа “Soldado di Morro” (“Солдат Гор”), аргументируя это тем, что, по их мнению, эта песня призывает молодежь брать в руки оружие.
Похоже, в столь враждебной атмосфере право выбора есть далеко не у всех.
В крошечной квартирке Билла в Cidade de Deus (Город Бога - один из жутчайших трущобных пригородов Рио) мы беседуем о том, насколько коррумпирован и материалистичен стал хип-хоп в Америке. “Современная ситуация с хип-хопом в Бразилии напоминает положение дел в Америке конца 80-х”, - начинает Билл. Но вдруг на улице раздается автоматная очередь, кажется, что стреляют прямо под окном. Все, кто находится в комнате, замирают, как DVD на паузе. Мой инстинкт выживания в гетто включает красный сигнал, я смотрю на Билла – тот, слегка вздрогнув, продолжает пить воду со льдом.