Results 1 to 3 of 3

Thread: Демографическая ситуация в Арцахе 1710-20гг

  1. #1
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    42

    Talking Демографическая ситуация в Арцахе 1710-20гг

    Исторические сведения

    Вначале приведем конкретные исторические сведения относительно демографической ситуации в Восточной (Персидской) Армении и, в частности, в Карабахе (Арцахе) и Капане (Сюнике) в 1710-1720-х гг.
    Представитель армянского национально-освободительного движения в России архимандрит Минас-вардапет Тигранян, после завершения своей секретной миссии в Персидскую Армению, совершенной в 1716 г. по приказу царя Петра Великого, в словесном онесении от 14 марта 1717 года, сообщал следующее:

    “Под владением того патриарха, около монастыря Канзасара, девятьсот деревень, и деревни великие: дворов по сто и по двести, и по триста, и по четыреста, и больше. От Канзасара до монастыря Эчмиадзына, где другой патриарх живет, хоту на лошадях вьюками пять дней. Деревень под владением ево больше того, что за другим патриархом Исаиею, а что – подлинно того не знает…
    Народа армянского под владением вышепомянутых двух патриархов счислением может быть тысяч с двести, и то упечество и крестьянство”.

    5 ноября 1724 г., посланники из карабахского армянского войска сделали следующее заявление в Коллегии иностранных дел в Санкт-Петербурге:

    “А их всего армянского народу, военного и протчаго, одной карабахской провинции, которые желают придти под протекцию его императорского величества, будет со сто тысяч дворов, кроме другой армянской провинции, зовомой Капан, которая между карабахской провинции и Эривана, от них 3 дня езды, и армяне той капанской провинции с ними в одном согласии и так же под рротекциею его императорского величества быть желают; а народу армянского в той капанской провинции более, нежели в карабахской, и большая часть купецких людей”

    Чуть позже, в послании от 25 июля 1725 г. императрице Екатерине I об оказании им военной помощи, карабахские католикосы и мелики указывали, что в самых маленьких их деревнях было от 30 до 50 домов, а в самых крупных – до 600 домов.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  2. #2
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    42

    Red face

    Анализ

    Считая численность населения Карабаха, следует помнить о том, что в XVIII веке, Карабах включал в себя некоторые периферийные территории, которые в 1923 г., были оставлены за пределами новосозданной Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО). Эти армянские области были расположены по всему периметру НКАО – вдоль естественных географических границ. На севере и северо-западе это были Гюлистан (в советский период соответствовал Шаумяновскому району АзССР), Геташен (ныне – Чайкенд), Гетабек и Караат (ныне – Дашкесан), на западе – Карвачар (Кельбаджар), а на юге до реки Аракс – окраинные части Дизакского меликства (ныне – Гадрутский район НКР и бывший Джебраильский район
    АзССР).
    Начиная с 1722 г. по 1730-е гг., внешние силы, также как и сами армяне, называли Карабах и Капан новыми терминами, совершенно отличающимися от их прежних географических и административных наименований, а именно – Сыгнахи (Сагнаки, Согнаки) или Армянские Сыгнахи (Сыгнах означал горный укрепленный район с сетью взаимовязанных крепостей и фортификаций), Собрание Армянского Войска, и короче – Армянское Собрание или Армянское Войско. Например, 14 сентября 1733 высокопоставленный русский дипломат Павел Петрович Шафиров характеризовал подконтрольный армянским вооруженным силам регион:

    “Малою Армениею, или ныне называемыми армянскими Сыгнаками… которые земли все армянскими храбрыми христианами населены, и оные сами собою несколько лет как от турок, так и от персиян оборонялись…”

    В двухтомном же повествовании Джонаса Ханвея (1712-1786) “Исторический очерк британской торговли вокруг Каспийского моря” (известном также под названием “Революции в Персии”) тот же горный регион Карабах-Капана азван уже “своего рода республикой” – "a kind of republic".

    Возникновение этих новых политических наименований означало не что иное, как де факто признание десятилетней фактической независимости этих воссозданных армянских государственных формирований.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  3. #3
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    42

    Thumbs down


    Если принять 5 в качестве наименьшего числа душ в армянском доме начала XVIII века, то общее количество населения “большого” Карабаха будет равным 500,000 душ в 1724 году. В то же время, следует отметить, что традиционный армянский “дом” в XVII-XVIII веках насчитывал 10, 20, а иногда и по 30-40 душ. Несмотря на это, мы придерживаемся мнения, что карабахские армяне, упоминая 100,000 домов, за основу своего расчета принимали не традиционную семью целиком, а только ее первичную единицу.
    Мы склонны включать в эти 100,000 домов Карабаха в 724 г., армянскую часть населения города Гандзак (Гянджа) вместе с окружающими ее армянскими деревнями. Дело в том,что во время неудачного штурма Гандзака османской армией в октябре 1723 г. и после него, большинство его населения,включая как армян, так и мусульман, покинуло город. 20 декабря 1723 г., в письме из Шемахи, армянский священник Александр отмечал, что уже к этому моменту, почти все армяне Гандзака перебрались в Карабах:

    “60 тысяч войска турецкого с 12-ю пашами пришли, с воинскими приготовлениями к Ганже… и того города взяли половину, а армян наших пожитки все разграбили и многих из них порубили, а иных в полон побрали, и которые армяне имели деньги, те своих детей выкупали, а 60 дворов отослали в Турецкую землю, а осталные армяне ушедшие из города для спасения своего, пришли к армянскому войску (т.е. в Карабах) босы и наги…”

    Согласно французскому первоисточнику, документу от 8 августа 1725 г., пригород Гандзака, лежащий за его стенами,был населен исключительно армянами – faubourg des Armeniens.
    Этот faubourg Гандзака в “экстракте” из допроса “армянского попа” Антона Аракелова, прибывшего в Баку 26 ноября 1723 г.,назван “армянскими слободами за городом”. Именно этот пригород в вышеприведенном отрывке письма священника Александра охарактеризован как “половина города”. Тем не менее, исторически, часть средневекового города, лежащего за крепостными стенами, имела обычно в несколько раз большее население, чем в пределах этих самых стен. Так, например, в середине XVII века знаменитый французский путешественник Жан Баптист Тавернье отмечал, что в fauxbourg-е Еревана жило в 20 раз большее население, чем в черте его крепостных стен.
    Согласно же сведениям Исраела Ори о Гандзаке,предоставленным 22 сентября 1699 г., “всюду вокруг этого города живут [армянские] христиане” ("...tout autour de laditte ville, se (=ce) sont des chrestien"). О большом числе армянского собрать из этого города и его округи 15,000 армянских солдат.
    Примечательно, что, когда турецкая армия отступала в Тифлис после неудавшегося штурма Гандзака в октябре 1723 г., размещенная в Карабахе армянская армия не преминула послать к ней гонцов с требованием немедленного освобождения пленников-армян, взятых в Гандзаке. Учитывая, с одной стороны, плохое состояние своих войск после гандзакского провала, а с другой – угрозу, которую для них представляли тборные и хорошо вооруженные войска карабахских армян,турецкий главнокомандующий Ибрагим-паша сразу же
    удовлетворил это требование. Таким образом, упомянутые в вышеприведенном документе 60 домов плененных гандзакских армян осенью 1723 г. также оказались в Карабахе. Массовая миграция армян из Гандзака, а также из других прилегающих областей в Карабах – под протекцию армянских войск, подтверждается и более поздними сведениями. Так, “1726 г. Января 26 дня посланной [русским командованием] из Баку шпионом армянин шамахинской житель Семен Баласин” докладывал, между прочим, и о демографической ситуации в Гандзаке:

    “Ныне в Генже находится генжинских жителей басурманов (т.е. мусульман) семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а прочие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне – в Согнаги (т.е. в Карабах).”

    Таким образом, начиная с ноября 1723 г., Карабах стал пристанищем для десятков тысяч армянских беженцев.

    В 1720-х гг. Карабах и прилегающая горная провинция Капан вместе выставляли на поле боя до 60 тысяч воинов (из них 40 тысяч в Карабахе) . Применительно к этим двум чрезвычайно милитаризованным армянским самоуправляемым провинциям, на протяжении более одного десятилетия оказывавшим эффективное сопротивление более крупным османским регулярным армиям, представляется правильным вывод о наличии соотношения количества воинов к мирным жителям как 1 к 10.
    Такое соотношение также указывает на то, что население “большого” Карабаха насчитывало приблизительно полмиллиона человек.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Демографическая политика
    By Амиго in forum Politics
    Replies: 16
    Last Post: 09 Jul 11, 03:08
  2. Греческая кухня
    By agapi mou in forum Cuisine
    Replies: 79
    Last Post: 28 Jun 08, 02:03
  3. Студенческая жизнь=)
    By Амиго in forum Education
    Replies: 129
    Last Post: 07 Dec 07, 15:14
  4. Replies: 0
    Last Post: 15 May 07, 15:08
  5. Распространение Христианства в Арцахе
    By Амиго in forum Armenian Apostolic Church
    Replies: 0
    Last Post: 05 Jan 07, 18:57

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •