Картина борьбы армян за национальную независимость будет неполной, если мы не остановимся на особенностях нахарарств – феодальных владений в Армении, представлявших собой, по словам Н.Адонца, "очаги политической свободы". Анализируя эти особенности, историк, в частности, отмечает: "Армения в целом, вовлеченная издревле в сферу мировой политики персидских государств, столетиями вращалась в одинаковом с персами культурном мире. С тех пор как Аршакиды захватили Персию и их младшая линия утвердилась в Армении, общественно-бытовая связь обеих стран стала еще теснее. В период аршакидского владычества и выработался в Армении тот социально-политический строй, который столь ярко характеризует армянскую древность, разумеем нахарарство... Нахарарский строй составляет такое типичное и замечательное по своей устойчивости явление, что без него невозможно научное понимание и точное освещение древнеармянской жизни и истории. Изменяясь в оттенках, этот строй существовал в Армении до падения Багратидов и окончательно уничтожился при нашествии монголов... Значение этого строя коренится именно в том, что при нем внешняя зависимость совмещалась с внутренней самостоятельностью и таким путем обеспечивалась самобытность страны"