«Молитва есть слово к Богу
и вознесение мысли к Богу»
/Св. Татеваци/.
Молитве отдавали больше времени, чем другим делам не только христиане, но и язычники, что видно по их многословию. Но сегодня всякий человек обленился в молитве и занят многими делами, поэтому молитву не творит добровольно, а платит, как некий штраф. Многие и не знают, как молиться, и какая молитва приятна Богу, а есть и такие, что вообще и не молятся. И о том добре, которое дал нам Бог, люди забывают, «ибо молитва есть истинное добро», от которой человек может получить много пользы и выгоды. Молитвою мы предстаем пред Богом и налаживаем все наши дела, ибо во всех делах человек нуждается в помощнике. И когда молимся, то помощником бывает Сам Бог. «Молитва есть утешение для сердца», с нею в мире и в покое ложимся спать, а утром встаем с дерзновением. «Когда читаешь писания, то тогда Бог говорит с тобою, а когда молишься – ты сам говоришь с Богом». Молитва исцеляет больных и продлевает жизнь, спасает из тюрьмы, побеждает войны. Ею изгоняем бесов и спасаемся от уловок сатаны. Она просвещает мысли, отворяет и затворяет небеса. Когда молимся за ближнего, очищаемся от гордости и ненависти. Угашается страсть гнева, когда, молясь, соделываем крестное знамение и т.д. «И кто может в частности перечислить всю пользу и выгоду от молитвы?», - спрашивает Св. Татеваци, ибо ее много и не перечислить.
С сожалением скажем, что многим новообращенным кажется (они не понимают, что плодотворность молитвы не в количестве, а в качестве), чтобы была бы услышана некоторая просьба - нужно творить длинные молитвы. Поэтому они берутся за «непосильный подвиг»: часами будут вычитывать множество длинных молитв на древнеармянском, порою несозвучных с конкретной просьбой (и не понимая даже прочитанного), что, в конце концов, приводит к отчаянию и оставлению молитвы вообще. Причиной тому служит отсутствие крепкого основания, на котором в последствии должны и строить «молитвенный дом» из молитв, написанных святыми отцами. И поэтому дорогой верующий прежде, чем начинать «вычитывать» длинные молитвы (это нужно, но в свое время), постарайтесь заложить крепкое основание, что есть ВЕРА, в которой и сокрыто качество молитвы.
«В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, - это живая, ясновидящая вера в Господа: представь Его живо пред собою и в себе самом, - и тогда, еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе, - советует Святой Русской Православной Церкви Иоанн Кронштандский. Проси просто, ни что же сомневаясь, и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела…Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней, тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сомневаясь, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Все, сказал Господь, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Матф. 21:22), и значит, если вопросите неверующе или с сомнением, не примите. Если будете иметь веру, и не усомнитесь, еще говорит Он, то и горы можете переставлять (Матф. 21:21). Значит, если усомнитесь и не поверите, то не сделаете этого. Но да просит (каждый человек) с верою, ни мало сомневаясь, говорит апостол Иаков… да не думает сомневающийся получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:6-8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения… Молясь, - продолжает Св. Иоанн, - нужно так веровать в силу молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо Он повелел, и сотворилось (Пс. 148:5). И ты так же веруй: что сказал на молитве, о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благодарение твое в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, - бываем и на молитве, как в жизни, душевные, не имеющие духа (Иуда 1:19), от того-то и бесплодны наши молитвы».*
А вот укреплению твоей веры дорогой верующий, будут содействовать краткие и частые молитвы. Не переживайте, пусть эти молитвы по началу будут состоять из твоих искренних слов (проси конкретно, что хочешь, как дитя), главное они должны исходить из глубины сердца, исполнены усердием и верою. Ибо «и Христос и Павел заповедовали творить краткие, но частые молитвы, с небольшими промежутками, - замечает Св. Златоуст, - Если ты будешь распространяться в словах, то нередко станешь без внимания, и дашь диаволу большую свободу подойти к тебе, низложить и отвлечь мысль твою от того, что говоришь. Но если будешь творить молитвы частые, легко можешь быть бдительным и самые молитвы станешь творить с полным вниманием. Это самое делала и Анна: не распространялась в словах, но часто и многократно припадала к Богу. Когда же священник заградил ей уста, - ибо он смотрел на уста ее, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее (1Цар. 1:12-13), - она принуждена была покориться священнику и прекратить молитву. Итак, загражден был у нее голос, но не заграждено дерзновение, напротив тем сильнее вопияло внутри сердце. Это особенно и есть молитва, когда вопли раздаются изнутри; так особенно свойственно душе страждующей выражать молитву, не напряжением голоса, но горячностью сердца. Так молился Моисей. Он ничего не говорил, а Бог сказал ему: что ты вопиешь ко мне? (Исх. 14:15). Люди слышат только голос, но Бог, прежде этого голоса, слышит вопль внутренний. Поэтому можно быть услышанному, не говоря ни слова; можно быть и на площади, и молиться мысленно с великим усердием; и сидя с друзьями и занимаясь делом можно призывать Бога с великим воплем, воплем внутренним, не слышанным ни для кого из присутствующих».* Итак, поступая по словам Св. Златоуста, ты постепенно будешь приобретать навык постоянной, внимательной молитвы и полюбишь саму молитву. А после, имея правильно заложенное основание, постепенно приучай себя к молитвам святых отцов,* ибо «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» /Лук. 16:10/.
Да не покажется, что мы тем самым отвергаем значимость молитв, написанных святыми отцами. Мы по опыту знаем, что новообращенный, который всю свою жизнь прожил без этих молитв и духовной жизни, после своего обращения, «набрасывается» на все духовное, подряд «вкушая» все и в больших количествах, психологически стараясь наверстать упущенное. Кто не знает последствия такой ревности? Даже, человеку, который долгое время не ел и не пил, врачи запрещают сразу вкушать много и тяжелой пищи, ибо это может привести его к смерти.
Далее, дорогой верующий, тебе много раз придется слышать с уст «верующих со стажем» слова наподобие таких: «я не достоин молиться», или же «я грешен и поэтому Господь не слышит меня» и т.п. Это говорит о ложном их смирении и маловерии. И эти слова к сожалению, как некая заразная болезнь, быстро распространяется и в среде верующих Армянской Апостольской Церкви, делая бесплодными их молитвы. Поэтому мы заранее хотим сделать тебе прививку от этой болезни словами Св. Златоуста: «Но ты недостоин? Сделайся достойным посредством неотступности. А что действительно и недостойный может сделаться достойным посредством неотступности, что Бог скорее склоняется тогда, когда мы сами умоляем Его, нежели когда чрез других, и что часто Он медлит подаянием не для того, чтобы привести нас в отчаяние и отступить с пустыми руками, а дабы сделаться Виновником больших для нас благ: эти три истины я постараюсь объяснить вам читанною сегодня притчею. Подошла к Христу хананеянка, умоляя Его о своей бесноватой дочери, и взывая с великою силою, говоря: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется /Матф. 15:22/. Вот – женщина иноплеменная, иноземная и не принадлежащая к иудейскому гражданству. Что она иное, как не пес, и не была ли недостойна получить просимое? Не хорошо, сказал Господь, взять хлеб у детей и бросить псам /Матф. 15:26/. Однако и она сделалась достойною посредством неотступности; ибо и ее, бывшею псом, Он не только возвел в благородство детей, но и отпустил со многими похвалами, сказав: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему /ст. 28/. Когда же Христос говорил: вера твоя, то не ищи никакого другого доказательства величия души этой женщины. Видишь ли, как женщина недостойная сделалась достойною посредством неотступности? Хочешь ли знать и то, что мы более получаем успеха, умоляя Бога сами собою, нежели чрез других? Когда она взывала, то ученики, подошедши, говорят: отпусти ее, потому что кричит за нами /ст. 23/. Христос же говорит им: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева /ст. 24/. А когда она сама подошла, продолжая взывать, и сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их /ст. 27/, то Он даровал ей благодать, сказав: да будет тебе по желанию твоему. Видишь ли, как Он тогда, как ученики просили, отказал, а когда она сама просила дара, взывая, то склонился на просьбу? Им Он говорит: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева, а ей сказал: велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. Также, прежде, в начале прошения, Он ничего не отвечал, а после того, как она однажды, и дважды, и трижды приступила, Он даровал благодать; научая нас этим окончанием, что Он медлит подаянием не для того, чтобы отвергнуть ее, но чтобы показать всем нам терпение женщины. Если бы Он медлил для того, чтобы отвергнуть ее, то не дал бы и впоследствии; а так как Он желал показать всем ее любомудрие, то Он и молчал. Ибо если бы Он дал тотчас и в самом начале, то мы не узнали бы мужества этой женщины. Отпусти ее, говорят ученики, потому что кричит за нами. Что же Христос? Вы слышите голос, говорит Он, а Я вижу душу; Я знаю, что она имеет сказать; Я не хочу оставить неизвестным сокрытое в ее душе сокровище, но ожидаю и молчу, чтобы открыть его, представить и сделать известным для всех. Итак, зная все это, хотя бы мы были грешниками и недостойны получения, не будем отчаиваться, быв уверены, что посредством постоянства душевного мы можем сделаться достойными просимого. И хотя бы мы были беззащитны и одиноки, не будем унывать, зная, что великое ходатайство то – чтобы самому приступить к Богу с великим усердием. И если Он медлит и откладывает подаяние, не будем падать духом, быв убеждены, что медление и отсрочка есть знак Его попечения и человеколюбия. Если с таким убеждением, с душою скорбящею и пламенною и с желанием добрым и таким, с каким приступила хананеянка, будем приступать к Нему и мы, то, хотя бы мы были псами, хотя бы сделали что-нибудь дурное, мы очистимся от своих пороков и получим такое дерзновение, что в состоянии будем ходотайствовать и за других; подобно как и эта хананеянка не только сама получила дерзновение и много похвал, но могла и дочь свою избавить от невыносимых страданий. Ибо нет, подлинно нет ничего сильнее пламенной и искренней молитвы. Она освобождает и от настоящих бедствий, избавляет и от будущих мучений. Посему, чтобы нам легко провести и настоящую жизнь, и туда отойти с дерзновением, будем непрестанно совершать молитву с великим усердием и ревностью».*
А если не знаешь какими словами молиться, как просить, то на это недоумение ответим словами Самого Господа: «когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах…» /Лук. 11:2/. И поэтому, дорогой верующий первую молитву, которую ты должен выучить наизусть пусть будет именно эта молитва. А вот почему надо учить эту молитву, Св. Татеваци отвечает: «Вардапеты говорят, что эта молитва благородна и похвальна по трем причинам. Во-первых: ибо была установлена самим Христом. И если надо учить и молиться теми молитвами, которые были установлены людьми, то насколько более надо учить молитву, которую Своими устами научил нас Сам Бог? Во-вторых: ибо (молитва сия) кратка и прекрасна, и ни кто не может не учить ее, приводя причину (будто она) длинна. В-третьих: ибо необходима и плодоносна. Поскольку все, что нам необходимо, будь то духовное или же телесное испрошено бывает этой молитвою».*
Итак, «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него» /Матф. 6:8/, и поэтому во всякое время и на всяком месте, когда становитесь на молитву: «молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…» /Матф. 6:9/.
Храни Вас Господь!!!
иеромонах Гевонд