На венецианской архитектурной биеннале прошлого года Армению представляла также и мастерская Левона ВАРТАНЯНА “LV-аркитекс”. Экспонировались проекты, выполненные им в последнее время. Некоторые уже материализованы, строительство других уже начато. Проект, обретший плоть, ереванцам хорошо известен — Дом Москвы. Так ли будет он называться или нет — неважно, в народе его называют именно так. Проектирование и строительство Дома было осуществлено в рекордные сроки. За немногим более года. Оно полностью завершено, включая отделку, оформление — все. Под ключ.

Открытие, давно ожидаемое, состоится скорее всего в конце марта. ”Все условия и требования заказчика — мэрии Москвы — мы выполнили, — говорит Левон Вартанян. — Здание многофункциональное, включающее выставочный зал площадью около 250 метров, кино и конференц-зал на 200 мест, библиотека с кабинетами, множество помещений для бутиков, магазинов, ресторан русской кухни, кафе и оздоровительный центр. Небольшая гостиница с 9 номерами и двумя апартаментами. На верхней террасе располагается открытое кафе”.

Осенью на террасе были высажены небольшие деревья. Вообще-то автор замыслил здесь несколько крупных скульптур деятелей русской культуры, что по разным причинам не осуществилось. Впрочем, надежды на статуи великих, включая Айвазовского, автор не теряет. Растительность же будет в любом случае.

Дом Москвы стал органичной частью площади, хотя она еще полностью не обустроена. В процессе строительства — российский бизнес-центр на углу площади. Чтобы площадь стала настоящей площадью, надо будет как-то решить задачу привязки этого бизнес-центра с Домом Москвы — “притушить западающий внутрь, да еще под несуразным углом университет “Гладзор”. Может быть, надо будет строить колоннаду-аркаду декоративного назначения. А еще обязательно надо построить башню, предусмотренную Рафо Исраеляном, замыкающую торец корпуса винного завода. Только тогда площадь Мясникяна будет иметь законченный вид.

Строительство многоэтажных домов приняло в Ереване необратимый характер — веление времени. Один из последних проектов Вартаняна — 21-этажный “билдинг” на проспекте Баграмяна NN 37-39. Здесь вот-вот начнутся работы. Народ между тем терзается в страшных сомнениях: можно ли лезть так высоко в небо в такой сейсмически небезопасной зоне, как Ереван. Левон уверен — можно. “Конечно, можно. Во всем мире строят и даже в более опасных районах. В той же Японии. Главное — тщательно изучить грунт и скрупулезно рассчитать конструкцию. Методики и технологии известны, мы ими пользуемся. Понятно, обжегшись на молоке, мы дуем на воду. Что касается качества, то у нас есть несколько строительных фирм, которые по качеству конечного продукта вплотную приблизились к евростандартам и нормам. Если они будут прогрессировать в таком же темпе, практической разницы не будет. В конце концов они обладают той же техникой и оборудованием, что и европейцы, — закупают самый современный ассортимент.

Под баграмяновским билдингом на счастье оказался грунт I категории — мечта любого строителя — самый-самый. Так что обладателям почти 160 квартир беспокоиться не надо. Этот жилой дом из тех, что принято называть элитным. Этот термин Вартаняна бесит. “Наше “элитарное” жилье совсем не то, что в Москве или на Западе. Там элитность связана прежде всего со средой, экологией, а потом только все остальное. Для нас — это градостроительное значение здания, его техническая оснащенность, качество оборудования и отделка. Это типично рыночный термин — не архитектурный. Некая единица измерения. Когда мы работаем, мы не думаем об “элитарности”, мы проектируем добротный красивый дом”.

Судя по всему, дом на Баграмяна будет именно таким. Правда, вид на Арарат будет, что и говорить, доступен не каждому. Но это уже совсем не зодческая проблема.

Два крупных многофункциональных комплекса “кисти” Левона Вартаняна уже строятся. Один — на Московяна. Котлован вырыт более года назад, но собственно работы начались на днях. “Здесь вокруг дома 50-х, так что мне надо было попасть в их русло. Здание угловое, замыкающее квартал. Я использовал туф розовый артикский и кремовый анийский. Тут и свой подземный паркинг — без этого уже невозможно, — офисные и торговые этажи, а с 4-го этажа — жилые помещения. Поскольку вокруг теснотище и нет двора, пришлось предусмотреть озелененный атриум — террасы и даже крышу. Вертикальное озеленение, то есть выше уровня земли — конек Левона. Если есть возможность, почему бы нет. Доколе нам иметь пустые и невзрачные крыши? Этот проект гармонично и ненавязчиво сочетает черты архитектуры 50-х и 30-х годов и, конечно, современные тенденции. Здание во весь свой 17-этажный рост встанет, если ничего не помешает, к концу 2008 года и наверняка будет доминировать в этом районе. Будет совершенно столичная штучка. Это радует. Скажут — не для всех., А что для всех?

Еще один венецианский проект Вартаняна возводится на Главном проспекте — на перекрестке улиц Бюзанда и Закияна. Опять же с полным джентльменским набором удобств и удовольствий. Стоянки и все прочее, а также 3 торговых и офисных этажа. Самый центр, и это надо учитывать. Остальные отведены под жилье. И здесь террасы с растительностью. Армянские ли они — вот что волнует публику, не считая сложного комплекса социальных проблем, сфокусировавшихся на этом пятачке столицы.

“Объективно есть образ Еревана 50-х, который стал как бы эталоном, точкой отсчета. Мои здания, здания моих коллег включены в эту ситуацию. Есть мелодия, которую я стараюсь дополнить. Это как джазовая тема при джемсэшне. Степень участия, степень дополнения разная. Когда как. Таманян создал прекрасный “гибрид” из классики и национальной средневековой архитектуры. Мы стараемся создать свой стиль, основываясь уже на таманяновском наследии и современных тенденциях. Ереван обладает особым масштабом и мощной традицией, которые мы не имеем права терять...” — говорит Левон.

Насколько его общетеоретические мысли соотносятся с конкретным практическим воплощением, покажет время. Главное — не торопиться с выводами и не сыпать всякими “нельзя”, “как можно” и прочим завистливым негативом. То, что делает “LV-архитекс”, крепко, ладно и красиво. Это сегодняшний и завтрашний Ереван. Впрочем, он мечтает и о совсем других вещах. “Моя мечта — построить Музей варпета Таманяна. В сквере напротив Политехнического, где стоит его обсерватория. Включить ее в небольшой музейный комплекс, рядом его шедевр — библиотека, старый корпус политехникума. Мы перед ним в долгу...