Вот ещё биография:flower1:
ОВАНЕС ТАДЕВОСОВИЧ ТУМАНЯН
Великий армянский писатель, общественный деятель. Родился в семье священника. С 1887 работал в армянской духовной консистории в Тбилиси, затем в канцелярии армянского издательского общества (до 1893). Начал писать в середине 80-х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах. С выходом сборников «Стихотворения» (т. 1-2, 1890-92) его поэзия получила общественное признание. Уже в поэмах, стихах и балладах 90-х гг. отражены социально-психологические конфликты, обычаи народа, его фольклорные традиции. Этап зрелости в творчестве Туманяна относится к последнему десятилетию 19 - началу 20 вв., когда он выступал главным образом как эпический поэт, талантливо изобразивший жизнь армянской патриархальной деревни с её подчас трагическими коллизиями: поэмы «Маро» (1887, опубликована 1892), «Лореци Сако» (1889, опубликована 1890) и особенно - «Ануш» (1890, опубликована 1892, 2-я редакция 1901-02, опубликована 1903). Поэма «Стенания» (1890, опубликована 1893 и 1914) - о стихийном протесте крестьянских масс, о их борьбе против феодального и капиталистического гнёта. Поэма «Поэт и Муза» (1899, опубликована 1901) посвящена теме высокого назначения поэзии. Незавершённая поэма-сказка «Тысячеголосый соловей» поднимает философско-эстетические проблемы.
Творчество Туманяна неразрывно связано с фольклором. Верность духу народно источника сочетается у него с ярким выражением демократических и гуманистических идей. Народное предание вдохновило Туманяна на создание поэмы «Взятие крепости Тмук» (1902, опубликована 1905). Многие баллады основаны на армянских и восточных легендах и преданиях: «Ахтамар» (1892), «Парвана» (1903), «Капля мёда» (1909), «Голубиный скит» (1913), «Шах и разносчик» (1917). На основе нескольких вариантов армянского эпоса он создал поэму «Давид Сасунский» (1902, опубликована 1903), которая явилась лучшей обработкой героических сказаний в армянской литературе. В рассказах Туманяна раскрыта психология крестьянина; они глубоки в художественных обобщениях, правдивы и метки в деталях, в них созданы сильные характеры. В 1900-е гг. Т. отдал много сил детской литературе; был сотрудником детского журнала «Аскер» (основан в 1905).
В начале 20 в. развернулась общественная деятельность Туманяна. В 1905-07 он выступал против кровавых межнациональных столкновений; был дважды арестован (1908 и 1911). В 1899 под его руководством в Тбилиси был организован литературный кружок «Вернатун» («Мансарда»), куда вошли видные армянские писатели. В 1912-1921 - председатель Кавказского общества армянских писателей. Туманян призывал к сотрудничеству с демократическими силами России. Безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 и Советскую власть в Армении. Был председателем Комитета помощи Армении (1921-1922), участвовал в строительстве новой культуры. В многочисленных статьях освещал вопросы общественной жизни, литературы, фольклора, развития армянского литературного языка и диалектов.
Творчество Туманяна оказало большое влияние на развитие принципов народности и реализма в армянской литературе. Созданные им образы нашли воплощение в изобразительном искусстве, театре, кино, музыке (оперы «Ануш» А. Тиграняна, постановка 1912; «Алмаст» А. Спендиарова, постановка 1930).