МИД Азербайджана обвиняет Россию и ОБСЕ в проармянской позиции
2011-10-13 / Юрий Рокс
Великую Китайскую стену строили двадцать веков, а сегодня она – лишь достопримечательность, хоть и мирового значения.
Фото Reuters
Очередная встреча президентов Азербайджана и Армении может состояться при посредничестве президента Франции Николя Саркози. Об этом в среду сообщили азербайджанские источники, уточняя, что предложение поступило в ходе недавнего визита в регион французского лидера и что оно обсуждалось и было одобрено президентами США и России. Однако официальный представитель МИД Армении категорически опроверг эту информацию: «От Азербайджана в последнее время какие-то странности исходят».
Под одной из странностей армянский дипломат подразумевал информацию азербайджанского агентства ANS Press о стене, которая возводится по линии соприкосновения с вооруженными силами Нагорного Карабаха. Каменное сооружение протянется почти на 3 километра в Тартарском районе, чтобы «защитить жителей азербайджанских сел от армянских пуль».
Армянская сторона выразила готовность оказать любую помощь в строительстве стены. «И не на три километра, а по всей границе – так, чтобы ни они нас не видели, ни мы их», – заявил «НГ» служащий Армии самообороны Нагорного Карабаха. При этом он сказал, что «азербайджанцам дешевле и проще было бы просто убрать своих снайперов, но вопреки рекомендациям посредников они этого не делают, а мы вынуждены отвечать стрельбой на стрельбу». «Впрочем, нефтедолларов у них много – хотят стену, пусть будет стена», – сказал собеседник. Стену, конечно, можно возвести, только ни Великая Китайская, ни Берлинская, ни Вал Адриана, ни даже таинственные стены Саксайуамана, ни прочие, выполнявшие разделительные или оградительные функции, в конце концов, не выдержали испытания временем.
Пробить не строящуюся каменную, а стену вражды между азербайджанцами и армянами в очередной раз до конца октября попытаются сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ. Как сообщил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, визит посредников «будет нацелен на нахождение компромисса между конфликтующими сторонами». Однако, похоже, что на деле Баку не очень верит в плодотворность предстоящих встреч.
Во вторник второй секретарь Управления безопасности МИД Азербайджана Эльчин Гусейнли заявил, что сопредседатели МГ ОБСЕ создают возможность для искусственного затягивания карабахского конфликта. «На Минскую группу уже 20 лет возложена серьезная ответственность, однако сопредседатели этого все еще не чувствуют... Пассивность МГ ОБСЕ в урегулировании конфликта может привести к тому, что авторитет этой структуры на Кавказе окажется под ударом», – сказал Гусейнли на конференции, организованной в Баку совместно ГУАМ (межгосударственный альянс Грузия–Украина–Азербайдж ан–Молдавия) и Балтийской ассамблеей (межпарламентская организация Латвии, Литвы, Эстонии). По его мнению, карабахский конфликт и конфликты в Грузии угрожают международной безопасности, а МГ ОБСЕ «вместо поддержки справедливой позиции Азербайджана... отдает предпочтение сотрудничеству с Арменией». Гусейнли посетовал на тесные военно-политические связи Армении с Россией, которые «являются причиной нестабильности в регионе», и обвинил Ереван в нарушении международных обязательств: и вооружения, и личный состав ВС Армении якобы превышают предельные нормы, зафиксированные в международных договорах, что свидетельствует о том, что Армения готовится к войне, тогда как «Азербайджан направляет приобретенное оружие на охрану своей энергетической инфраструктуры». Насколько обоснованны эти обвинения, предстоит выяснить помощнику госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями Роуз Геттемюллер, которая проинспектирует страны Южного Кавказа 14–19 октября.
Пока же эксперт Института стран СНГ Михаил Александров расценил заявления Эльчина Гусейнли как нелогичные. «Странно слышать со стороны Азербайджана обвинения Армении в гонке вооружений. Именно Баку провоцирует ее и бравирует своим военным бюджетом. Именно Баку настаивает на том, что военное решение не исключено. Азербайджану вообще следует пересмотреть свой подход – не так уж и хорошо в этой стране живет население, чтобы тратить такие средства на вооружение», – считает политолог. Александров также раскритиковал обвинения азербайджанского чиновника российско-армянского стратегического партнерства, создающего в регионе дисбаланс. «Армяно-российские связи, наоборот, поддерживают баланс сил. Своим присутствием на Южном Кавказе Россия создает противовес Турции, Ирану, препятствует проникновению Запада в регион, в том числе и военного. Если бы не Россия, на Южном Кавказе творилось бы нечто подобное тому, что мы наблюдаем в Сирии или Ливии», – заявил журналистам Александров. Что же касается критики МГ ОБСЕ по поводу создания препятствий в урегулирования конфликта, то, по мнению политолога, «это давление со стороны Баку, призванное склонить посредников на свою сторону».
«Урегулирование возможно только, если обе стороны пойдут на компромиссы, но Азербайджан уступать ничего не хочет и обвиняет ОБСЕ. Он хочет все получить обратно в том виде, в каком было до развала СССР, что невозможно – Баку должен признать независимость Нагорного Карабаха в обмен на семь районов вокруг него – вариант пока возможен, а то глядишь и через 10 лет он тоже станет нереализуемым», – полагает Александров.
«ОБСЕ – единственная структура, занимающаяся безопасностью Европы, и не важно, нравится это Азербайджану или нет... Воинственная риторика Баку идет вразрез с линией ОБСЕ – ни Европа, ни США не хотят новой войны на Кавказе... Азербайджану вряд ли удастся выйти за рамки формата МГ. У ОБСЕ, несмотря на некоторые недостатки, мощные позиции. Следует отметить, что сам конфликт и процесс его урегулирования зависят не только от Азербайджана, но и от Армении, Нагорного Карабаха, отчасти России, Ирана, Турции», – считает руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок.