Безбашенность крепчает
По некоторым данным, отцом-основателем современного рэпа считается знаменитый итальянский певец и актер Адриано Челентано. В начале 1970-х годов он придумал и исполнил музыкальный номер под названием "Prisencolinensinainciusol", в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавший смесь английского с итальянским. Сам Челентано на концерте в СССР в 1987 г. заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей. Лет через десять этот новый музыкальный стиль перекочевал в США, где пришелся очень даже ко двору (и то сказать: уровень и качество человеческой коммуникабельности там традиционно оставляет желать лучшего), а оттуда начал завоевывать остальной мир. Сейчас эти незамысловатые рифмованные куплеты, выкрикиваемые или проборматываемые под ритмический битовый аккомпанемент,- один из основных элементов стиля музыки хип-хоп.
За продвижение рэпа постсоветского розлива надо, видимо благодарить старика Богдана Титомира с его "Кар-мэн". Можно вспомнить школяров в балахонах с группой ONYX где-то в середине 1990-х; потом местные адепты пошли наслаждаться унылыми причитаниями Децла - до тех пор, пока его не сменил еще менее адекватный персонаж Тимати.
Рэперы самозабвенно повествуют о своей неимоверной крутизне, а также о тяжелом пацанском бытии, что обеспечивает им популярность среди тинейджеров, подростков то есть. Но с некоторых пор активно разрабатывается и тема гламура.
Армянская рэперская братва стремится не отставать от всеобщих тенденций, стремясь, вместе с тем, добавить в общий поток свою самобытную струю. Например, деятель, известный под именем Супер Сако, на днях отметился впечатляющим фотопортретом. В центре композиции - сам Сако, с воинственным видом, в одной руке сжимая терминаторский винчестер, а другой держа за волосы обнаженную девушку и прижимая ее к земле. Замысел, видимо, призван рассеять последние сомнения в том, что Сако - действительно супер, и с ним шутки плохи. А чтобы, наверное, подчеркнуть духовную составляющую замысла, воинственный парниша изображен на фоне - чего уж там мелочиться-то! - Ахпатского монастырского комплекса !Х век), что в Лорийском марзе. В котором, как напоминает молодежная инициатива "Знай свою страну", несколько лет жил и творил наш прославленный соотечественник - Саят-Нова.
Лихие фотокомпозиции Супер Сако выложены в Интернете. По этому поводу упомянутая организация выразила свое возмущение. "Мы знакомы с системой ценностей, которую исповедуют армянские "звезды",- отмечается в комментарии.- Так что фотографии с подобными садистскими мотивами не вызвали бы никакого возмущения, если бы фоном для них не стал знаменитый монастырский комплекс в Ахпате".
Инициатива "Знай свою страну" констатирует: активисты армянской "попсы", причисляющие себя к интеллигенции, вместо того, чтобы во весь голос говорить о проблемах, стоящих перед страной, ударились в организацию фотосессий в сатанинском стиле возле старинных монастырей, забытых властями и Первопрестольным Эчмиадзином, и распространением созданных в итоге садистских фотокартинок в Интернете. Подобное безобразие расценивается как проявление неуважительного отношения к истории, религии и культуре армянского народа, а также как "неосознанная пропаганда среди молодежи против национальных ценностей".
Не исключаю, что продвинутая армянская молодежь весьма любит рэпера Сако и считает именно его одним из примечательных явлений отечественной культуры нового времени. Поклонники могут уверить, что в обыденной жизни он - свойский парень, добрый, зазря мухи не обидит, природу любит, "Войну и мир" два раза прочитал (а может, даже три). Вполне вероятно. Однако затрудняюсь сформулировать, о какой такой популярности помышлял рэпер Сако, запечатлевшись в виде самовлюбленного садиста на фоне строения, входящего в золотой фонд отечественного архитектурно-культурного наследия. Опошлив в результате и себя, и Ахпатский монастырь.
Искусство, говорят, требует жертв. Но все же не таких!