Тем, кто утверждает, что молчание – золото, неплохо было бы, специально для представителей официального Еревана, уточнить, что и затягивать с молчанием порой очень опасно и просто глупо.
Уточнение было бы отнюдь не лишним: число случаев наступания на одни и те же грабли уже превысило все разумные нормы. Вот и сейчас, сразу после того, как 11 июня 2011 года министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, министр иностранных дел Республики Армения Эдвард Налбандян и их азербайджанский коллега Эльмар Мамедъяров провели в Москве рабочую встречу, никаких подробностей со стороны МИД нашей страны, или на крайний случай посольства Армении в России получено не было.
Тогда как посольство Азербайджана в РФ воспользовалось возможностью и заполнило информационное пространство сообщением о том, что и в ходе обсуждения удалось сблизить позиции по ряду ключевых вопросов Основных принципов карабахского урегулирования, и проект этого документа будет рассмотрен на очередном трехстороннем саммите в конце июня 2011 года.
Теперь, нам опять придется выступать в роли догоняющих и оправдывающихся. А оправдываться есть, за что. Меня, и, думаю, не только меня, очень интересует, что имеется в виду под фразой о сближении позиции по ряду ключевых вопросов Основных принципов карабахского урегулирования?
Я просто напомню, что президенты России, США и Франции приняли в Довиле, где в конце мая прошел саммит «большой восьмерки», совместное заявление по урегулированию в Карабахе, призвав лидеров Азербайджана и Армении «готовить население к миру, а не войне» и завершить работу над основными принципами урегулирования в ходе их предстоящего саммита в июне. Вполне логично предположить, что сближение позиции по ряду ключевых вопросов Основных принципов карабахского урегулирования означает принятие Арменией тех условий урегулирования карабахского конфликта, которые ему навязывают Россия, США и Франция, возглавляющие Минскую конференцию ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Это - если говорить дипломатично. А если не сдерживать себя путами политкорректности, то мы вынуждены признать - наши многочисленные прогнозы о том, что нынешнее руководство страны, не имеющее ни внутренней, ни внешней легитимности, вынуждено будет пойти на сдачу освобожденных территорий, сбылись.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что сопредседатели МГ ОБСЕ считают, что независимость НКР была провозглашена незаконно и рассматривают народ Нагорного Карабаха, как часть народа Азербайджана. При этом, они рассматривают Нагорный Карабах в границах бывшей НКАО как самостоятельный, но не отдельный от Азербайджана этно-территориальный субъект. Они считают, что административные границы бывшей НКАО нерушимы. Опираясь на этот постулат, они требуют от де-факто властей непризнанной Нагорно-Карабахской Республики деоккупировать и передать под международный контроль прилегающие к бывшей НКАО территории Азербайджана площадью 7409 квадратных километров, а от Азербайджанской Республики – деоккупировать и передать под армянский контроль 327 квадратных километров территории бывшей НКАО. Сверхдержавы считают, что население бывшей НКАО имеет право в будущем самостоятельно определить свой правовой статус и предлагают Азербайджанской Республике признать промежуточный (переходный) статус Нагорного Карабаха в границах бывшей НКАО.
От де-факто властей непризнанной Нагорно-Карабахской Республики они требуют создать условия для достойного и безопасного возвращения азербайджанских беженцев в город Шушу и другие населённые пункты Нагорного Карабаха, где они проживали до конфликта. Аналогичное требование – создать необходимые условия для возвращения армянских беженцев в бывший Шаумянский район – предъявлено руководству Азербайджана. Безопасное возвращение беженцев в Нагорный Карабах и бывший Шаумянский район будет гарантировано миротворческой операцией.
Азербайджан, судя по резвости, с которой посольство этой страны в России распространило информацию об итогах трехсторонней встречи глав МИД в Москве, не только вполне доволен таким вариантом урегулирования карабахского конфликта, но и подстегивает события, требуя начала процесса претворения его в жизнь. У нынешнего руководства Армении просто нет ресурсов, чтобы противостоять решению, которое уже было принято за нас.
Ведь, даже Израиль в свое время вынужден был учитывать реалии. Просто напомню, что в 1967 году, в результате шестидневной войны израильтяне завоевали Синайский полуостров. Но уже в 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А.Садата и М.Бегина на саммит в Кемп-Девид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора.
Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения. По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров, при этом разобрав большую часть своих поселений, а оставшиеся достались Египту (например, поселение Офира на юге полуострова стало нынешним Шарм-эль-Шейхом). Весной 1982 года Израиль полностью ушёл с Синая.
Армения, увы, не столь сильна и влиятельна, как Израиль. И потому, с еще большей уверенностью можно констатировать, что официальный Ереван поддался давлению мировых держав. Это становится очевидностью с учетом того, сколь одиозные, слабые, легко управляемые извне и конформистски настроенные лица являются руководителями нашего государства. Они уже не выдержали давления и согласились на сдачу освобожденных территорий. И молчание им уже не поможет скрыть этот очевидный факт.
Грачья Галустян