Ле Пен спасет Францию от судьбы Древнего Рима
09.03.2011

Согласно данным соцопросов, лидер ультраправой французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен обгоняет по популярности действующего президента Николя Саркози, и по итогам первого тура президентских выборов она может занять первое место.

Она набирает 23 процента голосов, тогда как нынешний глава государства имеет поддержку всего лишь 21 процента респондентов. Приблизительно той же поддержкой, что и Саркози, пользуется лидер социалистов Мартин Обри.

Напомним, 42-летняя Марин Ле Пен, младшая дочь Жана-Мари Ле Пен, известная защитница прав женщин, но одновременно сторонница ограничения абортов, поддержки многодетных христианских семей, победила на январских внутрипартийных выборах "Национального фронта". Она заменила на посту партийного лидера своего престарелого 82-летнего отца Жана-Мари Ле Пена, который на последних выборах уступил не только Саркози, но и его главной противнице социалистке Сеголен Руаяль.

Но теперь дочь Ле Пена, которого левые клеймили как "фашиста", становится явной фавориткой на стартующих в 2012 году президентских выборах. О том, чем вызвана такая перемена настроений, в интервью "Правде.Ру" рассказал старший научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров:

— Рейтинг Саркози действительно очень серьезно упал. Произошло это в силу целого ряда причин. И не только из-за особого поведения и несдержанности, но, в первую очередь, из-за непопулярных реформ, в том числе и пенсионной.
— Тем не менее, популярность его главных критиков слева тоже не выросла, в отличие от националистов…

— Если рассматривать рост рейтинга Марин Ле Пен, то он также обусловлен многими причинами. В отличие от своего папы она не такая ярая националистка, и в ней куда меньше радикализма. В своей идеологии она явно сдвинулась к центру. Например, Национальному фронту очень вредили антисемитские заявления Жана-Мари Ле Пена. Зато дочь поняла эту ошибку, и, по крайней мере, она не пытается записывать в список своих врагов еврейские организации. Она отказалась от того эпатажа, которым отличался ее отец и который не столько привлекал к нему поклонников, сколько отвращал от него значительную массу потенциальных сторонников. Тем самым она показала, что не является расисткой, чем выбила козыри из рук критиков "Национального фронта".

И, в конце концов, Марин Ле Пен — привлекательная женщина, хороший оратор, способный заинтересовать слушателя, и харизматичный лидер. При всем при этом она мать троих детей, так что в определенном смысле она авторитетна для очень многих категорий французского населения. Она не стесняется, как многие другие политики, говорить о проблемах Франции:
— Вы имеете в виду пресловутые политкорректность и толерантность?

— Именно. Дело в том, что эти вещи в последнее десятилетие были доведены до абсурда и именно они сыграли с Францией и со всей Европой в целом злую шутку. Как результат — массовый наплыв в европейские страны миллионов мигрантов, многие из которых не хотят жить по европейским законам.
Причем если это было любимой темой обсуждения на кухнях, то открыто на людях говорить это мало кто осмеливался, рискуя попасть под шквал просто расстрельной критики как фашист и расист со всеми вытекающими.

— Но кажется, Саркози в 2008 году нарушил эту табуизированную тему. Почему же ему не удалось ее "оседлать"?

— Ему не удалось переломить ситуацию во многом потому, что, во-первых, его сдерживают рамки законодательства Евросоюза, вспомним, какой шквал критики обрушился на него за принудительную высылку с территории Франции части цыган. И во-вторых, он не обладает реальными рычагами для решения иммигрантской проблемы в силу открытости границ европейских стран. Тем не менее, несмотря на явное желание, он показал неспособность решить эту проблему в целом. Так, например, предложения отдельных политиков лишать гражданства тех, кто не желает принимать французские законы, расценили как чересчур радикальные. В результате "акции" правых стремительно пошли вверх:

— Насколько высоки шансы у Марин Ле Пен победить на выборах 2012 года?

— Я оцениваю их как незначительные. По-видимому, Саркози, споткнувшийся на решении кризиса, провалится. И скорее всего, Марин Ле Пен выйдет фаворитом первого тура, но проиграет социалистам во втором. Пока она не набрала такую популярность, чтобы противостоять всему левому блоку, который неизменно объединится вокруг Мартин Обри. Социалисты и коммунисты, скорее всего, поддержат ее как единого кандидата от "антифашистских" сил. И за нее проголосуют многочисленные выходцы из французских колоний, опасающиеся того, что Марин Ле Пен по приходу к власти начнет против них давление. К тому же левые традиционно рассматривают их как свой электорат и заигрывают с ними.

— Получается, ситуация тупиковая? Иммигрантская проблема по-прежнему не будет решаться, а "цветной" электорат получит от власти дополнительные преференции…

— Левые предлагают вкладывать деньги в создание рабочих мест в том же Алжире или Марокко, откуда идет заметный поток иммиграции. Но ясно, что арабскую молодежь, мечтающую о более высоком уровне жизни, этим вряд ли привлечешь.

— Какие же перспективы у Франции и Европы в целом?

— Я вижу только два варианта: реализация в том или ином виде политики мультикультурности или судьба Древнего Рима. И боюсь, первый вариант уже доказал свою несостоятельность.