Святой Кирилл Александрийский
Итак, чрез все анафематизмы Св. Кирилла проходит единая и живая догматическая нить: Един Христос, Едино Лицо,Едина Ипостась и Единая Природа.
А на мой взгляд, немножко не так. Через все анафематизмы Святого Кирилла проходит иная нить – Един Христос, Одно Лицо, Одна Ипостась и Единая Природа! Это даже видно и со слов Карташева.
Томос Льва и Халкидонский Собор
Томос Льва содержал в себе неприемлемые для Восточных отцов пункты. Разделяя Христа на две природы, Лев соединял их в союзе Лица. Чувствуется некая родственная связь с несторианским «лицом соединения».
Во-первых, хотелось спросить, в чём конкретно вы видите родственную связь Томоса Льва с несторианским «лицом соединения»?
На мой взгляд, никакого родства нет. Во-первых, Несторий, как вы сами пишите, принимает две природы, и это неизбежно означает для него две ипостаси, а следовательно и два лица. Чего абсолютно нет у папы Льва. Но даже и «объединённое лицо» Нестория, желавшего, два лица слить в одно (!), и соединяя таким образом естества в поклонении, и говоря о единстве воли и действия, то есть, единстве развивающемся... совершенно отлично от «лица» Льва. Для Нестория, Иисус Христос, изначально не Бог, а богоносный человек, но даже и не один, а в соответствии с двумя природами и двумя ипостасями, «двоица Сынов» (почему и был возмущён Кирилл Александрийский), и этот человек, посредством подвига и борьбы, только со временем претерпения искушений и трудностей, а после этого крещения и после этого согласования своей воли с Божеской, получает от Бога право быть и называться Сыном Божиим. А папа Лев, изначально говорит о Втором Лице Пресвятой Троицы, Предвечной Ипостаси Сына Божьего, Которого называет Иисусом Христом, вот его слова: “веруем в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Христа, единороднаго Сына Его, Господа нашего, родившагося от Духа Святаго и Марии Девы». Этими тремя изречениями низпровергаются ухищрения всех почти еретиков. Ибо когда веруем, что Бог есть и Вседержитель и вечный Отец, то этим уже доказывается, что Сын совечен Ему, и ничем не разнствует от Отца: потому что рожден от Бога Бог, от Вседержителя Вседержитель, от вечнаго совечный, а не позднейший по времени, не низший по власти, не разнственный по славе, не отдельный по существу. Он же — вечнаго Отца вечный Единородный родился от Святаго Духа и Марии Девы.”
А во-вторых... вы говорите, что Томос Льва содержал в себе неприемлемые для Восточных отцов пункты, и начинаете с разделения Христа на две природы, и соединения двух природ в одном лице... так мне стало интересно, какие отцы были против этого?
Разделение на две природы для Льва было принципиальным вопросом; во Христе он все старался видеть распределительным образом по человечеству и Божеству: «с одной стороны, и мог бы умереть, а с другой стороны,— не мог бы... Слово производит то, что свойственно Слову, иплоть следует тому, что свойственно плоти... Ибо хотя в ГосподеИисусе Христе — Боге и Человеке — Одно Лицо, однако иноеесть то, откуда происходит в том и Другом уничижение, и иноеесть то, откуда происходит общая слава.»
И это было принципиальным вопросом не только для него, но и для всего Православного Востока. А по поводу «распределительного образа»... Он всего-лишь хотел показать, что каждая природа в Едином Христе действует в соответствии с самой собой. А разве Святые наши отцы, такие как Афанасий Великий, не веровали точно также? “И когда Апостол говорит: темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Филип. 2, 9); говорит это о храме, т. е. о теле Его. Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышняго, и плоти Вышняго дарова имя, еже паче всякаго имене. Не Божие Слово по благодати прияло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: Бог бе Слово (Иоан. 1, 1), то-есть, всегда был Бог-Слово, и сей Самый Бог соделался плотию, чтобы плоть Его соделалась Богом-Словом.” (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан.). Не говорили ли они все, различая человечество Его и Божество Его?
В какой-то мере ему удалось сделать это, но дорогой ценой. В его христологии присутствует антиохийская неразрешимая «двойственность», более того, он не только не старается преодолеть эту двойственность, но и принимает ее основанием для исповедания веры.
Неразрешимая, для кого? И вообще, правильно ли я понял, что вы говорите здесь о невозможности существования безипостасной природы? Поясните этот момент, если не трудно.
Структура ороса, принятого Халкидоном, очень схожа с томосом Льва, но не есть дословное повторение последнего. Принимая формулировку «познаваемый в двух природах», Халкидон соединяет Христа не только Лицом, но и одной Ипостасью.
А как иначе? Не то же ли говорит и почтенный Кирилл? - «Кто изречения евангельских и апостольских книг, употребленные святыми ли о Христе или Им Самим о Себе, относит раздельно к двум Лицам, или Ипостасям,и одни из них прилагает к человеку, которого представляет отличным от Слова Божия, а другие, как богоприличные, к одномутолько Слову Бога Отца, - да будет анафема». (IV Анафематизм). Поэтому Троица и остаётся Троицей, потому что никого другого, как только Бога Слово Сына Божьего Воплощённого Человека, нет! Ибо, если мы станем говорить о какой либо человеческой ипостаси, то есть «реальной уникальной единице сущности”, как говорил Василий Великий, то тогда должны будем признать во Христе две личности! Точно, как делал Несторий... Но тогда-то и не понятно, как эти две личности соуживаются вместе... посредством ли воли, как говорил тот же Нестор, или посредством любви и послушания...
Вы же сами цитируете Кирилла Александрийского в этом плане (подчёркнуто и выделено мной): «Если,- рассуждает Св. Кирилл, -Единородный Сын Божий, воспринявши человека от досточудного Давида и Авраама, содействовал его образованию (во чреве) святой Девы, соединил его с Собою, довел Его до смерти, и воскресивши из мертвых, возвел его на небо и посадил его одесную Бога, то напрасно, как кажется, учили святые отцы, учим мы и все Богодухновенное Писание, что Он вочеловечился. Тогда вся тайна домостроительства, конечно, совершенно ниспровергается».
Богословский язык Халкидона был нововведением, и делал обязательной определенную «диофизитскую» формулировку, воспрещая темсамым всякую другую.
Вообще, всякий Вселенский Собор, на то и собирался, как мне кажется, чтобы опровергнуть ересь и хулу, рождённую вследствие измышления чего-то нового относительно утверждённого ранее, поэтому всякий Собор, конечно же является по себе оттачиванием понимания Истины, а другими словами и для других людей, конечно же, принятием нововведений. С другой стороны, опять же, как я только что сказал, ничего нового он не привнёс, потому что, православные с первого же Вселенского Собора, во Христе всегда исповедывали две природы и одну ипостась, только не детализировали всё так, как это было сделано теперь.
Однако же формулировки Халкидона выделяютсяне только «языковыми» нововведениями, но иным восприятием таинства Богочеловека, чуждым традициям александрийской школы. Единство Христа для Халкидона есть производный (дифференцированный) союз, который состоит из двух частей.
А я бы использовал несколько иные слова, и говорил, не «из двух частей», а из двух целых! Из совершенного Божества и совершенного Человечества Господа Бога Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого!
И этот составной союз, части которого выступают в своих качествах, характеризуется следующими четырьмя определениями: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
Я понимаю, что это звучит необычно, ведь союз состоит как правило из каких-то частей, но о соединении во Христе Божеского и человеческого, мы не можем так говорить, потому что подобной халатностью в словах мы можем дать простор для разболевшейся фантазии, поэтому, чтобы остановить её и говорю, что во Христе нет частей... в Нём неслитно, непревращенно, неразделимо и неразлучимо соединены полнота Божества и полнота человечества!
В Халкидонском оросе есть некий скрытый момент. По связи речи сразу чувствуется асимметричность Богочеловеческого единства, то есть видно, что ипостасным центром Богочеловеческого единства признается Божество Слова — «Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах познаваемого...». Но об этом несказано прямо — единство ипостаси прямо не определено как ипостась Слова.
Как так «не сказано» и как так «не определено», когда именно это и исповедуется явно и наглядно! Хотя даже и не единство Ипостаси, а Единоличность, или может даже лучше сказать здесь, - (ОднА-Личность) Ипостаси Бога Слова!
Вселенские Соборы Карташева, Страница 322, (если вы пользуетесь книгой): “Текст звучал так: «Итак, следуя за божественными отцами, мы все единогласно учим исповедовать Одного и Того же сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; Подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всем, кроме греха. Прежде веков рожденным из Отца по Божеству, a в последние дни Его же Самого для нас и для нашего спасения (рожденного) по человечеству из Марии Девы Богородицы. Одного и Того же Христа, Сына, Господа Единородного, познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. (При этом) разница природ не исчезает через соединение, a еще более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась. (Учим исповедовать) не рассекаемым или различаемым на два лица, но Одним и Тем же Сыном и Единородным, Богом-Словом, Господом Иисусом Христом. Как изначала о Нем (изрекли) пророки и наставил нас Сам Господь Иисус Христос и как предал нам символ отцов наших.”
Именно отсюда дальнейшая неясность о человеческом естестве. Разве может реально быть «безипостасная природа»?
Безипостасной природы быть не может, - но православие никогда и не утверждало, что безипостасная природа может быть.