45
Ребенком он чудом избежал смерти, из-за чего родители решают
послать его на поклонение Святым Местам со множеством даров.
Вскоре родители умирают, но родственники, помня их обет, от-
правляют Григора в Иерусалим. По возвращении, когда он дости-
гает совершеннолетия, родственники собираются его женить, од-
нако он принимает решение отречься от мира сего. В 1581 г. он
во второй раз идет в Иерусалим, оттуда в Рим на поклонение мо-
щам Св. Павла и Св. Петра, после возвращается в родные края,
где становится учеником Петроса Каркареци, будущего Сисского
Католикоса. Григор ведет строгий аскетический образ жизни,
проявляя мудрость как в словах, так и в делах.
В то время Патриарх Давид рассылает письма по епархиям Ар-
мении с просьбой послать в Иерусалим благочестивых мужей,
способных помочь Патриархии выйти из бедственного состояния.
Так Григор попадает в Иерусалим, где рукополагается в дьяконы,
и ему передают многие дела в Патриархии... Он начинает ремон-
тировать монастыри, занимается вопросами долгов и другими
важными делами. Как уже было сказано, в 1611 г. все патриар-
шии обязанности окончательно передают Григору, а в 1613 г. он
становится Патриархом.
Сперва он обновил и благоустроил 12 церквей в городе и вне его,
а в монастырях Свв. Иаковов, Св. Архангела и Св. Спасителя по-
строил помещения для гостей и больных, каменные кельи для
братий, красивые врата и соразмерные трапезные, сады, вино-
градники и цветники и много других строений, обновил 365 ке-
лий. В его время Армянская Патриархия преуспевала и процвета-
ла. Помимо прочего, он восстановил нарушенные порядки и пра-
вила монастырские. Во всех церквях назначил ризничих и свя-
щенников, чтобы каждый день служили Литургию, молясь за на-
род армянский!
В 1614 г. Иерусалим посещает Сисский Католикос Ованнес, что-
бы ободрить Григора, и по просьбе последнего освящает Св. Ми-
ро. В этот год, по свидетельствам Симеона Лехаци, происходит
чудо в Храме Воскресения по молитве Григора Паронтера.
46
«...Наш патриарх жалобным голосом и плача говорит народу:
«Будьте осторожны и остерегайтесь грехов, ибо приближает-
ся пришествие света. Смотрите, чтобы среди вас не оказался
крамольник или злопамятный, или распутник, или маловер, непо-
каявшийся или неисповедовавшийся. Знайте, что из-за наших
грехов запретит Христос [сошествие] света». И говорит еще
много других речей и поучений. Затем велит трижды прочесть
жалобным голосом: «Господи, помилуй». Вслед за тем мужчины
и женщины три раза, а старики и дети дважды кричат: «Сла-
вою Лусаворича восславим Господа Бога!», потом поют шара-
кан: «Светися, Иерусалим, ибо приспел свет Христа», и еще:
«Радуйся, Святая Церковь». Вдруг неожиданно раздается
страшный гром, так что некоторые даже цепенеют [от ужа-
са]. Затем появляются голуби, летящие к куполу. И снова дваж-
ды и трижды поют и возглашают: «Господи, помилуй народ» и
«Славою Лусаворича восславим Господа Бога!» Вновь гремит и
сотрясается святая могила Христа. Приготовившиеся и обла-
чившиеся монахи берут в руки крест, Евангелие, кадило, хоругвь,
а дьяконы, дпиры и клирики берут рипиду, кимвалы, а прочие –
[что-нибудь] другое. Паронтер приказывает всем примириться
и поцеловаться друг с другом, ибо Христос не подходит к греш-
никам и злопамятным, но бежит от них. И вновь трижды гро-
могласно возглашают: «Господи, помилуй», а вслед за тем:
«Славою Лусаворича восславим Господа Бога!» Могила страшно
гремит, и на ней появляются большие трещины, оттуда излуча-
ется свет и через окно выходит наружу...»
В 1634 г. церковный календарь Пасхалий не совпал с греческим,
их Пасха должна была праздноваться на неделю раньше нашей.
Греки требуют, чтобы мы справили Пасху с ними, но после для
видимости соглашаются с Паронтером. Однако сами сообщают
правителям города о намерении армян праздновать еще одну
Пасху в неположенное время – за несогласованное с мусульман-
скими властями празднование христиан могли подвергнуть нака-
занию. Власти обращаются к шейхам и еврейским раввинам, те
подтверждают, что Пасха армян отмечается в правильный день
47
относительно ближайших по времени мусульманских и иудей-
ских праздников. Все свидетельства фиксируются на бумаге, и
власти позволяют, чтобы две Церкви в случае расхождения (раз в
90 или 100 лет) праздновали Пасху каждая в свой день при усло-
вии, что в Храме на праздник греков не должно быть армян, кро-
ме одного служителя, и наоборот...
На греческий Праздник в Великую Субботу 6 апреля греки начи-
нают службу и молятся, чтобы сошел Огонь, но ничего не полу-
чается, тогда они подкупают одного солдата, чтобы тот подбро-
сил бы огниво в Гробницу, за что солдат был наказан, а греки по-
срамлены... На наш Праздник, 13 апреля, по молитве Паронтера
опять происходит чудо излучения Света, о чем свидетельствует
Саваланянц.
Но на этом греки не останавливаются. Подкупив везиров в Кон-
стантинополе, они заявляют, что армяне будто бы изгнали их из
Храма, а сами одни справляли праздник. Везиры скрыли свиде-
тельства шейхов и раввинов и вынесли решение в пользу греков,
за что некоторые из армян по приказу султана были обезглавле-
ны. На месте их казни с Небес сходит Свет, видимый всем жите-
лям города. На жителей нападает страх, и армянам разрешают
похоронить казненных, на могилы ночью опять сходит Свет...
Невозможно переоценить вклад Паронтера. Он также покупает
земельный участок недалеко от Вифлеема, сооружает там келии и
высаживает множество оливковых деревьев. Устав от дел Св.
Престола, он приходил сюда для молитвы и созерцания. Этот
участок в его честь по сей день называется Паронтер.
«Он был человеком добрым, деяниями и житьем своим святой и
добродетельный. Речь [его] была красочна и полна мудрости,
грозная и всех устрашающая, так что никто не мог прекосло-
вить ему, но все, онемев и [словно] набрав в рот воды, умолка-
ли... Сам он также старается, трудится день и ночь, мало ест,
мало спит, а ночью, бодрствуя, читает молитвы Божии; когда
его одолевает сон, он ложится на землю во власянице, надетой
на голое тело, [даже] не расстегнув пояса, и, немного поспав,
48
снова встает; он [тайно] совершает много других благих дел и
подвижничает, что я видел своими глазами и слышал своими
ушами», - говорит Симеон Лехаци.
Перед своей кончиной Паронтер созывает братство монастыря и
просит, чтобы после него кафедру Св. Престола возглавил епи-
скоп Аствацатур. Паронтер отошел к Господу в 1645 г., оставив
за собою добрую память, множество строений и богатств...
Потеря и возвращение монастыря
На Кафедру поднимается епископ Аствацатур, который
продолжает дела своего предшественника. Греки со времен Пас-
хи 1634 г. постоянно искали случая излить из своих сердец желчь
на армян... Патриарх Аствацатур был человеком очень кротким и
добрым, греки решили воспользоваться этим и захватить монас-
тырь Свв. Иаковов. Вначале попробовали испытать «силы» Пат-
риархии. На Пасху 1656 г., когда армяне во главе с Патриархом
начали Крестный Ход вокруг Гроба, греки набросились на ар-
мянских паломников и духовенство. Палкой была сбита Митра
Патриарха, а сам он избит, но умолял, чтобы наши за зло не отве-
чали злом... Армяне не пожаловались властям, этот факт греки
сочли за слабость и решили идти дальше. Они подкупают везира
в Константинополе и получают от него права на армянские и
эфиопские церкви. Подкупленный судья Иерусалима исполняет
все требования греков. Отметим, что копты, сирийцы и эфиопы
находились под духовной властью Армянской Патриархии, а по-
скольку не было связи с Эфиопией и почти никого из них не ос-
талось на Святой Земле, все церкви эфиопов перешли к нам - Са-
валанянц отмечает аналогичную тенденцию с церквями грузин,
со временем перешедшими к грекам.
Несмотря на слабое здоровье и преклонный возраст, Патриарх
Аствацатур отправляется в Константинополь в надежде на мило-
сердие Богородицы. По дороге, посещая села и города, просит
армян о помощи и молитвах. В Константинополе Патриарх при
49
помощи влиятельных армян получает обратно потерянное. Там
же встречает Егиазара, очень деятельного и мудрого вардапета,
ставит его местоблюстителем и дает права решать вопросы и рас-
ходовать средства по своему усмотрению. В 1656 г. Патриарх
возвращается в Иерусалим, где восстанавливает права Св. Пре-
стола. Саваланянц отмечает, что греки, помимо многого другого,
хотели еще заполучить право «собственности» на церемонии
схождения Света на Великую Субботу. Может, некоторым со
стороны вопрос покажется незначительным, но все же это вопрос
прав в Святых Местах, а также равенства Патриархий, замечает
Саваланянц. Эту манию первенства греков мы видим и в наши
дни...
По возвращении Патриарх Аствацатур созывает Синод, где про-
сит всех дать согласие на избрание Егиазара Патриархом. В это
время греки лжесвидетельствуют на армян, якобы последние
противятся решениям султана, и, подкупив везиров, получают
право на монастырь Свв. Иаковов. Двери запечатываются, ключи
отдают правителю Дамаска, который хочет помочь армянам, но
везиры в Константинополе не слушают его. В 1658 г. всех армян
выселяют из монастыря, они обосновываются в церкви Св. Спа-
сителя и Вифлееме, не зная, что произойдет в дальнейшем. Пра-
витель Дамаска открыл для армян двери на Пасху этого года и
разрешил тайно жить в монастыре. Греки вскоре подкупают и
его, чтобы заполучить ключи.