Движение павликиан
Движение павликиан (VII—IX вв., по имени одного из первых его руководителей), подобно другим крестьянским движениям средневековья, выступало под религиозно-еретическим обличием.
Павликиане отвергали феодальное землевладение, социальное неравенство, церковь с ее обрядами, не признавали «загробной жизни». Они выступали, по существу, против феодального порабощения, считали, что все люди должны быть равными. Их ряды пополнялись трудящимися города и деревни, представителями угнетенных слоев. В числе участников движения упоминаются также недовольные служители церкви, разорившиеся мелкие землевладельцы.
В павликианском движении кроме армян участвовали греки, сирийцы, арабы. У павликиан были многочисленные проповедники, которые, переходя из области в область, из одного населенного пункта в другой, в доступной форме объясняли народу свое учение.
В Восточной Армении павликианское движение приняло широкий размах в конце VII—начале VIII веков. Католикос Иоанн Одзнеци (717—728), заручившись согласием халифа и покровительством востикана Армении, повел яростную борьбу с павликианами.
По инициативе католикоса в 719 г. в Двине был созвав церковный собор, на котором обсуждался также вопрос организации энергичных мер против этого движения. В одном из принятых собором правил сказано, что верующим запрещается давать приют павликианам—«сынам сатаны», общаться и говорить с ними; для нарушителей предусматриваются наказания и пытки. Иоанн Одзнеци пишет специальный труд,, озаглавленный «Против павликиан», в котором, беря под защиту официальную церковь, пытается опорочить ее противников.
Отрывочные сведения письменных источников не дают возможности составить полное представление о размахе и ходе движения павликиан в Восточной Армении. Но известно, что, начиная со второго десятилетия VIII века, движение в этой части страны ослабевает, а с середины столетия павликиане больше не упоминаются. Известно также, что они массами переселяются в Западную Армению.
В Западной Армении и сопредельных странах павликианское движение было более длительным и мощным. Оно зародилось здесь еще в середине VII века и в ряде случаев принимало форму социально-освободительной вооруженной борьбы против феодального строя и Византийской империи. Одним из первых видных руководителей и организаторов павликиан Западной Армении был Константин Сильван (родился в 630 или 631 г.). В 50-х гг. он обосновывается в крепости Кибоса, расположенной близ города Колонна в Малой Армении, и распространяет идеологию павликиан. Хотя византийскому императору удалось в 681 г. заговорщически убить Сильвана, подвергнуть пыткам многих его последователей, тем не менее, с середины 80-х гг. VII века движение расширяется и охватывает все новые районы. Преемники Сильвана Симеон (начало VIII в.), Ваган, Сергиос, Карбеас (IX в.) и другие сумели сплотить вокруг себя десятки тысяч людей, вооружить их и повести в бои с регулярной армией.
Движение павликиан переживает новый подъем во второй половине IX века. В это время созданные ими общины занимали обширные территории в пределах Византийской империи и Арабского халифата. Иногда павликианам удавалось использовать противоборство между арабами и византийцами. В 50—70 гг. их вооруженные общины во главе с Карбеасом и Хрисохиром вели освободительные бои против византийской армии. Византийские императоры были особенно беспощадны к восставшим. Однако им не удалось искоренить идеологию павликиан, несмотря на то, что император Василий I (867—886) потопил в крови это движение в Западной Армении и других провинциях империи.
Павликиане, переселившиеся в X веке во Фракию, продолжали свою деятельность. Их идеи в дальнейшем распространились на Балканах и в ряде европейских стран, где они находили благоприятную почву.
Для павликианского движения, как и вообще для крестьянского движения средневековья, были характерны расчлененность, неоднородность, разобщенность действий, низкий уровень классового сознания. Среди руководителей павликиан часто возникали разногласия, которыми пользовались враги.