Page 1 of 2 12 LastLast
Results 1 to 7 of 10

Thread: Освободительное движение

  1. #1
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46

    Post Освободительное движение

    Всенародное восстание 450—451 годов против Сасанйдской Персии


    После падения армянского царства Аршакидов в 428 г, большая часть Армении, как уже было отмечено, попала под верховную власть Сасанйдской Персии (Ирана). Армянские нахарары (князья) стали ее вассалами; они обязаны были платить установленный налог и во время войны предоставлять свои войска «царю царей».
    В начальный период Сасаниды сохранили феодальные права больших и малых нахараров. За ними были оставлены важнейшие административные должности страны: азара-пета, ведавшего экономической жизнью, спарапета!—главно командующего войсками, и даже марзпана—верховного правителя страны. Опасаясь возможного нападения Византии, а также набегов кушанов и гуннов, Персия пока терпела полунезависимое положение Восточной Армении.

    Однако в конце 40-х годов, когда персидскому царю Ездигерду II (438—457) удалось нормализовать свои отношения с Византией и нанести поражение кушанам, сложились условия, способствовавшие проведению более жестокой политики в отношении подчиненных стран. Ездигерд II начал предпринимать практические шаги, направленные на ликвидацию внутренней самостоятельности Восточной Армении, принудительное распространение зороастризма и ассимиляцию армянского народа. Так, лишив род Аматуни должности азарапета, он передал ее персидскому вельможе, а функции «великого судьи», исполнявшиеся армянским католикосом» возложил на могпета—верховного жреца персов.

    В 447 году в Армению был направлен представитель-царского двора Деншапух с поручением провести всеобщую перепись и внести раскол среди нахараров. После переписи налогообложению подверглись «не только благоустроенные, но и разрушенные места», подати «взимали не так, как то подобает государственному достоинству, но грабя по-разбойничьи»,—писал историк. Тяжелым налогом были обложены все слои общества: крестьяне (шинаканы), ремесленники а купцы, дворянство и духовенство. По свидетельству историков Егише и Лазара Парпеци, Деншапух преуспел и в другом: ему удалось посеять вражду между некоторыми нахарарами.

    Сасаниды, стремясь ассимилировать армян, потребовали, чтобы они отреклись от христианства. Однако, созванный в Арташате собор высшего духовенства и светской знати отверг это требование. Такой же ответ дали сасанидскому царю грузинские и албанские феодалы, которым тоже было предложено принять зороастризм. После этого в столицу Персии Ктесифон были призваны знатные представители Армении, Грузии и Агванка. В числе нахараров, отправившихся из Армении в Ктесифон, были также марзпан Васак Сюни и спарапет Вардан Мамиконян. Чтобы вырваться из западни, вернуться на родину и организовать там необходимое сопротивление, они притворно отреклись от христианства. Поверив в вероотступничество нахараров, Ездигерд II, по сообщениям «историков, отправляет их с богатыми дарами в Армению в сопровождении 700 магов-жрецов и особого воинского отряда.

    Тем временем в стране началось стихийное народное движение. Все сознавали, какая опасность нависла над армянским народом. Против чужеземных захватчиков выступили и дворянство, и крестьянство.

    Первая вспышка восстания произошла в конце сентября 449 года, когда возвращавшиеся из Ктесифона армянские нахарары вместе с сопровождавшими их магами и отрядом войск достигли селения Ангх в области Багреванд. Шинаканы во главе с Гевондом Иереем изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийское капище. Подобное выступление имело место и в городе Зарехаване.

    После событий в Ангхе и Зарехаване движение охватило всю Армению; назревала народно-освободительная война. Нахарары, духовенство, крестьяне поклялись до конца бороться за независимость страны. Непосредственное руководство восстанием взял на себя спарапет, Вардан Мамиконян, а марзпан Васак Сюни занялся подготовкой народного восстания.

    С весны 450 года быстро пополняются армянские полки. Для обеспечения тыла был уничтожен ряд персидских гарнизонов, находившихся в Армении; в наиболее важных пунктах страны размещаются армянские отряды. Был заключен союз с Грузией и Албанией. Соседние народы решили общими силами свергнуть иго. Сасанидов. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и Византии, однако византийский император Маркиан (450—457) не только не оказал поддержки, но и сообщил о готовящемся восстании персидскому двору. Не оправдались надежды и на помощь от гуннов. Таким образом, восставшие должны были опираться в основном на свои силы, состоявшие из регулярных войск и ополчения.

    Руководитель восстания Вардан Мамиконян без промедления приступает к энергичным действиям. Он делит войско на три части. Первую из них во главе с Нершапухом Арцруни отправляет в области Гер и Зареванд для защиты южной границы от неожиданного нападения; вторая, под командованием марзпана Васака Сюни, остается в тылу, а третья,, под командованием самого спарапета Вардана отправляется-на помощь албанам.

    Однако вскоре марзпан Васак Сюни меняет свои позиции; он считает неразумным воевать против огромной персидской армии, поскольку византийский император, а вместе с ним и нахарары византийской части Армении (т. е. ЗападноАрмении), отказались помочь восставшим. Затем Васак Сюни пытается предотвратить выступление народа. Не добившись успеха, он покидает ряды восставших и встает на путь предательства: вместе с несколькими другими нахарарами пе^ реходит на сторону сасанидских захватчиков.

    Осенью 450 г. все восставшие нахарары съезжаются ни общий собор. Вардан Мамиконян избирается правителем страны, Ваан Аматуни назначается азарапетом, католикос Овееп—великим судьей. Чтобы усыпить бдительность восставших и ослабить их боевой дух, Ездигерд II шлет новое послание, в котором обещает больше не принуждать армян к вероотступничеству и облегчить налоги. Однако эти уловки не могли ввести народ в заблуждение.

    В апреле 451 г. Сасаниды посылают для подавления восстания большое войско под командованием Мушкана Нисалавурта. Вступив в Армению через области Гер и Зареванд, войско направилось в глубь страны, разоряя все на своем пути. Для отражения врага в Арташат по приказу Вардана Мам'иконяна, стягиваются нахарарские войска. На смотре войск Вардан Мамиконян, как сообщает историк Егише, обратился к воинам с речью. «Если победа будет за нами,—сказал он,— мы уничтожим вражескую,мощь, чтобы восторжествовала справедливость. Если же" настало время завершить нашу жизнь в этом бою смертью праведных, примем ее с открытым сердцам. Пусть к отваге и мужеству не примешивается трусость...»

    Встав во главе осовободительной армии, насчитывавшей 66 тысяч воинов, Вардаи Мамиконян стремительно двинулся навстречу врагу, который к этому времени уже подошел к городу Маку и стал лагерем к юго-западу от него, у реки Тхмут, на Аварайрской равнине.

    Вардан Мамиконян со своим войском также вышел на , Аварайрскую равнину. Армии противников разделяла река Тхмут. Вскоре они заняли боевую позицию, и в полдень 26 мая 451 года начинается кровопролитное сражение.

    Первыми нападают армянские войска, которые, перейдя реку Тхмут, вклиниваются в боевые порядки врага. Под их ударами персидская армия вначале приходит в замешательство и отступает. Однако вскоре картина меняется. Перестроив силы, противник переходит в контратаку. Обладая большим численным преимуществом, и искусно используя боевых слонов, персы окружают левый фланг армян—полк Вардана Мамиконяна. Битва становится ожесточенной, обе стороны несут большие потери. Повстанцы сражаются самоотверженно, предпочитая славную смерть чужеземному игу. Героической смертью погибают спарапет Вардан Мамиконян и многие его соратники. Оставшись без любимого предводителя, теснимые превосходящими силами, армяне вынуждены были отступить и с наступлением темноты удалиться с поля боя.

    С глубоким патриотическим чувством и большим художественным мастерством Аварайрская битва описана ее очевидцем, видным историком Егише. По его словам, после ожесточенного сражения «цветущие поля были залиты кровью», «сердце человека разрывалось при виде груд убитых, страданий раненых, при воплях жен, плаче близких друзей, стенаниях родных». По свидетельству историка, в сражении персы потеряли убитыми 3544, а армяне 1036 человек. Ни те, ни другие не одержали решающей победы. Егише пишет, что на Аварайрской равнине «не было стороны, которая победила, и стороны, которая потерпела поражение: доблестные выступили против доблестных»...

    Персы не смогли достичь своей главной цели—покорить народ. Отойдя в неприступные горные районы страны, армянские воины начинают партизанскую войну. Многочисленными нападениями и неожиданными ударами армянские отряды обескровливают армию врага.

    Аварайрская битва, партизанская война, а также вторжение гуннов в Персию вынудили Сасанидов временно перейти к политике уступок. Армия отзывается из Армении. Ослабляются религиозные гонения, находившуюся в Персии на службе «царя царей» армянскую конницу возвращают на родину, в известной мере облегчают налоги, взимаемые с населения. Однако, для предотвращения нового' восстания, много нахараров и представителей духовенства были сосланы в ютдаленные области Персии, в ряде городов Армении размещены персидские гарнизоны и т. д.

    Аварайрское сражение—одна из наиболее славных страниц истории освободительной борьбы армянского народа. Поднявшиеся на борьбу за независимость и свободу нахара-ры, шинаканы, горожане и духовенство проявили героизм и самоотверженность. Народ считал эту войну священной. Вардана Мамиконяна и его соратников, погибших в бою, прозвали «мучениками отчизны». Героическая Аварайрская битва, известная и как «Война Вардана и его сподвижников, на

    протяжении веков воодушевляла армянский народ; она стала символом его самоотверженной освободительной борьбы и свободолюбия.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  2. #2
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Освободительная война 481—484 годов

    Уступки, сделанные сасанидским правительством армянам после Аварайрской битвы, носили временный характер. В 460-х годах вновь применяется политика угнетения, преследований и насильственной ассимиляции. Новый персидский царь Пероз дает привилегии лишь тем нахарарам, которые принимают зороастризм и ориентируются на Персию. Возникает массовое недовольство, назревает новое восстание. Вскоре для этого создаются благоприятные условия.. Персы терпят поражение в войне с эфталитами (восточными гуннами), в соседней Грузии вспыхивает восстание. Армянские нахарары без промедления созывают в Шираке тайный собор и решают выступить против чужеземных захватчиков.. Несколько нахараров (Гдион Сюни, Гадишо Хорхоруни и др.) переходят на сторону врага, однако это не останавливает патриотов. Руководителем восстания становится Ваан Мамикокян—племянник Вардана Мамиконяна. Поднимается весь народ. Персидскому сатрапу не помогли ни оборонительные стены Ани, ни цитадель Арташата. Спасаясь от народного гнева, он бежит в Персию. Восставшие образуют в Двине правительство. Саак Багратуни избирается правителем страны, а Ваан Мамиконян—спарапетом.
    Сасаниды принимают решительные меры. В 481 г. в Армению вторгается персидская армия. Избегая встречи с врагом в открытом бою, армяне искусно завлекают персидское войско к склонам горы Арарат (Масис) и около села Акори наносят ему тяжелое поражение. Остатки вражеской армии обращаются в бегство. Среди множества убитых было немало военачальников.

    Весть о битве при Акори распространяется по всей стране и находит большой отклик. Ряды восставших растут, помимо ополченцев, к ним присоединяются несколько ранее колебавшихся нахараров.

    Сасанидский царь в 482 году отправляет в Армению новую армию. Ваан Мамикояян со своими войсками, состоявшими из ополчения и нахарарских войск, спешит навстречу врагу, чтобы не допустить его продвижения в глубь страны.

    Армии противников встречаются в области Артаз (район Маку) близ села Нерсехапат, недалеко от Аварайра. Сражение происходит в майский день 482 года и длится с раннего утра до вечера. Армянская конница и присоединившееся к ней ополчение сражаются героически. Битва завершается победой восставших. Потерпевшая тяжелое поражение персидская армия обращается в бегство. Армянское войске преследует бегущего в панике врага и наносит ему большой урон. По свидетельству Лазара Парпеци, в армии противника убитых было больше, чем оставшихся в живых.

    Летом 482 года Ваан Мамиконян и Саак Багратунн во главе части армянских войск отправились на помощь союзникам-грузинам. В это время в Грузию вторглась большая персидская армия под командованием полководца Михрана, которая разоряла страну. Против армии Михрана выступили немногочисленные грузинские и армянские войска. Сражение произошло недалеко от Тбилиси, близ реки Куры, на Чарманайтской равнине. Несмотря на то, что в начале сражения армяно-грузинские войска добились некоторого преимущества, тем не менее они потерпели поражение и вынуждены были отступить. Среди погибших в бою был и Саак Багратуни.

    Ваан Мамиконян со своими отрядами вернулся в Армению, в город Двин. До весны следующего года власть в •стране находилась в руках восставших.

    В 483 году другая персидская армия под командованием полководца Азаравухта вступает в Армению и осаждает Двин, однако находившийся там Ваан Мамиконян неожиданной вылазкой вносит смятение в ряды врага и, прорвав кольцо его войск, уходит со своим немногочисленным отрядом в горные районы страны. Затем до конца лета 484 года он вел партизанскую войну против врага. Вскоре персы терпят новое поражение в войне против гуннов-эфталитов. В сражении погибает царь Пероз, на престол вступает его брат Вагарш, который из-за начавшейся в стране смуты отзывает войска из Армении. Власть в стране опять переходит к Ваану Мамиконяну и его сподвижникам.

    Персидский царь Вагарш, учитывая неудачи своих предшественников, прибегает к политике задабривания армян. Видя, что насилия и военные походы не дали ожидаемых результатов, он идет на некоторые уступки с целью достижения мира. В конце 484 г. для заключения договора с восставшими в Армению прибывает отправленное Вагаршем посольство во главе с Нихором. Армянские нахарары предъявляют ему свои условия. После кратковременных переговоров, состоявшихся в селе Нварсак, на границе области Гер, стороны приходят к соглашению. Заключается договрр, согласно которому восстанавливаются наследственные феодальные права армянских нахараров, прекращаются религиозные преследования, христианство признается государственной религией Армении, высшие должности в стране даются нахарарам, которые, однако, признают себя вассалами персидского царя.

    Осенью 485 года Ваан Мамиконян назначается правителем (марзпаном) Армении,

    Таким образом, благодаря народно-освободительным войнам 450—451 и 481—484 годов Армения приобретает полунезависимое положение. На протяжении почти 85 лет после Нварсакского договора страна живет мирной жизнью. Восстанавливаются разрушенные во время войны села и города; развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля; город Двин превращается в крупный экономический и культурный центр Армении.

    Угнетение и притеснения со стороны Сасанидов, усилившиеся в середине VI в., вновь вызывают массовое недовольство. В 571 г. в Восточной Армении возникает новое повстанческое движение. Под руководством Вардана Мамиконяна-младшего (по прозвищу Красный Вардан) восставшие захватывают Двин. Вардан отправляет в Византию посольство е просьбой о помощи. Император Византии обещает ее, но с условием, что марзпанская Армения признает верховную власть Византии. Со временем восстание принимает широкий размах. Поднимаются также Грузия и Албания. Направленное в Армению войско во главе с марзпаном Суреном терпит под Двином поражение, после которого Восточная. Армения в основном отделяется от Персии и присоединяется: к Византии. Между этими двумя крупными государствами того времени начинается война, которая длится около 20 лет и завершается лишь в 591 году. Происходит второй раздел Армении—большая часть страны отходит к Византии»
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  3. #3
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Положение Западной Армении


    Подпавшие в разное время под власть Византии области Западной Армении—Малая, Внутренняя и Сатрапская Армении имели неодинаковый административно-политический статус. Малая Армения еще в конце III века стала обычной-провинцией империи, а в конце IV века была разделена на две провинции—Первую Армению (с центром в Себастии) и-Вторую (с центром в Мелитене). В военном и политическом отношении они ничем не отличались от других провинций империи, однако армянские ишханы (князья) сохраняли свои феодальные права. Примерно в таком же положении оказалась и Внутренняя Армения, состоявшая из 11 областей. Она занимала верхнее и среднее течение Западного Евфрата и верхнее течение Чороха.
    Сатрапской (Нахарарской) Арменией называлась юго-западная часть Великой (исторической) Армении, охватив^ шая бассейны верхнего течения Западного Тигра и нижнего течения р. Арацани (Восточного Евфрата). Эта часть Армении, завоеванная империей в 363—368 гг., состояла из пяти княжеств, которые фактически были автономными. Их зависимость от Византии выражалась лишь в том, что армянские нахарары были обязаны защищать границы империи от персидских нападений.

    Как в малоазиатских провинциях Византии, так и в Западной Армении господствовали феодальные порядки. Часть крестьян являлась свободными арендаторами земли, большинство же сельского населения было прикреплено к земле владельца поместья или монастыря и не имело права покинуть ее. С течением времени число прикрепленных к земле росло за счет свободных. При императоре Анастасии (459—518) был опубликован указ, согласно которому крестьянин, арендующий один и тот же участок земли на протяжении более 30 лет, прикреплялся к нему. Помимо крестьян имелись и рабы, труд которых использовался как в домашнем хозяйстве, так и в земледелии. Тяжелыми были налоги, взимавшиеся с трудящегося населения, в особенности земельная и подушная подати. Вновь вспыхнули крестьянские восстания.

    Развитие городской жизни Западной Армении в V—VI веках в основном приостановилось. В этот период многие города (Тигранакерт-Мартирополь, Карин-Феодосиополь и др.) стали опорными пунктами императорских войск, потеряв свое торгово-ремесленное значение. На персидско-византийской границе был создан ряд городов-крепостей и фортов.

    С экономической точки зрения более или менее значительными были города Армянского Междуречья и Малой Армении (Амид, Мелитена), которые продолжали сохранять торговые связи с городами Запада и Востока.

    При императоре Юстиниане (527—565) порядок управления в Западной Армении меняется. С целью защиты восточной границы империи от нападений Сасанидов, ликвидации внутренней независимости армянских нахараров и слияния этой части страны с империей, Юстиниан осуществляет ряд преобразований. Указом 529 года он объединяет все армянские земли в один военный округ под властью назначенного им стратега с центром в городе-крепости Феодосиополе. Отменяется право армянских нахараров иметь свои войска, которые отныне сливаются с византийскими. В результате административной реорганизации, произведенной в 536 году, Западная Армения, лишается внутренней самостоятельности и превращается в одну из провинций империи. Армянские земли, находившиеся под властью Византии, делятся на четыре провинции: Первую, Вторую, Третью и Четвертую Армении.

    Не меньший удар армянским нахарарам нанес указ Юстиниана о праве наследования, согласно которому женщины в иахарарских семьях также имели право на получение наследства. В рззультате этого армянские нахарарства дробились и распылялись, теряя свою экономическую и политическую силу.

    Тяжелая налоговая политика империи, непосильные повинности, установленные для строительства крепостей и фортов, религиозно-догматические споры и преследования, которые возникли после Халкэдонекого собора 451 года, породили недовольство широких слоев населения Западной Армении. В середине VI века вспыхнуло восстание под руководством Артавана Аршакуни. Был убит жестокий проконсул Акакий. Однако восстание было подавлено императорскими войсками.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  4. #4
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Господство Арабского халифата в Армении


    В 30-х годах VII века возник Арабский халифат—могущественное военно-феодальное государство, в образовании которого большую роль сыграла новая религия—ислам. Во главе государства стоял халиф («преемник Мухаммеда»), который, являясь как светским, так и духовным владыкой, был наделен всей полнотой деспотической власти. В 630— 640 гг. арабы нанесли сокрушительные удары Сасанидской державе и завоевали ее. Их продвижение не смогли приостановить и византийцы. Византийская империя потеряла многие из подвластных ей стран и областей. Халифат, расширяясь, превращается в огромное государство, границы которого простираются от Памира до берегов Атлантического океана и от Кавказского хребта до Аравийского моря.
    Осенью 640 года войска халифата впервые вторглись в Армению. Не встретив серьезного сопротивления, они разорили многие районы Араратской долины, после кратковременной осады овладели городом Двином и с большой добычей и тысячами пленных повернули обратно. Весной 643 г. имело место новое нашествие. Спарапет Теодорос Рштуни со своей двухтысячной конницей, неожиданно напав на трехтысячный арабский отряд, захвативший крепость Арцап в области Котовит, наголову разбил его и освободил множество пленных. Армянские гарнизоны и вооруженное население оказали героическое сопротивление врагу и отбросили его от подступов к крепостям Ереван и Нахчеван. Но и яа этот раз завоевателям удалось занять ряд областей. В 650 году они в третий раз нападают на Армению, вновь достигают жизненного центра страны—Араратской равнины— и опять уходят с многочисленными пленными и добычей. Прокопий, командующий византийскими войсками, расположенными в Армении, трусливо отвергает предложение спарапета Теодороса Рштуни объединенными силами выступить против халифата.

    Чтобы спасти страну от разорения, армянские нахарары-патриоты, пытаясь использовать соперничество Византин и халифата, прибегли к переговорам. Видный полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает в 652 г. выгодный для Армении договор, согласно которому Армения признает верховную власть Арабского халифата с условием, что три года страна будет свободна от уплаты налогов, в городах и крепостях не будет арабских гарнизонов и т. д. Несмотря на то, что договор этот часто нарушался, тем не менее Армения в 660—680 гг. получила некоторую передышку— были восстановлены мир и внутренняя самостоятельность страны.

    В конце VII века политическое положение Армении вновь ухудшается, она несколько раз подвергается новым нашествиям. В 698 г. арабский полководец Мухаммед ибнМер-ван завоевывает всю страну. Оставленный им в Армении правитель Абдулла продолжает уничтожать армянских наха-раров и их конницу, а новый полководец Мухаммед бен Окбей жестоко подавляет восстание, вспыхнувшее в 703 г. под руководством Смбата Багратуни. Таким образом, в конце VII—начале VIII веков в Армении утвердилось господство Арабского халифата, продлившееся более полутора столетий.

    С целью укрепления своей власти в завоеванных странах и максимального использования их экономического и военного потенциала халифат в начале VIII века осуществляет ряд административных реформ. Так было создано большое наместничество Арминия, в состав которого вошли Армения, Албания и Восточная Грузия с центром сперва в Двине, а впоследствии—в Партаве. Правитель Арминии—эмир, известный в армянских источниках под названием востикан, назначался из среды арабской знати и правил страной от имени халифа.

    Со второй половины VIII века в важнейших городах и крепостях Армении—Двине, Арчеше, Карине, Тигранакерте и др.—халифат размещает крупные гарнизоны, а в окрестностях Двина, в Гохтне, в областях, расположенных к северу, северо-востоку и западу от оз. Ван, и в Других местностях поселяет кочевые племена, которые постепенно завладевают равнинными районами страны, вытесняя коренное население в горы. Вместе с тем, чтобы иметь опскру в стране и вести успешную борьбу с Византией, халифат предоставляет армянской знати и духовенству некоторые привилегии. Вследствие этого в стране усиливаются княжеские роды Багратуни, Арцруни и Сюни, которые подчиняют своей власти все новые области. Значительные привилегии были даны также армянскому католикосу.

    В VIII веке налоговое бремя халифата становится более тяжелым. Огромные военные расходы мировой державы, расточительная жизнь многолюдного двора халифа, многочисленные гарнизоны и административный аппарат, содержавшиеся а завоеванных странах, требовали колоссальных средств, большая часть которых вымогалась у населения завоеванных стран в виде налогов и податей. Создается новая налоговая система, подымная подать заменяется подушным и земельным налогами, которые взимаются со всех подданных мужского пола в возрасте от 15 до 60 лет. Большинство налогов взималось деньгами, что в условиях натурального хозяйства еще более

    ухудшало положение населения. В середине VIII века налогом облагались даже умершие, а в конце того же столетия и гв начале IX века при Гаруналь-Рашиде взимание налогов приняло характер открытого грабежа.

    В VII—IX вв. тяжелым было и положение западных армян, находившихся под властью Византийской империи. В VIII веке свободная сельская община в Западной Армении уже почти исчезла, крестьяне попали в зависимость от феодалов. Сохранялся рабский труд. Наравне со светскими феодалами, крупными землевладельцами стали халкидонйтсюие монастыри, получившие от имперских властей много привилегий.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  5. #5
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Освободительное движение VIII—IX веков


    Повстанческое движение против Арабского халифата воз-даикло в Армении еще в конце VII—начале VIII века. Крупное восстание произошло в 747—750 гг. Правда, среди нахараров не было единодушия, так как халифат сумел посеять раздоры и вражду между влиятельными нахарарскими домами Багратуни и Мамиконянов, предоставив первому довольно большие привилегии. Спарапет Ашот Багратуни, вначале колебавшийся, затем предательски примкнул к завоевателям. Некоторые разногласия имелись и среди восставших наха-раров. Однако вооруженное выступление разрасталось. Повстанцы пленили и ослепили Ашота Багратуни, лишив его возможности участвовать в политических делах страны. Руководство движением взял на себя Григор Мамиконян, которого в 748 г. провозглашают правителем и спарапетом Армении. Центром восстания и резиденцией спарапета становится город Карин, укрепленный новыми защитными сооружениями.
    Народ направляет острие своей борьбы и против армянской знати; разоряются поместья не только арабских захватчиков, но и армянских феодалов. Часть нахараров, напуганная яростью народных масс, отходит от освободительного движения. После многочисленных боев восстание потерпело неудачу и было подавлено. Халифат жестоко расправился с участниками восстания. Должности ишхана и спарапета Армении были отняты у Мамиконянов, имевших провизантий-'скую ориентацию, и переданы роду Багратуни. Правителем страны назначается Саак Багратуни, а спарапетом—Смбат Багратуни.

    Новое восстание начинается в 762 г., после того как полководец Сулейман, напав на восточные районы Армении, ограбил и разорил ряд районов Васпуракана и уничтожил тысячи его жителей. Васпураканские князья Саак и Амазасп Арцруни организуют самооборону. С небольшим отрядом они заходят в тыл врага, героически сражаются с его численно превосходящими войсками, но гибнут в неравной борьбе. После этого народно-освободительную войну возглавил их брат Гагик, который сумел нанести поражение армии Сулеймана и уничтожить значительную ее часть.

    Движение ширится. Князь Артаваад Мамиконян со своим маленьким отрядом пробирается из Двина в область Ширак и там, в селении Кумайри, расправляется со сборщиками податей. Движение охватывает новые районы. Во главе восстания становится Мушег Мамиконян, отряды которого успешно нападают на ряд гарнизонов врага. Терпит поражение и воинский отряд, посланный арабами из Карина. Восставшие одерживают важную победу в областях Бапреванд и Коговит.

    Восстание, однако, имело и слабые стороны. В руководстве не было единодушия. После первых успешных боев ряд нахарарш—Арцруни, Аматуни и др., вместо того, чтобы сплотить силы и создать единую армию, каждый со овоим отрядам удалился в свою вотчину. Были допущены серьезные ошибки в руководстве восстанием.

    Несмотря на героическую борьбу народа, 30-тысячная армия халифата под командованием полководца Амра, отправленная в Армению в начале 775 года, в двух сражениях—при городе Арчеше 15 апреля и при селе Ардзн в области Багреванд 24 апреля—нанесла поражение плохо вооруженным повстанцам. Число жертв, понесенных армянами, достигло 4500 человек.

    После подавления народного движения халифат поставил перед собой задачу уничтожить активно участвовавшие в восстании нахарарские дома Мамиконянов, Камсараканов и др. Одновременно, чтобы создать себе опору в стране, он покровительствовал некоторым нахарарам, в особенности представителям дома Багратуни. Пользуясь создавшимся положением, последние сумели овладеть большей частью поместий, принадлежавших оскудевшим и сошедшим с арены армянским нахарарам, и в конце VIII—начале IX века подчинить себе значительную часть Армении.

    В начале IX века в Пайтакаране, Албании и Атрпатака не началось мощное движение Бабека, которое около 30 лет держало в страхе халифат. Это крестьянское освободительное движение, хотя и было жестоко подавлено, однако, расшатало основы арабского государства. Движение Бабека нашло отклик во многих подвластных халифату странах, в том числе в Армении.

    В первые десятилетия IX века идет процесс разложения халифата. Лишь ценой величайшего напряжения сил халифат смог в 830 г. подавить восстание Бабека и одержать победу над Византией. Многочисленные наемные войска, поглощавшие огромные средства, в любое время могли возвести на трон своего ставленника. Мировая держава постепенно распадалась на мелкие и крупные княжества—эмираты, многие из которых стремились к независимости. В 40-х годах IX века до некоторой степени независимыми стали и армянские князья, особенно Багратуни, которые, помимо Тайка и Тарона, владели так же Шираком, Аршаруником и соседними областями. Получив от халифов титул «князя князей», Багратуни фактически превратились в верховных правителей Армении и, пользуясь ослаблением халифата, отказывались платить налоги.

    Халифы, однако, пытались сохранить прежнее положение. В 849 г. халиф Мутавакиль назначает востиканом Ардиюш Абусета, поручив ему наказать непокорных князей и собрать налоги. Однако востикана постигла неудача. Войска Абусета, напавшие на Васпуракан и окрестные области, были разгромлены отрядами армян. В Армении началось новое освободительное движение, которое длилось до 855 года.

    С целью подавления восстания в 851 г. в Армению вторглась новая армия под командованием брата Абусета Юсуфа. В городе Хлате он вероломно схватил князя Баграта Багратуни и отправил в глубь халифата. Затем его армия продвинулась на запад, в стороиу Муша, чтобы, перезимовав там, весной выступить против восставших сасунцев и хутинцев. Однако пока Юсуф отдыхал, восставшие во главе с хутинцем Овяаном и сыновьями плененного Баграта Багратуни— Ашотом и Давидом, в конце зимы 851—852 года неожиданно напали на рассеявшуюся по равнине Муша армию Юсуфа и наголову разбили ее. Сам Юсуф, пытаясь спасти свою жизнь, укрылся под куполом мушокой церкви, но был убит.

    Весть о победе сасунцев и хутинцев распространяется по всей стране. Поднимается население Туруберана, Васпуракана, Нахчевана и других областей. Тысячи людей, способных нести оружие, присоединились к восставшим. Движение ширится и принимает всенародный характер.

    Халиф посылает в Армению большую армию под командованием жестокого полководца Буги, повелев ему никого не щадить. В 852—853 гг. Буга разоряет Сасун, Васпуракан, Рштуник, Мокк, Тарой и многие другие районы. Восставшие оказывают героическое сопротивление. Однако многочисленная армия Буги, ценой больших жертв подавляет восстание.

    В 853—854 гг. Буга направляется в сторону Тбилиси, Кахетии, Агванка и Утика, но в Цанзрке и Арцахе он терпит тяжелое поражение. Вскоре вновь восстает население Васпуракана во главе с князьями Арцруни. Армяне разбивают вражеские войска и обращают их в бегство. В то же время осложняется и ухудшается положение в самом халифате. В 55 г. Буга со своим войском отзывается из Армении.

    Народно-освободительная война 849—855 гг. еще более «ослабила позиции халифата в Армении. После этого мощного движения хозяевами страны фактически стали армянские жнязья Бапратуни, Арцруни, Сюни и другие.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  6. #6
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Восстановление независимости Армении в IX-XI веках


    Царство Багратидов

    Во второй половине IX века, как уже отмечалось, об-ширное арабское государство начало дробиться на отдельные части—большие и малые эмираты, которые зачастую не подчинялись центральной власти. Основы халифата расшатали также направленные против него мощные социальные И освободительные движения. Создались благоприятные условия для восстановления политической независимости как в других, подвластных халифату странах, так и в Армении. Здесь значительно ослабла власть халифата и, наоборот, усилились армянские нахарары и в первую очередь Багратиды. В сложившихся условиях были предприняты реальные шаги для достижения политической самостоятельности страны.
    Созванный в 875 году католикосом Закарием Дзагещг собор князей-владетелей областей и провинций решает провозгласить независимость страны и обратиться к халифату с тем, чтобы он признал князя Ашота Багратуни царем Армении. Затянув решение этого вопроса на десять лет, халиф все же вынужден был в 885 г. признать Ашота Багратуни царем. Его признал также византийский император Василий I, пославший ему корону и дорогие подарки.

    В годы царствования Ашота I (885,—890) в Армении сложились в целом благоприятные условия. Оба соседних соперничающих государства—Арабский халифат и Византийская империя—нуждались в союзе с Арменией и задабривали ее.

    Ашот I, сохраняя дружественные отношения с обеими державами, приступил к осуществлению важной задачи объединения армянских земель в едином государстве. В 888 году он присоединяет к своим владениям область Вананд, превращает город Каре в крепость резиденцию спарапетов. Вскоре Ашоту I удалось распространить свою власть на большую часть Армении.

    Сын Ашота I Смбат I (890—914) продолжает политику своего отца, однако он встречается с большими трудностями. Политике централизации сопротивлялись крупные армянские феодалы рода Арцруни, стремившиеся сохранить самостоятельность и расширить собственные владения. Против Багратидов выступали халифат и, в частности, арабский эмират соседней Атропатены; они прилагали все усилия, чтобы помешать укреплению армянского государства.

    Атропатенский эмир Юсуф сумел воспользоваться противоречиями между родами Багратуни и Арцруни и привлечь последних на свою сторону. В 908 г. он дает от имени халифа царскую корону Гагику Арцруни и в противовес Багратуни провозглашает его царем Армении и своим союзником. Вскоре после этого войска Юсуфа вступили в Армению, Смбат I в течение ряда лет оказывает упорное сопротивление; в 914 г. он со своим отрядом укрылся в крепости Ка-пуйт, однако был вынужден сдаться; тем более, что некоторые армянские князья покинули его. По приказанию Юсуфа царь Смбат был казнен.

    Положение народа стало весьма тяжелым. Войска Юсуфа грабили и разоряли страну, истребляли население. В ответ на эти жестокости вспыхнула новая общенародная освободительная борьба. Поднимаются князья, широкие народные массы и духовенство. Многие дворяне, раньше поддерживавшие Юсуфа, теперь выступают против него. Освободительная война, которую возглавил сын Смбата царь Ашот II (914—928), прозванный за свое мужество и твердость «Еркат» («Железный»), продолжалась семь лет и после многочисленных кровопролитных сражений увенчалась успехом, Следует особо упомянуть битву, имевшую место в 923 г. на берегу озера Севан, в которой немногочисленный армянский отряд под командованием Ашота разбил и обратил в бегство арабские войска во главе с Беширом.

    Севанская битва явилась поворотным пунктом в истории семилетней освободительной войны. После этого сражения армянские отряды под командованием Ашота Ерката, его брата спарапета Абаса и князя Геворга Марзпетуни очистили центральные и северные области страны от чужеземных захватчиков.

    Необходимо было упорядочить внешнеполитические отношения и укрепить государство. Ценой разных уступок Ашот II в 921 году заключает союз с Византией и силой оружия подчиняет себе многих феодальных владетелей. Были вынуждены примириться с создавшимся положением халиф и атро-патенские эмиры. Арабский халиф послал Ашоту II корону и признал его «шахиа-шахом» «дарам царей». Таким образом, армянское государство приобрело независимость и укрепилось.

    Мирный период, установившийся в Армении в начале третьего десятилетия X века, длился более ста лет. Багратидам удалось избегнуть участия в войнах между Византией и клонившимся к упадку халифатом. Страна вступила в новый период экономического и культурного развития.

    В годы царствования преемника Ашота II—его брата Абаса (928—953) в экономике наблюдается определенный прогресс, восстанавливается сельское хозяйство, упорядочивается внешняя и внутренняя торговля, растут города, особенно Каре, ставший резиденцией царя Абаса. Более могущественным становится царство Багратидов при Ашоте III (953—977). Его усилиями реорганизуется и укрепляется армия. Большое значение для усиления централизованного государства имело превращение крепости Ани в столицу (961 г.). Ашот III провозглашается «царем всего дома Армянского».

    Однако, несмотря на все усилия, Багратидам не удалось объединить в едином государстве все области Армении. Экономические связи между отдельными частями страны были слабыми, каждое феодальное княжество преследовало свои экономические и политические интересы. Среди феодальной знати были сильны центробежные устремления. Это привело к образованию ряда мелких царств и княжеств. Наряду с центральным Ани-Ширакским царством Багратидов, образовались царства Васпураканское, Ванандское, Лорийское, Сюникское и княжества—Таронское, Хаченское и т. д., которые считались вассалами государства Багратидов.

    Ани-Ширакское царство Багратидов достигло апогея своего могущества при Гагике I (989—1020). В начале XI века границы царства значительно расширились. В этот период многие княжества, в том числе Хаченское, Багревандское, Гардманское и прочие, являлись составными частями Анийского царства, а вассальная зависимость других княжеств и царств усилилась. Столица Ани становится крупным центром торговли и ремесленного производства. В ней возводится много замечательных архитектурных сооружений, развивается культура.

    Во главе государства Багратидов стоял царь, обладавший неограниченными правами. Он объявлял войну и заключал мир, стоял у руля внешней политики, был верховным сюзереном всей страны.

    Большую роль играли в стране ишханац ишхан (князь князей) и спарапет Армении. В ведение ишханац ишхана входили сбор налогов, наблюдение за дворцовыми поместьями и казной, назначение градоначальников и т. д. Спарапет был главнокомандующим военными силами страны. Во время войны ему подчинялись войска не только Ани-Ширакского царства, но и всех вассальных царств и княжеств. В качестве главнокомандующего выступали также цари.

    Несмотря на продолжавшийся подъем экономической и культурной жизни и большие усилия Гагика I, феодальная раздробленность страны усиливалась. Во второй половине X века и особенно в начале XI века ухудшается также ее политическое положение.

    Византийская империя вновь проводит агрессивную политику в отношении Армении. Первой жертвой империи становится в 966 году княжество Таронских Багратидов; такая же судьба постигает Васпураканское царство Арцрунидов, Находясь в безвыходном положении, последний васпураканский царь Сенекерим Арцруни в 1021 г. уступает Византин свое царство, а сам вместе с войском и значительной частью населения переселяется на запад (в Малую,Армению), в город Себастию, давно находившийся в составе империи.

    Опасность нависла также над Ани-Ширакским царством Багратидов. После смерти Гагика I в 1020г. византийцам удалось посеять раздоры в среде правящей верхушки, привлекая на свою сторону католикоса Петроса Гетадарца и князя Вест-Саргиса, пользовавшегося большим влиянием при дворе. В 1041 г. умирает предпоследний царь династии Багратидов Ованес-Смбат. Византия отправляет в Армению войско для завоевания Ширакского царства и его столицы, однако все население Ани поднимается на борьбу и под руководством спарапета Ваграма Пахлавуни отбрасывает врага от стен города.

    На трон восходит шестнадцатилетний Гагик II (1042— 1045), который продолжает героическую борьбу с завоевателями. Византийцы прибегают к вероломным средствам. Под предлогом переговоров император вызывает к себе в Константинополь молодого Гагика II и заключает его в тюрьму. Одновременно в Армению направляются новые войска, Взявшиеся за оружие анийцы и жители окрестных деревень под командованием известного прославленного полководца и патриота, престарелого спарапета Ваграма Пахлавуни ведут бои не на жизнь, а на смерть с численно превосходящими и хорошо вооруженными византийскими войсками, отра- -жая их атаки. Но город Ани пал вследствие измены. В 1045 г. Ани и Ширакское царство переходят под власть Византии. Армянское государство Багратидов, возникшее в 885 году, перестало существовать.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  7. #7
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Новый этап осовободительного движения
    Завоевание Армении Османской Турцией и Сефевидской Персией.

    Во второй половине XIV столетия Армения подверглась новым опустошительным нашествиям. Один из представителей монголо-тюркской знати эмир Тимур, прозванный Ленг (Хромым) Тимуром, в 1370-х годах создал в Средней Азии могущественное государство и за короткое время завоевал ряд стран, в том числе и Закавказье.
    Войска Ленг-Тимура (Тамерлана) впервые вторглись в Армению в 1386 г. Повторив свое нашествие на следующий год, а затем в 90-х годах, они разорили почти все области страны. Тимур повсюду проявлял необычайную жестокость: грабил, опустошал села и города, свирепо уничтожал население, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков; пленных насильно угонял в города своего государства, главным образом в Самарканд. В эти годы обезлюдели многие районы Армении. По поводу разрушения города Себастии, например, очевидец писал: «В лето нынешнее (1400 г.) Тамур-бек завладел городом Севастом (Себастией), который разрушил и разорил; всех перерезал, много женщин и детей полонил, а 3000 человек, которые пускали в него стрелы (т. е. оказали вооруженное сопротивление), закопав в землю, заживо похоронил».

    Грозный деспот и завоеватель умер в 1405 г., после чего его государство распалось. Воспользовавшись этим, в Армении и в соседних странах вновь подняли голову кочевые племена кара-Коюнлу и ак-Коюнлу, обосновавшиеся в Малой Азии и Армении еще в конце XIII века. Они часто воевали друг с другом, грабили страну, обирали население. В первой половине XV века (1410—1468 гг.) преобладающее положение в Армении занимали племена кара-Коюнлу, а во второй половине (1468—1502 гг.)—ак-Коюнлу.

    С начала XVI века появились турецкие и персидские завоеватели.

    Турецко-османское военно-феодальное государство, основы которого в конце XIII века заложил на северно-западной окраине Малой Азии Осман-бей, в результате многочисленных походов и войн уже во второй половине XIV века подчинило своей власти ряд стран и государств. В 1453 г. турки-османы захватили столицу Византии Константинополь и окончательно сокрушили Византийскую империю. Опустошительные походы турецких султанов продолжались и в дальнейшем.

    В 1502 г. в Иране было основано новое персидское государство, названное Сефевидским, так как его основатель шах-Исмаил происходил из известного в городе Ардебиле рода шейха Сефиад-дина.

    С 1512 г. между Османской Турцией и Сефевидской Персией велись длительные захватнические войны, во время которых снова были разорены Армения и сопредельные страны. Особенно большие разрушения причинили османские войска. Турецкий историк Ибрагим Печеви, участвовавший во многих военных действиях, с гордостью описал варварства османов в Закавказье. Так, рассказывая о том, что в 1553 г. турецкие войска вошли в Шорагял (Ширак), Печеви отмечал, что турецкая армия «разрушила и опустошила селения, уничтожила и сравняла с землей строения». В Ереване «сады и виноградники были преданы огню, сравнялись с землей... На 27-ой день войска достигли Нахичеванской равнины. В страхе перед победоносной армией города и села, дома и населенные места настолько обезлюдели, разрушились и превратились в обиталище сов и ворон, что очевидца охватывал ужас... Все села и поселки, находящиеся на расстоянии 4—5 дневного пути, поля и строения были настолько разрушены, что не осталось и следов жизни».В 1555 г. между противниками был заключен мир. Западная Армения перешла под власть Турции, а Восточная Армения—Персии. Однако мир длился недолго. В 1578 г. османское войско вновь вторглось в Закавказье и завоевало большую его часть. Новый персидский правитель Шах Аббас, вступивший на престол в 1587 г., будучи не в силах сопротивляться могущественному врагу, в 1590 г. заключил мир, по которому Армения, Азербайджан и Грузия отходили к Турции.

    Персидский шах, однако, решил выиграть время, реорганизовать и усилить армию и в подходящее время начать новую войну. В 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Турции, он двинулся на Закавказье, завладел Азербайджаном и значительной частью Армении. Турецкий султан отправил против Персии большую армию. Избегая сражения с превосходящими силами врага, Шах-Аббас решил отступить, разрушая и опустошая на пути ряд областей, чтобы наступающие турки-османы оказались без продовольствия и пристанища.

    По приказу шаха в 1604 г. были разрушены многие села и города Армении, а их жители насильно переселены во внутренние провинции Персии. Угоняемое население понесло много жертв, в особенности при переправе через реку Аракс.

    Мечом и нагайкой в реку были загнаны десятки тысяч людей, многие из которых, главным образом женщины, дети, старики, погибли в водах Аракса. Те, которым удалось переправиться через реку, еще долго терпели тяжелые лишения. Вместе с другими городами был разорен и уничтожен крупный торговый центр Джуга на берегу Аракса, а его жители переселены в окрестности столицы Персии Исфахана, где они, основали город Нор (Новая) Джуга.

    Военные действия между Турцией и Персией возобновились в 1616 г. и с некоторыми перерывами тянулись до конца, 30-х гг. Хотя в ходе войны турецкие войска снова овладевают Ереваном, однако вскоре они терпят здесь тяжелое поражение. Вместе с персидскими войсками против османских захватчиков героически борется армянское население Еревана и Араратской долины. В 1639 г. между обоими государствами заключается мирный договор, по которому Западная Армения вновь отходит к Турции, а Восточная Армения— к Персии. На протяжении долгого времени это положение не претерпело существенных изменений и в основном сохранилось до начала XIX века.

    Западная Армения в соответствии с административным устройством Османской империи была разделена на эйалеты (пашалыки)—Эрзерумский, Кароский, Себастийский, Ванский и Диарбехирский. В Восточной Армении и Азербайджане были созданы ханства—Ереванское, Нахичеванское, Карабахское, Ширванское и др. Во главе этих административных единиц стояли паши (в Турции) и ханы (в Персии). Они назначались султаном, шахом и имели неограниченную» власть.

    Попав под иго турецкой и персидской военно-феодальных; деспотий, армянские народные массы подвергались как жестокому национально-религиозному гнету и притеснениям, так. и тяжелой социально-классовой эксплуатации. Крестьяне отрабатывали кор и бегар (барщину), платили многочисленные тяжелые налоги и подати чужеземным и местным угнетателям. Плодородные земли все больше концентрировались. в руках феодалов-землевладельцев, число неимущих увеличивалось.

    Следствием социального гнета были народные выступления против церкви, монастырей и землевладельцев-помещиков. К их числу принадлежит, в частности, движение в начале XVII века, возглавлявшееся монахом Мехлу. Этот монах-бунтарь призывал крестьян восстать и прекратить уплату налогов, разоблачал паразитизм духовенства, проповедовал имущественное равенство и т. п. Проповеди Мехлу, направленные против социальной несправедливости, нашли широкий отклик среди армянских и азербайджанских крестьян..

    Не угасало и пламя освободительной борьбы Армянские патриоты, будучи не в состоянии своими силами бороться с чужеземными захватчиками, посылали петиции римскому папе и европейским государствам, надеясь с их помощью освободить страну от ига ханов и пашей. Так, по решению состоявшегося в 1547 г. тайного совещания в Эчмиадзине католикос Степанос Салмастеци отправился в Рим. В 1562 г. в городе Себастии (Западная Армения) состоялось новое совещание, после которого в Европу было отправлено специальное посольство во главе с Абгаром Евдокаци (Тохатеци). В 1672 г. в Париж прибыл купец из армянского города Битлиса (Западная Армения) Ходжа Мурад и подал письменное заявление королю Людовику XIV. Но эти обращения не дали никакого результата; и римский папа, и европейские короли проявили к ним полное безразличие.

    С XVII века с просьбами о помощи армяне обращались к усилившемуся русскому государству. Деятели армянского освободительного движения склонялись к северу, в сторону России, связывая с ней свои надежды. Так поступили грузины еще в XVI веке.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Replies: 3
    Last Post: 20 Mar 08, 22:38
  2. Replies: 6
    Last Post: 28 Dec 07, 20:11
  3. Движение 88 в Армении?
    By Амиго in forum Politics
    Replies: 9
    Last Post: 07 Oct 07, 19:45
  4. Replies: 0
    Last Post: 11 Mar 07, 21:40

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •