Всенародное восстание 450—451 годов против Сасанйдской Персии
После падения армянского царства Аршакидов в 428 г, большая часть Армении, как уже было отмечено, попала под верховную власть Сасанйдской Персии (Ирана). Армянские нахарары (князья) стали ее вассалами; они обязаны были платить установленный налог и во время войны предоставлять свои войска «царю царей».
В начальный период Сасаниды сохранили феодальные права больших и малых нахараров. За ними были оставлены важнейшие административные должности страны: азара-пета, ведавшего экономической жизнью, спарапета!—главно командующего войсками, и даже марзпана—верховного правителя страны. Опасаясь возможного нападения Византии, а также набегов кушанов и гуннов, Персия пока терпела полунезависимое положение Восточной Армении.
Однако в конце 40-х годов, когда персидскому царю Ездигерду II (438—457) удалось нормализовать свои отношения с Византией и нанести поражение кушанам, сложились условия, способствовавшие проведению более жестокой политики в отношении подчиненных стран. Ездигерд II начал предпринимать практические шаги, направленные на ликвидацию внутренней самостоятельности Восточной Армении, принудительное распространение зороастризма и ассимиляцию армянского народа. Так, лишив род Аматуни должности азарапета, он передал ее персидскому вельможе, а функции «великого судьи», исполнявшиеся армянским католикосом» возложил на могпета—верховного жреца персов.
В 447 году в Армению был направлен представитель-царского двора Деншапух с поручением провести всеобщую перепись и внести раскол среди нахараров. После переписи налогообложению подверглись «не только благоустроенные, но и разрушенные места», подати «взимали не так, как то подобает государственному достоинству, но грабя по-разбойничьи»,—писал историк. Тяжелым налогом были обложены все слои общества: крестьяне (шинаканы), ремесленники а купцы, дворянство и духовенство. По свидетельству историков Егише и Лазара Парпеци, Деншапух преуспел и в другом: ему удалось посеять вражду между некоторыми нахарарами.
Сасаниды, стремясь ассимилировать армян, потребовали, чтобы они отреклись от христианства. Однако, созванный в Арташате собор высшего духовенства и светской знати отверг это требование. Такой же ответ дали сасанидскому царю грузинские и албанские феодалы, которым тоже было предложено принять зороастризм. После этого в столицу Персии Ктесифон были призваны знатные представители Армении, Грузии и Агванка. В числе нахараров, отправившихся из Армении в Ктесифон, были также марзпан Васак Сюни и спарапет Вардан Мамиконян. Чтобы вырваться из западни, вернуться на родину и организовать там необходимое сопротивление, они притворно отреклись от христианства. Поверив в вероотступничество нахараров, Ездигерд II, по сообщениям «историков, отправляет их с богатыми дарами в Армению в сопровождении 700 магов-жрецов и особого воинского отряда.
Тем временем в стране началось стихийное народное движение. Все сознавали, какая опасность нависла над армянским народом. Против чужеземных захватчиков выступили и дворянство, и крестьянство.
Первая вспышка восстания произошла в конце сентября 449 года, когда возвращавшиеся из Ктесифона армянские нахарары вместе с сопровождавшими их магами и отрядом войск достигли селения Ангх в области Багреванд. Шинаканы во главе с Гевондом Иереем изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийское капище. Подобное выступление имело место и в городе Зарехаване.
После событий в Ангхе и Зарехаване движение охватило всю Армению; назревала народно-освободительная война. Нахарары, духовенство, крестьяне поклялись до конца бороться за независимость страны. Непосредственное руководство восстанием взял на себя спарапет, Вардан Мамиконян, а марзпан Васак Сюни занялся подготовкой народного восстания.
С весны 450 года быстро пополняются армянские полки. Для обеспечения тыла был уничтожен ряд персидских гарнизонов, находившихся в Армении; в наиболее важных пунктах страны размещаются армянские отряды. Был заключен союз с Грузией и Албанией. Соседние народы решили общими силами свергнуть иго. Сасанидов. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и Византии, однако византийский император Маркиан (450—457) не только не оказал поддержки, но и сообщил о готовящемся восстании персидскому двору. Не оправдались надежды и на помощь от гуннов. Таким образом, восставшие должны были опираться в основном на свои силы, состоявшие из регулярных войск и ополчения.
Руководитель восстания Вардан Мамиконян без промедления приступает к энергичным действиям. Он делит войско на три части. Первую из них во главе с Нершапухом Арцруни отправляет в области Гер и Зареванд для защиты южной границы от неожиданного нападения; вторая, под командованием марзпана Васака Сюни, остается в тылу, а третья,, под командованием самого спарапета Вардана отправляется-на помощь албанам.
Однако вскоре марзпан Васак Сюни меняет свои позиции; он считает неразумным воевать против огромной персидской армии, поскольку византийский император, а вместе с ним и нахарары византийской части Армении (т. е. ЗападноАрмении), отказались помочь восставшим. Затем Васак Сюни пытается предотвратить выступление народа. Не добившись успеха, он покидает ряды восставших и встает на путь предательства: вместе с несколькими другими нахарарами пе^ реходит на сторону сасанидских захватчиков.
Осенью 450 г. все восставшие нахарары съезжаются ни общий собор. Вардан Мамиконян избирается правителем страны, Ваан Аматуни назначается азарапетом, католикос Овееп—великим судьей. Чтобы усыпить бдительность восставших и ослабить их боевой дух, Ездигерд II шлет новое послание, в котором обещает больше не принуждать армян к вероотступничеству и облегчить налоги. Однако эти уловки не могли ввести народ в заблуждение.
В апреле 451 г. Сасаниды посылают для подавления восстания большое войско под командованием Мушкана Нисалавурта. Вступив в Армению через области Гер и Зареванд, войско направилось в глубь страны, разоряя все на своем пути. Для отражения врага в Арташат по приказу Вардана Мам'иконяна, стягиваются нахарарские войска. На смотре войск Вардан Мамиконян, как сообщает историк Егише, обратился к воинам с речью. «Если победа будет за нами,—сказал он,— мы уничтожим вражескую,мощь, чтобы восторжествовала справедливость. Если же" настало время завершить нашу жизнь в этом бою смертью праведных, примем ее с открытым сердцам. Пусть к отваге и мужеству не примешивается трусость...»
Встав во главе осовободительной армии, насчитывавшей 66 тысяч воинов, Вардаи Мамиконян стремительно двинулся навстречу врагу, который к этому времени уже подошел к городу Маку и стал лагерем к юго-западу от него, у реки Тхмут, на Аварайрской равнине.
Вардан Мамиконян со своим войском также вышел на , Аварайрскую равнину. Армии противников разделяла река Тхмут. Вскоре они заняли боевую позицию, и в полдень 26 мая 451 года начинается кровопролитное сражение.
Первыми нападают армянские войска, которые, перейдя реку Тхмут, вклиниваются в боевые порядки врага. Под их ударами персидская армия вначале приходит в замешательство и отступает. Однако вскоре картина меняется. Перестроив силы, противник переходит в контратаку. Обладая большим численным преимуществом, и искусно используя боевых слонов, персы окружают левый фланг армян—полк Вардана Мамиконяна. Битва становится ожесточенной, обе стороны несут большие потери. Повстанцы сражаются самоотверженно, предпочитая славную смерть чужеземному игу. Героической смертью погибают спарапет Вардан Мамиконян и многие его соратники. Оставшись без любимого предводителя, теснимые превосходящими силами, армяне вынуждены были отступить и с наступлением темноты удалиться с поля боя.
С глубоким патриотическим чувством и большим художественным мастерством Аварайрская битва описана ее очевидцем, видным историком Егише. По его словам, после ожесточенного сражения «цветущие поля были залиты кровью», «сердце человека разрывалось при виде груд убитых, страданий раненых, при воплях жен, плаче близких друзей, стенаниях родных». По свидетельству историка, в сражении персы потеряли убитыми 3544, а армяне 1036 человек. Ни те, ни другие не одержали решающей победы. Егише пишет, что на Аварайрской равнине «не было стороны, которая победила, и стороны, которая потерпела поражение: доблестные выступили против доблестных»...
Персы не смогли достичь своей главной цели—покорить народ. Отойдя в неприступные горные районы страны, армянские воины начинают партизанскую войну. Многочисленными нападениями и неожиданными ударами армянские отряды обескровливают армию врага.
Аварайрская битва, партизанская война, а также вторжение гуннов в Персию вынудили Сасанидов временно перейти к политике уступок. Армия отзывается из Армении. Ослабляются религиозные гонения, находившуюся в Персии на службе «царя царей» армянскую конницу возвращают на родину, в известной мере облегчают налоги, взимаемые с населения. Однако, для предотвращения нового' восстания, много нахараров и представителей духовенства были сосланы в ютдаленные области Персии, в ряде городов Армении размещены персидские гарнизоны и т. д.
Аварайрское сражение—одна из наиболее славных страниц истории освободительной борьбы армянского народа. Поднявшиеся на борьбу за независимость и свободу нахара-ры, шинаканы, горожане и духовенство проявили героизм и самоотверженность. Народ считал эту войну священной. Вардана Мамиконяна и его соратников, погибших в бою, прозвали «мучениками отчизны». Героическая Аварайрская битва, известная и как «Война Вардана и его сподвижников, на
протяжении веков воодушевляла армянский народ; она стала символом его самоотверженной освободительной борьбы и свободолюбия.