Page 2 of 2 FirstFirst 12
Results 8 to 9 of 9

Thread: Культура Армении

  1. #8
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Духовная культура



    Сведения о дохристианской армянской духовной культуре дошли до нас преимущественно в трудах раннесредневе-ковых армянских христианских авторов, которые зачастую не могли воспроизвести истинную, верную картину явлений, отдаленных от них веками и чуждых их представлениям. Тем не менее, наличный материал дает общее понятие о древне-армянской религии, народном творчестве и других областях духовной культуры.
    Пантеон армянских богов пережил существенные изменения. Во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств, из которых важнейшими были Ваагн— бог войны, бог-гроодовник, поражающий драконов, и богиня Анаит. Анаит была особенно почитаема и считалась богиней-покровительницей страны. Страбон отмечает, что армяне усердно поклоняются Анаит, которой посвящены храмы во многих областях Армении и особенно в Акилисене (область, фасположенная у западной излучины Евфрата). Кстати, эту область называли «областью Анаит» и античные, и древнеар-мянские авторы. У армянского историка V в. Агатангехоса богиня названа «славой нашего народа, дающей жизнь», «матерью всех доблестей, благодетельницей всех людей». Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик—богиня любви.
    Хотя имена древнеармяноких божеств часто походят на иранские, но подлинная сущность армянской языческой религии была весьма далека от иранского зороастризма. В ней отсутствует наиболее характерный признак иранской религии—ее дуализм, представленный извечной борьбой доброго я злого начал, олицетворенных в Ахура-Мазде и Ахримане.
    Об армянской языческой мифологии мы вынуждены судить на основе лишь тех единичных намеков, которые сохранились у Мовсеса Хоренаци и других христианских авторов. Мовсес Хоренаци упоминает о культе четырех различных Арамаздов, откуда Голова статуи богини Анаит личных Арамаздов, откуда можно заключить, что с каждым из них был связан определенный миф. Из мифов, сложенных о Ваагне, Хоренаци долее до нас в дословной передаче замечательный отрывок о рождении бога:

    Небеса и Земля были в муках родин, Морей багрянец был в страданья родин,
    Из воды возник алый тростник,
    Из горла его дым возник,
    Из горла его пламень возник,
    Из того огня младенец возник,
    И были его власы из огня,
    И была у него брада из огня,
    И, как солнце, был прекрасен лик.
    (Перевод Валерия Брюсова) Историк добавляет, что в мифе за этим отрывком следовало описание подвигов Ваагна, его битвы с драконами (вишапами) и победы над ними и т. д. С Ваагном, выкравшим, согласно мифу, солому и рассыпавшим ее по пути, древние армяне связывали возникновение Млечного пути. Женой Ваагна считалась богиня Астхик («Звездочка»), одно из святилищ которой называлось «Покой Ваагна». О самой Астхик, богине любви, рассказывали, что во время купания она простирала туман над рекой, дабы засевшие на берегу молодцы не видели ее наготы.
    Примечательно, что с образованием нового пантеона древнейшие армянские божества—Хайк, Ара Прекрасный, Торк и другие не находят в нем места, но очеловечиваются, начинают считаться историческими личностями, патриархами армян, предками нахарарских родов. И напротив, новый бог Ваагн, например, считался обожествленным человеком. Эти представления очень характерны для рационализма эллинистического времени.
    Эллинизм наложил определенный отпечаток на древнеар-мянский пантеон. Как это имело место и в соседних с Арменией странах, божества армянского пантеона сопоставлялись и отождествлялись со сходными с ними по функциям грече-I скими богами. Так, Арамазд отождествлялся с Зевсом, Ватн с Гераклом, Анаит—с Артемидой, Тир и Михр (Митра)—с Аполлонам и Гелиосам, Астхик—с Афродитой. Подобная эллинизация пантеона, хотя и явилась результатом влечения к греческой культуре и языку лишь господствующего класса армянского общества, все же оставила определенный след в Армении. Еще в исторических трудах авторов V века Агатангехоса, Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци наряду с исконными именами встречаются и упомянутые выше греческие имена армянских божеств.
    Как уже отмечалось, в религии древней Армении существовал культ царской династии и правящего царя, нередко отождествлявшегося с каким-либо божеством. Это явление отразилось и в народном творчестве. Например, в легенде о борьбе Тиграна с драконом Аждахаком, овеянной воспоминаниями о подлинно историчеокюс событиях, Тигран явственна выступает в роли драконоборца бога Ваагна. Тот же Мовсес Хоренаци донес до нас легенду об Артавазде, заключенном в пещеру и стремящемся выйти и сокрушить (по другим версиям—спасти) мир, которая, несомненно, является вариантом легенды о боге Митре.
    Помимо мифов о богах и богоравных героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям—царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Сохранением образцов этих сказаний мы опять-таки обязаны Мовсесу Хоренаци. Некоторые отрывки он записал дословно; они в основном относятся к царю Трдату I (вторая половина I в. н. э.), который в сказаниях выступает под именем Арташеса.
    Победив в битве аланов, вторгшихся в Армению, царь Арташес берет в плен их царевича. Сестра его, царевна Сатеник, выходит на берег реки Куры, где расположились лагерем отступившие аланы, и обращается к находящемуся на другом берегу Арташесу с такими словами:
    К тебе взываю, о доблестный муж Арташес,
    Что победил отважное племя аланов.
    Склонись к речам дивноокой дочери аланов
    И выдай юношу.
    Ибо не подобает героям ради одной лишь мести
    Жизнь отнимать у другого геройского рода,
    Либо же, поработив, держать в невольничьей доле
    И распрю тем навеки разжечь меж двумя храбрыми
    племенами. Очарованный мудрой речью и красотой царевны, Арташес влюбляется в нее и засылает сватов к ее отцу, но царь аланов отказывает ему:
    Откуда же возьмет доблестный муж Арташес
    Тысячи и тысячи, тьмы и тьмы—выкуп
    За деву благого рода—царевну аланов? И тогда:
    Храбрый царь Арташес на вороного сел, Вынул красный аркан с золотым кольцом Через реку махнул быстрокрылым орлом, Метнул красный аркан с золотым кольцом, Аланской царевны стан обхватил, Стану нежной царевны боль причинил, Быстро в ставку ее повлачил.
    Арташес и Сатеник сочетаются браком:
    Падал золота дождь как женился Арташес, Падал дождь жемчугов как шла замуж Сатеник.
    Но брак не был счастливым. Царица влюбляется в дракона Аргавана. Воодушевленный этим,
    Пир устроил Аргаван в честь Арташеса И покусился на него во дворце драконов.
    Разъяренный Арташес велит стереть с лица земли весь род Аргавана.
    Сохранились отрывки из легенды Артавазда. Во время агонии Арташеса многие кончали с собой. Видя это, царевич Артавазд стал жаловаться:
    Вот ты ушел и всю страну увел с собой! Кем же мне править на этих развалинах? Арташес, умирая, проклинает его:
    Как поскачешь ты на охоту вверх по склону Азатн Масиса1, Да схватят тебя нечистые и потащат вверх по склону Азатн Масиса. Там да пребудешь и света да не увидишь!
    Проклятие сбылось, Артавазд был заключен в железные оковы в подземной пещере.
    Мовсес Хоренаци, как мы видели, сохранил подлинно поэтические перлы—свидетельство о высокой культуре слова в древней Армении.
    В древней Армении письменными языками служили греческий и арамейский. На греческом языке до нас дошли, хотя и немногие, но разнообразные по характеру и содержанию надписи на камне—свидетельство о том, что греческий язык применялся во многих областях жизни.
    Древнейшие на территории Армении надписи на греческом языке найдены в Армавире. Они высечены на грани III—II вв. до н. э. В числе семи надписей, начертанных на двух камнях, имеется текст послания «царя» армавирцев («басилевса»,—вероятно, руководителя армавирской гражданско-храмовой общины) Митраса царю Ерванду.Послание написано по греческой эпистолярной формуле. Имеются здесь и литературные тексты, в одном из которых упомянут знаменитый древнегреческий поэт VII в. до н. э. Гесиод, а другой является отрывком из произведения в стихах, написанных в стиле трагедий Еврипида. Все это позволяет заключить, что в этот ранний период в Армении уже существовал интерес к греческой культуре, и что число причастных к греческому языку людей было значительным.
    Греческая надпись из Гарни датирована 77 г. н. э. и повествует о строительной деятельности Трдата I. Вероятно, в III в. высечена греческая надпись из Апарана, сообщающая о дарении земли царем представителю знатного рода Гнуни. Очень содержательна большая надпись из развалин города Типранакерта. Это—яослание-указ армянского царя (вероятно, Трдата III—298—330 гг.) гражданам города. Имеются надгробные надписи на греческом языке.
    Арамейские надписи, обнаруженные в Армении, большей частью относятся к Арташесу I (первая половина II в. до н. э.) и упоминают его имя. Они высечены на тех самых межевых камнях, памятниках земельного эдикта этого царя, а которых повествует и Мовсес Хоренаци. Арамейская надпись из Гарни относится к грани II—III вв. н. э. и упоминает армянского царя Вагарша II.
    Все это—иноязычные, но армянские надписи, и их тексты составлялись царской канцелярией. Вероятно пергаментные копии надписей хранились в царском архиве.
    Имеются некоторые данные об историографии в древней Армении. Она развивалась при царском дворе и при языческих храмах. Двор с ранних пор был культурным центром. При дворе Тиграна II (95—55 гг. до н. э.) проживали, например, два видных представителя греческой культуры— Амфикрат Афинский и Метродор Скепсийский по прозвищу «Римляноненавистник». Последний, помимо других произведений, написал также историю Тиграна II, к сожалению, не дошедшую до нас. Следующим известным нам историографом в Армении был уже армянин, царь Артавазд II (55— 34 гг. до н. э.); он сочинял речи, писал трагедий и исторические труды, которые были знакомы жившему спустя более столетия после него греческому автору Плутарху. До нас они, однако, не дошли. При Аршакидах традиции придворной историографии продолжались; из ее представителей известен Марабас Мцурнский (III—IV вв.), трудом которого впоследствии широко пользовался Мовсес Хоренаци.
    Представителем храмовой историографии в Армении был живший в первые века н. э. историк Олюмп (Олимпий), жрец знаменитого храма Арамазда в Ани, в области Даранали. Он написал «Храмовые истории», включавшие историю царя Арташеса I, причем, использовал и данные устного народного творчества, и письменные источники. Труд Олюмпа в III в н. э. был продолжен известным сирийским писателем Бардецаном, когда тот посетил Армению в миссионерских целях. «Храмовые истории» также послужили важным источником для Мовсеса Хоренаци.
    Надо полагать, что в армянских языческих храмах, как и в других древневосточных храмах, занимались также математикой, составлением календаря, медициной и т. п. Прямых данных об этом пока нет.
    Мало знаем мы и о таких сторонах духовной культуры древней Армении, как музыка и танцевальное искусство. Отдельные сообщения древних авторов не дают цельной картины, но позволяют предположить, что эти области культуры были достаточно развиты.
    Больше сведений сохранилось об эллинистическом театре в Армении. Известно, что Тигран II построил в столице Тигранакерте театральное здание и пригласил для представлений греческих актеров. Эллинистический театр, как известно, был театром массового зрителя. Здания—огромные амфитеатры—были рассчитаны на все свободное население данного города, т. е, вмещали десятки тысяч зрителей.
    Тигранакертский театр просуществовал недолго, но опыт Тиграна был подхвачен его сыном Артаваедом II. Из сооб щения Плутарха известно, что в царском дворце в Арташате давались театральные представления, опять-таки в исполнении греческих актеров. Имя одного из них дошло до нас. Это был Ясон из Тралл,, сыгравший в 53 г. до н. э. на арташатской сцене главную роль в трагедии Еврипида «Вакханки». Сам Артавазд, как упоминалось, сочинял трагедии, которые, естественно, должны были ставиться в первую очередь в столице Арташате.
    Конечно, еще задолго до эллинистического театра, в Армении сложились формы народных игр и зрелищ культово-театрального типа, которые должны были продолжать свое существование в этот период, оказывая влияние на развитие эллинистического театра на местной почве.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  2. #9
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Армянская культура в начале XX века
    В начале XX века определенных успехов достигла научная мысль. Исследования велись преимущественно в области арменоведения—изучения истории, языка и культуры армянского народа. На этот период приходится начало деятельности целой плеяды ученых-арменоведов, заложивших своими трудами основы современного арменоведения. Это крупные языковеды Степан Малхасянц (1857—1947), Рачья Ачарян (1876—1953), крупнейший знаток истории древнеармян-ской литературы Манук Абегян (1865—1944), талантливый историк и публицист Лео (Аракел Бабаханян, 1860—1932), крупные историки Никогайос Адонц (1871—1942) и Акоп Манандян (1873—1952), этнограф и археолог Ерванд Лала-ян (1864—1931). В 1910-х годах было предпринято изучение археологических памятников Армении, в частности древней столицы—Ани, а также урартских памятников в районе Вана. Этими работами руководил крупнейший ученый-кавказовед, лингвист и археолог Николай Яковлевич Марр (1864— 1934). На этом же поприще совершал свои первые шаги молодой ученый-востоковед Иосиф Орбели.
    Армянская литература предреволюционных десятилетий представлена, прежде всего, такими знаменитыми поэтами, как Иоаюнес Иоанниеян (1864—1929), Ованес Туманян (1869—1923) и Аветик Исаакян (1875—1957). Это, по выражению Валерия Брюсова, «светлое трехзвездие» поэтов оказало громадное воздействие на развитие всей армянской литературы. Глубоко национальный поэт, выразитель самых сокровенных чаяний своего народа, пламенный поборник дружбы народов, Ованес Туманян своим творчеством поднял на новую ступень многовековую армянскую поэзию. Написанные им многочисленные поэмы, легенды, баллады и стихотворения, истоки которых уходят в богатейший армянский

    -фольклор, горячо любимы народом и снискали поэту всеобщее признание.

    Творчество другого великого армянского поэта—Аветика Исаакяна—по глубине художественного обобщения и мастерству выходит далеко за рамки национальной литературы. Недаром В. Брюсов, высоко оценивая произведения Аветика Исаакяна, в частности его замечательную поэму «Абул-Ала-Маари», писал в 1916 г.: «Здесь Исаакян выступает как один из европейских поэтов, ставя себе те же или сходные задачи, разрешить которые стремятся и лирики других народов—французские, немецкие, русские... По этим стихам можно судить, какого большого мастера имеет армянская литература в лице Исаакяна». Начав свой творческий путь в самом конце XIX века, Аветик Исаакян плодотворно трудился и в последующие десятилетия, внес свой неоценимый вклад в развитие армянской поэзии.

    Армянская поэзия начала XX века представлена также такими выдающимися поэтами, как Ваан Терян (1885—1920), Сиаманто (1887—1915), Даниел Варужан (1884—1915), Александр Цатурян (1865—1917), Акоп Акопян (1866—1937) и другие. Творческий путь Сиаманто и Варужана оборвался во время геноцида армян в Турции в 1915 г., жертвами которого они стали. Одному из самых нежных лириков армянской поэзии—Ваану Теряну было суждено увидеть победу социалистической революции, делу которой он отдал всю свою жизнь. Поэт Акоп Акопян явился одним из родоначальников армянской пролетарской поэзии; его стихотворения пользовались большой популярностью в рабочей среде и публиковались в армянской социал-демократической печати.

    В начале XX века армянская художественная литература обогатилась новыми произведениями крупных писателей-прозаиков—Александра Ширванзаде, Вртанеса Папазя-на, Мурацана, Григора Зограба, Нар-Доса и других. Особое место занимает, в частности, реалистическое творчество известного романиста и драматурга Ширванзаде (Александра Мовсесяна, 1858—1935). Армянская литература первых десятилетий XX века отличалась большим разнообразием художественных жанров, стилей и красок.

    К этому же периоду относится формирование армянской марксистской литературной критики и публицистики, основоположниками которой явились Степан Шаумян и Сурен Спандарян.

    Новая ступень обозначилась в развитии армянской музыки. Этот этап связан прежде всего с творчеством великого армянского композитора Комитаса (1869—1935). Черпая из неисссякаемого источника народной музыки, используя достижения мировой музыкальной культуры, Комитас создал армянскую национальную композиторскую школу, вывел армянскую музыку на мировую арену, во многом предопределил ее развитие в дальнейшем. В своем творчестве композитор выразил чаяния и думы, чувства и устремления армянского трудового народа, создал произведения непреходящей ценности, являющиеся высшим проявлением творческого духа народа.

    В этот же период началось творчество другого великого армянского композитора Александра Спендиаряна (Спендиарова, 1871—1928). Как композитор он сформировался в русской музыкальной среде, в своем творчестве усвоил богатые традиции армянской музыки и опыт передовой реалистической русской музыки. По определению видного русского композитора А. Глазунова, творчество Спендиаряна является воплощением духовного родства музыкальных школ армянского и русского народов. А. Спендиарян создал большое число музыкальных произведений разной формы, оказал большое воздействие на развитие музыкального искусства родной Армении.

    В 1912 г. в Александрополе силами любительской труппы была поставлена опера «Ануш» известного композитора Армена Тиграняна (1879—1950). С тех пор это замечательное произведение оперного искусства не сходит с подмостков армянской музыкальной сцены.

    Крупных мастеров сцены выдвинуло армянское театральное искусство. Хотя в Армении еще не было постоянного театра, однако в ряде городов—Тифлисе, Константинополе, Александрополе и других—выступали театральные труппы, которые имели в своем репертуаре пьесы как армянских, так и русских и европейских авторов. Большой и заслуженной популярностью пользовались замечательный актер Ованес Абелян (1865—1936), великая актриса Сирануйш (1857— 1932).

    Значительных успехов достигло армянское изобразительное искусство. Оно представлено такими видными живописцами, как Степан Агаджанян (1863—1940), Панос Терлеме-зян (1868—1941), Егише Татевосян (1870—1936). В этот же период начал творить выдающийся армянский художяик Мартирос Сарьян; в 1910—1911 годах, в частности, им создан замечательные «константинопольский» ,и «египетский» циклы картин.

    В начале XX века упрочилась связь армянской культуры с культурой русского народа. Среди прогрессивных деятелей русской культуры пробудился большой интерес к духовной жизни армянского народа. Великий русский писатель Максим Горький, выдающийся поэт Валерий Брюсов, талантливый литературовед и переводчик Юрий Веселовский сыграли большую роль в ознакомлении русского общества с культурой и литературой армянского народа. Переводами стихов армянских поэтов занимались такие известные русские поэты, как Брюсов, Блок, Бальмонт и другие. В свою очередь, переводы произведений русских писателей на армянский язык занимали важное место в творчестве Иоаннисяна, Туманяна, Исаакяна, Теряна, Цатуряна и многих других. Тесные взаимоотношения установились и в остальных областях искусства.

    В начале XX века еще более обогатились демократические традиции и прогрессивное содержание армянской культуры. В этом большую роль сыграла богатейшая демократическая культура русского народа.


    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Replies: 15
    Last Post: 08 May 08, 13:16
  2. Replies: 1
    Last Post: 07 May 08, 14:11
  3. Армянская культура
    By KODAK in forum Literature and Culture
    Replies: 2
    Last Post: 18 Mar 07, 20:41
  4. Replies: 0
    Last Post: 13 Mar 07, 01:45
  5. Replies: 29
    Last Post: 09 Mar 07, 01:21

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •