Page 10 of 29 FirstFirst ... 6789101112131420 ... LastLast
Results 64 to 70 of 197

Thread: История Рима

  1. #64
    Top VIP VIP Ultra Club Одуванчик's Avatar
    Join Date
    Mar 2008
    Posts
    5,104
    Thanks
    2,078
    Interesting posts: 1,057
    Posts signed 1,869 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 4 Times in 2 Posts
    Rep Power
    22

    Re: История Рима

    Римская гражданская община в III II вв. до н.э.


    Римские крестьяне. Землевладельцы (как крестьяне, так и помещики) считались в Риме цветом гражданства, людьми высокой морали и чистой жизни. По словам Катона Цензора, хорошего человека, когда хвалили, то хвалили его так: хороший землевладелец и хороший хозяин.

    В большинстве своем римские землевладельцы из муниципиев были крестьянами, день напролет трудившимися вместе с домочадцами на своих, как правило, небольших наделах, чтобы обеспечить хотя бы минимальные средства существования себе самим и своим семьям. Римляне называли их сельским плебсом.

    Многие из них, чтобы прокормиться, часть дня работали в хозяйстве соседнего помещика, например, нанимаясь со своим инвентарем обрабатывать его хлебное поле за долю выращенного и собранного ими урожая (поэтому они назывались издольщиками). Судя по нормам выплат, приведенным Катоном, в первой половине II в. до н.э. они получали довольно высокую плату, вдвое превышавшую заработок батрака.

    Однако угроза голода и разорения никогда не оставляла их в покое. Хозяйственная стратегия крестьян была в силу этого нацелена не на извлечение максимального дохода, а на выживание. Они были трудолюбивы, консервативны, прижимисты, руководствовались принципом: как можно больше продавать и как можно меньше покупать.

    Когда их личность и имущество оказывались под угрозой, они, как правило, могли рассчитывать не столько на муниципальные и государственные власти, сколько на взаимопомощь друзей, родственников и односельчан, а также на покровительство богатых и влиятельных патронов из числа соседних помещиков, время от времени посещавших свои виллы.

    Тяжким бременем для крестьян была военная служба. Непрерывные войны привели к тому, что в III II вв. до н.э. ежегодно примерно каждый пятый римлянин призывного возраста (то есть от 17 до 46 лет) находился в армии. Почти всем молодым крестьянам приходилось нести службу в течение шести-семи лет. Поскольку в III, а особенно во II вв. до н.э. военные действия проходили по большей части в заморских провинциях служба надолго отрывала крестьян от дома и своего хозяйства, которое из-за отсутствия основного работника могло прийти в упадок. Добыча и дарованная полководцем награда редко возмещали понесенный хозяйством ущерб. Земли, захваченные в заморских походах, доставались не крестьянам, а богатым помещикам и предприимчивым негоциаторам. Если завоевание Италии укрепляло римское крестьянство, то заморские завоевания скорее истощали его силы. Постепенная деградация крестьянства, представлявшего собой становой хребет античной гражданской общины, подрывала устои Рима-полиса.

    Особенно сложным было положение малоземельных крестьян, едва сводивших концы с концами. Любой недород, случайный пожар или болезнь могли заставить их залезть в долги и в конечном счете остаться без хозяйства. Начиная с 60-ых годов II в. до н.э., римляне не выводили новых колоний, земля на общественном поле была занята помещиками-земледельцами и магнатами-скотоводами, в хозяйствах которых трудились рабы, поэтому надежды на получение от государства нового надела не было.

    Крестьянин, потерявший свое хозяйство, превращался в сельского или городского пролетария и должен был отныне пробиваться случайными заработками. Он мог оказаться кабальным работником (аддиктом) в хозяйстве своего кредитора или вступить в батрацкую артель, бродившую по всей Италии в поисках работы, которая была гарантирована лишь в период сбора урожая, либо искать заработка на строительстве и в любой другой области, где мог потребоваться неквалифицированный, низкооплачиваемый, презираемый труд.

    Пролетарии теряли не только свой былой социальный статус, но и самые элементарные гражданские и человеческие права: они не служили в армии, не могли на равных судиться со своими противниками и обидчиками, не имели ни постоянного местожительства, ни семьи, ни гарантированного куска хлеба. В случае засухи и недорода им первым угрожала голодная смерть.

    Некоторые из них, дошедшие до последнего предела, становились легкой добычей для плагиариев (охотников за рабами) и заканчивали свои дни в рабском эргастуле или вместе с беглыми рабами пополняли разбойничьи банды, свирепствовавшие в разных районах Италии. В числе построек этого времени на виллах нередко находят укрепленные башни укрытия от нападений разбойников.

    Городские жители. Города были политическими, административными и религиозными центрами для своей округи; в них были сосредоточены торговля и ремесло, но власть и влияние принадлежали не богатым торговцам и ремесленникам, как в городах-коммунах европейского Средневековья, а богатым землевладельцам, из которых выходили муниципальные сенаторы (декурионы) и магистраты

    Значительная часть горожан представляла собой небогатых ремесленников и торговцев, живших и трудившихся в своих табернах или арендовавших помещения в принадлежавших богачам особняках. Римляне называли их городским плебсом. Люди, занимавшиеся презренными ремеслами, могли быть свободнорожденными гражданами, пришлыми чужаками, не имевшими гражданства, которых называли поселенцами (инколами), рабами на пекулии или вольноотпущенниками.

    Для взаимопомощи и совместного досуга они объединялись в профессиональные, погр»»»»ьные или соседские коллегии. У каждой из них были свои здания для собраний, свои божества-покровители и посвященные им праздники и пиршества, своя казна и выборные должностные лица-магистры.

    Многие из них имели патронов-покровителей из числа самых богатых и влиятельных муниципальных декурионов. В ответ на свои благодеяния (обычно это были различного рода раздачи и пожертвования) патроны могли рассчитывать на внимание и почет, а также на поддержку во время выборов городских магистратов. Коллегии вели по всему городу активную агитацию за своих благодетелей.

    Вместе с тем, когда из-за недородов или спекуляции продовольствием, возникала угроза голода, коллегии могли стать опасной силой, организуя массовые выступления рядовых горожан против местных властей и заставляя их принимать неотложные меры.

    Занятые презренными профессиями свободные граждане редко призывались на военную службу, зато принимали активное участие в заседаниях народного собрания и пользовались множеством удобств и преимуществ, неведомых почтенным земледельцам-крестьянам: школами для своих детей, услугами муниципальных врачей, общественными банями, зрелищами и щедрыми раздачами кандидатов на магистратуры и декурионов. Многие из этих горожан относились к крестьянам свысока как к неотесанной нищей деревенщине, непричастной к цивилизованному образу жизни. Быстрое развитие городов и расцвет городской жизни и городской цивилизации вели к постепенно углублявшемуся разрыву между городским и сельским плебсом.

    В более крупных муниципиях, связанных не только с областной и межрегиональной, но также и с международной торговлей, наряду с мелкими торговцами и ремесленниками жили богатые негоциаторы: банкиры, ростовщики, судовладельцы и оптовые торговцы (навклеры), откупщики и подрядчики, обеспечивавшие снабжение армии, самого Рима и занимавшиеся широкомасштабным строительством, а также владельцы больших ремесленных мастерских (оффиции).

    Они нередко обладали особняками и загородными поместьями и пользовались немалым престижем. Но лишь в нескольких самых богатых и процветающих портовых городах они могли располагать сколько-нибудь значительными властью и влиянием и входить в число декурионов. Для того, чтобы приобщиться к высшей власти и почету, им приходилось обзаводиться крупными земельными владениями, менять образ жизни, а свои более доходные деловые операции либо сворачивать, либо вести через подставных лиц (как правило, через своих вольноотпущенников).

    Декурионы. Правящую верхушку муниципиев составляло сословие декурионов, к которому принадлежали богатые землевладельцы, заседавшие в местных сенатах (куриях), включавших в себя от нескольких десятков до ста местных сенаторов. Судя по надписям, они противопоставляли себя рядовым муниципалам, не входившим в их избранный круг и именуемым плебеями.

    Чтобы стать декурионом, надо было иметь свободное происхождение, хорошую репутацию и поместья общей стоимостью, как правило, не менее ста тысяч сестерциев (или около ста югеров). В городах у декурионов были собственные особняки с рабами-слугами. Обычно они имели множество клиентов как среди горожан, так и крестьян, живущих по соседству с их имениями.

    Декурионы участвовали в управлении своим муниципием, заседая в курии и занимая выборные должности (магистратуры) и посты в жреческих коллегиях. Службу в армии они нередко проходили в кавалерии, а иногда и на офицерских должностях.

    Вместе с муниципальными магистратами декурионы заботились о поддержании общественного порядка в городе и его округе, помогали магистратам вершить суд по не особенно крупным делам, входившим в их компетенцию, распоряжались муниципальной казной и имуществом (принадлежавшими муниципию землями и зданиями, обычно сдававшимися в аренду), контролировали поступление муниципальных податей и распределение и выполнение повинностей, отвечали за городское благоустройство и строительство муниципальных дорог, следили за порядком на рынках и за снабжением горожан хлебом, пресекая спекуляцию продовольствием, чтобы не допускать голодных бунтов.

    В их ведении были культы богов-покровителей муниципия. Они организовывали общественные священнодействия и посвященные богам празднества, следили за строительством и ремонтом их храмов и святилищ, выделяли средства на отправление их культа.

    Свои многочисленные обязанности они выполняли безвозмездно. Более того, поскольку зачисление в курию или выборы в магистраты рассматривались как дарованные согражданами честь и почет, они должны были в виде ответной благодарности внести немалую сумму денег в муниципальную казну, устроить за свой счет раздачи согражданам, организовать общественные празднества, или обещать что-либо построить для города. Многие декурионы, чтобы снискать почет и влияние у своих сограждан и удостоиться статуи на городском форуме или почетных похорон за общественный счет, готовы были пожертвовать гораздо более крупные суммы, чем были обязаны, и могли даже разориться из-за своего местного патриотизма.

    Вместе с тем у этого патриотизма была и оборотная сторона: отсутствие четкой грани между собственными и муниципальными средствами, находившимися в распоряжении декурионов, нередко вело к расхищению последних, к переходу общественной собственности во владение тех, кто ею управлял. Высшая власть в муниципиях могла быть источником не только почета и престижа, но и немалого богатства.

    Местная знать. Внутри курий преобладающей властью и влиянием пользовались, как правило, из поколения в поколение представители нескольких самых богатых и влиятельных семей, которых называли местной знатью (domi nobiles). Они обычно принадлежали ко второму привилегированному сословию римским всадникам с состоянием не менее 400 тысяч сестерциев, а нередко и гораздо более обширным. У них была самая разветвленная клиентела и нередко имелись персональные связи (дружбы, гостеприимства и даже родства) с римскими сенаторами и аристократами.

    В случае согласованных действий они могли контролировать решения курии и постановления народного собрания, диктовать свою волю муниципальным магистратам. Правда им нечасто удавалось достигать согласия вследствие борьбы за первенство в своих муниципиях.

    Некоторым из муниципальных аристократов с помощью своих влиятельных друзей удавалось добиться избрания магистратом в самом Риме и зачисления в римский сенат. Они перебирались на постоянное местожительство в Рим и выходили из муниципальных курий, сохраняя при этом тесные связи со своей малой родиной. Декурионы нередко обращались к ним за помощью и покровительством как для себя самих, так и для своих муниципиев. В свою очередь, когда эти сенаторы баллотировались на римские магистратуры, многочисленные депутации избирателей-муниципалов, гордившихся знаменитыми земляками, стекались в Рим, чтобы поддержать их на выборах. Из муниципальной знати вышли многие выдающиеся государственные деятели, полководцы, ораторы и писатели.

    Высшие сословия. Декурионы были высшим сословием в своих муниципиях, а в римской гражданской общине, включавшей в себя всех граждан, имелось два высших сословия, выделявшихся своими правами, обязанностями и связанным с ними почетом: сенаторское и всадническое.

    Несколько сот сенаторов и несколько тысяч всадников, принадлежавших к этим сословиям, представляли собой политическую элиту и обязаны были большую часть своего времени и своих сил отдавать не личным, а общественным делам: обсуждению и решению важных политических вопросов, государственному управлению и военной службе.

    Все высшие государственные, военные и жреческие посты занимали сенаторы; на офицерские должности в римской армии назначали либо сенаторов, либо всадников, отборная римская кавалерия комплектовалась в основном из представителей сословия всадников (отсюда его название). Военная служба, как правило, была у них более продолжительной, чем у остальных граждан: не шесть, а 10 15 лет. В битве при Каннах из всех римлян, а не только участников сражения погиб примерно каждый десятый рядовой гражданин и каждый третий сенатор или всадник.

    Сенаторы и всадники отличались от остальных граждан своим богатством, образом жизни и внешним видом. Только они имели право носить золотые кольца и туники (длинные рубахи) с вертикальными полосами алого цвета, который у греков и римлян был цветом власти. У всадников было две узких полосы, а у сенаторов одна широкая. Кроме того, сенаторы надевали высокие черные сапоги.

    Поверх туник римляне надевали тогу, свою исконную национальную одежду, которую запрещалось носить негражданам. Вергилий даже называл римский народ одетое тогами племя. Поскольку тога была довольно дорогим и не очень удобным в повседневном обиходе одеянием, рядовые граждане надевали ее редко, обычно в официальной обстановке, а пролетарии вообще ее не носили. Для сенаторов и всадников тога была практически повседневной одеждой, причем они носили тоги светлых марких оттенков, выделявших их на фоне небогатых граждан, носивших более практичные темные тоги.

    Сенаторы и всадники должны были жить в собственных особняках, в которых принимали просителей и клиентов и часто задавали роскошные многолюдные пиры. В театре они занимали особые почетные места поближе к сцене, на публике обычно появлялись в сопровождении своих друзей, клиентов и рабов. От состава и численности этой свиты зависели их престиж и влияние.

    Они почти всегда находились на виду у сограждан. Их образ жизни, круг общения, хозяйственная деятельность и даже семейная жизнь и досуг должны были подчиняться римской системе ценностей и сообразовываться с общественным мнением. Отклонение от принятых норм могло навлечь бесчестье и привести к изгнанию из высшего сословия. С другой стороны, простые граждане обязаны были относиться к ним с особой почтительностью, соответствующей их высокому рангу.

    Когда одного рядового римлянина судили по подозрению в уголовном преступлении, на судебном заседании выступил высокопоставленный сенатор и заявил, что несколько лет назад этот человек не уступил ему дорогу на улице и не приветствовал подобающим образом. После этого судебное следствие было прервано, поскольку обвиняемому немедленно вынесли самый суровый приговор.

    Всадническое сословие. Ко второму высшему сословию принадлежали свободнорожденные римские граждане с цензом в 400 тысяч сестерциев, то есть в 16 раз превышающим тот, который был у граждан первого имущественного класса [3]. Обычно они служили в кавалерии и назывались римские всадники с собственным конем.

    Цветом всаднического сословия считались те из них, кто благодаря своему происхождению или военным заслугам получал от консула-полководца право золотого кольца и причислялся к 18 отборным всадническим центуриям, голосовавшим отдельно от первого имущественного класса. Члены этих центурий в виде компенсации за длительную военную службу получали от государства коня и средства на его содержание. Их называли римские всадники с общественным конем. Именно из их числа назначали офицеров среднего ранга (военных трибунов и префектов) и именно им полагались внешние знаки всаднического достоинства.

    По своему богатству, источникам дохода и положению в обществе всадники сильно отличались друг от друга. Жившие в Риме юные сыновья аристократов (нобилей) и рядовых сенаторов принадлежали к этому сословию, до тех пор пока не начинали политическую карьеру и не вступали в сенат. Всадниками были также откупщики, стоявшие во главе могучих компаний, и обладавшие состоянием, во много раз превышавшим всаднический ценз. Римляне иногда называли их сословием публиканов, выделяя своеобразное сословие внутри сословия.

    Публиканы играли видную роль в хозяйственной и политической жизни древнего Рима. Одно время историки отождествляли их со всем всадническим сословием, рассматривая всадников как торгово-финансовую знать, но современные исследователи отказались от этих устаревших представлений.

    Основную массу римских всадников составляли богатые землевладельцы, обладатели нескольких рабовладельческих вилл, жившие чаще всего в своих родных муниципиях и составлявшие там местную знать. Представляя собой богатую верхушку единого класса рабовладельцев-помещиков, они стояли во главе муниципальных сенатов (курий) и определяли облик всаднического сословия.

    Самые богатые и влиятельные из них с помощью своих друзей и патронов из высшей римской знати (нобилитета) могли добиться избрания в магистраты в самом Риме и вступить в сенат. Такие новоиспеченные члены первого высшего сословия назывались в Риме новыми людьми и составляли значительную долю сенаторов низших рангов. Всадническое сословие поэтому нередко называли питомником сената.

    Сенаторское сословие. К первому высшему сословию принадлежали сами сенаторы и их жены. Они обязаны были иметь местожительство в Риме, чтобы постоянно участвовать в обсуждении государственных дел. Любые поездки сенаторов за пределы Италии оформлялись обычно как государственные командировки.

    Жизнь сенатора была связана с большими трудами и расходами и проходила на виду у сограждан. Чтобы стать сенатором, необходимо было иметь богатство, влиятельных покровителей в Риме и добиваться магистратур, но право баллотироваться на низшую из них должность квестора имели лишь те, кто прослужил десять лет в кавалерии. Чтобы достичь старших магистратур, нужна была воинская слава уже в качестве офицера. Поэтому после квестуры сенаторы, как правило, отдавали еще немало лет воинской службе, занимая офицерские посты при высших магистратах наместниках и полководцах.

    Кроме этого, необходимы были и другие усилия, чтобы заручиться расположением избирателей: сенаторы нередко выступали в судах в качестве бесплатных адвокатов, приобретая таким образом благодарных и полезных клиентов. Они тратили большие средства на свои избирательные кампании, всячески обхаживая рядовых избирателей и одновременно стараясь приобрести всевозможными услугами дружбу и покровительство влиятельных высокопоставленных политиков, породниться с ними с помощью брачных связей.

    Крупные расходы сенаторов на первых порах не компенсировались новыми доходами. Отправление магистратур не только было безвозмездным, но и требовало немалых трат. В то же самое время сенаторам запрещалось заниматься наиболее доходными видами деятельности, такими как торговля, ростовщичество, откупа, чтобы не ронять престиж своего звания.

    Большие возможности для обогащения представляли старшие магистратуры, начиная с поста претора, но далеко не всем рядовым сенаторам удавалось их добиться, поскольку на всех 300 сенаторов этих постов не хватало. Неудача в борьбе за высшие должности могла привести к разорению сенаторской семьи и к переходу ее в этом или в следующем поколении во второе высшее сословие, в число всадников.

    Таким образом, положение многих членов сенаторского сословия было нестабильным, а его состав текучим. Простые сенаторы были тесно связаны со своими родными муниципиями и с сословием всадников из рядов которого они вышли, и куда снова могли вернуться, и одновременно находились в зависимости от самых могущественных и высокопоставленных аристократов (нобилей).

    Нобилитет.В русском языке слово знать буквально означает те, кого знают. Такое же значение в переводе на русский имеет латинское слово нобилитет (nobilitas). Знатными, то есть всем известными, римляне считали тех, кого все знали независимо от их собственных заслуг, благодаря их знаменитым предкам.

    Знатность была связана с консулатом. Те римляне, которые имели в своем роду хотя бы одного предка консула, принадлежали к знати. Те, у кого в роду было много консулов, диктаторов, триумфаторов, в атриях стояли шкафы с масками множества предков, занимавших курульные магистратуры, а стены этих парадных залов были богато украшены трофейным оружием, считались высшей знатью. К ней принадлежали несколько десятков патрицианских и знатных плебейских семей, тесно связанные друг с другом брачными и родственными узами. Выходцы из этих семей имели множество предков-консулов и по отцовской и по материнской линии.

    Рядовым римлянам о заслугах этих семей постоянно напоминали памятники прославленным полководцам-триумфаторам, которыми были украшены Форум и Марсово поле, а также общественные постройки: храмы, базилики, дороги и водопроводы, построенные ими на средства от захваченной добычи и названные их именами.

    Благодаря заслугам великих предков выходцы из наиболее знатных родов, таких, например, как принадлежавшие к патрициям Корнелии Сципионы, Эмилии Павлы и Фабии Максимы или к плебеям Семпронии Гракхи, Цецилии Метеллы и Клавдии Марцеллы, обладали не только наследственной славой, но и громадным богатством, и обширной клиентелой, охватывавшей не только Рим и Италию, но также провинции и дружественные царства. Представители этих родов из поколения в поколение занимали очень престижные должности в высших жреческих коллегиях, которые замещались не по выборам, а по кооптации членами этого избранного круга.

    Не стоит, однако, забывать, что эта могущественная аристократия была полисной или, говоря иначе служилой знатью. Власть, влияние и высокое общественное положение позволяли потомкам великих предков успешно добиваться от римского народа высших магистратур и других почестей и отличий, заново утверждать и укреплять престиж и влияние своего рода успешной службой гражданской общине.

    Те же, кто не мог или не хотел проявить себя на этой службе, могли потерять свое высокое положение и оказаться за пределами избранного круга. Если представители какой-либо семьи на протяжении нескольких поколений подряд не могли добиться консулата, то она постепенно теряла свое богатство, клиентов и даже свою знатность, которую начинали считать потускневшей. Потомки великих полководцев и триумфаторов могли затеряться в массе рядовых римских всадников, утонуть в забвении. Таким людям, чтобы добиться консулата и восстановить высокий статус своей семьи, приходилось предпринимать титанические усилия.

    В то же самое время отдельные выходцы из рядовых сенаторских и даже всаднических семей могли благодаря помощи знатных покровителей и своим личным заслугам достичь консулата и дать начало новому знатному роду. Так, например, знаменитый Катон Цензор, происходивший из муниципального всаднического рода, и не имевший в числе своих предков ни одного сенатора, стал консулом, цензором, триумфатором и к середине II в. до н.э. одним из самых влиятельных принцепсов. Всю жизнь он провел в борьбе с ненавидевшими его аристократами. Но его потомки сами были аристократами, а его не менее знаменитый правнук Катон Младший в середине I в. до н.э. стал одним из вождей аристократической партии

    У римских авторов, не принадлежавших к аристократии, встречаются упоминания о том, что почести и консулаты были гарантированы нобилям еще в колыбели, что с помощью своих друзей и клиентов аристократы установили свое абсолютное господство и в сенате и во всей Римской державе, где ничего не делается без их соизволения. На основании этих свидетельств современные исследователи еще недавно считали, что могущественная замкнутая знать могла беспрепятственно манипулировать сенатом и народным собранием, отдавая приказы массе зависимых от нее друзей и клиентов, и что, следовательно, римский государственный строй представлял собой крайнюю олигархию.

    Однако в последнее время многие из них приходят к выводу, что представления о безграничном господстве знати и ее полной замкнутости сильно преувеличены. В III I вв. до н.э. около 30% консулов не имели в своем роду достигших консульства предков, и у многих консулов дети и внуки были рядовыми сенаторами или всадниками. Это означает, что потомкам старинных знатных родов приходилось добиваться консульских постов в ожесточенной борьбе с новыми людьми и со своими собратьями аристократами. Эти посты не были гарантированы им в колыбели. Их друзья и клиенты, как оказалось, не могли обеспечить им полное господство в сенате и в комициях. Далеко не всегда можно было заранее предсказать решения, которые будут в них приняты. Римский государственный строй, по мнению этих ученых, представлял собой умеренную олигархию.

    Высшая знать могла беспрепятственно играть ведущую роль в римском государстве до тех пор, пока она считалась с интересами остальной элиты и в определенной мере рядовых граждан, а Рим под ее руководством шел от победы к победе. Однако постепенно углублявшиеся противоречия и слабости аристократической Римской республики подрывали основы власти и влияния этой олигархии.
    - Который час? - Лучшее время моей ЖИЗНИ-))!

  2. #65
    Top VIP VIP Ultra Club Одуванчик's Avatar
    Join Date
    Mar 2008
    Posts
    5,104
    Thanks
    2,078
    Interesting posts: 1,057
    Posts signed 1,869 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 4 Times in 2 Posts
    Rep Power
    22

    Re: История Рима

    Римские весталки.


    К началу III в. относится также сохранившаяся часть невысокой беломраморной стены с тремя изящными колоннами круглого храма Весты на Форуме.
    Культ Весты, богини огня на очаге, принадлежит к числу самых древних и значительных; по преданию, его учредил второй римский царь Нума Помпилий. Сначала неугасимый огонь Весты горел не в каменном здании, а в круглой хижине, сплетенной из ветвей. Впоследствии построили храм, но в память о хижине навсегда сохранили круглую форму и небольшие размеры.
    Рядом с храмом жили весталки, заботившиеся о поддержании огня и исполнявшие сложный ритуал культа. Весталки (всего их было шесть) пользовались в Риме большим уважением и могли оказывать влияние на государственные дела (прочие римлянки официально к политике не допускались). Если на улицах или площадях города процессия весталки случайно встречалась с процессией, ведущей осужденного на казнь, то это считалось добрым предзнаменованием и преступника объявляли помилованным.
    Весталками обычно становились девочки из знатных семейств в возрасте 6—10 лет. Срок их службы ограничивался тридцатью годами, в течение которых они обязаны были соблюдать целомудрие; нарушение обета каралось смертью (весталку живьем закапывали в землю). Если огонь Весты случайно угасал, то это считалось предзнаменованием великих бедствий для государства, и виновные весталки несли наказание (их собственноручно бичевал великий понтифик — верховный жрец Рима, дом которого (Регия) находился рядом с храмом Весты).
    По истечении тридцатилетнего срока весталки слагали с себя сан, становились частными лицами и могли жить, как им угодно; но замуж они выходили не часто, а замужние редко бывали счастливы, ибо семейному благополучию мешал не только их преклонный (по римским понятиям) возраст, но и независимый характер. Ведь весталкам оказывали величайший почет, по Риму их носили на носилках в сопровождении свиты, в театрах им принадлежали лучшие места, они могли облачаться в пурпур и жить в роскоши.
    Рядом с храмом Весты высятся руины массивного дома весталок, сохранилось также обширное пространство внутреннего двора с длинным плоским водоемом, по краям которого цветут розы, а кругом стоят мраморные изваяния знаменитых весталок; в древности двор окружала крытая колоннада.
    - Который час? - Лучшее время моей ЖИЗНИ-))!

  3. #66
    Top VIP VIP Ultra Club Одуванчик's Avatar
    Join Date
    Mar 2008
    Posts
    5,104
    Thanks
    2,078
    Interesting posts: 1,057
    Posts signed 1,869 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 4 Times in 2 Posts
    Rep Power
    22

    Re: История Рима

    РИМСКОЕ ВСАДНИЧЕСТВО И ЦЕНТУРИАТНАЯ ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ (V – НАЧАЛО IV В. ДО Н.Э.)


    [22] В историографии периода раннего Рима есть немало работ, так или иначе касающихся места и роли всаднической организации в постсервианской социально-политической системе формирующейся римской civitas. Тем не менее проблема значения всадничества для староримского войска остается наименее разработанной и наиболее с»»»»»й, что объясняется как более пристальным вниманием исследователей к пехоте, так и гораздо более скудными данными традиции о раннеримских всадниках.

    Согласно источникам Сервий установил 12 центурий конницы из первейших, лучших людей общины с высшим доходом и выдающимся происхождением (Liv., I,43,8-9; Dion. Hal., IV,18,20; Cic. De re publ., II,21,38), а также сформировал 6 центурий взамен 3 ромуловых, но под теми же освященными ауспициями именами (Liv., [23] I,43,9). По Дионисию (IV,18,1), Сервий придал эти 18 центурий I-му разряду. Ливий пишет, что в центуриатных комициях они голосовали первыми (I,43,11), а Дионисий считает, что с I-м разрядом. Противоречивость сведений традиции породила (VII,59,3) различные взгляды на характер и аутентичность всадничества по реформе Сервия Туллия, на взаимоотношения шести "старых" и 12 "новых" центурий и, наконец, на проблему определения ядра конницы в центуриатном войске. Основные версии реформы конного войска были сформулированы еще А.Розенбергом1.

    По первой версии число всадников при Сервии не увеличилось, ибо в противном случае нарушилось бы известное соотношение (1:10) конницы и пехоты в римской армии. Кроме того, невозможность такого количества конников объясняется темпами.роста населения2. Поэтому К.Белох считает, что царь просто разделил 1800 всадников трех двойных центурий, образованных Тарквинием Приском, на 18 новых центурий по 100 человек в каждой. По расчетам Белоха, были выделены 6 центурий, которые восприняли освященные обычаем имена Тициев, Рамнов и Луцеров от своих родовых предшественников и потому были зарезервированы за патрициями. Т.Моммзен, хотя и сообщал о такой возможности, но отвергал ее, полагая столь же противоречивой, как и выдвигаемую традицией3. Между тем А.Розенберг использует в качестве доказательства реорганизации конного войска гипотезу о постоянном относительном сокращении доли патрициев в составе населения Рима, которые к концу царского периода могли выставить максимум 600 всадников, а недостаток патрициев должен был компенсироваться за счет квалифицированных плебеев4. Однако источники содержат косвенное указание на то, что начало формирования плебса связано лишь со временем царствования Анка Марция (Liv.,I,22,2)5, а потому плебеи не могли до реформы Сервия входить в военную организацию и, тем более, составлять основную массу такого элитарного института. Удвоенные Тарквинием Приском всаднические центурии могли, конечно, иметь пополнение из членов отдельных состоятельных плебейских родов (не без основания связываемых с сенаторами из gentes minores – Liv.,I,35,6), но были "подняты" в правах до уровня патрициев и утратили черты плебейского сословия. В то же время большинство исследователей признают плебейский состав 12 новых центурий6. Против возможности разделения досервианских центурий свидетельствует и привилегированный, сакральный характер организации equites (например, особо [24] почитался культ Диоскуров – покровителей всадников7). Этим можно объяснить неудачу Тарквиния в создании новых центурий конницы помимо освященных ауспициями родовых, формирование которых встретило резкое противодействие авгура Атта Навия (Liv,I,36,7; Fest. P.81,221; Cic. De re publ., II,20,36; Val. Max., III,IV,2; Flor., I,5,2). Поэтому маловероятна возможность перевода части этой достаточно замкнутой аристократической корпорации на более низкую сословную ступень. Следовательно, подобную теорию следует признать искусственной конструкцией историков.

    Вторая версия имеет общую основу с первой, поскольку строится на признании приоритета 12 центурий, между тем как шесть прежних, позднее известных как sex suffragia, считаются либо поздним, этрусским, нововведением, либо более древней, но потерявшей всякое военное и даже политическое значение организацией, которая превратилась в пережиток уже ко времени Сервия, но которую римляне из-за своего консерватизма у»»»»» сохраняли8. Тот же А.Розенберг передает мнение об образовании 12 центурий из удвоенных центурий Тарквиния (причем их численность определяется, исходя из другой версии традиции, в 1200 человек (и добавлении к старым подразделениям Сервием sex suffregia9. К.Белох предлагал вариант дополнения 3 центуриями существовавших шести, а затем удвоения их в период до 1-й Пунической войны10. Если мысль о постепенности возрастания количества центурий справедлива, то попытка растянуть этот процесс до конца III в. до н.э. вызывает возражения. Более корректен Т.Моммзен, который насчитывал во времена Туллия 1200 всадников (не принимая во внимание вероятного удвоения численности конницы при Ромуле – Plut., Rom., 20,1), несущих постоянную службу, и 600 находящихся в резерве (т.е. sex suffragia), а оформление 18 центурий относит к концу IV в. до н.э.

    Указанные версии помимо противоречивых данных Ливия имеют в основе прежде всего пассаж Феста (Fest. P.334М)11. Но независимо от интерпретации в данном случае доказывается только то, что sex suffragia были "связаны" с центуриями Тициев, Рамнов и Луцеров, удвоенными Тарквинием, т.е. являлись более древними, чем 12 центурий. Это достаточно убедительно показал Дж.Самнер12. Ссылки ряда авторов на то, что sex suffragia могли голосовать только после 12 центурий, или между 1-м и 2-разрядами13, правомерны лишь по отношению к позднейшему времени, а именно к началу реформ центуриатных комиций в III в. до н.э.14

    [25] Большинство исследователей считают наиболее обоснованной третью версию, сформулированную еще Б.Нибуром, А.Швеглером и отчасти поддержанную Т.Моммзеном. По этой версии sex suffragia представляли собой древние конные контингенты первоначальных трех триб15, рекультивировавшиеся из патрициев16. К ним в результате реформы были присоединены 12 новых центурий, формировавшихся как из патрициев, так и из плебеев. Т.Моммзен идентифицирует 6 старых центурий с центуриями procum patricium, ссылаясь на известный фрагмент из Феста (Р.249), и делает вывод об их патрицианском характере, полагая, что только в 220 г. до н.э. они были открыты для плебеев17. А.Розенберг, напротив, считает proci (proceres) и patres разными социальными группами и переводит этот термин как proci et patricii 18 – Proci (или primores, по Ливию) он относил к "благородным" плебеям, которые составили вместе с патрициями римское всадничество19. В этом его поддерживает А.Альфёльди20. Однако такое понимание вызывает в современной историографии серьезные возражения21. Л.Грив, например, согласна с тем, что proci было техническим обозначением principes или primores пехоты (ранних classici), но не усматривает их связи с sex suffragia22. Э.Ференчи, напротив, распространяет название procum patricium на всю всадническую организацию23, что представляется неправомерным, если учесть особый характер sex suffragia (Dion. Hal., IV, 18,1; Cic. De publ., II, 32, 39).

    Традиция ничего не сообщает о цензе всадников, хотя они находились как бы вне разрядов и были сформированы Сервием уже после создания "пехотных" классов (Liv., I,43 etc; Plin. Nat. Hist,, XXXIII,1,18,29-30), на что обратил внимание еще А.Альфёльди24. Правда, согласно Дионисию, всадники голосовали вместе с 1-м разрядом (IV,18,1; VII,59,3), что позволило наделить их высшим цензом25. Однако единогласие всадников с войском в комициях нельзя абсолютизировать26. Если же учесть, что первоначально 1-й разряд составляло все войско (Gell., VI,13; Fest. P.112 – classis), то всадники должны были придаваться classis как собственно фаланге, а следовательно, не входили в этот разряд. Поэтому утверждение о безусловно наивысшем цензе всадников не может быть принято, хотя уже само обладание лошадью выделяло общинника из массы сограждан27.

    Несмотря на то, что всадники были интегрированы в центуриатную систему, они стояли, по выражению Э.Гьерстада, "вне новой [26] военной организации28, вне классов, занимая особое, почетное, изолированное от цензовой градации место. Но все ли всадники находились в таком положении? Согласно источникам на содержание всадников выделялись aes equestrum и aes hordiarium (Fest. P.81; Liv.,I,43,9). А.Швеглер сомневался в том, что в VI в. могло быть так много вдов и сирот, обязанных выплачивать подобные подати29. Однако эти средства предназначались скорее для sex suffragia, которые служили, как и до Сервия, eguo publico. Такая плата едва ли могла рассматриваться как компенсация расходов на экипировку и существование, как полагал Т.Моммзен30. Служба конников была ненамного трудней службы пеших воинов, а особого вооружения у них в раннем Риме не было, кроме круглого щита (parma). Традиция дает основания предполагать, что средства шли на содержание не столько воинов, сколько лошадей. После введения платы всем воинам, с конца V в., всадникам выплачивали тройное содержание (Liv., V,7,12; 12,12). Вероятно, именно с этим связаны свидетельства о введении податей для вдов и сирот, "не плативших налогов" в цензорство Камилла (Plut. Gam., 2; Val. Max., II,9,1). Таким образом, древние всаднические центурии были предметом попечения всей общины, а со времени цензовой реформы эту заботу взялила себя состоятельные люди, представлявшие фамилию, но невоеннообязанные (вдовы и сироты).

    Двенадцать новых, плебейских, центурий формировались уже не по принципу происхождения, а исходя из состояния – в них вошла верхушка плебеев. Именно к ним можно отнести слова Цицерона (De re publ., II, 20,39) о наиболее знатных (sex suffragia) и обладающих наибольшим цензом всадниках (12 центурий).

    Могли ли эти 12 центурий быть учреждены уже Сервием, как утверждает традиция? Такое резкое увеличение численности конницы (до 1800 человек) при войске в 6-9 тыс. человек маловероятно, тем более, что при установлении фаланги тактическое значение конницы уменьшается31. Поэтому анализ традиции позволяет согласиться с А.Альфёльда в том, что 12 центурий были образованы, как и четыре класса из первоначального infra classem, в результате длительного и у»»»»»го сопротивления патрициев, не желающих допускать плебеев в последний оплот патрицианской знати32. По его мнению, после изгнания царей патриции провели реорганизацию всадничества, наполнив этот отряд "телохранителей царей" новыми силами, вооружив новыми религиозными идеями и введя новые церемонии, в целях сохранения контроля за архаическими всадниками и превращения [27] их из отряда общины в оплот богатых33. Следующую реорганизацию А.Альфёльди относит ко времени Самнитских войн, когда основное значение в военной организации получили 12 "новых центурий", которые он справедливо считает плебейскими и менее аристократическими, чем древние генократичные34. Уточним, что 12 центурий были сформированы в ходе развития центуриатной системы, в течение V в. до н.э35. Причем их нельзя смешивать с всадниками equo privato, ибо Ливий определенно свидетельствует, что последние по цензу принадлежали к всадникам (вероятно, из 12 центурий), которым не полагались казенные лошади (Liv., V,7,5). Таким образом, эти состоятельные плебеи не входили во всадническую организацию.

    Ряд исследователей выражает сомнения в сохранении военных функций sex suffragia после реформы, основываясь на данных о включении во всаднические центурии отдельных сенаторов (Cic. De re publ., IV,2), в отсутствии деления этих центурий по возрасту и исходя из самого названия suffragia, указывающего, якобы, на их чисто политические функции36. Однако эти центурии возникли задолго до законодательного деления их по возрастам и были сохранены в новой организации без изменений. Необходимо также учесть особый характер патрицианской всаднической корпорации: ее члены приобретали пожизненный статус и, как считает А.Альфёльди, могли по окончании активной службы переходить в сенат37. Примечательно в этом отношении суждение Цицерона (De re publ., IV, 2): "Equitatus, in quo suffragia sunt etiam senatus", из которого следует, что сенаторы голосовали в комициях вместе с всадниками и sex suffragia, являющимися частью всадничества, но не входящими в сенат. Правда, Р.Девелин использует этот отрывок для доказательства различия equtes и sex suffragia38. Больше оснований говорить об отличиях 12 центурий от sex suffragia, которые в V в. до н.э. не утратили военного значения, неоднократно решая исход сражений (Liv., II, 31, 43, 49, 53,3; III, 61, 63, 66, 70; IV, 33,3; V, 32) еще до формирования плебейских центурий.

    Понятие sex suffragia применительно ко времени Сервия употребляет лишь Цицерон: equitum centuriae cum sex suffragia (Cic. De re publ., II,22,39). Но он описывает явно уже реформированную центуриатную конституцию, существовавшую около 241 г. до н.э., когда патрицианское всадничество действительно утратило свое военное значение и стало почетной избирательной единицей, [28] как справедливо отмечал Р.Девелин39. Ливий называет шесть "старых" центурий alias centurias (Liv., I,43) или sex vocant centurias (I,36). Предположение А.Розенберга о том, что в рукописи Ливия "centurias" использовано по ошибке вместо "suffragia"40, представляется чересчур искусственным. Данные Ливия указывают, скорее, на то, что в куриатных комициях шесть "старых" центурий, набиравшихся не по куриям, а по трибам, не имели права голоса, а после введения в центуриатную систему они такое право получили, почему и стали называться vocant centuriae. Название же sex suffragia следует признать более поздним, возникшим либо при реорганизации всадничества в эпоху Самнитских войн41 в связи с переходом к манипулярной тактике, что позволило "сокрушить'' центуриатное построение войска, либо (что более вероятно) во время реформы центуриатных комиций в III в. до н.э.

    Таким образом, у нас нет веских аргументов, дающих возможность усомниться в сохранении центуриями sex suffragia черт закрытой привилегированной патрицианской корпорации42, имеющей родоплеменные истоки, и функций военной и политической единицы, имевшей на протяжении V в. до н.э. религиозное значение и обладающей боевой мощью.

    Введение центуриатной организации имело в качестве одной из главных причин расширение социальной опоры царской власти путем предоставления плебеям гражданских прав, что и было осуществлено благодаря реорганизации пешего войска на тимократической основе. Sex suffragia, находясь в связи со старыми племенными центуриями Тициев, Рамнов и Луцеров, длительное время после Сервианской реформы оставались единственным конным контингентом, сохранившим дореформенный характер. Отсюда и отсутствие у их подразделений ценза и деления по возрасту. Их сохранение можно считать уступкой аристократии. Но насущные военные нужды вместе с возраставшими требованиями плебеев по уравнению в правах с патрициями и интегрированием вследствие этого все больших масс плебеев в военную, а через нее – и в политическую, организацию путем деления infra classem на новые разряды – все это породило необходимость в увеличении численности конницы, что было невозможно в рамках сакрализованных sex suffragia. Поэтому в V в. учреждаются новые центурии, открытые и для плебеев, но способствующие сохранению политической власти у формирующейся патрицианско-плебейской верхушки.

    [29] Реформа Сервия Туллия, упразднившая старые родовые трибы, по которым набирались конные центурии Тициев, Рамнов и Луцеров, ликвидировала тем самым базу для их комплектования, что наряду с переходом к фаланговой тактике, несомненно, явилось одной из причин уменьшения военной роли sex suffragia и превращения их в пережиток родового строя43. Однако этот процесс был достаточно длительным.
    - Который час? - Лучшее время моей ЖИЗНИ-))!

  4. #67
    Top VIP VIP Ultra Club Одуванчик's Avatar
    Join Date
    Mar 2008
    Posts
    5,104
    Thanks
    2,078
    Interesting posts: 1,057
    Posts signed 1,869 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 4 Times in 2 Posts
    Rep Power
    22

    Re: История Рима

    Традиции, золото и честное слово.


    Такое впечатление, что за двадцать с небольшим лет римляне сильно изменили свои взгляды и принципы. На смену Сципиону Африканскому и Фламинину пришли провокаторы и обманщики, армия во время 3-й Македонской войны занималась воровством, и сенат прислал в Грецию специальное постановление о том, чтобы местные жители ничего не давали римлянам без приказа сената. Разложение армии продолжалось до тех пор, пока не прибыл Эмилий Павел. За 15 дней он привел армию в чувство и разбил в 168 г. до н.э. в битве при Пидне царя Македонии Персея.
    Но такая перемена в сознании, если вдуматься, закономерна. Сципион Африканский, участник битвы при Каннах, принадлежал еще к тому поколению, что выросло до катастрофы. Римский Мир строился на традициях, которые передавались от отца к сыну, где особое значение имел авторитет главы фамилии. При тех огромных потерях, которые понесла республика в войне с Ганнибалом, произошло не только разорение италийского сельского хозяйства, но и разрушение традиций. Не постепенное отмирание старого, а мгновенно отрубание еще живой части. Забвение. Спасти положение не могли меры, предложенные Катоном: это была попытка подпереть деревянными балками рухнувшие в результате землетрясения каменные опоры свода. Недаром в своей лихорадочной суете катон кажется не примером добродетели, а карикатурой на эту добродетель. Соблазны Востока и Греции - золото, драгоценности, произведения искусства казались поклонникам старины угрозой самой сути римской жизни. Но главная опасность была не в блеске золота и совершенстве творений греков, а в том, что эти сокровища как бы стали платой за те жизни, что Рим потерял в битве при Требии, на Тразименском озере, на равнине возле городка Канны. Вспомним о списках потерь сенаторов и военных трибунов, о мешке золотой колец. Быть может, поэтому таким уныло серым окажется римский сенат в последующие годы, такими беззастенчивыми хищниками - римские торговцы. И все наглее станут вести себя полководцы.
    В связи с этим показательна история Луция Фламинина, брата Тита Фламинина. Во время пирушки любовница (по другой версии - любовник), стала световать, что не видела гладиаторских игр, а ей бы так хотелось поглядеть, как убивают человека. Тогда Луций велел привести приговоренного к смерти преступника и приказал убить его тут же на пиру. За этот мягко говоря некрасивый поступок Катон вычеркнул имя Луция Фламинина из списка сенаторов. И когда Тит Фламинин возмутился, то Катон поведал эту историю на форуме. Возмущение было всеобщим, Луций не смел оспаривать решение Катона. Пройдет не так уж много времени, и ни распутством, ни жестокостью никого уже нельзя будет удивить.
    Не менее отвратительны "подвиги" Лукулла и Гальбы в Испании.
    Консул Лукулл, прибыв в Испанию, "жаждая славы и по своей бедности нуждаясь в добыче", (Аппиан) напал на племя вакеев, не имея на то мандата сената (!). Племя это жило тихо, и у римлян к ним не было никаких претензий. Но Лукулл воображал, что Иберия полна золотом и серебром. Он осадил город Кавку, вакейцы пытались сопротивляться, но проиграли. Тогда они выслали послов к Лукуллу и договорились об условиях сдачи. Когда вакейцы, поверив данному слову, впустили в город двух-тысячный римский гарнизон, Лукулл ввел все остальное войско и велел истребить жителей поголовно. Из 20 000 лишь немногие сумели бежать через ворота на другой стороне города. "Город Лукулл разграбил и тем покрыл имя римлян позором и поношением". (Аппиан).
    А ведь совсем недавно Публий и Гней Сципионы, а за ними молодой Публий Сципион Африканский не только своими победами, но и своей продуманной политикой сумели вытеснить пунийцев из Испании.
    Лукул же добился лишь того, что вынужден был с позором отступить, изрядно потрепанный под Паллантией. Но за все свои "подвиги" даже не был привлечен к ответственности.
    Сервий Гальба отличился не меньше: лузитаны заключили с ним договор. И он предложил переселиться им в более удобное место, где земли плодороднее, и где жить им будет лучше. Несчастные согласились и пошли за Гальбой. Римлянам обычно верили на слово. И они - обычно - слово держали. Но такого не мог предложить никто! Гальба разделил лузитанов на три колонны, каждую велел отвести в определенное место. И когда варвары, поверив ему на слову, сложили оружие, он велел их перебить. Несчастные кричали, взывали к богам, напоминали о клятвах. Но напрасно. Напрасно. Немногим, правда, удалось бежать. И среди них был Вариат, который вскоре станет злейшим врагом Рима. А мог бы быть союзником. Из добычи Гальба немногое отдал солдатам, остальное взял себе, хотя и был необыкновенно богат. "Ненавидимый всеми и привлеченный к суду, он спасся от осуждения благодаря своему богатству". (Аппиан). Думается, не надо никому обьяснять, как спасаются "благодаря богатству".
    А ведь не так давно римский сенат отказался принять дары от Пирра и гордо велел удалиться посланнику Ганнибалла. Пройдет не так много лет после "подвигов" Лукулла с Гальбой, и Югурта будет, не стесняясь, раздавать взять сенаторам, а потом презрительно воскликнет: "Рим - продажный город, и ему придет конец, как только найдется покупатель!".
    - Который час? - Лучшее время моей ЖИЗНИ-))!

  5. #68
    Top VIP VIP Ultra Club Одуванчик's Avatar
    Join Date
    Mar 2008
    Posts
    5,104
    Thanks
    2,078
    Interesting posts: 1,057
    Posts signed 1,869 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 4 Times in 2 Posts
    Rep Power
    22

    Re: История Рима

    Римская Республика События

    ВОССТАНИЕ СПАРТАКА


    ВОССТАНИЕ СПАРТАКА
    (Аппиан, Гражданские войны, I, 116-120)

    В это самое время в Италии среди гладиаторов (1), которые обучались в Капуе для театральных представлений, был фракиец Спартак. Он раньше воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы. Спартак уговорил около 70 человек своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать своей жизнью в театре. Напав на стражу, они вырвались на свободу и бежали из города. Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, гладиаторы удалились на гору Везувий. Отсюда, приняв в состав шайки многих беглых рабов и кое-кого из сельских свободных рабочих, Спартак начал делать набеги на ближайшие окрестности. Помощниками у него были гладиаторы Эномай и Крикс. Так как Спартак делился добычей поровну со всеми, то скоро у него собралось множество народа. Сначала против него был послан Вариний Глабр, а затем Публий Валерий. Но так как у-него было войско, состоявшее не из граждан, а из всяких случайных людей, набранных наспех и мимоходом, - римляне еще считали это не настоящей войной, а просшм разбойничьим набегом, - то римские полководцы при встрече с рабами потерпели поражение. У Вариния даже коня отнял сам Спартак. До такой опасности дошел римский полководец, что чуть не попался в плен к гладиаторам. После этого к Спартаку сбежалось еще больше народа, и войско его достигло уже 70 000. Мятежники ковали оружие и собирали припасы. Римлине выслали против них консулов с двумя легионами. Одним из них около горы Гаргана был разбит Крикс, командовавший 30-тысячным отрядом. Сам Крикс и две трети его войска пали в битве. Спартак же быстро двигался через Апеннинские горы к Альпам, а оттуда к кельтам. Один из консулов опередил его и закрыл путь к отступлению, а другой догонял сзади. Тогда Спартак, напав на них поодиночке, разбил обоих. Консулы отступили в полном беспорядке, а Спартак, принеся в жертву духу Крикса 300 пленных римлян, с 120 000 пехоты поспешно двинулся на Рим. Он приказал сжечь весь лишний багаж, убить всех пленных и перерезать вьючный скот, чтобы идти налегке. Перебежчиков, во множестве приходивших к нему, Спартак не принимал. В Пицене (2) консулы снова попытались оказать противодействие ему. Здесь произошло второе большое сражение, и снова римляне были разбиты. Но Спартак переменил решение идти на Рим. Он считал себя еще не равносильным римлянам, так как войско его далеко не все было в достаточной боевой готовности: ни один италийский город не примкнул к мятежникам; это были рабы, перебежчики и всякий сброд. Спартак занял горы вокруг Фурий и самый город. Он запретил купцам, торговавшим с его людьми, платить золотом и серебром, а своим - принимать их. Мятежники покупали только железо и медь за дорогую цену, и тех, которые приносили им эти металлы, не обижали. Приобретая таким путем нужный им материал, мятежники хорошо вооружались и часто выходили на грабеж. Сразившись снова с римлянами, они победили их и, нагруженные добычей, вернулись к себе.
    Третий уже год длилась эта страшная война, над которой вначале смеялись и которую сперва презирали, как войну с гладиаторами. Когда в Риме были назначены выборы других командующих, страх удерживал всех, и никто не выставлял своей кандидатуры, пока Лициний Красс (3), выдающийся среди римлян своим происхождением и богатством, не принял на себя командования. С шестью легионами он двинулся против Спартака. Прибыв на место, Красс присоединил к своей apмии и два консульских легиона. Среди солдат этих последних, как потерпевших неоднократные поражения, он велел немедленно кинуть жребий и казнил десятую часть. Другие полагают, что дело было не так, но что после того как все легионы были соединены вместе, армия потерпела поражение, и тогда Красс по жребию казнил каждого десятого из легиона, нисколько не испугавшись числа казненных, которых оказалось около 4000. Но как бы там ни было, Красс оказался для своих солдат страшнее побеждавших их врагов. Очень скоро ему удалюсь одержать победу над 10000 спартаковцев, почему-то стоявших лагерем отдельно от своих. Уничтожив две трети их, Красс смело двинулся против самого Спартака. Разбив и его, он чрезвычайно удачно преследовал мятежников, бежавших к лагерю, с целью переправиться в Сицилию. Настигнув их, Красс запер войско Спартака, отрезал его рвом, стеною [валами] и палисадом. Когда Спартак был принужден попытаться пробить себе дорогу в Самний, Красе на заре уничтожил около 6000 человек неприятелей, а вечером еще приблизительно столько же, в то время как из римского войска было только трое убитых и семь раненых (4). Такова была перемена, происшедшая в армии Красса благодаря введенной им дисциплине. Эта перемена вселила в нее смелость достигнуть победы. Спартак же, поджидая всадников, отовсюду прибывавших к нему, больше уже не шел в бой со всем своим войском, но часто беспокоил осаждавших мелкими стычками; он постоянно неожиданно нападал на них, набрасывал пучки хвороста в ров, зажигал их и таким путем делал осаду чрезвычайно трудной. Он приказал повесить пленного римлянина в промежуточной полосе между обоими войсками, показывая тем самым, что ожидает его войско в случае поражения. В Риме, узнав об осаде и считая позором, если война с гладиаторами затянется, выбрали вторым главнокомандующим Помпея (5), только что вернувшегося тогда из Испании.
    Теперь-то римляне убедились, что восстание Спартака дело тягостное и серьезнее. Узнав об этих выборах, Красс, опасаясь, что слава победы может достаться Помпею, старался всячески ускорить дело и стал нападать на Спартака. Последний, также желая предупредить прибытие Помпея, предложил Крассу вступить в переговоры. Когда тот с презрением отверг это предложение, Спартак решил пойти на риск и, так как у него уже было достаточно всадников, бросился со всем войском через окопы и бежал по направлению к Брундизию. Красс бросился за ним. Но когда Спартак узнал, что в Брундизии находится и Лукулл, возвратившийся после победы над Митридатом, он понял, что все погибло, и пошел на Красса с большой и тогда еще армией. Произошла грандиозная битва, чрезвычайно ожесточенная вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей. Спартак был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперед щит, отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его. Остальное его войско было изрублено в полном беспорядке. Говорят, что число убитых и установить было нельзя. Римлян пало около 1000 человек. Тело Спартака не было найдено. Большое число спартаковцев укрылось в горах, куда они бежали после битвы. Красс двинулся на них. Разделившись на четыре части, они отбивались до тех пор, пока не погибли все, за исключением 6000, которые были схвачены и повешены вдоль всей дороги, ведущей из Капуи в Рим (6).

    Перев. С. А. Жебелева.

    1. Гладиаторы (от латинского слова gladius - меч) - чаще всего рабы или военнопленные, которые сражались на аренах цирка во время так называемых гладиаторских боев, устраиваемых для развлечения богатых.
    2. Пицен - область в Средней Италии, расположенная по побережью Адриатического моря.
    3. Марк Лициний Красс - один из виднейших политических деятелей того времени, славился своим богатством. Исполнял должность консула в 70 г. и 55 г. до н. з., вошел в состав так называемого первого триумвирата. Погиб в 53 г. до н. э. в борьбе с парфянами.
    4. Эти цифры, приводимые Аппианом, мало правдоподобны.
    5. Гней Помпей - римский полководец, под командованием которого римские войска нанесли поражение Митридату Понтийскому. Три раза был консулом. Наряду с Крассом и Цезарем входил в состав первого триумвирата. Потерпел решительное поражение в битве с войсками Цезаря при Фарсале. Вскоре после этого был убит в Египте, куда бежал, спасаясь от преследования Цезаря.
    6. Дорога, ведущая из Капуи в Рим, Аппиева дорога, см. прим. № 3 на стр. 54.

    ВОССТАНИЕ СПАРТАКА
    (Плутарх, Красс, 8-11)

    Восстание гладиаторов и опустошение Италии, называемые большинством писателей «Спартаковской войной», начались по следующей причине. У некоего Лентула Батиата была в Капуе школа гладиаторов, из которых большинство были галлы и фракийцы, заключенные в темницу для гладиаторских состязаний не вследствие каких-либо бесчестных поступков с их стороны, но вследствие несправедливости купившего их господина. Двести человек из них сговорились бежать, но так как о заговоре был сделан донос, - о чем они заблаговременно узнали, - то 78 гладиаторов, предупредив его, вырвались на волю, вооруженные взятыми на кухне ножами и вертелами. Случайно встретив на дороге несколько телег, везущих в другой город оружие для гладиаторов, они захватили его и вооружились. Заняв сильную позицию, гладиаторы выбрали себе троих вождей, из которых первым был Спартак, номад-фракиец, обладавший не только большой смелостью и физической силой, но умом и гуманностью. Этим он значительно превосходил других, будучи похожим скорее на зллина. Говорят, что когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, ему приснился сон, будто змея обвивалась вокруг его лица. Жена Спартака, его соплеменница, пророчица, одержимая дионисовским вдохновением, предсказала, что это знак великого могущества, грозного для него по своему несчастному концу. Теперь она также была вместе с ним и вместе бежала.
    Прежде всего гладиаторы бросились на пришедший из Капуи отрад и, захватив много оружия, с радостью переменили на него свое прежнее вооружение, презирая его, как позорное и варварское вооружение гладиаторов. Претор Клодий, присланный из Рима с трехтысячным отрядом, осадил их на горе, имевшей только один крутой и узкий подъем, который он стал сторожить. Склоны горы были отвесные и гладкие. Наверху росло много дикого винограда. Гладиаторы срезали подходящие лозы и устроили из них крепкие и длинные лестницы. Спустив их вдоль крутизны так, что они достигали подошвы горы, гладиаторы все, кроме одного, благополучно сошли вниз. Оставшийся наверху, чтобы сторожить оружие, после того как все спустились, стал бросать вниз его и, побросав все, спустился сам. Римляне об этом ничего не знали. Поэтому, зайдя им в тыл, гладиаторы неожиданно ударили на них и, обратив в бегство, овладели лагерем. К ним присоединилось много местных пастухов, воинственных и быстроногих людей. Одних из них гладиаторы снабдили оружием, другими же пользовались в качестве разведчиков и легковооруженных. Вторым против гладиаторов был послан претор Публий Вариний. Гладиаторы сначала вступили в бой с одним из его помощников Фурием, командовавшим отрядом в 2000 человек, и обратили его в бегство. Затем Спартак подстерег советника Публия и сотоварища его по должности, Коссиния, посланного с большими силами, и едва не взял его в плен в то время, как он купался около Салин. Когда Коосинию с трудом удалось бежать, Спартак немедленно завладел его обозом и, преследуя его по пятам, после ожесточенной резни захватил лагерь. Пал и сам Косиний. Претора же Спартак разбил во мнших сражениях и в конце концов захватил его ликторов и коня. Спартак был теперь велик и грозен. Он составил себе вполне разумный план действий. Не надеясь сломить окончательно могущество римлян, он повел свое войско к Альпам, полагая, что нужно перевалить их и отправиться на родину, одним - во Фракию, другим - в Галлию. Но рабы, будучи сильны своей численностью и возгордившись своими успехами, не слушались Спартака и, двигаясь по Италии, занимались ее опустошением. Теперь же не только недостойный позор рабского восстания тревожил римский сенат. Он боялся Спартака и, сознавая опасность положения, отправил против него обоих консулов, как если бы дело шло об одной из самых трудных и больших войн. Один из консулов, Геллий, уничтожил внезапным нападением всю германскую часть восставших, отличавшуюся от остальных спартаковцев своеволием и гордостью. Когда Лентул окружил Спартака большим количеством войск, последний, ударив всеми силами в одно место, разбил легатов Лентула и захватил весь его обоз. Наместник Цизальпинской Галлии Кассий с десятитысячной армией пошел навстречу Спартаку, бросившемуся к Альпам. В завязавшейся битве Кассий потерпел поражение и, потеряв много людей, едва спасся сам.
    Узнав об этом, раздраженный сенат приказал консулам прекратить военные действия и выбрал главнокомандующим Красса (1). Многие из знати отправились вместе с ним в поход благодаря его известности и по дружбе с ним. Красс остановился у границ Пицена (2), чтобы встретить двинувшегося туда Спартака, а своего легата Муммия послал с двумя легионами в обход, приказав ему следовать за врагами, но не вступать с ними в соприкосновение и не завязывать сражения. Однако лишь только у легата появилась надежда разбить неприятеля, он дал сражение и был разбит. Многие пали, многие, побросав оружие, спаслись бегством. Красс сурово встретил Муммия, а от солдат, снова раздавая им оружие, потребовал поручителей в том, что они будут его беречь. Пятьсот же солдат, бежавших первыми и таким образом подавших повод к бегству, он разделил на пятьдесят десятков и из каждого десятка казнил одного по жребию, применив, впервые после длинного промежутка времени, это старинное наказание. С подобного рода смертью соединен особый позор, так как во время наказания совершается на глазах у всех много ужасных и мрачных обрядов. Переломив таким образом настроение солдат, Красс повел их против врага. А Спартак мало-помалу уходил через Луканию к морю. Встретив в проливе киликийские пиратские суда (3), он решил отправиться в Сицилию и, перебросив на остров 2000 человек, возобновить сицилийскую невольничью войну, только недавно погасшую и требовавшую немного горючего материала, чтобы снова вспыхнуть. Киликийцы сговорились со Спартаком, но, взяв подарки, обманули его и уплыли. Тогда он снова повернул от моря, расположил войско на Регийском полуострове. Красс, подойдя сюда и видя, что сама природа места указывает, что нужно делать, постарался укрепить стеною перешеек, чтобы одновременно и дать занятие своему войску, и лишить врага подвоза провианта. Это было большое и трудное дело, которое Красс окончил, против ожидания, в короткое время. Он провел от моря до моря через перешеек ров на триста стадий, шириной и глубиной одинаково в 15 футов и над рвом возвел стену большой высоты и прочности. Сначала Спартак не обращал вниманий на эти работы, относясь к ним с презрением. Когда же, чувствуя недостаток в провианте, он пожелал идти вперед, то увидел себя окруженным стеною и лишенным возможности получить что-либо с перешейка. Дождавшись снежной и бурной ночи, Спартак приказал засыпать небольшую часть рва землей, деревьями и сучьями и перевел через него третью часть своего войска.
    Красс испугался, как бы Спартак не двинулся на Рим, но успокоился, когда много мятежников отделилось от него из-за раздоров и самостоятельно расположилось лагерем вблизи Луганского озера. Говорят, что воды этого озера время от времени меняются, становясь то пресными, то опять солеными и негодными для питья. Подойдя к отделившейся части, Красс оттеснил ее от озера, но ему не удалось разбить мятежников, и обратить их в бегство, так как быстро явившийся Спартак остановил панику. Красс, сначала было написавший сенату, что необходимо вызвать Лукулла из Фракии и Помпея из Испании, теперь изменил свое намерение и торопился окончить войну прежде, чем те подойдут. Он знал, что когда они присоединятся к нему на помощь, весь успех будет приписан не ему, а им. Решив сначала напасть на отделившихся и ведущих войну на свой риск - ими предводительствовал Гай Ганник и Каст, - Красс послал 6000 человек предварительно занять один холм, приказав постараться сделать это незаметно. Они попытались обмануть бдительность врага, скрыв свои шлемы, но были замечены двумя женщинами, приносившими в это время жертву. Воины подверглись бы большой опасности, если бы не подоспел быстро Красс. Он завязал сражение самое большое из бывших в эту войну, в котором пало 12300 рабов. Из них только двое было ранено в спину; все остальные пали в строю, сражаясь против римлян. Спартак после поражения начал отступать к Петелийским горам (4). Квинт, один из легатов Красса, и квестор Скрофа следовали за Спартаком по пятам. Когда же он повернул и двинулся ва них, произошло паническое бегство римлян. Им удалось спастись с трудом, унося раненого квестора. Этот успех погубил Спартака, так как беглые рабы чрезвычайно возгордились. Они не хотели и слышать об отступлении и не повиновались начальникам, но уже в дороге, окружив их с оружием в руках, заставили их идти назад через Луканию по направлению к Риму. Туда же спешил и Красс, ибо стало известно, что Помпей уже приближается. В народном собрании раздавалось немало голосов, что именно ему должна принадлежать победа в войне: придя, он тотчас вступит в бой и окончит ее. Итак, спеша сразиться со Спартаком и расположившись лагерем около врага, Красс начал копать ров. Подскакивая к римскому лагерю, рабы завязали бой с работающими воинами. Так как с обеих сторон все большее число народа спешило на помощь, Спартак был вынужден построить все войско в боевой порядок. К нему подвели коня. Вытащив меч и сказав, что в случае победы у него будет много прекрасных вражескик коней, а в случае поражения он не будет в них нуждаться, Спартак заколол коня. Затем он устремился на самого Красса, но из-за массы сражающихся и раненых ему не удалось добраться до него. Зато он убил двух вступивших с ним в бой центурионов. Наконец свита Спартака бежала, а он, окруженный большим количеством врагов и мужественно отражая их удары, в конце концов был изрублен...
    Помпей окончательно уничтожил попавших ему в руки рабов и отправил в сенат донесение, в котором писал, что Красс разбил рабов в открытом сражении, а он, Помпей, вырвал самую войну с корнем.
    - Который час? - Лучшее время моей ЖИЗНИ-))!

  6. #69
    Top VIP VIP Ultra Club Одуванчик's Avatar
    Join Date
    Mar 2008
    Posts
    5,104
    Thanks
    2,078
    Interesting posts: 1,057
    Posts signed 1,869 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 4 Times in 2 Posts
    Rep Power
    22

    Re: История Рима

    ВТОРОЙ ТРИУМВИРАТ


    ВТОРОЙ ТРИУМВИРАТ
    (Аппиан, Гражданские войны, IV, 2-3)

    Цезарь (1) и Атоний с целью сменить вражду на дружбу сошлись вместе (2) вблизи города Мутины на островке, небольшом и плоском, находящемся ва реке Лавинии; каждый из них имел при себе по пяти легионов. Расположив их друг против друга, они направились каждый в сопровождении трехсот человек к мосту через реку. Лепил (3), пройдя вперед, осмотрел островок и сделал знак плащом, чтобы одновременно итти и тому и другому. Они оставили стоять на мостах со своими друзьями триста человек, которых они привели с собой, двинулись к середине островка на обозримое со всех сторон место, и все трое сели, причем Цезарь в силу своего звания занял место посередине. В продолжение двух дней, с утра до вечера совещаясь между собою, они постановили следующее. Цезарь должен сложить с себя консульское звание, а Вентидий на остающуюся часть года принять его; учредить новую магистратуру, равную по значению консульской должности, для приведения в порядок государства после гражданских войн; эту должность предоставить Лепиду, Антонию и Цезарю в течение пяти лет. Решено было таким путем обойти титул диктатора, быть может, из-за предложения, внесенного Антонием, которым запрещалось на будущее время учреждение диктатуры. Тотчас же они должны были назначить ежегодно сменяющихся городских магистратов на ближайшие пять лет. Управление провинциями должно было быть поделено так, что Антоний получал всю Галлию, исключая область, прилегающую к Пиренейским горам и называемую Старой Галлией, Лепид - эту последнюю и в придачу Испанию, Цезарь - Африку, Сардинию, Сицилию с остальными прилегающими островами.
    Так разделили между собой власть над римлянами эти трое мужей, отложив вопрос о провинциях, расположенных по ту сторону Ионийского моря, потому что Брут и Кассий еще владели ими. Решено было, что Антоний и Цезарь поведут войну с Кассием и Брутом, тогда как Лепид должен стать консулом ва следующий год и оставаться в Риме для ведения дел в нем, управлять же Испанией должен через посредство наместников. Из войска Лепида три легиона должны были остаться у него для охраны Рима, а семь легионов разделить между собою Цеварь и Антоний: три из тих взять Цеварю, а четыре - Антонию, так чтобы каждый из них мог повести в поход 20 легионов. Они должны были уже теперь обнадежить войско наградами за победу, причем, помимо других подарков, предоставить им 18 италийских городов для поселения; эти города, отличающиеся богатством, плодородием почвы и красотой зданий, они намерены были вместе с землею и домами равделить между войском, как если бы эти города были завоеваны ими в неприятельской стране. Среди этих городов самые известные были Капуя, Регий, Венузия, Беневент, Нуцерия, Аримин, Гиппоний. Так лучшая часть Италии предназначалась для войска. Решено было также расправиться со своими личными врагами, чтобы они не мешали им в осуществлении их планов и во время ведения ими дальнего похода. Все эти постановления были записаны, и Цезарь, как консул, прочитал их войскам всё, за исключением лишь проскрипционных списков. Солдаты, выслушав все это, запели военную песню и поздравляли друг друга с состоявшимся примирением.

    Перев. Е. Г. Кагарова.

    1. Имеется в виду Гай Юлий Цезарь Октавиан, внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный последним.
    2. Свидание это имело место в начале ноября 43 г. до н. э.
    3. Марк Эмилий Лепид - представитель знатного патрицианского рода, сторонник Цезаря. В союзе с Октавианом и Антонием играл незначительную роль.
    - Который час? - Лучшее время моей ЖИЗНИ-))!

  7. #70
    Top VIP VIP Ultra Club Одуванчик's Avatar
    Join Date
    Mar 2008
    Posts
    5,104
    Thanks
    2,078
    Interesting posts: 1,057
    Posts signed 1,869 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 4 Times in 2 Posts
    Rep Power
    22

    Re: История Рима

    ВЫСТУПЛЕНИЕ И ГИБЕЛЬ БРАТЬЕВ ГРАКХОВ


    ВЫСТУПЛЕНИЕ И ГИБЕЛЬ БРАТЬЕВ ГРАКХОВ
    (Веллей Патеркул, II, 2, 3, 6, 7)

    Beллей Патеркул - официальный историограф времени Тиберия. Он был родом из Капуи, большую часть жизни провел на военной службе. Дослужился до высших должностей в империи. «Римская история» Веллея Патеркула доведена до 30 г. н. э. В апологетических тонах говорит он о времени правления Августа. В высшей степени неодобрительно он отзывается о движении Гракхов, которые, по его словам, «повергли государство в смертельную опасность». Эту тенденциозность автора, в изображении мощного демократического движения, возглавленного братьями Гракхами, следует иметь в виду при чтении данного документа.

    Сдача Манцина вызвала сильные раздоры в государстве. В самом деле, сын славнейшего и выдающегося мужа Тиберия Гракха, внук по матери Публия Африканского, Тиберий Гракх, по инициативе которого в его квесторство заключен был договор [с Нуманцией] (1), теперь, то тяготясь тем, что выполненное им дело теряет силу, то боясь перемены суждения [о нём] и наказания, будучи избран в народные трибуны, и оставаясь человеком во всех отношениях безупречным, в полном расцвете духовных сил и с самыми чистыми намерениями, украшенный, наконец, столькими добродетелями, сколько выпадает на долю смертного при совершенстве природы и доброй воли, он в консульство Публия Муция Сцеволы и Люция Кальпурния сто шестьдесят два года тому назад разошелся с людьми благонамеренными, обещал всей Италии права гражданства; вместе с тем он издал аграрные законы, при всеобщем стремлении к устойчивому положению, он смешал все высокое с самым низким и подверг все государство в крайнюю смертельную опасность. Он лишил власти своего коллегу Октавия (2), стоявшего за общее благо, и учредил коллегию триумвиров для распределения земель и выведения колоний, введя в ее состав себя, своего тестя Аппия и брата своего Гая, тогда еще совершенно молодого человека.
    Тогда Публий Сципион Назика, внук того, который получил от сената титул: vir optimus, сын того цензора, который построил портик на Капитолии, правнук Гнея Сципиона, дяди знаменитого Публия Африканского, не занимавший в то время никакой должности и одетый в обычную тогу, хотя и был близким родственником Тиберия Гракха (3), но отдавал предпочтение интересам родины перед родственными связями и все, что не было полезно для общего блага, считал ненужным, также и для частных лиц (за эту добродетель он первый из всех заочно был возведен в сан великого понтифика). Он стоял на первых ступенях верхней части Капитолия, перекинув через левую руку край своей тоги, и призывал следовать за собой всех, кто хочет сохранить государство в безопасности. Тогда оптиматы-сенат и лучшая и большая часть всаднического сословия, - а также не участвующий в пагубных планах народ - бросились на Гракха, стоящего на площадке Капитолия среди толпы своих приверженцев и призывающего к себе население почти всей Италии. Он побежал и на спуске с Капитолийского холма был убит обломком скамьи. Так была прервана преждевременно его жизнь, которую он мог бы провести с большой славой. Это было началом пролития крови граждан в Риме и безнаказанного применения оружия. С этого времени насилием было нарушено право и прежний лучший строй жизни; раздоры граждан, обычно разрешавшиеся в прежнее время соглашением, теперь стали разрешаться оружием, и военные действия стали начинаться без основательных причин, но в зависимости от того, сколько они сулили выгод. И это неудивительно. Ведь в подражание примерам люди никогда не останавливаются на том, с чего начали, но, вступив на какую угодно узенькую тропинку, прокладывают себе путь для выхода на обширнейшее пространство, и если хоть раз собьются с правильного пути, неизбежно дойдут до пропасти, и никто не считает для себя постыдным того, что было выгодно для другого.
    Затем по прошествии десяти лет такое же безумие, которое проявил Тиберий Гракх, охватило брата его Гая, похожего на него как всеми добродетелями, так и этим заблуждением, а по своим дарованиям и красноречию даже намного его превосходившего. Несмотря на то, что он, ведя совершенно спокойный образ жизни, мог бы быть первым человеком в государстве, он не то для отомщения за брата, не то для закрепления в своих руках царской власти, по примеру брата, вступил в должность трибуна, и, выставив еще гораздо больше и более крайних требований, он обещал право гражданства всем италикам, хотел распространить их почти до самых Альп, распределял земли, затрещал кому-либо из граждан иметь более пятисот югеров земли, - что когда-то было предусмотрено и законом Лициния (4) - устанавливал новые торговые пошлины, заполнял провинции новыми колониями, передавал суды от сената всадникам, постановил раздавать гражданам хлеб, не оставил ничего в покое или в мире, ничего не оставил незатронутым, наконец, ничего не сохранил в прежнем состоянии; мало того, он продлил свои полномочия трибуна на следующий год. Консул Люций Опимий, который подал в должность претора во Фрегеллы (5), преследовал с оружием в руках как его, так вместе с ним и Фульвия Флакка из бывших консулов, награжденных триумфом, стремившегося к таким же ошибочным целям, которого Гай Гракх номинально поставил триумвиром на место брата Тиберия, а на самом деле сделал соучастником своей царской власти, и убил того и другого. Одно только было сделано Опимием беззаконно, это то, что он за голову - не то что именно Гая Гракха, - а вообще за голову римского гражданина хотел уплатить деньги, хотел выдать золота, равного ей по весу. Флакк был убит вместе со старшим своим сыном на Авентине, где стоял вооруженный и призывал народ к сражению. Гракх же спасался бегством, но увидав, что неминуемо будет захвачен людьми Опимия, подставил шею рабу свому Евпору, который выручил своего господина и с неменьшей решимостью покончил с самим собой. В этот день удивительная преданность Гаю Гракху была проявлена со стороны римского всадника Помпония. Он, подражая Коклесу, удерживал на мосту подступавших к нему врагов, а потом пронзил себя мечом. Как раньше тело Тиберия Гракха, так теперь тело Гая по исключительной жестокости победителей было сброшено в Тибр.
    Таков был исход жизни детей Тиберия Гракха, внуков Публия Сципиона Африканского, при жизни их матери, дочери Африканского, такова была смерть этих мужей, дурно воспользовавшихся своими прекрасными дарованиями. Если бы они добивались степени гражданского достоинства, то само государство предоставило бы им при полном их спокойствии то, что они предпочли получить через мятеж. К этой их ярости прибавилось еще одно исключительное по своим размерам преступление: в самом деле Опимием был убит также и один юноша, выдающейся красоты, не переступивший еще и восемнадцатого года жизни, непричастный к отцовским преступлениям, именно сын Фульвия Флакка, которого отец послал для переговоров...
    ...Вскоре затем началось суровое следствие над друзьями и клиентами Гракхов. Но Опимий, человек вообще безупречный и влиятельный, был впоследствии осужден общественным мнением по воспоминаниям о такой его жестокости и не встретил со стороны граждан никакого снисхождения. Такая же ненависть общественных судей обрушилась заслуженно на Рупилия и Попилия, которые в качестве консулов свирепствовали по отношению к друзьям Тиберия Гракха...
    Среди законов Гракха я самым гибельным считаю, пожалуй, тот, в силу которого он вывел колонии за пределы Италии.

    Перев. В. С. Соколова.

    1. Имеются в виду события, происшедшие в 137 г., когда римские войска во главе с консулом Манцином были окружены в Испании восставшими нумантинцами. Переговоры о капитуляции вел Тиберий Гракх, будущий народный трибун. Выговоренные им условия спасли римскую армию от гибели.
    2. Марк Октавий - народный трибун 133 г.
    3. Публий Сципион Назика был двоюродным братом Тиберия Гракха.
    4. Закон Лициния - см. прим. № 1 на стр. 89.
    5. Фрегеллы - город в Лации.
    - Который час? - Лучшее время моей ЖИЗНИ-))!

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Replies: 4
    Last Post: 04 Apr 10, 16:10
  2. История пиратства
    By Сержик in forum History
    Replies: 24
    Last Post: 23 Oct 08, 13:18
  3. Replies: 4
    Last Post: 24 Jul 07, 19:11
  4. Древнейшая история
    By Мукик in forum History
    Replies: 3
    Last Post: 17 Mar 07, 17:30
  5. История Армении
    By Мукик in forum History
    Replies: 10
    Last Post: 16 Mar 07, 14:38

Tags for this Thread

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •