Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим активистам… И вообще никому не снилось, даже в самых радужных грезах. Например, ещё полгода назад никто и представить не мог колонну в 65 человек, вооруженных радужными, трансгендерными и феминистскими флагами, здоровенным баннером, кучей плакатов и с ног до головы увешанных соответствующей символикой, с гордо поднятыми головами вышедших на свой парад и не спеша шагающих по одной из центральных улиц Москвы, которых никто не разгоняет, не пытается задержать, побить, закидать овощами. Которым улыбаются окружающие, подходят поздороваться, сфотографироваться, выразить солидарность и поддержку. Особенно, если всё это происходит в семнадцатиградусный мороз, который почему-то никого не пугает. Опыт акций ЛГБТ-движения, которые проводились до того, убеждал всех в обратном, и при слове «гей-парад» вспоминалось ужасное побоище на Манежке в прошлом мае, осажденный фашистами митинг в октябре, битвы за радужный флаг и прочее подобное.
Однако, случилось четвертое февраля, и оно все изменило. Пусть теперь кто угодно говорит о гомофобии общества, просит подождать, пока оно созреет для разговоров о правах ЛГБТ или созерцания гей-парадов, - чёрт возьми, да оно уже созрело! Причем, не в феврале двенадцатого, а лет на десять раньше, просто в это никто не верил. А сейчас уже поздно верить или не верить – мы просто знаем, что это так. Ни одного плохого слова, ни одной попытки нападения – лишь улыбающиеся лица любопытных соотечественников, интересующихся, кто такой этот «квир», про которого написано на растяжке «Ты тоже квир» и на плакате «Квир спасёт мир», которые сделали активисты Лёша и Абу из движения «GayRussia», активист которого тоже были там.
Там были все: почти вся команда Радужной ассоциации, кроме занятых на психологическом сервисе, герои майских гей-парадов, пятнадцать девушек из Феминистской коалиции, несостоявшийся депутат-трансгендер Глеб Ситников из «Яблока», человек по имени Серое Фиолетовое с фиолетово-бело-зеленым полотнищем гендерквиров, отличившийся на акции арт-группы «Война» «подарок Лужкову» в роли повешенного гея в боа, Надя Толокно и активистка Кэт из той же арт-группы, Граня - модератор ЛГБТ-граней, которого почему-то перепутали с Николаем Алексеевым (а его там как раз и не было). Были и те, кто вообще никогда до того не был ни на одном митинге, но, наконец, решили выйти, потому что четвертого февраля можно было всё. И таких было человек двадцать. И будет ещё больше, потому что то, что было разрешено один раз, обратно уже просто так не запретишь, а ещё потому, что морозы скоро кончатся, и наступит весна, которую мы раскрасим в цвета своего флага.
С нами, в той же общегражданской колонне, но отдельными группами, выступали наши друзья из Комитета за рабочий интернационал, заявившие, что не хотят агитировать других леваков в отведенном для этого загоне и вышедшие раздавать листовки тем, кто ещё не знаком с их идеями. Там же было и славное Левое социалистическое действие, активисты которого разозлились оттого, что Удальцов не разрешил им разворачивать их радужное знамя в левой колонне – вот они и ушли оттуда в полном составе, считая, что гомофобия – недопустимое явление в левом движении. Спасибо им за это!
Этому предшествовало очень многое: десяток пикетов по десять-двадцать человек, не побоявшихся выглядеть сумасшедшими на пустой площади и попасть под раздачу, бесконечные разгоны прайдов, первые два марша равенства, больше напоминавшие высадку гей-десанта в стиле «народ сбегается – народ разбегается» и третий, прошедший за тройным кольцом из рогаток, ментов и фашистов, закончившийся отступлением с боем и дракой в метро, акция «Розовые треугольники» с кучей задержанных, мой арест на Чистых прудах и битва за флаг на первой Болотной…
А ещё были два года упорной работы, сделавшие Радужную ассоциацию многочисленным и сплочённым движением, бесконечные собрания, просветительские мероприятия и вечеринки, психологические группы и поэтические вечера, две проведенные нами Недели против гомофобии (сейчас готовим третью), пулеметные очереди многотысячных анонсов вКонтакте, помощь и поддержка, которую мы стараемся оказать всем, кто к нам обращается и ощущение причастности к великому делу, которое есть у каждого из нас. Выход радужной колонны на Якиманку организовало сильное, сплоченное и разностороннее движение, чья деятельность отнюдь не ограничивается выходами на акции, которое начинало как сервисная организация и не собирающееся переставать быть таковой. Я считаю, что успешно бороться за права ЛГБТ, полноправно представлять их интересы и говорить от имени сообщества может и должно именно такое движение.
Опоздавшие собраны, металлоискатели пройдены… Мы минуем колонны краснознаменных левых, националистов с имперками и либералов, не разворачивая флагов. Втискиваемся в общегражданскую – в ней флагов почти нет, зато у всех в руках белые воздушные шарики. Подбегает Лёша Киселёв с радужной «лопаткой» в руке: «дураки, что флаги не развернули – меня наци такими аплодисментами встретили!». Дураки не дураки, а правил безопасности никто пока не отменял…
Философ Игорь с белым знаменем Радужной ассоциации постоянно убегает вперед – его приходится тормозить, а ребята с тяжеленной растяжкой «Ты тоже квир», наоборот, отстают. Над шествием слышится «Левое крыло радужной колонны, притормозите!», «Правое крыло, подтянитесь!»; пожилые дядьки, проходящие мимо, одобрительно кивают головами…
Колонну догоняет запыхавшийся Граня из ЛГБТ-Граней, которого Глеб Ситников, вооруженный бело-розово-голубым флагом трансгендеров на четырехметровом древке, почему-то принимает за Алексеева, Граня же, в свою очередь, интересуется, всегда ли героический Глеб такой скромный и интеллигентный, - видимо, герой и автор многих статей его блога представлялся ему совсем другим… Юра, организатор ежемесячных «Радужных кинопоказов», кричит «Путина в жопу!», - лозунг вызывает неодобрение, колонна скандирует знаменитое «Равные права – без компромиссов!»
Улыбающийся Николай Баев несёт плакат «Мы за демократию для всех!» с огромными буквами «МЫ», раскрашенными в радужные цвета и о чём-то беседует с гражданином, известным на сайте гей.ру как ЕС, на груди обоих красуются треугольники в радужную полосочку (полтора часа раскрашивал!) Спрашиваю: «Николай, чем не гей-парад?» Баев о чем-то задумывается и через пару секунд соглашается: «А ведь точно!»
Мы шли по Якиманке. Мы стояли на Болотной (в третий раз там уже). В столпотворении флаги смешались вместе с представителями движений, которые их принесли. Рядом развеваются белые знамена с символикой «Яблока», синие «Демвыбора», оранжевые «Солидарности», бело-бордовые «Парнаса», черно-желто-белые имперцев, бело-зелено-черные нацдемов, красные с символикой, красные без символики, красно-черные, просто чёрные, развевается одинокое черно-фиолетовое знамя анархо-феминизма в руках Нади Толокно и два фиолетовых флага, которые принесли феминистки из коалиции. Радужные флаги смешались с остальными, и это никого не удивило и не вызвало никакой неприязни – напротив, это выглядело крайне логичным – без наших шестицветных полотнищ цветовая гамма Болотной была бы неполной. Удивительно, но факт: толерантны были все, даже те, кто ещё не включил слов «геи» и «ЛГБТ»:
- Гляди, Вась, - пи***асы! Красиво стоят!
- А пойдем с ними постоим! И с флагом их сфотографируемся!
Леша и Абу растянули «Ты тоже квир» вдоль ограждения набережной, чтобы с того берега тоже было видно… Тем временем, был обнаружен первый (и последний) пострадавший в рядах колонны: девушка Саша отморозила себе пальцы на ноге. Пальцы растерли, Сашу напоили виски и отправили с сопровождающим в ближайшую кофейню – отогреваться. Минут через двадцать, под Шевчуковскую «Родину» разошлись и все остальные.
Я горжусь тем, что организовывать это мероприятие выпало именно мне. Это было сложно, но не сложнее, чем то, что мне приходилось делать в движении до этого, хоть и отняло много времени и сил, вызвало кучу споров и разногласий, которые, впрочем, были решены, - и, в результате, четвертого февраля мы были вместе, и это останется с нами навсегда, как и со мной навсегда останется высокая честь быть человеком, который всё это затеял ещё 5 декабря.
Спасибо всем, кто был там! Спасибо вам, Аня, Андрей, Алена, Марина, Даня, Адик, Вова, Таня, Сергей, Юра, Игорь, Маргрет, Геннадий, Леша, Лера, Геннадий, Олег, Николай, Леша, Абу, Глеб, Олег, Вера, Надя, Кэт, Саша и все-все-все! Мы придем ещё!