Рыночная концепция стоимости (преимущество меновой стоимости над потребительной) вызывает тенденцию с этих позиций относиться и к людям, особенно к самому себе. Ориентацию характера, для которого свойственно глубинное отношение к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью, я буду называть Рыночной ориентацией. В наше время рыночная ориентация чрезвычайно быстро прогрессирует вместе с развитием нового рынка, «рынка личностей» - феномен последних десятилетий. Принцип оценки одинаков и для рынка товаров и для рынка личностей: на одном продаются товары, на другом – личности. Поскольку успех в большей степени зависит от умения продать себя, постольку человек ощущает себя товаром, или одновременно и продавцом и товаром. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться. Он испытывает чувства сродни тем, которые мог бы испытывать какой-либо товар, например, чемодан на прилавке магазина, если бы он мог чувствовать и думать. Подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке личностей. Поскольку современный человек ощущает себя и продавцом и товаром одновременно, его самоуважение зависит от условий, которые он не может контролировать. Если он добивается успеха, то осознает себя достойной личностью, если же нет – то считает себя неудачником и даже ничтожеством. Отношение к другим ничем не отличается от отношения к себе. Различия между людьми сводятся лишь к незначительным количественным оценкам большей или меньшей привлекательности, успешности и соответственно ценности. Равенство, вместо того, чтобы быть условием развития индивидуальности каждого человека, стало означать угасание индивидуальности, стало характеристикой «безликости» человека рыночной ориентации. Равенство стало синонимом « безразличия» - отсутствия всяких различий, полной нивелировки - и поистине безразличие – вот что характеризует человеческие отношения в современном мире к другим равно как и к себе. При рыночной ориентации у человека на каждый момент времени развиваются именно те качества, которые могут быть проданы на рынке с наибольшим успехом. Не какая-то постоянно доминирующая черта в характере человека – но пустота, которая максимально быстро может заполниться любым из требуемых на данный момент качеств. Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна от всяких индивидуальных особенностей.
Эрих Фромм , « Человек для самого себя»