Results 1 to 5 of 5

Thread: Международное Армянское Казачье Объединение (МАКО)

  1. #1
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46

    Международное Армянское Казачье Объединение (МАКО)

    Международное Армянское Казачье Объединение (МАКО)


    В настоящее время в российском обществе сложилось неоднозначное отношение к казачеству как отдельной сословной группе, одновременно значительная часть славянского населения с предубеждением относится к уроженцам Закавказья.

    Эти негативные тенденции во многом объясняются простым незнанием роли казачества, а также представителей кавказских народов в истории России.

    С начала 1990-х годов эта тенденция в отношении казаков была частично преодолена появлением множества книг, монографий и статей соответствующей тематики. В отношении же кавказских народов, в частности, армян, и их места в прошлом и настоящем России до сих пор существует определенный информационный вакуум.

    Армянский народ уже много веков сосуществует с народами России, по-братски разделяя ее радости и горести. Вместе с русскими, украинцами, татарами, казахами, представителями других народов, армяне защищали Баязет и Сталинград, гибли в Мазурских болотах и на Зееловских высотах, строили Днепрогэс и Байкало-амурскую магистраль, учили детей и ковали металл, прокладывали дороги и совершали научные открытия.

    Многие из них связали свою жизнь со службой в Русской императорской армии, а позднее - в Советской Армии, и среди сынов Армении есть целая плеяда знаменитых полководцев, генералов, адмиралов и офицеров.

    Теперь, когда волей политиков Россия и Армения разделены границей, армянская диаспора в многонациональной России играет важную роль в деле продолжения добрососедских традиций между нашими странами.

    Появление парадоксального на первый взгляд Международного армянского казачьего объединения имени генерал-лейтенанта князя Валериана (Ростома) Григорьевича Мадатова вполне объяснимо. На фоне всеобщего возрождения казачества, совершенно закономерно появление его «национальной» части - наследников славных традиций армянских воинов.


    При этом следует заметить, что объединение не преследует целей по созданию войсковых казачьих армянских формирований, а действует в сфере укрепления отношений с местными российскими казачьими организациями в деле патриотического, нравственного и культурного воспитания населения в местах совместного проживания. Сейчас, на фоне возрастания угрозы межнациональных и религиозных конфликтов, восстановление исторической правды является важной составляющей мирного сосуществования различных народов нашей многонациональной Родины. Этот процесс отвечает чаяниям, как русского, так и армянского народов, и лучшим тому подтверждением являются следующие строки:
    Я помню все заветы предков,

    Слова тех мудрых стариков,
    Что навсегда благословили,
    Союз армян и казаков.

    В предлагаемом материале предпринята попытка, в краткой форме проследить историю армянского народа на протяжении тысячелетий его существования и связь его с русским народом, особенно в период совместной борьбы против чужеземных завоевателей и участии русских и армянских казаков в боевых действиях и в мирной жизни.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  2. #2
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Зарождение армянского казачества и их связь с русским казачеством

    После раздела Армении между Турцией и Ираном (1639), положение армянского народа в обеих частях Армении - Западной и Восточной - стало ещё более тяжёлым. Ограбление народных масс носило систематический, жестокий и крайне разорительный характер. Они подвергались национальному гнёту, религиозным преследованиям. Пагубно отражались на положении населения вооружённые конфликты между Ираном и Турцией, вследствие которых Армения не переставала быть ареной военных действий.

    Вторая половина XVII и весь XVIII в. отмечены настойчивыми поисками путей освобождения от иноземного гнёта. Этот период ознаменовался подъёмом армянского освободительного движения. Вот примеры проявления армянами своего свободолюбивого характера: знаменитое восстание в Зейтуне в 1862 г., вооружённые столкновения в Ване 1862 г., в Чарсанджаке в 1865 г. В октябре 1878 г. зейтунский князь Папик поднял знамя вооружённой борьбы и сверг местного каймакама (начальника уезда). Вслед за этим последовали волнения в Васпуракане, Алашкерте и в Ване в 1880 г.

    В многочисленных локальных конфликтах и войнах, которые вела Россия против Персии и Турции, в интересах освобождения славянского и других христианских, в т. ч. и армянского, народов Балканского полуострова и Кавказа, активное участие принимали и армяне. Братская дружба армянского и русского народов берёт своё начало ещё со времён Киевской Руси. В течение столетий крепли и развивались духовные, культурные, экономические и политические связи. В XVIII в. определяющим фактором русско-армянских отношений становится борьба за освобождение Армении, разделённой между Османской империей и Персией. А намеченный Петром Первым персидский поход, во имя освобождения армян, не осуществился из-за смерти царя в 1725 г.

    В данном материале особое внимание уделено связям армян с русским казачеством в их борьбе за своё существование, завоевание свободы, укрепление рубежей Российской империи, за изгнание врагов со своих территорий и даже при их расширении, в интересах предоставления свободы порабощённым народам. Дружба и взаимопомощь двух народов показаны в период войн и вооружённых конфликтов на Кавказе, в местах компактного проживания армян и славян.

    В связи с переселениями армян, по различным причинам и обстоятельствам, на Северный Кавказ в различных районах создавались свои общины, а в ряде мест они жили смешанно с другими народами. Но так как в этих краях находилось большое количество казачьих поселений, то армяне, грузины, осетины, чеченцы тоже селились по станицам, городкам и селениям, где проживало подавляющее число казаков. Здесь они занимались различными промыслами, ремёслами, торговлей. Это, с одной стороны, содействовало более интенсивному хозяйственному развитию края, с другой - оказывало влияние на специфику хозяйства, на материальную и духовную культуру донского и терского казачества. Но и самое интересное, что эти люди включались в состав казачества. И поэтому уже в XVIII веке состав казачества становится многослойным. В среде донского, кубанского и терского казачества начали выделять:
    1. Восточно-славянскую, или русско-украинскую группу. Она преобладала количественно, политически и в культурном отношении, определяя облик всего сообщества. (Краткая история см. прил.)
    2. Интегрированные группы «горских казаков», состоявшие из грузин, армян, осетин, чеченцев и др. народов Кавказа. Они занимали второе место по численности и были связаны в местах расселения с восточными славянами сословными отношениями.
    Ведущей тенденцией в их отношениях были мирное сотрудничество и дружба. Казаки принимали в свои ряды только крещёных.

    Казаки, предками которых являлись вольнолюбивые русские люди, бежавшие от усиливавшегося феодально-крепостнического гнёта за границы Русского государства, скапливались за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах.

    В основном они происходили главным образом из Полтавской, Харьковской, Черниговской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Симбирской, Астраханской губерний. В тоже время земельные пространства на Кавказской линии по-прежнему осваивались не только одними русскими. Казачья служба черкесов, осетин, грузин, армян началась ещё с 1733 г. когда кабардинскому князю Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было поручено зазывать их на казачью службу. За это было обещано по 15 и более рублей годового жалования на человека. О переходе отдельных горцев в казачье сословие свидетельствуют архивные документы, полевые материалы, письменные источники. Так, известно о принятии в казачье общество Кизлярского полка 188 мужчин и 189 женщин из армян. В станице Шелковской и Александроневской Кизляро-Гребенского полка жили казаки - грузины и армяне. Численность местного коренного населения была наиболее высокой. Причинами перехода других народов в казачье сословие были самые разные: бегство их от угнетения местных феодалов, от резни курдов и турок, бедность и бродяжничество, нарушения местных обычаев и прав. Поэтому наличие в составе воюющих частей солдат и в рядах русского офицерского корпуса значительного числа армян было не случайным.

    В сложной для Армении политической ситуации, когда армянский народ порой оказывался под угрозой физического уничтожения, русская армия, в том числе казаки, вставали на его защиту. Со временем некоторые из них обрусели, другие продолжали считать себя армянами, вместе с тем, все они воспринимались как неотъемлемая часть русского офицерства. Этому способствовало то, что русские и армяне, как грузины, греки и молдаване, исповедовали православие, что сближало их в быту, в армейской и в культурной жизни.

    Казачество, за относительно короткий временной промежуток, смогло сформировать такую грозную военную силу, для борьбы с которой искал союзников султан Османской империи - одна из могущественных держав того периода. Казаки отлично владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий: они умели сражаться конно и пеше, и в поле, и на воде, совершать неожиданные набеги, брать штурмом города-крепости, обороняться и на построенных полевых земляных укреплениях, и на крепостных стенах захваченных городов. Необычайно разнообразен был используемый казаками оружейный арсенал и приёмы умелого обращения с любыми видами холодного и огнестрельного оружия.

    Таким образом, армяне как бы слились с казачеством, сблизились со славянскими народами так глубоко, что на протяжении почти трех веков бок о бок отстаивали свою государственность, право на жизнь вместе с казачеством Российской Державы, принимая активное участие во всех кавказских войнах. Начиная с большой Кавказской войны и кончая персидской и турецкими войнами, армянские дружины, полки и отряды героически сражались в составе, как российских казачьих войск, так и царских правительственных соединений. Кроме участия в боевых подразделениях и соединениях, армяне были представлены во всех ротах, эскадронах, полках и дивизиях российских войск и в казачестве как разведчики, штатные переводчики и эмиссары для ведения переговоров и допросов с персами и турками.

    В казачьих войсках они принимались в ряды казаков, а в царской армии, в большинстве своем, были как вольнонаемные, оставаясь гражданскими лицами, и при желании последних, они входили в состав младших чинов армейских подразделений. Об этом говорят многочисленные материалы, документы и изданная литература.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  3. #3
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Армянские и русские военачальники Кавказского театра войны


    Среди выдающихся военачальников XIX века, особое место занимает представитель армянского народа талантливый военачальник, генерал-лейтенант Валериан Григорьевич Мадатов.

    В период Большой Кавказской войны в эпоху проконсула Кавказа Алексея Петровича Ермолова (1777-1861 гг.), существовавшие в ту пору в тамошних краях ханства были выделены в особое управление. АЛ. Ермолову требовалось назначить соответствующего военно-окружного начальника, который бы, по мнению Алексея Петровича, с административным тактом соединял бы в себе боевую опытность, отвагу и предприимчивость. На эту должность проконсул Кавказа выдвинул генерал-майора князя Валериана Мадатова (1782-1829 гг.), вызванного из России.

    К тому времени имя Валериана Григорьевича было уже внесено в боевую летопись русской конницы и занимало видное место в плеяде отечественных кавалерийских начальников. Уроженец Карабаха (Арцах), из когда-то знатной, но обедневшей армянской семьи, он начал службу в 1799 г. в пехотном полку. В Русско-турецкую войну 1806-1811 гг. Мадатов на полях Молдавии и Валахии командовал ротой. Менее чем за два года за отличия в боях он был награжден орденами Св. Анны и Св. Владимира с бантами, получил Св. Анну «на шею» (как говорили тогда), золотую шпагу и чины капитана и майора. В те времена подобные награды для командира роты представляли большую редкость, и о Мадатове сразу заговорили в российской армии.

    В марте 1810 г. по его собственной просьбе он был переведен в Александрийский гусарский полк. В первом же бою 12 июля 1810г. уже в новом качестве Валериан Мадатов под деревней Чаушкой отбил со своим эскадроном турецкое орудие. 26 августа этого же года под Батином с двумя эскадронами он наголову разбил четырехтысячный конный отряд турок. Современники рассказывают, что, когда началось сражение под Батином, Мадатов спросил своего полкового командира генерала Ланского: «Скажите, что мне сделать, чтобы получить Георгиевский крест?» - «Разбей вот их!» — сказал Ланской и в шутку указал ему на многотысячную колонну турецких всадников, выдвигавшуюся из Шумлы. Однако карабахский армянин шутки не понял и тотчас бросился в атаку. Турки были рассеяны прежде, чем остальные эскадроны успели сесть на коней.

    Отечественная война 1812 г. застала Мадатова уже командиром Александрийского гусарского полка. Любимая поговорка его в то время была: «Берегу полк, как невесту; но придет час - и я не пожалею ни людей, ни лошадей». И такой момент наступил 11 ноября 1812 г. под Борисовом. Русский авангард, разбитый французами, отступал в беспорядке по длинному мосту, загроможденному орудиями и брошенными обозами. Мадатов выдвинул вперед все четыре эскадрона александрийцев. «Гусары! - крикнул он, - смотрите: я скачу на неприятеля, и если вы от меня отстанете, меня ожидает смерть или плен!» Подчиненные устремились за командиром. В этом бою александрийцы понесли тяжелые потери, однако успех полка позволил спасти артиллерию и предоставил возможность пехоте осуществить организованный отход.

    Мадатов принадлежал к числу тех весьма немногих русских офицеров, которые, будучи в чине полковника, носили Георгиевский крест на шее (3-я степень ордена) и имели золотую, осыпанную бриллиантами саблю. На тринадцатом году офицерской службы его произвели в генералы.
    Мадатов, за 16 лет перед этим покинувший родину бедным сиротой, вернулся в край правителем трех мусульманских ханств: Ширванского, Щекинского и Карабахского. С 1819 г. начинается славная боевая деятельность Валериана Мадатова на Кавказе, навсегда связавшая имя его с целым рядом выдающихся событий ермоловской эпохи. На Кавказе Мадатов пробыл больше 10 лет, будучи одним из наиболее деятельных и верных помощников Ермолова.

    В начале августа 1819 г. Мадатов принял командование над экспедиционным отрядом, назначенным для обороны богатой Кубинской провинции. Ермолов не считал отряд Мадатова способным вести серьезные наступательные действия и поэтому рекомендовал князю ограничиться наблюдением за Табасаранью, где вызревало восстание горцев.

    Мадатов, однако, имел разведданные, что противник пока не готов к активным действиям, и решил перенести борьбу на его собственную территорию, с тем, чтобы разгромить неприятеля, пока тот не собрался с силами. План Мадатова был достаточно рискованным, причем Валериан Григорьевич не счел даже нужным ставить в известность о нем Ермолова, поскольку дорожил каждой минутой, и взял всю ответственность за операцию на себя. Российский отряд внезапно переправился через реку Самур и, быстро пройдя Кюринское ханство, стал на самой границе южной Табасарани.

    Чтобы скрыть свои намерения, Мадатов распустил слух, что идет в Дербент, но ночью захватил Марату - узел дорог, расходившихся оттуда на Кубу, Дербент и в Каракайтаг. Как бы ни тяжело дался его войскам двухдневный форсированный марш на Марату, отдыха своим подчиненным Мадатов не дал. Жители аулов, через которые проходили российские войска, уже послали гонцов в аул Хошни, где находились несколько тысяч мятежников, чтобы предупредить их вожаков о приближении русских.

    Было принято решение, в ту же ночь совершить нападение на непокорных горцев для захвата основных руководителей восстания. До селения Хошни было около 30 километров. В целях внезапности нападения это расстояние отряду Мадатова нужно было преодолеть в течение всего одной ночи. Выступая в поход, князь отобрал из всего отряда только 500 бойцов, на силы, волю и безусловную храбрость которых он мог вполне положиться. Кроме того, Мадатов взял с собой три орудия, сотню донских казаков и туземную конницу. Войска шли на Хошни форсированным маршем, без привалов, в полном молчании. В целях скрытности движения колеса орудий обертывались солдатскими шинелями.

    На рассвете они были на месте. Конные воины стали спускаться в котловину, где располагался аул. Пехота, забыв об усталости, следовала за ними бегом. Кавалеристы стремительно ворвались в неприятельский лагерь и произвели в нём полное смятение. Пальба, стоны и дикие крики раздались со всех сторон. Ошеломленные мятежники стали разбегаться в разные стороны. Таким образом, одним решительным и смелым ударом, почти без пролития крови, была усмирена вся Табасарань. Мадатов вернулся в Марагу и оттуда именем императора объявил прощение всем участвовавшим в бунте. Затем при громе пушек табасаранцев торжественно привели к присяге на верность русскому царю.

    Ермолов был чрезвычайно доволен действиями князя Валериана. «Целую тебя, любезный мой Мадатов и поздравляю с успехом, - писал он ему, - ты предпринял дело смелое и кончил его славно...»
    В этом же году 19 декабря Мадатов прославился в бою под Лавашами во время похода Ермолова на Акушу, где командовал обходной колонной, решившей успех сражения, а также прекрасно зарекомендовал себя в последующих многочисленных боях на Кавказе. Лучшего помощника Ермолову и желать было нельзя.
    Читатель вообрази, что в наши дни начальник одного из отрядов предпринял на свой страх и риск решительные действия в Чечне и Дагестане, не согласовав их с командующим группировкой, а тем более с Генштабом, причем временами действовал от имени главы государства, не имея на то формального разрешения. Не получается, однако. В рамки современной жизни Вооруженных сил подобные поступки не укладываются, не говоря уже и о многом другом. С этих позиций деятельность кавказских генералов начала XIX в. смотрится несколько иначе.

    Уделяя достойное внимание этому прославленному военачальнику, карабахскому армянину, который имел тесную связь с казачеством, воюя за веру, царя и отечество Российского, и внёсший неоценимый вклад в дело защиты армян от персидского и турецкого ига, мы доводим до мнения читателей книги, что наше Международное Армянское казачье объединение (МАКО) носит имя этого великого человека - генерал-лейтенанта князя Валериана Григорьевича Мадатова, и, что возглавляет эту организацию его потомок атаман, казачьий генерал, Мадатян Сергей Андреевич.

    И всё-таки хочется добавить некоторые эпизоды из его биографии, фамилия которого отражена среди прославленных русских воинов в Храме Христа Спасителя в г. Москве.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  4. #4
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Валериан Григорьевич Мадатов (1782 - 1829 г.г.)

    В начале прошлого столетия Мадатов был прославлен как один из наиболее блистательных кавалерийских начальников. По словам современника, он был в русской армии тем, чем в наполеоновской армии - маршал Мюрат.

    Родился он в Карабахе, восточной окраине Армении, в семье мелкого владетельного князя. Один из карабахских старейшин взял подростка Мадатова с собой в Петербург, куда он поехал просить защиты христианского населения Карабаха от набегов соседей-мусульман. В Петербурге Мадатов выразил желание вступить на русскую военную службу, но просьба его была удовлетворена не сразу. Он уже отправился со своим покровителем в далекий обратный путь, когда по счастливой случайности Павел I вспомнил о юном горце, желавшем служить в русских войсках, и приказал вернуть его в столицу.

    Пятнадцатилетнего Мадатова зачислили портупей-прапорщиком в лейб-гвардию Преображенского полка, но вскоре перевели в Павловский гренадерский, а затем в один из армейский пехотных полков. Лишенный влиятельных связей, Мада-тов не имел никакого шанса выдвинуться. Больше 10 лет он прослужил в младших офицерских чинах.

    Впервые Мадатов принял участие в боевых действиях в 1809 году на Дунае и за отличие при штурме крепости Браилов получил свой первый орден. Затем боевые награды посыпались на него дождем. Под командованием Багратиона он сражался при Рассевате и был награжден золотой шпагой с надписью: «За храбрость».

    В начале 1810 года Мадатова перевели из пехоты в Александрийский гусарский полк. Командуя эскадроном, он отличился в нескольких сражениях с турками, проявив свои незаурядные качества отчаянно смелого, инициативного и умного кавалерийского начальника.
    В деле под деревней Чаушкой Мадатов врубился в неприятельскую пехотную колонну и захватил орудие; в решающем сражении кампании 1810 года под Батином с 2 эскадронами рассеял турецкую конницу, готовившуюся атаковать наши позиции. За эти подвиги его наградили Георгиевским крестом 4 степени и чином подполковника.

    Когда началось бегство наполеоновской армии из России, Мадатов со своими александрийцами принял самое деятельное участие в преследовании и истреблении неприятеля. После переправы французов через Березину он получил приказ опережать неприятельские колонны, истреблять мосты на пути их бегства и всячески замедлять их движение. Мадатов блестяще выполнил эту задачу, захватывая ежедневно сотни и тысячи пленных и неутомимо преследуя противника до самой Вильны. За эти бои он был произведен в полковники и награжден золотой саблей, украшенной алмазами с надписью: «За храбрость».

    В числе других передовых частей русской армии полк Мадатова перешел в конце декабря через Неман и принял участие в сражении под Калишем. Саксонские войска были разбиты, и Мадатов, захвативший в плен колонну генерала Ностица, награжден Георгиевским крестом 3 - ей степени.

    В генерал-майоры Мадатов был произведен после сражения под Лейпцигом, во время которого, раненный в руку, он не сошел с коня до конца боя. О его храбрости и необычайной быстроте действий знала вся армия. Денис Давыдов, понимавший толк в таких боях, назвал Мадатова, с которым ему довелось воевать бок о бок на поляхГермании, «до невероятия неустрашимым генералом».

    Еще не совсем излечившись от ранения, Мадатов вернулся в армию к моменту торжественного вступления русских войск в Париж. Назначенный командиром гусарской бригады, он был в 1815 году оставлен во Франции в составе русского оккупационного корпуса, но вскоре отозван и назначен на Кавказ начальником войск, расположенных в Карабахском ханстве, а затем и войск, расположенных в соседних Ширванском и Нухинском ханствах.

    Помимо командования войсками, Мадатову на Кавказе пришлось заниматься делами гражданского управления, и в этой новой для него роли он снискал себе популярность среди местного населения. Один из его сподвижников вспоминал: «Воинственный характер князя Мадатова, знание местных языков и обычаев, смесь азиатских привычек с европейскими, в нем замечаемая, делали его неоценимо полезным в областях, управляемых им. С одним из владельцев казался он дружески откровенным; другого обнадеживал обещанием лестных наград ему и подданным; третьему подавал защиту и правосудие. Во всех поступках его видны были гибкий ум, прозорливость и глубокое познание обстоятельств».
    Стремясь к «умиротворению» края, он всегда сам вел переговоры с вождями горских племен и, пренебрегая тревожными предупреждениями, нередко являлся на свидание с ними, один и безоружный. В ханствах, вверенных его непосредственному управлению, он присутствовал в судах («диванах»), заботился обустройстве мостов на горных дорогах, об усовершенствовании породы знаменитых карабахских скакунов, о распространении шелководства.

    Летом 1826 года Аббас-Мирза, наследный принц персидский, вторгся внезапно во главе многочисленной армии в Закавказье, и один из его отрядов ворвался в Карабах, грабя и разоряя селения. Мадатова там в это время не было - он лечился на Минеральных водах от давно уже обнаружившейся у него болезни легких. Получив известие о начавшейся войне, он поспешил в Тифлис и вскоре во главе отряда выступил против неприятеля.

    Встретив под Шамхором противника, Мадатов с ходу атаковал его. Вовремя применив военную хитрость, он нанес персам сокрушительное поражение, предотвратив их вторжение в Грузию и угрозу Тифлису.
    В решающем сражении этой кампании под Елизаветполом (Древний Ганзак. а в советский период - Кировабад) Мадатов командовал первой линией войск, а затем преследовал разбитого неприятеля, бросившего артиллерию и обозы, и искавшего спасения в бегстве за пограничную реку Араке. Хотя честь этой победы была приписана Паскевичу, многие современники считали, что он был обязан своим успехом не собственным военным дарованиям, а «превосходным ермоловским войскам» и «искусным и отважным» действиям подчиненных ему генералов.

    В 1826 году Мадатов был произведен в генерал-лейтенанты. Закончил он свою боевую деятельность там, где ее начинал, - на Дунае, куда был переведен весной 1828 года. Командуя отдельными отрядами, он принудил к сдаче турецкие крепости Исакча и Гир-сово и предпринимал разведывательные действия в предгорьях Балкан. Когда пала Варна, гарнизон ее получил разрешение уйти без оружия за Балканы. Изнуренные длительной осадой, голодные, одетые в лохмотья турки толпами тянулись по осенним дорогам на юг и сотнями умирали в пути.сотнями умирали в пути. Мадатов приказал разводить ночью на дорогах костры, высылал команды подбирать больных и ослабевших; солдаты его отряда делились с ними хлебом. Последним блистательным боевым подвигом Мадатова была атака в конном строю и захват турецких редутов под Шумлой.

    Летом 1829 года русские войска начали переход через Балканы, но Мадатову участвовать в них не пришлось - 3-й корпус, конницей которого он командовал, был оставлен под осажденной Шумлой для наблюдения за ее гарнизоном.

    После занятия русскими войсками Андрианополя Турция признала себя побежденной. 2 сентября был подписан мирный договор, а 4 сентября Мадатова не стало - он скончался от давней легочной болезни, резко обострившейся вследствие переутомления и тягостей походной жизни. Гарнизон Шумлы, остававшейся в руках турок, открыл ворота крепости, чтобы дать возможность похоронить Мадатова на городском христианском кладбище. Через несколько лет прах Мадатова был перевезен в Россию и похоронен в Сантк-Петербурге.

    Портрет его, исполненный с натуры, относится к числу лучших работ художника. Волевой характерный профиль Мадатова, рука, лежащая на эфесе сабли, блестяще написанные ордена и шитье гусарских ментика и доломана, «свободная и широкая» живопись портрета - все это создает впечатляющий по своей жизненности образ одного из незаурядных военачальников первой четверти прошлого столетия.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

  5. #5
    Top VIP VIP Ultra Club Амиго's Avatar
    Join Date
    Nov 2006
    Posts
    27,662
    Thanks
    5,707
    Interesting posts: 2,049
    Posts signed 2,942 times as interesting
    Groans
    0
    groaned 3 Times in 2 Posts
    Rep Power
    46
    Участие армян и казаков в русско-турецкой войне в 1877 - 1878 г.г.

    Показывая роль и место армян - казаков и армянских добровольцев, действующих совместно с русскими казаками и армейскими частями невозможно обойти русско-турецкую войну 1877-1878 г.г. на Кавказско-Малоазиатском театре войны.

    Эта война явилась поворотным событием в жизни христианских народов Османской империи. Она непосредственно затрагивала и интересы армян, которые проявили исключительную активность на всех этапах войны. Это и руководство крупными армейскими соединениями, когда прославленные офицеры свято выполняли свой долг перед Государем и Отечеством, и добровольческое движение, в котором участвовали жители Восточной Армении, и та деятельная поддержка, которую оказали наступающей русской армии западные армяне, из-за чего впоследствии понесли невосполнимые человеческие и материальные потери. Все это следует рассматривать в контексте происходящих событий, наиболее значительные из которых отображены в данной книге.

    127 лет прошло с той поры, как отгремели последние залпы русско-турецкой войны 1877 -1878 гг. Ее итоги явились поворотным моментом в истории христианских народов Османской империи. После кровопролитных сражений всепобеждающий меч Государства Российского добыл славянским народам Балканского полуострова долгожданную свободу. Черногория, Сербия и Румыния стали независимыми государствами. Болгария была провозглашена самостоятельным княжеством. Иначе сложилась судьба армянского народа. Некоторые земли исторической Армении вошли в состав России, однако большая их часть осталась в пределах Османской империи. Вопрос проведения реформ в Азиатской Турции, гарантированных присутствием русских войск, был, под давлением европейских держав, подвергнут ревизии. На Берлинском конгрессе 1878 г. они добились вывода русской армии с территории Западной Армении и взяли реформы под свой общий контроль, в результате чего Армянский вопрос стал предметом дипломатического торга, явившегося причиной неисчислимых бедствий для армянского народа в последующие десятилетия.

    На протяжении всей своей истории Османская империя являла миру пример исламского военно-феодального абсолютизма. Именно поэтому восстания христианского населения были направлены «против феодально-абсолютистского и национально-религиозного гнета».

    Пламя восстания, вспыхнувшее вначале в Боснии и Герцеговине (1875 г.), вскоре охватило и Болгарию. На это турецкие власти ответили жесточайшим террором и насилием, истребив в одной только Болгарии не менее 30 тыс. ни в чём неповинных стариков, женщин и детей. В создавшейся ситуации два автономных славянских княжества — Сербия и Черногория, подвергавшиеся не менее жестокому гнету, не могли оставаться сторонними наблюдателями и уже летом 1876 г. объявили войну Турции. Пороховая бочка Европы взорвалась.

    Такой сценарий развития событий вызвал чрезвычайную обеспокоенность европейских государств, каждое из которых преследовало свои стратегические цели на Балканах. Англия и Франция были озабочены судьбой своих капиталовложений, концессий и рынков сбыта в Турции, государственный долг которой в 1875 г. достиг 5.3 млрд. франков и привел ее к окончательному банкротству в 1879 г. Предметом забот «лоскутной» Австро-Венгрии являлись славянские народы, находившиеся под ее шестью. Однако она не столько опасалась взрыва славянского сепаратизма, сколько категорически возражала против возникновения у своих границ самостоятельного и сильного славянского государства. Германия, недавно отпраздновавшая громкую победу над Францией (1871г.), переживала процесс объединения и не стремилась напрямую вмешиваться в восточные дела, в которых ей еще предстояло сыграть заметную роль.
    Бог мой, как велико созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории.
    И как ослепительно их сияние. Увенчаны все, у всех есть шрамы славы.
    В зрачках у них молнии, гнев, горечь.
    Не осталось, почти не осталось в мире рода, который бы не узнал силу нашей руки.
    Г. Нждеh

    Judica, Domine, nocentes me: expugna impugnantes me.
    Confundantur et revereantur quaerentes animam meam.

Thread Information

Users Browsing this Thread

There are currently 1 users browsing this thread. (0 members and 1 guests)

Similar Threads

  1. Армянское гражданство
    By kin-o in forum Diaspora
    Replies: 85
    Last Post: 01 Jun 12, 16:47
  2. Replies: 7
    Last Post: 14 Oct 07, 18:53
  3. Replies: 23
    Last Post: 04 Aug 07, 19:09
  4. Томас Майн Рид
    By Мукик in forum Literature and Culture
    Replies: 1
    Last Post: 08 Jul 07, 17:46

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •